Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 13:55, реферат

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Финансы".

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 374.50 Кб (Скачать файл)


4. Сущность и структура финансовой системы РФ.

 

Финансовая система общества – это исторически сформировавшаяся и закрепленная действующим финансовым законодательством совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фондов, посредством которых обеспечивается мобилизация и последующее использование финансовых ресурсов для удовлетворения соответствующих потребностей общества в целом.

 

В зависимости от реализуемой государством экономической политики, финансовая система общества может иметь один из следующих типов:

 

- банковский тип, при котором основная часть национального дохода страны перераспределяется через рынок ссудных капиталов (финансовая система данного типа, представленная в большинстве стран Европы, характеризуется тем, что, аккумулируя значительную часть свободных финансовых ресурсов юридических и физических лиц, банки уже от своего имени распределяют их с использованием механизмов кредитования или прямого инвестирования, в том числе – путем операций на фондовом рынке);

 

- рыночный тип, при котором аналогичную роль в перераспределении национального дохода выполняет фондовый рынок (данный тип финансовой системы характерен, прежде всего, для США, Канады, некоторых других стран);

 

- бюджетный тип, при котором основная часть национального дохода в централизованном порядке перераспределяется государством через систему бюджетов и внебюджетных фондов (финансовая система данного типа, используемая, в частности, Россией, Швецией, Китаем, некоторыми другими странами, характеризуется жестким налоговым прессингом и высоким удельным весом государственной собственности в экономике).

 

Несмотря на то, что финансовая система – это совокупность объективно существующих финансовых отношений, тем не менее, на состав ее сфер влияют степень развития этих отношений в обществе и развитие научных взглядов по вопросам сущности финансов.

 

Мы будем рассматривать роль субъекта в общественном воспроизводстве как тот основной классификационный признак, в соответствии с которым финансовые отношения подразделяются на две большие группы (рис. 3.1):

 

- финансы субъектов хозяйствования;

 

- государственные и муниципальные финансы.

 

Блок «Государственные и муниципальные финансы» относится к централизованным финансам и используется для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения хозяйствующих субъектов относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

 

Каждая сфера финансовых отношений в свою очередь состоит из совокупности финансовых звеньев. Так финансы хозяйствующих субъектов объединяют финансы коммерческих, некоммерческих организаций и финансы индивидуальных предпринимателей.

 

Государственные и муниципальные финансы включают бюджетную систему и государственный кредит.

 

Финансы субъектов хозяйствования выступают исходной сферой финансовой системы, именно в этой сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов, и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Субъекты хозяйствования образуются и действуют в определенных организационно-правовых формах, закрепленных законодательством. Организационно-правовые формы функционирования субъектов хозяйствования определены Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).

 

В соответствии с организационно-правовой формой в составе финансов коммерческих организаций выделяются: финансы акционерных обществ (открытых и закрытых), финансы хозяйственных товариществ, финансы обществ с ограниченной ответственностью, финансы производственных кооперативов, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно-правовой формой выделяют финансы учреждений, финансы потребительских кооперативов, финансы общественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п.

 

Структура финансовой системы Российской Федерации Финансы индивидуальных предпринимателей специфичны, поскольку в хозяйственный оборот предпринимателей вовлекаются их личные доходы и накопления, и наоборот, предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение дела, но и на личное потребление.

 

В составе сферы государственных и муниципальных финансов применительно к России можно выделить следующие организационные формы бюджетов, которые соответствуют уровню власти либо местного самоуправления: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и местные бюджеты. Все эти бюджеты функционируют автономно. Таким образом, структура бюджетной системы Российской Федерации приближена к структуре бюджетных систем западных стран.

 

Основные средства концентрируются в федеральном бюджете.

 

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики. Важнейшими среди них являются: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

 

Государственный кредит представляет собой форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает, главным образом, в качестве заемщика средств. Политику в отношении государственного внутреннего долга определяет Федеральное Собрание Российской Федерации, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год. Задача состоит в том, чтобы бюджетные дефициты покрывались путем выпуска государственных займов, размещаемых среди юридических и физических лиц, как это имеет место в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой.

 

Следует отметить, что некоторые экономисты в составе финансовой системы страны выделяют страхование, считая, что страхование можно рассматривать в составе финансов, как экономической категории. Широкое распространение получило мнение о том, что с развитием страхового дела, демонополизацией страхового рынка, усилением потребности в страховании, оно может рассматриваться как вполне самостоятельная экономическая категория и не входит в состав финансовой системы как сфера финансовых отношений.

 

5. Бюджетная система РФ.

Бюджетная система – это главное звено финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства.

 

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государств, административно-территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении. Она основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве.

 

Построение бюджетной системы зависит от формы административного и государственного устройства страны. Все государства подразделяются, в зависимости от степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями на: унитарные, федеративные и конфедеративные.

 

Унитарное государство – форма государственного устройства, при котором административно-территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии.

 

Бюджетная система унитарного государства состоит из государственного и местных бюджетов.

 

Федеративное государство – это система государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, политически самостоятельны в рамках компетенций, распределенных между центром и ними, и имеют собственную государственность. Бюджетная система федеративного государства состоит из федеративного бюджета, бюджета членов федерации и местных бюджетов.

 

Конфедеративное государство – это постоянный союз суверенных государств, преследующий достижение политических или военных целей. Его бюджет формируется из взносов, входящих в конфедерацию. У государств-членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.

 

Бюджетная система состоит из бюджетов следующих уровней (ст. 10 БК РФ):

 

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

 

2) бюджеты субъектов РФ (РФ) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

 

3) местные бюджеты, в том числе:

 

а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

 

б) бюджеты городских и сельских поселений. Согласно ст. 11 БК РФ, федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

 

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который равен календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

 

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в определенном порядке, который устанавливается федеральным законом или предусматривается БК РФ.

 

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

 

Бюджет муниципального образования, т. е. местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

 

В местных бюджетах, в соответствии с бюджетной классификацией РФ, раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий (ст. 14 БК РФ).

 

Бюджет муниципального района, т. е. районный бюджет, и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района.

 

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

 

Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет.

 

Бюджет субъекта РФ, т. е. региональный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

 

Использование органами государственной власти субъектов РФ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допускается.

 

В бюджетах субъектов РФ, в соответствии с бюджетной классификацией РФ, раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», и расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

 

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

 

В соответствии со ст. 16 БК РФ, федеральный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

 

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ, не допускается, за исключением случаев, установленных БК РФ и иными федеральными законами.

 

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ образуют консолидированный бюджет РФ.

 

Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда (ст.17 БК РФ).

 

6. Межбюджетные отношения.

Бюджетное устройство. Межбюджетные отношения

 

Бюджетное устройство – это организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимодействие входящих в нее бюджетов.

 

Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, существующих в стране.

 

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Бюджетная система в унитарных предприятиях включает два звена: государственный бюджет и местные бюджеты.

 

В соответствии с БК РФ, бюджетная система федеративных государств состоит из трех звеньев: государственный бюджет, бюджеты членов федерации (субъектов Федерации – в России), местные бюджеты.

 

Государственная бюджетная система состоит из трех звеньев и включает: республиканский (федеральный) бюджет; 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области; около 29 тыс. местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"