Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы".

Файлы: 1 файл

ответы фин.docx

— 58.34 Кб (Скачать файл)

1. Под финансами понимают совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных ресурсов. Финансы означают денежные отношения между субъектами, другими словами, материальной основой существования и функционирования финансов выступают деньги, денежный оборот. При этом субъекты обладают разной юридической силой, т.е. их отношения регулируются нормами, а один из них – государство – наделен властными полномочиями. Результатом этих отношений является формирование общегосударственного фонда денежных средств (бюджета). Финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций. Финансы неотъемлемая часть денежных отношений. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием денежных средств. Финансы выражают денежные отношения между:• организациями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции;• предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределение;

• государством и организациями (предприятиями, учреждениями) при уплате ими налогов в бюджетную систему  и финансировании расходов:

• государством и гражданами при внесении ими налогов и  добровольных платежей;

• организациями, гражданами и внебюджетными фондами при  внесении платежей и получении ресурсов;•  отдельными звеньями бюджетной системы;

• страховыми организациями  и предприятиями и населением при уплате страховых взносов  и возмещении ущерба при наступлении  страхового случая;

• денежные обращения, опосредующие кругооборот фондов, организаций (предприятий, учреждений).Финансы выполняют следующие функции: 1) Распределительная функция заключается в создании основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства, а также в создании вторичных или производных доходов путем распределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами. Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработной платы, прибыли). Распределительная функция – объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении. 2) перераспределительная функция – перераспределение созданного продукта, т. е. вторичное распределение между членами общества. Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных фондов денежных средств. К централизованным фондам относят бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. С помощью системы централизованных финансов в РФ перераспределяется около 60 % стоимости ВВП. Этот перераспределительный процесс обслуживает государственные финансы; 3) контрольная функция – осуществление соблюдения пропорций в распределительном процессе. Пропорции для разных отраслей различны, складываются при разных условиях, а также объективны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. В процессе распределения валового внутреннего продукта в государства, предприятий, организаций формируются доходы и денежные накопления, которые являются основой финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы – это денежные фонды, которые создаются в процессе распределения и использование ВВП за определенный период времени (макроуровень).

Понятия финансовые ресурсы  определяют также как аккумулированные предприятием из разных источников денежные средства, которые поступают в  его обращение и предназначенные  для покрытия нужд предприятия (микроуровень). В общем, финансовые ресурсы представляют собой совокупность доходов, поступлений, которые находятся в распоряжении предприятий, организаций и государства  и направляются на удовлетворение общественных нужд с целью расширенного воспроизведения  и рост материального благосостояния населения. Финансовые ресурсы государства  охватывают ресурсы всех секторов экономики: государственного, предпринимательского, а также частного сектора. В распоряжении государства находятся ресурсы  бюджетной системы, централизованных и отдельных децентрализованных фондов денежных средств, а также  государственных финансовых учреждений ( Национального банка, государственных кредитных учреждений и т.п.).

Источника формирования финансовых ресурсов государства:1)Национальный доход.2)Амортизационный  фонд.3)Отчисление предприятий в  централизованные фонды государственного социального страхования, другие внебюджетные фонды.4)Национальное богатство, которое  вовлеченное в хозяйственный  оборот ( продажа золотого запаса страны, энергоносителей и т.п.).5)Поступление от внешнеэкономической деятельности государства, а также уступка от продажи государственных ценных бумаг.6)Уступка от населения в виде уплаты налогов, проводка лотерей, доходы от предоставления займов.

6)Кредитные ресурсы национального  банка как государственный денежный  резерв, закрепленный за национальным  банком в виде уставного, резервного  и других фондов. Актуальному вопросом усовершенствования финансовых отношений есть вопросы об установлении рационального соотношения между централизованными и децентрализованными финансовыми ресурсами. Высокий уровень централизации налогов и других обязательных платежей приводит к росту финансовых ресурсов государственного сектора и, соответственно, уменьшение финансовых ресурсов предприятий, которые отрицательно отображается на результатах их деятельности, подрывает материальную заинтересованность в достижении лучших показателей, а также содействует оттоку средств в теневой сектор. Основные направления использования финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государства:1) развитие народного хозяйства. 2)финансирование заведений социальной сферы;

3)социальная защита населения;4)охрана  окружающей среды;5)управление; 6)оборона  страны;7)создание материальных и  финансовых резервов и т.п.  Одним из элементов финансовых  ресурсов есть финансовые резервы,  которые представляют собой денежные  средства, которые сознательно отвлекаются  из хозяйственного оборота и  предназначенные для использования  в случаях сбоев в процессах  общественного воспроизведения.

