Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 09:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по курсу "Финансы".

Файлы: 1 файл

Финансы ответы.doc

— 384.50 Кб (Скачать файл)

ФИНАНСЫ

1. Необходимость  и сущность финансов.  

Финансы – это экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств для обеспечения расширенного Воспроизводства и выполнения задач и функций государства. Финансы возникают на основе реального, т.е. одностороннего, не эквивалентного движения денежных средств. Выделяют следующие группы финансовых отношений:  1.между организациями в процессе приобретения и реализации товаров, работ и услуг.  2.между организациями и их филиалами, подразделениями.     3.отношения внутри организации при формировании и кругообороте ее фондов.  4.внутри домашнего хозяйства при формировании и использовании бюджетов семей.   5.между государством и организациями (налоговые отношения).      6.между государством и гражданами (налог на доход, имущество).     7.между организациями, гражданами и внебюджетными фондами. 8.отношения между отдельными звеньями бюджетной системы.     Финансы обладают 3 функциями:  1.распределительная.    Объектами распределения являются ВВП и НД в денежной Форме.     2.контрольная. Финансы обладают свойством количественно, через финансовые ресурсы, отображать воспроизводственный процесс.   Назначение финансового контроля в том, что бы сообщать обществу обо всех проблемах в экономико-денежных отношениях.   3.регулирующая. Она сваязана с вмешательством государства в процесс воспроизводства. НАПРИМЕР: За счет изменения налоговых ставок можно воздействовать на предпринимательскую активность.  4.•Аккумулирующая (или накопительн). Выраж через процесс образован (накоплен) денежн ср-в, необходим для функционир любой хоз системы .

1.Сущность  и Функции финансов

Деньги - это всеобщий эквивалент, измеряющий затрата труда и других ресурсов производителей, а финансы - это совокупность денежных отношений, связанных с формированием и использованием различных денежных фондов в процессе распределения и перераспределения ВВП. К причинам, пораждающим финансы можно отнести: - существование государства; - развитие товарно-денежных отношений; - появление налогов в денежной форме;- движение капитала, активов и связанных с ними денежных потоков. Финансы – это экономический инструмент создания и распределения фондов ден средств в гос-во.СуЩ. три функции финансов: распределительная (например при помощи налогов деньги собирают в казну, а потом распред по бюджетным организациям); регулирующая (метод кнута и пряника, кнут – это штрафы и пени, пряник – это льгота); контрольная (деньги любят счет, контроль внешний и внутренний)

1. Понятие финансов. 

Финансы – это экон. отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами (предприятиями,  домашними хозяйствами и государством). Эти экономические отношения осуществляются: 1. По поводу перераспределения дохода. 2. Для обеспечения адекватного исполнения государством функций. 3.  В процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и рисков. Финансы, обеспечивающие функционирование гос-ва, называются гос. финансами. В результате распределения доходов общества в пользу домашних хозяйств и производителей возникают финансы соотв. дом. хоз-в и коммерч. организаций или фирм. Сущность финансов выражается через их функции (основные): 1. Распределит. (позволяет создавать целевые фонды ден. средств, осущ. перераспред.). 2. Контрольная (оценка эффективности использ. финн. ресурсов).

8. Государственный  кредит, его сущность и роль.

Гос. кредит является важным звеном централизованных (обществ.) финансов. Он охватывает сов-сть ден. отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и ФЛ и ЮЛ – с др., при кот. гос-во выступает в кач-ве заемщика, кредитора или гаранта. Основой гос. кредита является его возвратность и платность (через опр. период времени сумма возвращается с %). Гос. кредит выполняет след. ф-ции: 1. распределительная (осущ. формирование централиз. ден. фондов гос-ва или их использование на принципах срочности, платности и возвратности). 2. регулир. (вступая в кредитные отношения, гос-во воздействует на состояние денежного обращения, уровень %ых ставок, на производство и занятость. 3. контрольная (осуществляется финн. структурами и кредитными институтами. поскольку гос. кредит предполагает возвратность привлечения ресурсов).

