Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:23, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансы"

Файлы: 1 файл

Шпоры по теории финансов.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

1. Сущность  и необходимость финансов

 СущностьФин- это  специф форма произ отн-й по  поводу распр и перерасп части  обществ прод, главн обр чист  дохода , и формиров-я на этой  основе центр-х и дец-х фондов  ден ср-в, использ-х на цели  расшир воспр-ва и удовлет гос потр-й.Т.е сущность и природа фин обусловлена движением части совокуп общес прод-та, глав образ чистого дохода, его распред-м, созданием ден фондов и послед направл-м на расшир воспр-во кругооборота фондов в пр-ссе матер пр-ва , с одной стороны, и созданием центр ден фондов гос-ва с др стор. Необходимость Фин явл необх инструментом осущ эк политики гос-ва, исполь-я объектив эк законы гос-во осущ св ф-и по обеспеч-ю хоз и культ строит-ва, укреплению гос соб-ти и обороны страны. От степени исп-я фин рес-в во многом зависят темпы разв-я страны, своеврем и полное обеспеч фин рес-ми намеченных планов( улучшение благосост народа)Фин тесно связ с общес пр-вом, кот явл их мат базой. Развитие фин осн-ся на повышении НД, расширении пр-ва и товарооб-та страны. Успеш выполнение плана динамич соц развития страны во многом зависит от проводимой фин политики.Подъём мат и культ жизни нарола путём ускорения соц-эк развития, повышение эф-ти пр-ва на базе НТП возможен лишь при рац исполь-и фин рес-в.

 

2. Фин в системе  произ отн-й

Фин- это специф форма  произ отн-й по поводу распр и  перерасп части обществ прод, главн  обр чист дохода , и формиров-я  на этой основе центр-х и дец-х  фондов ден ср-в, использ-х на цели расшир воспр-ва и удовлет гос  потр-й. Общес прод-т прох-т стадии своего движения: пр-во, распр-е, обмен и потребление. В сист произ-х отнош-й фин выступ-т как особая форма этих от-й, отраж-я распред-е отн-я. Функц-т фин-сы в сист этих от-й посред-м денег. Обслуживая пр-с расшир воспр-ва, фин активно возд-т на проц-сс пр-ва , на кругооборот фондов. Если в фазе пр-ва проис-т простое возмещение израсход-х ср-в пр-ва и раб силы, то их расшир восп-во проис-т за счёт распред-я частичистого дохода, направляемого на эти цели. В выручке от реализации, выступающей в  денежной форме, покрываются все затраты по простому и расшир воспр-ву. Так в обобщ форме проис-т активное воздействие фин через чист доход на все стороны воспроиз проц и кругооборот фондов. Изменение произ-х отнош-й согласно закону соответствия пр-х сил и пр-х отн-й меняет хар-р фин от-й. Специфика фин в составе произ отношений сост так же в том, что они выступают в ден форме.

 

3.Денежные  отношения, сост.содержание финансов

1.д.о. предприятий и  хоз.организаций с др.хоз субъ, возникающ. При купле-продаже  тов и услуг.

2. д.о. меж. Гос-вом и хоз. Субъектами, связанные с платежами в гос бюджет в разл формах и финансированием из гос бюдж, а также д.о. связанные с формированием и использ-м внебюдж и страховых фондов.

3. д.о. хоз субъектов  со св. работниками по расширенному  воспр-ву рабочю силы, основ источником кот явл чистый доход

4. д.о. меж хоз. Субъ. И банк системой при получении  и погашении кредитов( если значит. Часть выручки обеспечивает кругооборот  фондов, то чист. Доход предпр-я  явл-ся относит постоянным кредитным  ресурсом банк.системы.)

5.д.о. внутри хоз  субъ, связ с распределением чист  дохода на расшир воспр-во всех  элементов совокуп общ прод-та  – фонда возмещения израсход  средств пр-ва и раб силы, которые  предопределяют дальней ход обществ  воспроизводственного процесса.

6.д.о. хоз субъектов  с вышестоящими органами, связанные  с созданием совмест ден фондов.

 Фин.Отнош хоз. Субъ  составляют  основу финансов.

 

 

4. Формы фин  отношений

Процесс создания и исполь-я  ВВП и НД в нат- вещ форме  опосред-ся также ф ден форме, обуслов-й формир-м и исполь-м ден фондов, доходов и накоплений и осущ-м расходов по фин-ю осн деят-ти, кап вложений, соц сферы и др расходов. В пр-се воспр-ва возникают особые эк от-я меж предприятиями, внутри их, гос-м и пред-ми, пред-м и его раб-ми, меж гос-м и населением, кот прин-т форму ден от-й. По св содержанию ден отн-я , возник-е в пр-се пр-ва и распр ВВП  и НД весьма многообр. Так, меж пред-ми воз-т отнош-я по поводу купли- продажи т-в и услуг, сырья и мат-в. Меж гос-м и пред-м –двухстор ден от-я путём перечисления пред-ми части получ доходовгос-ву и пред-ииз централ фондов ср-в на развитие пред-й. Ден от-я внутри пред-й – формир-е ден фондов и их исполь-е на расшир пр-ва и создание поощрит фондов. Ден от-я меж пред-ми и банками ( погашение, получение кредитов), меж гос-вом и населением ( пенсии, пособия за счёт обществ фондов потребления) – все эти отношения - финансовые

