Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 00:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 18 ответов на вопросы по дисциплине "Финансы".

Файлы: 1 файл

Finansy.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Верхний уровень Б.С. и  в унитарных и в федеративных государствах представлен всегда одним бюджетом – бюджетом центрального правительства в унитарных государствах или федеральным бюджетом в федеративных государствах.

2-й уровень Б.С. как  и 3-й, представлен разными видами  бюджетов в зависимости от  специфики тех государственных и муниципальных образований, которые обусловливают различия в государственном устройстве конкретной страны.

Современная практика организации  бюджетного устройства РФ.

В настоящее время  в РФ существует 3-х уровневая  бюджетная система, которая включает в себя на 1-м уровне: федеральный бюджет и гос. Внебюджетные фонды федерального уровня, на 2-м уровне: бюджеты субъектов РФ и ТФОМСы  и на третьем уровне: местные бюджеты.

Бюджетный процесс в  РФ: участники, этапы.

Участники бюджетного процесса:

Президент РФ (бюджетное послание Президента);

Органы законодательной  представительной власти (рассмотрение и утверждение бюджета, контроль за исполнением бюджета, утверждение  полномочий участников бюджетного процесса);

Органы исполнительной власти: высшие должностные лица субъектов РФ; главы местного самоуправления; финансовые органы (составление бюджета, исполнение бюджета, организация внутреннего и ведомственного контроля).

Органы денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ: совместно с  Правительством реализует денежно-кредитную политику, обслуживание бюджетных счетов, исполнение агентских функций Минфина при обслуживании гос. Долга).

Органы государственного и муниципального финансового контроля (контроль за исполнением бюджета  Федеральное казначейство).

государственные внебюджетные фонды;

распорядители бюджетных  средств;

 иные органы (отдельные  бюджетные полномочия: все бюджетополучатели).

Этапы составления  и утверждения бюджета на Федеральном  уровне.

I этап Составление проекта бюджета:

составление проекта  социально-экономического развития общества.

определение государством минимальных  соц. Стандартов;

бюджетное послание Президента РФ (не позднее марта предшествующего  года) к Федеральному собранию.

Непосредственное составление  проекта бюджета исполнительной властью (Правительство РФ);

Составление баланса доходов и  расходов государства;

Внесение бюджета на рассмотрение представительным органам власти (Государственная  Дума).

II этап Бюджетные чтения:

Проходит 3 чтения:

1-е чтение: продолжительность 30 дней с момента внесения проекта бюджета Правительством. (рассматривается: концепция соц.-эконом. Развития общества, объем ВВП, общий объем доходов в том числе нефтегазовых, расходов, верхний предел гос. Долга и т.д.)

2-е чтение: 35 дней после 1-го  чтения (утверждаются: источники покрытия дефицита, объем межбюджетных трансфертов, объем внутренних и внешних заимствований, финансирование крупных гос. Программ и т.д.)

3-е чтение: 15 дней после 2-го  чтения (рассматривается ведомственное  распределение бюджета, бюджет  принимается в целом)

III этап утверждение бюджета Советом Федерации, для этого отводится 14 дней.

IV этап подписание бюджета Президентом РФ 5 дней.

 

Бюджетная система  Российской Федерации основана на принципах:

единства бюджетной системы  Российской Федерации;

разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

самостоятельности бюджетов;

равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований;)

полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

сбалансированности бюджета;

результативности и эффективности  использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

прозрачности (открытости);

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств;

подведомственности расходов бюджетов;единства кассы

6. Способы взимания  и классификация налогов. Экономический  смысл налогового регулирования  в РФ.

 

На сегодняшний день существует три способа взимания налогов:

1. кадастровый – предполагает  использование кадастра, кадастр  – это реестр, содержащий перечень  типичных объектов, классифицируемых  по внешним признакам. Он устанавливает  среднюю доходность объекта обложения.  К внешним признакам относятся  например, при земельном налоге – размер участка и т.д.

2. у источника –  исчисляется и удерживается бухгалтерией  того юр. лица, который выплачивает  доход субъекту налога (НДФЛ).

3. изъятие налога после  получения дохода (по декларации) – предполагает подачу налогоплательщиком декларации после получения дохода. (налог на прибыль)

Существуют следующие  основания для классификации  налогов:

По субъекту налогообложения:

- налог с физ. лиц;

- налог с юр. лиц;

- смешанные налоги (транспортный, земельный)

2. По ставкам:

- пропорциональные (по единой ставке при любом размере доходов);

- прогрессивные (чем  больше дох, тем больше налог);

- регрессивные (страховые  взносы);

3. По способу изъятия:

- прямые (взимаются непосредственно  с объекта налогообложения):

- реальные прямые, в данном случае облагаются отдельные виды имущества     налогоплательщика, при этом финансовое положение налогоплательщика в     внимание не берется, как правило налог рассчитывается исходя из средней     доходности определяется по спец. кадастру (земля, дом, ц.б.) земельный      налог;

- личные прямые, облагаются  индивидуальные доходы или имущество       налогоплательщика (налог на прибыль, на имущества физ. лиц).

