Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:01, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Файлы: 1 файл

Ответы финансы.docx

— 99.90 Кб (Скачать файл)

При составлении финансового  прогноза рассматриваются следующие данные:

• бюджет продаж;

• бюджет производства;

• бюджеты использования материалов;

• бюджет прямых затрат на оплату труда;

• бюджет себестоимости произведенной  продукции;

• бюджет себестоимости реализованной  продукции;

• прогнозный отчет о прибыли;

• бюджет денежных средств.

 

 

  1. Финансовое регулирование социально-экономических процессов.

В целях корректировки со стороны  государства развития общественного  производства в нужном направлении  осуществляется государственное финансовое регулирование.

Государственное финансовое регулирование экономики – это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.

Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования являются следующие исходные основания:

  1. Учет действия объективных экономических законов развития общества.
  2. Разработка научно обоснованной стратегической программы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов.
  3. Наличие демократической системы выражения взглядов и предоставляющих их демократических институтов для возможности свободного изъявления интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных групп.
  4. Наличие в стране отлаженной законодательной системы, четко и оперативно реагирующей на отступление от норм и правил поведения в хозяйственной деятельности.

Процесс регулирования характеризуется  многообразием объективных и  субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.

Типы включают: экономическое (с их частями – финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда) и административное.

Виды охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное).

Формы обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории, так и общие для всех: например, в бюджетном виде формами являются финансирование(субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом – прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом – внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.

Общей формой является планирование (прогнозирование).

Наиболее  многочисленными элементами классификации  являются методы регулирования, которые могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использования в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для разных форм и видов и т.д.). Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, льготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании – нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д.

Основными методами в валютно-финансовом регулировании  являются:

1.валютный курс;

2. процентные  ставки на денежный капитал;

3. курсы  международных платежных средств  и ценных бумаг;

4. разнообразные  методы страхования от валютных  рисков.

Во  внутрихозяйственном виде регулирования  применяются методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и их использования.

Элементы  системы финансового регулирования  – виды, формы, методы – призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении. В условиях рынка большее внимание уделяется косвенным методам регулирования. Государство устанавливает общие для всех участников хозяйственного процесса условия и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности – льготные; это налоги, их ставки, размеры отчислений средств, субвенции, льготы, фиксированные цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможенного и социального регулирования.

Однако  действие косвенных элементов регулирования  может дополняться прямыми, директивными методами со стороны государства, особенно при значительных нежелательных  отклонениях от намеченного курса  развития.

 

  1.  Сущность финансового контроля, его виды, формы и методы

 

Финансовый контроль – это совокупность мероприятий по проверке соответствия фактического состояния финансовой системы плановому или отчетному.

Значение финансового контроля заключается в:

1. Деятельности специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2. Управлении  финансами и денежными потоками  на макро– и микроуровне.

Финансовый контроль разделяют  на два различных аспекта:

1. Государственный финансовый контроль – это комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.

2. Негосударственный  финансовый контроль подразделяется  на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

Главная цель государственного контроля – максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного (главным образом, внутрифирменного) – напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.

Формы контроля принято классифицировать по следующим  критериям:

• Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона (налоговые проверки, контроль за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательное аудиторское подтверждение данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т.д.).

• Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового  законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для  достижения тактических и стратегических целей.

• Предварительный  финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений.

• Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и  субсидий и т.д.

Последующий финансовый контроль проводится путем  анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов.

Объекты контроля:

• бюджетный  контроль;

• контроль за внебюджетными фондами;

• налоговый  контроль;

• валютный контроль;

• кредитный  контроль;

• страховой  контроль;

• инвестиционный контроль;

• контроль за денежной массой.

МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ:

 

1. Обследование – изучение широкого спектра финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

2. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России – за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

3. Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

4. Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности могут привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

5. Ревизия или проверка – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Виды ревизии:

• полные и частичные;

• комплексные  и тематические;

• плановые и внеплановые.

Ревизии проводятся органами управления в отношении  подведомственных предприятий и  учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). Результаты ревизии  оформляются актом, на основании  которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального  ущерба и привлечению к ответственности  виновных лиц.

ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Различают следующие виды контроля:

1 . Бюджетный контроль – это проведение комплексных ревизий и тематических проверок с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Проводится органами Федерального казначейства, которые призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования государственных средств.

2. Налоговый  контроль – это система контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Осуществлением налогового контроля занимаются налоговые органы в лице городских и районных налоговых инспекций, которые осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. При проведении налогового контроля проверяются любые денежные документы у юридических и физических лиц; налогоплательщики обязаны предъявлять необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); обследуются производственные, складские и торговые помещения.

3. Внутрифирменный  финансовый контроль осуществляется  экономическими службами самого  предприятия, фирмы, корпорации  – бухгалтерией, финансовым отделом,  службой финансового менеджмента  и др. – за финансовой деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия.

4. Аудиторский  контроль – это деятельность  по установлению достоверности  бухгалтерской и финансовой отчетности  и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Аудиторская проверка может быть:

• инициативная – проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта;

• обязательная – проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных законодательством.

Все аудиторские  услуги платные. Отношения аудиторской  фирмы с клиентами оформляются  договором с оплатой услуг  по договорным ценам.

Результат аудиторской проверки оформляется  в виде заключения аудитора. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных  и судебных органов.

 

 

 

  1. Основные виды государственного финансового контроля и органы его осуществляющие.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"