 

5.  Функции  финансов

Распределит и контрольная

Действие распределит  ф-и вытекает из сущности фин: обеспечения  отнош-й, связанных с распред и перераспред совокуп общес прод-та, нац дохода и чист дохода; формирование доходов и накоплений; создание фондов ден средств. Распред ф-я фин отражает экон отнош-я, обусловл движением чист дохода, а так же его влиянием на составн части и элементы совокуп продукта ( создавая тем самым условия для послед реализации этого продукта в нат-веществ форме через совершение актов купли- продажи)Итак, обществ назначение распр ф-и фин сост 1) распред и перераспр части стоимости совокуп общ продукта, глав образ, чист дохода, в ден форме в целях обеспечения расшир воспр-ва 2) формирование потенц возможностей для создания фин основыфунк-я гос-ва и всей экон системы.Эта ф-я реализ-ся в пр-ссе первичного и вторичного распр( перераспр) части совокуп прод

Контроль ф-я проявл в контоле за распред совокуп обществ прод-та, нац дохода и чист дохода по соотв ден фондам.Контр ф-я соотв образом обслуж-т как сесь воспр-й процесс сферы мат пр-ва, так и пр-сс формир-я и использ-я централ фонда ден рес-в гос-ва .Контр ф-я явл производной распред ф-и. Формой реализации кон ф-и фин явл фин информация, кот выраж-т фин показатели. Ч-з обобщ фин пок-ли , такие как выручка, прибыль, рентабельность , ликвидность, фондоотдача и т.д. можно контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эфф-ть и результатив-ть эк процессов. Важней задача фин контроля – проверка точн соблюд зак-ва по фин вопросам, своеврем и полнота вып-я фин обяз-в, фин дисциплина.

 

6.  Распределительная  ф-я финансов

Распред ф-я фин отражает экон отнош-я, обусловл движением чист дохода, а так же его влиянием на составн части и элементы совокуп продукта ( создавая тем самым условия для послед реализации этого продукта в нат-веществ форме через совершение актов купли- продажи) Итак, обществ назначение распр ф-и фин сост 1) распред и перераспр части стоимости совокуп общ продукта, глав образ, чист дохода, в ден форме в целях обеспечения расшир воспр-ва 2) формирование потенц возможностей для создания фин основыфунк-я гос-ва и всей экон системы Эта ф-я реализ-ся в пр-ссе первичного и вторичного распр( перераспр) части совокуп прод Формой выражения движения совокупного общ.. продукта является цена .Цена явл. не только колич формой выраж движения совокуп прод-та, но и основой первич распредел всех элементов совокуп обществ прод. В цене заложен и основ объект фин отнош – чистый доход. Первич распред совокуп прод ч-з чену удовлетв-т не только потреб-ти расшир воспр-ва , но и служит предпосылкой и основой вторич распред и создания центр фондов ден ср-в.Вторичное распределение нач-ся в момент отщепления части чистого дохода и направления его в ден фонды на возмещение израсход ср-в пр-ва и воспр-ва раб силы.Для друг части чист дохода  началом перераспр является момент отчислений из чист дохода налогов и др платежей.

 

7.  Контрольная ф-я

Контроль ф-я проявл в контоле  за распред совокуп обществ прод-та, нац дохода и чист дохода по соотв  ден фондам.Контр ф-я соотв  образом обслуж-т как весь воспр-й  процесс сферы мат пр-ва, так  и пр-сс формир-я и использ-я  централ фонда ден рес-в гос-ва. Контроль за соблюдением нормат актов, выражающих суть распред ф-и фин, отражает в св очередь содержание контрольной ф-и фин. Среди многообразия ден отнош-й, выражающих суть фин-в, нет ни одного, которое не было бы связ с контролем и использ-м фондов ден ср-в. Например, открытие бюдж финансирования обслуж-ся финансами в распред-й ф-и. Но все эти ф-ры составляют основу контроля.Отсюда следует специфика кон ф-ии – она явл производной распред ф-и. Формой реализации кон ф-и фин явл фин информация, кот выраж-т фин показатели. Ч-з обобщ фин пок-ли , такие как выручка, прибыль, рентабельность , ликвидность, фондоотдача и т.д. можно контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эфф-ть и результатив-ть эк процессов. Важней задача фин контроля – проверка точн соблюд зак-ва по фин вопросам, своеврем и полнота вып-я фин обяз-в, фин дисциплина.

