Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:23, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансы"

Файлы: 1 файл

Шпоры по теории финансов.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

Гос-во распределяет и  перераспределяет нац. доход между предприятиями и отраслями нар. хоз-ва, эк. регионами, произв. и непроиизв. сферой.

Важным фин. регулятором  остаются налоги, посредством которых  формируется более 75% доходной части  бюджета.

Сущность гос. регулирования  экономики через налоговый механизм состоит:

в снижении налог. нагрузки посредством сокращения количества налогов, налог. льгот и упрощения  методики исчисления налогов.

в прогнозировании расходов, связанных с фин-ем приоритетных соц.-эк. программ.

в оказании фин. поддержки  отдельным отраслям.

в обеспечении своевременного внесения платежей в бюджет.

Основными регуляторами экономики, реализуемыми через налог. политику являются:

установление льгот  по платежам в бюджет, связанных  со стимулированием производств. и  инвестиционной активности.

стимулирование экспорта товаров путем установления льгот по платежам в бюджет из доходов, полученных от реализации продукции на экспорт.

сокращение кол-ва налог. льгот.

сокращение числа внебюджетных фондов и мобилизации части из них в бюджете республики.

 

24. Фин. политика гос-ва

Фин. политика – это  особая сфера деятельности гос-ва, направленная на мобилизацию фин. ресурсов, их рац. распределение и использование  для осуществления гос-вом своих  функций и задач.

Фин. политика является составной  частью эк. политики гос-ва.

В РБ проводится единая фин. политика, кот. охватывает все отрасли  нар. хоз-ва.

Фин. пол-ка гос-ва  осущестляется  в форме планомерного регулирования  процесса произв-ва, распределения  и использования ВВП и НД. Гос-во устанавливает пропорции распределения доходов предприятий, проводит опред. политику ценообразования, определяет объемы фин. ресурсов, направляемых на развитие отраслей, регионов. 
Гос-во разрабатывает стратегию развития общ-ва на перспективу и определяет задачи на предстоящий период, а также средства и пути их достижения. Финансовая политика оформляется законодательно: в РБ в виде нормативных документов Нацбанка, Мин. финансов.

Основной целью фин. политики является наиболее полная мобилизация  фин. ресурсов, необходимых для покрытия потребностей гос-ва.

В условиях рын. экономики  фин. политика должна основываться на системе обоснованных фин. регуляторов (налоги, регулирование цен, условия  формирования прибыли, ставки кредитования и др.)  и долгосрочных научнообоснованных прогнозах.

Совокупность фин. регуляторов наряду с ден.-кредитным механизмом являются основой современной фин. политики.

В зависимости от характера  поставленных задач фин политика подразделяется на фин. стратегию (ориентируется  на длительный период развития и предусматривает  решение крупномасштабных задач) и фин. тактику(направлена на решение задач конкретного этапа развития гос-ва и связана с изменением форм и методов организации фин. отношений, исходя из его текущих потребностей).

Фин. политика разделяется  на налоговую, бюджетно-финансовую и ден.-кредитную политики в виде самостоятельных составных частей.

 

25. Виды финансовой  политики (фп)

Фп   особая сфера  деятельности гос-ва, направленная на мобил-цию фин рес-сов, их

рациональное распределение  и использ-е для осуществления  гос-вом его функций.

Осн. цели фп: наиб. полная мобилизация фин. рес-сов, необходимых  для

удовлетворения потр-тей  гос-ва.

Составные части фп: налог. пол-ка, бюдж-финансовая пол-ка и денежно-кредитн.

пол-ка.

В зависимости от длительности периода и хар-ра решаемых задач фп делится на:

-фин стратегию   ориентирована на длительный  период развития и

предусматривает решение  крупномасштабных задач;

-фин тактику   решает  задачи конкретного этапа разв-я  гос-ва путем

своевременнной перегруппировки  фин рес-сов и изменения способов организации фин

связей.

Фин стратегия и тактика  тесно связаны между собой.

Результативность фп выше, чем больше она учитывает  потребность обществ. разв-я,

интересы всех слоев  об-ва, конкретно-исторические усл-я.

Гл. задачи современной  фп: борьба с инфляцией, преодоление дефицита бюджета,

спада пр-ва, повышение  соц. защиты населения.

 

 

26. Роль государства  в реальизации финансовой политики (фп)

Фп   особая сфера  деятельности гос-ва, направленная на мобил-цию фин рес-сов, их

рациональное распределение и использ-е для осуществления гос-вом его функций.

Гос-во через фп оставляет  за собой право прямого вмешательства  в эк-ку.

Роль гос-во в эк жизни  страны опр-ся пятью функциями:

1. обесп-е фин-правовой основы для эффективного функционирования рыночной эк-ки;

2. фин поддержка конкуренции;

3. перераспределение доходов;

4. регулирование распределения материальных и фин рес-сов;

5. фин стабилизация эк-ки.

Именно фп гос-ва через  налоговую, бюдж-фин и денежно-кредитн  пол-ку способствует

динамичному разв-ю структурной перестройки эк-ки. В РБ приоритетными должны

стать следующие направления:

-развитие аграпромышленного  комплекса и всей инфраструктуры, связанной с

обслуживанием с/х: увеличение или сокращение производства отдельных  видов

производства продукции  с учетом спроса на внешнем и внутреннем рынках;

-испольование интеллектуального  птенциала в развитии трудоемких  и

особенно наукоемких отраслей: для предприятий, занимающихся

научно-исследовательскими работами необходимо выделение льготных долгосрочных

банковских кредитов под гарантии гос-ва с последующей их выплатой;

-развитие экспортноориентированных  производств и отраслей;

-конверсия бывших  предприятий военно-пром комплекса  путем

перепрофилирования, продажи  части предприятий или создания преприятий для

производства продукции, пользующейся устойчивым спросом на рынках мира.