2. Прямы налоги и  их характеристика   

Налог – это обязательный безвозмездный безвозвратный платеж физических и юридических лиц государству для реализации его функций. Различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги – это налоги на доходы, собственность и капитал. Прямые  налоги  построены  на  основе    постоянного характера, заранее  определима  сумма  налоговых  поступлений,  взимаются  в определенные  сроки.  Взимаются  с  доходов  или  имущества   физических   и юридических лиц. Они делятся на: - реальные — устанавливаются с отдельных видов имущества и включают поземельный, подомовой, на ценные бумаги; - личные — с юридических и физических лиц с учетом дохода по декларации и включают подоходный с населения, на прибыль корпораций, на прирост капитала, с наследства и дарений, поимущественный налог; К ним относят НДФЛ: объект налогообложения-доходы(ставка-13%), налог на прибыль организаций: объект - прибыль (ставка-24%(6,5федер,17,5субъектам)),ЕСН: объект- доходы (ставка-26% (6федер, 14пенс, 2,9фонд страх, 1,1фед.ф.мед. страх.2 террит.ф.мед.страх)), налог на имущество организаций: объект- собственность. Налог на прибыль  предприятий и организаций  является  основным  прямым налогом.  Плательщики   налога:   предприятия   и   организации   являющиеся юридическими лицами; компании, фирмы которые осуществляют  предпринимательскую  деятельность. В доходах федерального бюджета РФ более 60% составляют косвенные налоги. В развитых странах преобладают прямые налоги.        Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Налог на прибыль  Налог на имущество  Налог на прибыль    Плательщик прямо платит этот налог в казну государства.    Признаки прямого налога:       Плательщик точно знает величину налога, т.к. ему известна ставка налога, объект обложения и льготы         По этому налогу предоставляются определенные преимущества. Так налог на доход физического лица уплачивается с учетом семейного положения, величины объекта.    Плательщик по прямым налогам сразу чувствует налоговую нагрузку      По прямым налогам сложные расчеты    По прямым налогам плательщик использует различные методы уклонения.

В зависимости от механизма  уплаты налоги и сборы делятся  на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества. Отличительная особенность этих налогов – относительно сложный механизм расчета налоговой базы. Среди прямых налогов выделяются: 1. реальные, которыми облагается предполагаемый средний доход, полученный от объекта обложения (транспортный налог). 2. личные. уплачиваемые с действительно полученного дохода и отражающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (налог на прибыль организаций, налог на имущество).

3. Роль финансов  в процессе воспроизводства.

С переходом РФ к рыночной экономике роль финансов в процессе воспроизводства существенно возросла: от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, его конкурентоспособность, выживаемость, его перспективы. Финансовое обеспечение потребностей воспроизводства означает покрытие затрат засчет фин. ресурсов. Осн. источниками фин. ресурсов могут служить: собств. ср-ва (уставный капитал, прибыль и др.), заемные ср-ва (долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы), привлеч. ср-ва. Важная роль в воспроизводстве ВВП принадлежит гос. финансам и финансам предприятий. Эффективное использование фин. ресурсов возможно лишь на основе активной фин. политики государства. Процесс воспроизводства является необходимой основой существования человеческого общества. Он включает четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление. Эти стадии обязательны для воспроизводства, взаимосвязаны во времени и пространстве, взаимодействуют между собой и происходят одномоментно. Отсутствие хотя бы одной стадии прервет процесс воспроизводства. Все субъекты воспроизводственного процесса имеют доходы и расходы. При этом в одно и то же время одни испытывают недостаток средств, а у кого-то они могут быть в избытке. Это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществляется с помощью финансов в широком понимании этого термина. Процессы формирования и использования доходов субъектов воспроизводственного процесса сопровождаются распределением и перераспределением этих доходов, необходимых для регулирования экономики в условиях рыночных отношений при помощи финансов в широком понимании этого слова.

4. Расходы  государства на социальные цели  и источники их финансирования. 