 

8. ВВП и НД

ВВП в ден выраж-и  есть стоим-ть потреб-х сырья и  мат-в, топлива и энергии, а так  же износа осн ср-в в виде амортиз  отчислений, стоимость необходлимого прод-та, ст-ть прибав пр-та. Процесс создания и исполь-я ВВП и НД в нат- вещ форме опосред-ся также ф ден форме, обуслов-й формир-м и исполь-м ден фондов, доходов и накоплений и осущ-м расходов по фин-ю осн деят-ти, кап вложений, соц сферы и др расходов. В пр-се воспр-ва возникают особые эк от-я, кот прин-т форму ден от-й. По св содержанию ден отн-я , возник-е в пр-се пр-ва и распр ВВП и НД весьма многообр. ВВП – совокуп-ть мат благ, ср-в пр-ва и предметов потреб-я во всех отраслях нархоз-ва за опред период. В стоимостном выр-и ВВП – ст-ть конеч пр-ции и оказ услуг. Если из полной ст-ти вычесть все мат затраты, то получим НД.

ВВП = C+V+m, где C- мат изд-ки,V-фонд потребления, m- фонд накопления.

НД=V+m

Фин от-я охват-т весьма слож, разветв-ю и широкую систему эк взаимоот-й, кот возникают при создании, распред и исполь-и ВВП иНД.

 

9. Финансовые ресурсы. 

Характерной особенностью фин. отнош. явл. то, что они осуществл-ся путём оборота денег и направл-ся в конеч. итоге на повыш. доходов  и накоплений, создание фондов денеж. средств.

Фин. рес-сы – это фонды денеж. средств, находящ-ся в распоряж. гос-ва, хоз. субъектов и населения, образуемые в процессе распред. и перераспред. части ст-ти ВВП и предназнач. для обеспеч. расшир. воспр-ва и общегосуд потребностей.

Денеж. фонды выступ. в кач-ве матер.-веществ. основы эк-ких отнош., осущ-мых в денеж. форме и обобщаемых понятием «фин-сы».

Как гос-во в целом, так  и отдельн. предпр-тия могут осущ-лять свою деят-ть лишь путём создания и  использования различ. фондов денж. средств. Т. о. реальн. проявлением фондов служат денеж. фонды, обуславливающие формирование доходов и накопление.

Конкрет. размер денеж. фондов опред-ся планом эк-ого и соц. развития и использ-ся они строго по целевому назнач.

Создание денеж. фондов необход. размеров, аккумуляция доходов и накоплений, осуществляемые путём использования финанс. механизма, представл. собой совокупность фин. рычагов с помощью которых гос-во формирует и использует эти фонды.

Фин. механизм выступ. в  системе эк-ких отношений как  составная часть всего фин. механизма общ-ва. Появление новых денеж фондов или их ликвидация влечёт за собой изменение фин. мех-ма, обеспеч. их функционирование.

Денеж. фонды в зависимости  от соц.-эк-ких, природных потребностей, которые они призваны удовлетворить подразд-ся на:

Централизованные.(Ц.)

Децентрализованные.(Дец.)

Назнач. и использов. этих фондов различное. Ц. фонд денеж. средств  сосредот. непосредств. у гос-ва и  расходуется в основном на мероприятия, имеющие общегос. значение.

Дец. фонды нах-ся в  распоряж. субъектов хозяйствования и расходуются на их нужды.

Через формиров. и использование  Ц. фондов проявл. актив. роль гос-ва в  регулировании эк-ких отнош. на основании  планов эк-ого и соц. развития.

В работе субъектов хозяйствования использ-ся разл. методы распред. и перераспред.  денеж. средств.

На финансирование развития предприятия по источникам образования  использ-ся собств., ведомственные, бюджетные  и кредитные ресурсы.

Они формир-ся на каждом предприятии в различном содержании в зависимости от уровня рентабельности произв-ва  и массы получ. прибыли, объёмов капит. влож., характера произв-ва, условии выделения бюджет. и кредитных ресурсов.

Часть расходов связ. с  общегос. и общеотрослевыми мероприятиями, кот. не могут быть профинансированы в рамках отд. предприятий, гос-во берёт на себя и выделяет для этого бюджет. ассигнования.

Источником финансир-ния  затрат в развитие произв-ва должно быть обеспечено оптим. сочетание всех видов ресурсов.

За счёт этих средств  должны покрыв-ся все расходы по основн. деят-ти, на капит. вложения, прирост оборот. средств, капит. ремонт осн. фондов и др. расходы, связ. с расширением производства и воспроизводством осн. и оборот. фондов.

В рыночных условиях возмещ. производств. затрат и финансиров. расшир. воспр-ва осущ-ся в основном за счёт собств. средств предприятий, а также путём привлечения заёмных средств в виде кредитов в банках.

В связи с наличием Дец. и Ц. фондов денеж средств, финансы  подразд на:

Финансы предприятий  и отраслей народ. хоз-ва.

Обслуживают процесс  создания ВВП и нац. дохода непосредств. в сфере мат. произв-ва и их первичного распределения, кругооборот фондов и смену форм собственности при осущ-нии хоз. деят-ти предприятий.

Общегосуд. финансы.

Обслуживают эконом. отношения, связанные с охватом бюджета  государства и выполнением функций.

Финансы предприятий  и отраслей народ. хоз-ва и общегосуд. финансы взаимосвяз. между собой.

Формир-ние общегосуд. финансов осущ-ся в основном за счёт поступлений от субъектов хозяйствования. В то же время значит. часть общегос. финансовых ресурсов направл-ся на финансиров. развития гос. предприятий.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"