Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:23, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансы"

Файлы: 1 файл

Шпоры по теории финансов.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

С помощью бюджета  в соответствии с планом эк-ого и соц-ного развития обеспеч-ся основные народохоз. пропорции, решаются крупные задачи, которые не могут решить отдельные предприятия за счёт собств. средств.

В составе бюджета  выделяются 2 раздела:

Республиканский.

Местные бюджеты.

Самостоятельным звеном гос. фин-ов явл-ся внебюджетные фонды , посредством которых происходит перераспред. и использование фин. рес-ов, привлекаемых гос-вом для финансирования конкретных обществ. потребностей и целевых программ.

В настоящее время в РБ основным внебюдж. фондом явл. гос. фонд социальной защиты населения. Из средств этого фонда произв-ся мат. обеспечение рабочих и служащих по старости, инвалидности, болезни, выплачиваются пособия по беременности и родам, на детей. Бюджет этого фонда образуется из взносов предприятий, организаций и учреждений, а также самих работников в установленном проценте от фонда заработной платы.

Вторым внебюджетным фондом явл. инновационный  фонд министерств и ведомств, в  кот. отчисляется 0,25% от себестоимости  продукции.

В состав республ. бюджета вкл-ся республ. фонд поддержки производителей с/ х продукции, продовольствия и аграрной науки (447 млрд. руб.), дорожный фонд (666 млрд. руб.), фонды охраны природы, гос. фонд содействия занятости.

В состав местных бюджетов вкл-ся местные целевые бюджет. фонды, стабилизации эк-ки, производителей продукции и продовольствия, создаются также местные целевые бюджетные жилищно-инвестиц. фонды.  

Важным звеном гос. фин-ов явл-ся гос. кредит. При помощи его формир-ся дополнит. фин. рес-сы гос-ва за счёт мобилизации временно свобод. средств юрид. и физич. лиц.

Гос. кредит может быть внешним  и внутренним. В РБ преимущественное развитие получил внутренний гос. кредит, осн. формами кот. явл-ся займы и  казначейские ссуды.

Звеном фин. системы  явл-ся СТРАХОВАНИЕ.

Страх. фонды формируются  за счёт обяз. и добровольн. взносов  субъектов хозяйствования, населения  и частично бюджета. Средства централиз. страх. фонда предназнач. для возмещ. и предупреждения потерь, кот. несут  страхователи от стихийных бедствий и несчастных случаев.

В сфере страхования  выделяют:

Социальное.

Имущественное.

Личное.

Рисков.

Ответственности.

Все сферы фин. системы  взаимодейств. друг с другом, что  проявл-ся в различных взаимоотношениях. Взаимодействие всех звеньев фин. системы  гос-ва в значить. мере достиг-ся путём централизации управления финансоми.

 

17. Гос. финансы

Гос. финансы являются составной частью фин. системы. Гос. финансы включают в себя гос. бюджет, внебюджетные фонды, гос.кредит.

Гос-во безвозмездно изымает  часть средств предприятий в гос. бюджет и образует консолидированный бюджет, кот. ипользуется на финанс-е расширенного воспроизв-ва, повышение нар. благосостояния, финанс-е непроизв. Сферы, управление страны и нар. хоз-вом. С пом. бюджета в соответствии с планами эк. и соц. развития обеспечиваются основные нар.-хоз. пропорции, решаются крупные задачи, кот. не могут решить отдельные предприятия за счет собств. средств. В составе бюджета можно выделить 2 раздела: республиканский и местные бюджеты.

Самостоятельным звеном гос. финансов являются внебюджетные фонды, посредством которых происходит перераспределение и использование фин. ресурсов, привлекаемых гос-вом для финанс-я конкретных общественных потребностей и целевых программ.Сегодня в РБ основным внебюджетным фондом является гос. фонд соц. защиты населения, кот. образуется из взносов предприятий, организаций и учреждений, а также самих работников. Внебюджетным фондом является также Инновац. Фонд министерств и ведомств.

Третьим звеном гос. финансов является гос. кредит. С его помощью осуществляется формирование дополнительных фин. ресурсов гос-ва за счет мобилизации временно свободных средств юр. и физ. лиц. Гос. кредит может быть внешним и внутренним, в РБ преимущественно внутренний.

 

18. Роль финансов  предприятий отраслей мат. произв-ва в фин. системе гос-ва

Финансы предприятий  отраслей нар. хоз-ва обслуживают сферу  мат. произв-ва, что делает их исходным звеном всей системы финансов. Это  обусловлено ведущей ролью мат. произв-ва, в кот. создается нац. доход. За счет доходов предприятий образуется подавляющая часть централизов. фондов. Поэтому от устойчивости экономики предприятий зависит состояние всей системы финансов.