-стимулирование дефицитного  импорта;

-акционирование кооперирующих  предприятий;

-поддержка малого  и среднего бизнеса;

-льготы по налогообложению  (по принципу производства продукции  и ее

конечной реализации, например, агропром. комплекс) и кредитному обеспечению.

 

27. Экономическое  стимулирование развития производства  финансовыми методами

Финансовые стимулы   организационные формы фин отношений, с помощью которых

можно влиять на материальные интересы субхектов хозяйствования.

Фин стимулы разв-я  производства и повышения  его  эффективности:

1. эффективные направления инвестирования фин ресурсов осущ в 3-х направлениях:

финансирование технич перевооружения предприятий; затрат, связанных  с воспр-вом

раб силы, преквалификацией, переориентацией рабочих на нов  виды производств;

реализация программ, направленных на обеспечение сдвигов  в производстве.

2.поощрительные фонды  призваны побуждать работающих  к более интенсивному и

эффективному труду, заинтересовывать рабочих в результатах производства;

3.бюджетные методы  интенсификации производства: исчисление  налогов в порядке,

заинтересовывающем плательщика  в лучших рез-тах деятельности, использование

санкций, предоставление бюджетных ассигнований;

4.специальные фин льготы и санкции. Фин льготы (напр, освобождение от

налогообложения части  прибыли) расширяют возможности  наиболее эффективного

инвестирования денежных ресурсов в производства и, следовательно, создают

благоприятные условия  для его роста и совершенствования. Санкции усиливают матер

ответственность субъектов  хоз-я за конечные результаты деятельности, нарушение

требований договорной, расчетной и фин дисциплины.

 

28. Финансовый  рынок

Фин рынок (ФР)   специфическая  сфера денежных опереций, где объектом сделки

являются свободные  денежные средства населения, субъектов  хоз-я и гос структур,

предоставляемые пользоваетелям под ценные бумаги (цб) либо в виде ссуд.

Функционирует ФР при  условии наличия в эк-ке страны реальных собственников.

Назначение рынка (гл. функция) состоит в посредничестве движению ден средств от

их владельцев (сбереготелей) к пользователям (инвесторам). ФР дел  на первичные,

имеющие дело с выпуском новых цб, и вторичные (где осуществляется перепродажа

ранее выпущенных цб.

Объекты ФР   ден-кредитн ресурсы и цб. Субъекты   гос-во, предприятия, граждане.

Осн. элементы ФР:

1.кредитный рынок:  перераспределение ден средств  осущ путем предоставления

владельцами их в ссуду  на условиях платности, срочности и  возвратности. Кредитор

получает вознаграждение в виде %, кот зависит от суммы ссуды, сроков ее

возврата, степени риска  и т.д. Заемщик стремится получить доход, достаточный для

возврата суммы кредита  и извлечения прибыли. Гос-во (ставкой  рефинансирования,

объемом предоставляемых  кредитов, установление льготных кредитн ставок, правил

учатия в кредитн  аукционах и т.д.)  и НБРБ регулируют кредитн рынок;

2.рынок ценных бумаг   совокупность отношений фин рынка,  связанных с выпуском и

обращением цб. Цб - ден  док-ты, свидетельствующие о предоставлении займа или

приобретении владельцем цб права на часть имущества (акции, облигации, фьючерсы,

ордера и т.д.). Фондовый рынок бывает первичный (продаеются и покупаются новые

цб) и вторичный (препродаются ранее выпущенные). По форме организации  фондовый

рынок делится на биржевой (продается огранич число цб крупн компаний) и

внебиржевой (продается  большинство цб). Фондовая биржа   органиция, кот

обеспечивает необходимые  условия для торговли цб, определения  их курса,

регулирования деятельности учатсников и т.п. Участники рынка цб: эмитенты

(выпукают цб), инвесторы  (банки, страх компании и т.д.) и посредники (брокеры,

диллеры и т.д.). В РБ дифицит в высоколиквидных цб;

3.денежный рынок.

 

 

29. Управление  финансами

Управление финансами (уф)   действия гос-ва, направленные на выработку,

раеализацию и совершенствование  фин политики. Объектом управления ф-сы

становятся на стадиях  создания, изучения, проверки соблюдения, совершенствования

форм фин отношений. Субъектом фин-сы становятся при  практическом применении форм

фин отношений. Стадии управления ф-сами образуют звенья управления: фин право,

фин деятельность и фин  контроль.

Управление финансами  бывает:

-общее

осуществляется органами гос власти и управления (Нац собрание, президент,

Совмин) и заключается  в рассмотрении и утверждении планов эк и соц развития  и

госбюджета, руководстве  денежной, кредитной и банк системой, организации

страхования, выпуска  займов, определении видов и размеров налогов и сборов.

-оперативное

для осуществления этого  вида управления в центре и на местах образуется спец

аппарат, представленный различными фин и кредит органами и учреждениями: Минфин,

Мин-во по налогам и  сборам, НБРБ. Эти органы разрабатывают  и доводят до

субъектов хозяйствования инструктивные и нормативные  акты, обязательные к

исполнению. Гл их задача   мобилизации и использовании фин и кред рес-сов в

строгом соответствии с  планом и бюджетом.

Осн органом в системе  оперативного управления ф-сами явл  Минфин - обеспечивает

проведение гос политики, осуществление контроля и координации  фин сферы

деятельности. Главным  органом регулирования и управления в сфере налогообложения

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"