Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 45 вопросов по дисциплине "Финансы".

Файлы: 1 файл

Ekzamen_po_Finansam.docx

— 77.27 Кб (Скачать файл)

1. Понятие  финансов, их функции. Примеры  финансовых отношений. Финансовые  ресурсы.

Финансы это экономические отношения, связанные  с процессом формирования, распределения  и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства.

Критерии  отнесения денежных отношений к  финансам:

  1. Реальное движение денежных средств
  2. Распределительный характер отношений
  3. Вторичность по отношению к деньгам

Примеры финн. Отношений

- отношения между  предприятиями и его филиалами,  подразделениями (наделение оборотными  средствами, предоставление им ресурсов  для обновления МТБ, подготовка  и повышение квалификации кадров; 
- отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов, совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов, взыскание санкций за нарушение договоров); 
- отношения между предприятием и государством (платежи налогов, финансирование из бюджета отдельных затрат); 
- отношения между предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование); 
Функции финансов

  1. Распределительная

А) Создание основных или певичных доходов путём распределения национального дохода среди учасников материального производства

Б) Создание вторичных или производных  доходов путём перераспределения  национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслям материального производства, регионами  страны, формами собственности и  социальными группами населения

2) Контроль – она заключается  в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их целевом использовании

3) Стимулирующая – государство с помощью различных рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий отраслей и регионов, в нужном направлении

Рычаги :

1) Налоги

2) Бюджетные средства

3) Экспортно-импортные пошлины  и тарифы

4) Цены и тарифы

Финансовые ресурсы — это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений.

 

2. Финансовая  политика.

Финансовая  политика это совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Она включает разработку общей концепции, основных направлений, цели и главных задач. Во-вторых –  создание адекватного финансового  механизма. В-третьих, включает управление финансовой деятельностью государства.

Виды финансовой политики

- Класичесское – основные направления невмешательство государства в экономики, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных расходов, преобладание косвенных и имущественных налогов. Орган управления – министерство финансов

- Регулирующая финансовая политика  – основанная на необходимости  вмешательства и регулирования  государством циклического развития  экономики. Основные инструменты  – государственные расходы, подоходный  налог, прогрессивные ставки, государственный  кредит, рынок ссудных капиталов. Из единого органа управления выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета, расходов, их финансирования, контроля за поступлением налогов, управления государственным долгом.

- Плановая декретная финансовая  политика: основана на государственной  собственности на средство производства. Целью является – концентрация  всех неиспользуемых населением, предприятиями, местными органами  власти финансовых ресурсов в  руках государства и их последующее  распределение в соответствии  с основными направлениями государственного  планирования. Управление финансами,  осуществлялось из единого центра  – министерства финансов.

 

3. Управление  финансами. Органы управления  финансами и их функции.

Управление финансами: Это деятельность, связанная с проведением общей  финансовой политики государства, направленные на сбалансированность всей финансовой системы.

Виды  управления : оперативное и стратегическое.

Оперативное – это конкретные мероприятия, разрабатываемые на основе оперативного анализа, текущей финансовой ситуации, с целью ликвидации узких финансовых мест. Осуществляется финансовыми управлениями местных администраций, дирекциями внебюджетных фондов страховой компании с финансовой службой предприятия.

Стратегическое управление финансами: прогнозирование финансов на перспективу, определение объёма финансовых ресурсов на целевые программы. Такое управление осуществляется федеральным собранием, министерством финансов, аппаратом  президента, государственной налоговой  службой.

Органы управления финансами и  их функции 

Общее управление финансами осуществляет федеральное собрание которое состоит  из 2-х палат : Госдумы и совета федерации.

- Рассмотрение и утверждение федерального  бюджета и утверждение отчёта о его исполнении.

- Рассмотрение законов о налогах,  сборах и обязательных платежах

- Установление предельного размера  государственного, внутреннего и  внешнего долга.

Контрольно-счётная  палата представляет отчёты совета федераций  о контроле за исполнением бюджета

Президент и его аппарат: указы по финансовым вопросам, утверждение по федеральным  законам, назначение-снятие с должности  министра финансов.

Министерство  финансов:

Главное федеральное казначейство, контрольно-ревизионные  управления, министерство по налогам  и сборам, федеральные службы по валютному и экспертному контролю, государственный таможенный контроль.

  1. Разработка и реализация стратегических направлений финансовой политики
  2. Составление проекта и исполнение федерального бюджета
  3. Совершенствование налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, деятельности на рынке ценных бумаг
  4. Выпуск государственных внутренних и внешних займов
  5. Контроль за бюджетными учереждениями
  6. Разработка финансовой отчётности

 

4. Формы  и методы проведения финансового  контроля.