Расходы бюджетов – это экономические отношения, возникающие в ходе использования централизованных фондов денежных средств между государством и физическими и юридическими лицами.     Включ затраты на образован, здравоохран и физ культуру, соц обеспеч, соц помощь, культуру и искусство, средства массовой информации, инвестиционные программы в соц сфере (строит-во жилья, создан соц инфраструктуры). Наибольш суммы направл на финансиров образован. Крупн расходы на оборону.   Внебюджетные фонды – это целевые денежные фонды, находящиеся в распоряжении государства и не получаемые в государство бюджет.     В настоящее время в РФ действуют:       1) Пенсионный фонд РФ     Он отвечает за выплату пенсий установленных Российским законодательством        Основной вид пенсий:     - пенсия по старости - пенсия по инвалидности (ограничение трудоспособности)    - пенсия за выслугу лет (тяжелый или вредный труд)         - пенсия по потере кормильца (назначается детям погибшего лица до 18 лет)        Социальная пенсия (фиксированная)         Наибольший объем средств пенсионного фонда направляется на выплату пенсий по старости.      2) Фонд социального страхования       Он отвечает за выплату пособий  по временной нетрудоспособности (больничные листы) по беременности и родам, при рождении ребенка  по уходу за ребенком до 1,5 лет.      3) Фонды обязательного страхования медицинского страхования (ОМС)       В РФ действует федеральный фонд ОМС (ФФОМС), а также территориальные фонды ОМС (ТФОМС) формируемые в каждом субъекте РФ территориальные фонды не является частью федерального.      Федеральный фонд разработан программой государственной комиссии  оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.        Также он оказывает финансовую поддержку территориальным фондам на реализацию этой программы         Территориальные фонды ОМС отвечают за организацию системы ОМС в рамках региона     Территориальный фонд вправе передать часть своих функций страховым компаниям.    На муниципальном уровне внебюджетные фонды создаваться не будут.

Расходы на соц. нужды связаны с  выполнением государством соц. функций. Эти расходы подразделяются на: 1. образование. 2. культура, кинематография, СМИ. 3. здравоохранение и спорт. 4. соц. политика. Расходы на соц. нужды определяются на основе принципов сметного планирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определятся на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизв. сферы, и расчетов ассигнований, составляемых в фин. органах. В основе расчетов – показатели деят. учреждений, характеризующие обслуживаемые контингенты (количество учащихся, учебных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.д.). При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения.

5. Основные направления  бюджетной политики РФ на 2011 году  и на плановый период 2012-2013 годов.

Следует обратить внимание на то, что ФЗ о бюджете на 2011 и  плановый 2012-2013 период является первым посткризисным бюджетом. Приоритетное финансирование получила социальная сфера, а также создание в составе бюджета на 2011-2013 годы Федерального дорожного фонда. Главными источниками финансирования бюджетного дефицита станут главным образом заимствования, подавляющая часть которых, будет осуществляться на внутреннем рынке. Кроме того, одним из важных направлений является сокращение в кротчайшие сроки величины бюджетного дефицита. Проект закона о федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов  формировался в условиях начавшегося экономического роста, стабилизации макроэкономических и улучшения финансовых показателей в реальном секторе, восстановления ликвидности банковской системы, реализации мер по модернизации экономики. Социальные расходы составляют практически треть от общего объема бюджетных расходов. В список запланированных мероприятий войдет индексация социальных выплат, пособий и пенсий. В 2011 году, согласно озвученным на заседании данным, превышение расходов федерального бюджета над доходами запланировано на уровне 3,6 процента ВВП. В 2012-2013 годах объем дефицита федерального бюджета, снижаясь в процентном отношении к ВВП, практически не изменяется в номинальном выражении: в 2012 году - 3,1 процента ВВП, в 2013 году - 2,9 процента ВВП.