Финансы предприятий  отраслей мат. произв-ва связаны с  образованием децентрализованных фондов ден. средств в процессе воспроизв-ва и обслуживают кругооборот фондов хозрасчетных предприятий. С их помощью обеспечивается эк. стимулирование предприятий и коллективов, регулируются взаимоотношения хозрасчет. организаций с бюджетом, банками.

Финансы предприятий  и отраслей делятся на финансы предприятий, финансы с/х, финансы транспорта и др.

 Каждая отрасль  имеет свои особенности.

 На организацию  финансов влияют различные формы  собственности. 

 

19. Гос.бюджет

Гос.бюджет представляет собой центр.звено фин.системы. Через гос.бюджет образуется и используется общегос. централизованный фонд ден.средств. С помощью бюджета осуществляется перераспределение части стоимости ВВП и НД на покрытие общегос. потребностей. С пом. бюджета гос-во мобилизует ден. ресусы для организации процесса произв-ва, безвозмездно изымает часть средств предприятий и населения, таким образом создавая общегос. фонд ден. ресурсов, кот. направляется на дальнейшее развитие нар. хоз-ва, соц. нужды, управление, здравоохр. и др.цели.

Основные статьи доходов и расходов бюджета основываются на показателях плана гос. соц. развития. Причем планированием охвачены как эк., так и соц. сторона жизни общ-ва.

С пом. бюджета обеспечивается стоим-ная пропорциональность планов соц.-эк. развития, поддерживается соответствие между движением мат. и фин. ресурсов, что позволяет добиться выполнения намеченных плановых задач и повышения эф-ти общ. произв-ва.

Бюджет явл-ся основным фин. планом гос-ва. Он состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходная часть бюджета РБ формируется в основном за счет налогов. Из них наибольший удельный вес имеют НДС, налог на прибыль, акцизы, эколог. налог и др. В состав бюджета включаются также средства целевых бюдж. фондов.

Утвежденный гос. бюджет  является законом, обязательным к исполнению на всех уровнях гос. власти и хоз. управления. А фин. органы ведут контроль за его исполнением.

 

20. Гос. кредит

Кредит  предст. собой  систему планомерных эконом. отношений, с помощью которых общ-во мобилизует временно свободные ден. средства и  предоставляет их предприятиям, организациям и гражданам, которые в них нуждаются, на условиях возврата с целью повышения эффективности обществ. произв-ва. Кредит предоставляется в форме целевых ссуд для покрытия потребности в дополнительных средствах, возникающие в процессе произв-ва и реализации продукции. Необходимость кредита обусловлена тем, что в процессе кругооборота фондов у одних предприятий и организаций образуются временно свободные ден. средства, а у других недостает средств для финансир-я произв-ва. Через кредитные учреждения эти средства перераспределяются и направляются на удовлетворение экономически обоснованных потребностей предприятий и организаций в дополнительных ден. ресурсах..

Совместное функционирование и взаимодействие финансов и кредита  позволяет создать оптимальные условия воспроизводства, а наличие у них общих черт обуславливает их тесную взаимосвязь и взаимодействие в распределительном процессе. Но, несмотря на это, в использовании кредитных ресурсов имеются и существенные различия: кредит выдается только на условиях возврата с соблюдением установленных принципов кредитования, к которым относятся планомерность, срочность, возвратность, платность, целевой характер выдачи кредита и мат. обеспечение выданных сумм.

Гос. кредит представляет собой форму привлечения в распоряжение гос-ва временно свободных средств населения, предприятий и организаций, свободной продажей облигаций, выйгрышных займов, выпуска ден.-вещ. лотерей. При осуществлении данных операций внутри страны гос-во является заемщиком ден. средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. В международных эк. отношениях гос-во может выступать как

в роли заемщика, так и  кредитора.

С помощью гос кредита  гос-во мобилизует дополнительные фин. ресурсы для выполнения своих  функций. Гос-во гарантирует возврат средств с уплатой кредитором установленного дохода, как правило в виде %-ов, которые выплачиваются в основном за счет средств бюджета.