По  субъектам осуществления финансового  контроля различают: общегосударственный, ведомственно-финансовый контроль: его проводят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств; Внутрефинансовый или внутрихозяйственный контроль. Его выполняет финансовые службы на предприятии, проверяется финансовая и производственная деятельность предприятий и его подразделений; ОБЩЕСТВЕННО-финансовый контроль; независимый контроль/аудит. Его проводят аудиторские компании. Аудит бывает обязательный и инициативный

Финансовый  контроль по методам проведения:

- Проверка – рассматривает отдельные вопросы финансовой деятельности на основе отчётных балансов и других расходных документов, выявляются нарушения и начинаются мероприятия по их устранению.

- Обследование – обхватывает отдельные стороны деятельности, но в отличие от проверки по более широкому кругу показателя. Применяется для определений финансового состояния и возможных перспектив развития

- Надзор – проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на отдельные виды деятельности и предполагает соблюдение установленных правил и нормативов.

- Анализ – предполагает детальное изучение периодической или годовой финансовой отчётности, с целью получения общей оценки хозяйственной деятельности, финансового состояния, обеспеченности ресурсами и эффективностью их использования.

- Наблюдение или мониторинг – это постоянный контроль за использованием ресурсов и финансовым состоянием

- Ревизия – это полное обследование финансов-хозяйственной деятельности экономического субъекта, с целью проверки её законности, правильности, целесообразности и эффективности.

 

5. Финансовое  планирование и прогнозирование.

Финансовое  прогнозирование – это предвидение  возможного финансового положения  государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.

Прогнозы  могут быть среднесрочные (5-10 лет) и  долгосрочные (более 10 лет).

Финансовое  прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.

Целью финансового  прогнозирования является определение  реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и  их использования в прогнозируемом периоде.

Прогнозы  позволяют органам финансовой системы  наметить разные варианты развития и  совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое планирование – это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

Его объектом в основном выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта, а итоговым результатом – составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового  баланса государства. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие  их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции.

Финансовое планирование – это целенаправленная деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намеченных задач и достижения положительных конечных результатов.

Финансовое  планирование должно базироваться на познании объективных закономерностей  развития общества, тенденций движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций.

Финансовые  планы – это планы формирования, распределения и использования  финансовых ресурсов. Финансовые планы  составляют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отображают специфику соответствующего звена  финансовой системы. Так, предприятия  и организации, функционирующие  на коммерческих началах составляют балансы доходов и расходов; учреждения осуществляющие некоммерческую деятельность – сметы; страховые компании, общественные объединения и кооперативные организации – финансовые планы; органы государственной власти – бюджеты разных уровней.

Финансовое  планирование основано на следующих  принципах:

– принцип  научной обоснованности планов. Этот принцип предполагает не только реальность финансовых планов, но и выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды;

– предметно-целевой  принцип, предлагающий определение  конкретного назначения финансирования.

Основными методами финансового планирования являются:

– метод  математического моделирования;

– нормативный  метод;

– балансовый метод;

– метод  коэффициентов;

– метод  экстраполяции

 

6. Финансовая  система, ее основные элементы  и их взаимосвязь.

Финансовая  система в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых  образуются и используются различные  денежные фонды, т. е. реализуются функции  финансов, Финансовая система состоит  из трех подсистем:

государственных и муниципальных финансов;

финансов  хозяйствующих субъектов;

финансов  граждан.

В зависимости от форм и методов  формирования доходов и денежных фондов эти подсистемы подразделяются на более частные звенья/

Наличие звеньев финансовой системы определяется существованием самостоятельных экономических  субъектов, участвующих в хозяйственной  жизни.

Экономический субъект — это юридическое  или физическое лицо, являющееся носителем  прав и обязанностей. В современных  рыночных отношениях участвуют четыре экономических субъекта: 

государство;

регион;

хозяйствующий субъект — коммерческое предприятие, некоммерческая организация, финансовый посредник;

гражданин (физическое лицо) — производитель, предприниматель, инвестор, посредник, продавец, покупатель, спекулянт, игрок.

Государственные и муниципальные финансы состоят  из бюджетной системы, включающей бюджеты всех уровнен (федеральный, территориальные бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты), целевых внебюджетных фондов и государственного кредита.

Современная бюджетная система России максимально  приближается к структуре бюджетных  систем западных стран, имеющих федеральное  устройство, хотя для нее все еще  характерны некоторые противоречия, вызывающие необходимость совершенствования  механизма бюджетного регулирования.

Специфика бюджета обусловлена его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением. 

Целевые внебюджетные фонды представляют средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"