 

3. Финансовая система страны – вся сфера экономических отношений всех субъектов хозяйствования и государственных органов, участвующих в хозяйственной жизни, а также регулирующих экономические отношения в национальных границах. Поскольку в рыночной экономике, как и в переходной, практически все экономические отношения существуют в товарно-денежной форме, постольку практически все они предстают, существуют в форме денежных потоков. Колоссальное многообразие видов этих потоков образует финансовую систему страны. В финансовой системе выделяют государственные финансы, финансы предприятий и финансы населения. Подсистемами называют крупные составляющие сложных систем, которые обычно в свою очередь являются сложными системами. В качестве подсистем финансовой системы могут рассматриваться: казначейская система, фондовый рынок, финансовое право, фондовый рынок, страхование и т. д. Структура финансовой системы – это совокупность элементов и связей между ними. 1) централизованные финансы: государственный бюджет; внебюджетные фонды;

государственный кредит; фонды  имущественного и личного страхования;  фондовый рынок;

2) децентрализованные  финансы:  финансы коммерческих предприятий и организаций;

финансовых посредников (кредитных  организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов); некоммерческих организаций;

3) финансы домашних  хозяйств. Каждое звено этой системы характеризуется особыми методами формирования и использования фондов денежных средств. Каждое звено играет различную роль в общественном воспроизводстве.

 

 

 

4. Государственные и муниципальные  финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики. Функции: 1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ. Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе. Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики. Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов. 2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы: 1)контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

2)контроль за реализацией стратегии финансирования.  В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям: 1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды; 2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным  и эффективным использованием  финансовых ресурсов. Целевое и  эффективное использование финансовых  ресурсов контролируется на основе  составляемых плановых и отчетных  смет образования и расходования  денежных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также ее отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т. п.Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:

1) разработку общей концепции  финансовой политики, определение  ее основных направлений, целей,  главных задач;2) управление финансовой  деятельностью государства и  других субъектов экономики.Основу финансовой политики составляют:1) стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны;2) осуществление государством выбора текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Управление финансами предполагает деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства; определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования; разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать:

1) специфику внутренней  и международной обстановки;2) реальные  экономические нефинансовые возможности  страны. Учет текущих особенностей  должен дополняться изучением  опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

Развитие государства  связано с изменением финансовой политики. Использование финансовой политики связано с особенностями  текущего этапа развития экономики  и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими  теоретическими концепциями, влияющими  на экономический и политический курс государства.

 

7. Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим. Цель анализа рентабельности - оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в предприятие капитал. От уровня рентабельности зависит инвестиционная привлекательность организации, величина дивидендных выплат.  Характеристика рентабельности предприятия базируется на расчете трех основных показателей - рентабельности всего капитала, собственного капитала и акционерного капитала.  
Рентабельность всего капитала всех активов показывает, сколько чистой прибыли без учета стоимости заемного капитала приходится на рубль вложенного в предприятие капитала. Валюта Баланса определяется как средняя величина общей величины пассивов в рассматриваемом периоде, то есть как [Итого пассивов (на начало периода) + Итого пассивов (на конец периода)]/2  
В расчетах используются данные за период (не нарастающим итогом).  В настоящее время нередкой является ситуация, когда при расчете рентабельности всего капитала несколько отходят от классического алгоритма расчетов - в числителе формулы рассматривается исключительно чистая прибыль. Данный ход делает три основных показателя рентабельности более сопоставимыми, так как в этом случае используется единая база расчета - величина чистой прибыли.  Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования вложенных в организацию собственных средств. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственных средств.  
Аналогично рассчитывается и интерпретируется рентабельность акционерного капитала, определяемая как отношение чистой прибыли к величине акционерного (уставного) капитала организации.  
Для оценки результата деятельности отдельных предприятий и сравнения предприятий между собой необходимо, чтобы показатели рентабельности были представлены в адекватном для сравнения виде. 

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"