- косвенные (уплата  данного налога переносится на  покупателя товара):

- косвенные – универсальные (НДС);

- косвенные индивидуальные (Акцизы);

- фискальные монополии  (когда производство товаров народного        потребления сосредоточены в руках государства);

- таможенные пошлины,  в настоящее время таможенная  пошлина в РФ не      относится к косвенным налогам, а учитывается в составе неналоговых      доходов бюджета.

4. По способу взимания:

- на основе предоставления декларации;

- уплата источника выплаты дохода;

- на основе кадастра.

5. По уровню бюджета, в который  зачисляется:

- закрепленные (закреплены за одним бюджетом);

- регулирующие (взимаются в несколько  бюджетов в процентном соотношении).

6. По порядку введения налога:

- общеобязательные налоги –  предусмотренные НК РФ и взимаемые  на всей       территории РФ.

- факультативные – предусмотренные НКРФ, но при этом вводятся законодателями    на определенной территории, подведомственной им.

7. По целевой направленности:

- общие, для формирования бюджета  в целом;

- целевые.

8. По территории охвата:

- федеральные;

- региональные;

- местные. 

Экономический смысл  налогового регулирования заключается  в его определении.

Налоговое регулирование  – меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем введения либо отмены налогов, налоговых ставок, установления либо отмены налоговых льгот, повышения или понижения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так уменьшение количества налогов, снижение ставок ведет к стимулированию производства, а повышение ставок, и количества налогов, приводит к сдерживанию или даже подавлению некоторых видов деятельности.

7. Основные  принципы налогообложения. Функции  и элементы налога.

 

Становление налогообложения  проходило в 3 этапа:

1. 5 век до н.э. –  17 век н.э.

- бессистемность налогов  и их случайность;

- налоги взимались преимущественно в натуральной форме;

- формирование двухканальной  системы налогообложения (государственные  и местные налоги)

2. конец 17 века – 18 век.

- начинают формироваться целостные  налоговые системы, включающие  как прямые так и косвенные  налоги;

- формирование налоговой науки  (А.Смит)

3. с начала 19 века до наших  дней.

- возрастает значение прямых  налогов;

- уменьшается количество налогов. 

Основными принципами налогообложения  являются 4 классических принципа построения налоговой системы, в свое время сформулированные А.Смит в 1776г.:

1. принцип справедливости, согласно  которому все без исключения  должны  уплачивать законно установленные налоги соразмерно своим доходам.

2. принцип определенности, сумма  сборов и время платежа должны  быть четко  определенны и известны налогоплательщику заранее.

удобство налогообложения, налог  должен взиматься в такое время  и таким способом, которые представляются наиболее удобными для налогоплательщика.

экономности налогообложения, издержки государства по сбору налогов должны быть минимальными.

На современном этапе выделяют следующие принципы по НК РФ:

Принцип всеобщности;

Принцип равенства;

Принцип экономической обоснованности;

Единства экономического пространства;

Законного установления налогов и  сборов;

Удобства и определенности;

Принцип правоты налогоплательщика.

Необходимо понимать, что налоги – это комплексная категория, имеющая как экономическое, так  и юридическое значение, поэтому  важным является определение налога в рамках законодательства.

В соответствии с НК РФ под налогом понимается:

- обязательный индивидуально безвозмездный  платеж взимаемый с юр. и физ.  Лиц в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности,  хозяйственного ведения или оперативного  управления денежных средств  в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Исходя из определения налога можно  выделить 4 характерные черты:

Обязательность.

Индивидуальная безвозмездность.

Отчуждение денежных средств, переход права собственности  на ден. средства.

Направленность на финансирование деятельности государства любого уровня.

Категория налог в  свою очередь состоит из элементов. Элементы налогообложения – это  принципы построения и организации  налогов. Выделяют общие и частные  элементы налогообложения. Общие: субъект налогообложения, объект налогообложения, налоговая база, источник налогообложения, налоговая ставка, налоговый оклад, срок уплаты налогов, порядок исчисления налогов. Частные: налоговый объект, налоговый период, налоговая льгота, необлагаемый минимум. В РФ обязательными являются: объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты.

Налоги выполняют общие  свойства присущие всем финансовым отношениям и свои отличительные черты, т.е. функции.

Рассмотрение вопроса  о функциях налогов является дискуссионным. Существует противостояние 2-х школ, кейнсианской и неокласическо.

Представители кейнсианства считают, что налоги – это один из главных регуляторов всех экономических  процессов.

Их противники считают, что государственное регулирование должно быть минимальным, а налоги необходимы для формирования доходной части бюджета.

В настоящее время  в РФ выделяют следующие функции  налогов: фискальную, распределительную, экономическую, стимулирующую, регулирующую, поощрительную и контрольную.

Однако каждый автор  использует разные компоновки выделенных функций. Так Родионова выделяет 2 функции: экономическую, иногда ее делят  на регулирующую и стимулирующую  и фискальную.

Заяц: распределительную  и контрольную.

Юткина: выделяет функции  не налогов, а системы налогообложения: фискальную и регулирующую.

Романовский: фискальная.

Наиболее распространенным считается выделение 2 функций, таких  как: фискальная и регулирующая.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"