Мобилизация гос-вом временно свободных ден. средств населения, предприятий, организаций способствует нормализации и укреплению ден. обращения в стране, а также уменьшению объема используемых ден. ресурсов.И кроме того служит источником доходов 

Международный кредит предоставляется  одними странами другим, может также  выдаваться междунар. фин. организациями. Международный гос.кредит является источником ускоренного соц.-эк. развития и укрепления фин. положения для страны

 

21. Гос.долг

Понятие гос. долга тесно  связано с функционированием  гос. кредитов. Различают внутренний и внешний гос. долг.

Внутр. гос. долг представляет собой гос. долговые обязательства в виде задолженности Совета Министров перед юр. и физ. лицами внутри гос-ва. Лимит внутр. гос. долга – 6%ВВП. Внутренний гс. долг представлен кредитами Нацбанка, предоставленными Правительству на покрытие дефицита бюджета, а также гос. ценными бумагами (аблигации и казначейские векселя).

Внешний гос. долг формируется  за счет получения кредитов др. гос-в  и междунар.финанс. организаций. Лимит  внешнего долга РБ на конец 2003г.-2млрд.$.

Гос. долг включает капитальный и текущий долги.

 Капитальный гос.  долг – это абсолютная сумма  задолженности, включая начисленные  проценты по выпущенным гос.  и ценным бумагам, а также  по кредитам, привлеченным для  покрытия дефицита гос. бюджета.

Текущий гос. долг включает расходы по погашению обязательств, которые достигли срока оплаты и выплате причитающихся доходов кредитору. Текущий гос. долг учитывается в бюджете соответствующего года и включает годовые выплаты.

Размер гос. долга находится  в прямой зависимости от ежегодных операций по получению новых займов и условий их предоставления, а также от размера погашения ранее полученных средств и уплаты процентов по ним.

Управление гос. долгом предусматривает проведение опред. мероприятий

по выпуску,размещению, обращению и обслуживанию гос. долг.обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов.

 Для внешнего гос.  долга это проведение мероприятий  по получению и возврату внешних  кредитов.

Обслуживание гос. долга  предусматривает выкуп или иное изъятие гос. долг. обязательств из обращения, а также выплату процентов.Обслуживание гос. долга в РБ осущ-ся из средств респуб. бюджета.

В управлении гос. долгом используются такие меры, как конверсия, консолидация, обмен аблигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения. Крайней мерой является онулирование займов, т. е. отказ гос-ва от обязательств по выпущенным займам.

 

22. Роль и  место финансов в регулировании  экономики

Формы регулирования  экономики:

саморегулирование –  в условиях фин. самостоятельности  каждый субъект хозяйствования может осуществлять формирование источников расширенного воспроизводства за счет собств. фин. ресурсов.

гос. вмешательство в  экономику – такое вмешательство  необходимо всвязи с фин. поддержкой приоритетных направлений экономики, развитием объектов производственной и соц. инфраструктуры и т. д. Вмешательство гос-ва в экономику происходит с помощью механизма налогооблажения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных ассигнований.

Фин. регулирование экономики  происходит в трех формах: самофин-е, кредитование и гос. фин-е.

Самофин-е основывается на использовании собственных фин. ресурсов субъектов хоз-я, а при  их недостатке используются кредит. ресурсы  или заемные в форме выпуска  ценных бумаг.

Кредитование – способ фин. обеспечения воспроизводств. процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях срочности, платности и возвратности.

Гос. фин-е производится на безвозвратной основе за счет бюджетных  и внебюджетных фондов.

На практике все перечисленные  формы фин. обеспечения восспроизводств. Затрат применяются одновременно.

Одним из важных инструментов регулирования экономики являются фин. стимулы. В составе фин. стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить: приоритетные и наиболее эффективные направления  инвестирования фин. ресурсов, стимулирующие поощрительные фонды, бюджетные стимулы, налоговые льготы и санкции.

 

23. Основные направления  использования финансов в регулировании  экономики Республика Беларусь

Стратегич. регулирование  экономики обеспечивается налоговым, бюджетно-финансовым и ден.-кредитным регулированием.

Основным регулятором  экономики является государство, кот. через нормативные положения  регулирует свои экономические функции. Важным рычагом реализации эк. политики гос-ва внутри страны, укрепления экономики является бюджет гос-ва.

В нынешних условиях практически  весь воспроизв. процесс хоз. субъектов  обеспечивается за счет собств. фин. ресурсов. С другой стороны, есть ряд стратег. направлений (структур. перестройка, новое  строительство и др.), требующих огромных фин. ресурсов, фин-е которых возможно только из централиз. фондов или за счет привлечения средств иностр. инвесторов. Поэтому роль гос-ва как генер. регулятора и инвестора не должна снижаться.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"