6. Элементы  налога и их характеристика 

Налоги – обязательные платежи юридических и физических лиц в установленном законом  порядке, взимаемые государством для обеспечения ресурсной поддержки установленных ему функций. Основные элементы налога :  •субъект налога – налогоплательщик в лице физического или юридического лица   •объект налога – результат или элемент деятельности налогоплательщика, подлежащий налогообложению ; •источник налога – конкретный объект налога для конкретного налогоплательщика ; •единица обложения – единица измерения объекта налогообложения ; •налоговая ставка – сумма налога на единицу обложения , выраженная в процентах или в абсолютном виде ; •налоговый оклад – сумма налога , уплачиваемая субъектом с одного объекта за расчетный период ; •налоговый период – временной период за который уплачивается налог ; •налоговый срок – временной период , в течение которого должно быть осуществлено фактическое перечисление налога ; •налоговая льгота – полное или частичное освобождение от уплаты налога ; •налоговые каникулы – временное освобождение конкретного субъекта от уплаты налога ; •налоговый кредит – отсрочка , предоставленная субъекту в части выплаты причитающегося с него налога ; •налоговое правонарушение – прямые нарушения действующего налогового законодательства , выявление которых связано с применением к налогоплательщику установленных штрафных и иных санкций ; •обход налога – деятельность налогоплательщика по сокращению причитающихся с него налоговых выплат без прямых нарушений законодательства , и не связанная с возможным применением к нему штрафных санкций . Определение налога конфедерального не означает, что этот налог обязательно поступает в федеральный бюджет. В качестве примера можно привести НДФЛ – налог федеральный, он поступает в бюджет субъекта федерации. Налог на прибыль – федерация, но делится между субъектом Федерации и федерацией. К федеральным налогам относятся самые крупные налоги – НДФЛ, налог на прибыль, НДС, акцизы, ЕСН, налог на добычу ползных ископаемых. К региональным налогам относятся более мелкие налоги.

В соотв. с НК РФ налог считается  установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: 1. Объект – могут являться прибыль, доход, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. 2. Налоговая база – представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта. 3. Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налог. база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налог. период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. 4. Налоговые ставки – представляют собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. 5. Порядок исчисления. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных НК РФ, эта обязанность может быть возложена на налоговый орган или налогового агента 6. Порядок и сроки уплаты. Кроме того, необходимых случаях при установлении налога могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

7.Бюджетное планирование.

Бюджетное план-ие явл. составной  частью фин. план-ия. Бюдж. план-ие –  это централиз. распред. и перераспред. сто-сти ВВП и НД между звеньями БС на основе общенац. соц-экон. программы развития страны в процессе состалвения и исполнения бюджетов и бюджетов внебюдж. фондов разного уровня. Цели бюдж. план-ия опр-ся целями гос. рег-ия эк-ки. В бюдж. план-ии используются те же методы, что и в фин. план-ии, а именно: нормативный метод, программно-целевой метод (в том числе и БОР), балансовый метод и экон. анализ.  БОР (бюджетирование ориентированное на рез-т) представляет собой план-ие расходов бюдж. ср-в в виде скользящей3х-летки. 1ый год обяз. к исполнению, а данные по 2ому и 3ему году корректируются с учетом подведения итогов по 1ому году. Данный метод предназначен для повышения эф-сти использования бюдж. ср-в. В наст. вр. в РФ с помощью методики БОР составляются бюджеты различных уровней и бюджеты внебюж. фондов. Осн. принципами бюдж. план-ия явл. научность, соц. направленность и приоритет общ. потребностей, системность, пропорциональность и сбалансированность, а также согласование кракоср. и перспективных целей и задач, а также эффективность и результативность.

Бюджетное планирование - важнейш составн часть финансов планирован, котор подчинена требован финансов полит гос-ва. Экономич сущность бюджетн планирован сост в централизован распределен и перераспределен ВВП и национальн дохода м/у звеньями финансов сист на основе общенацион соц-экономич проги развит страны.   В ходе бюджетн планир финансы активно воздейств на основн экон и качеств показат гос прог развит страны.   Бюджетное планирование включает:  Бюджетн процесс, как порядок составлен и исполнен бюджетов разного уровня.   1Его нормативно-правовую базу и организацион основу  2Вопросы теории и методологии составл бюджетов страны.   Основы бюджетного планирован определ конституц, бюджетн кодексом и др законодат актами.  Бюджетн процесс как главн форма бюджетн планирован предст собой регламентирован нормами права деятельн органов гос власти, местн самоуправлен и участников бюджетн процесса по составлен и рассмотрен проектов бюджетов, проектов бюджетов гос внебюджетных фондов, утвержден и исполнен бюджетов и бюджетов гос внебюджетн фондов, а также контролю за их исполнен.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"