Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансам".

Файлы: 1 файл

Перечень вопросов к экзамену по всему курсу.docx

— 89.76 Кб (Скачать файл)
  1. Торговля как вид предпринимательской деятельности.

Термин "торговля" применяется в двух значениях. В первом значении торговля — это один из видов предпринимательской деятельности, во втором — это одна из отраслей экономики, т. е. совокупность всех предпринимательских структур, занимающихся этим видом деятельности. 
Согласно государственному стандарту ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", торговля — это вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям. 
Как отрасль экономики торговля включает три подотрасли: оптовую торговлю, розничную торговлю, общественное питание. 
Оптовая торговля — торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. 
Розничная торговля — торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. 
Общественное питание — предпринимательская деятельность, связанная с приготовлением пищи, реализацией продукции собственного производства и покупных товаров, а также с организацией питания. Таким образом, предприятия общественного питания одновременно выполняют три функции — производство, реализацию и обслуживание посетителей. 
Оптовую торговлю в условиях рыночных отношений осуществляют три типа оптовых организаций: 
специализированные на оптовой торговле организации: 
универсальные; 
специализированные; 
узкоспециализированные; 
торговые оптовые базы и склады; 
оптовые распределительные центры; 
межрегиональные, региональные, внутрирегиональные оптовые организации; 
оптовые, оптово-розничные торгово-финансовые группы. 
Эти организации владеют товарами, имеют для их хранения и 
реализации соответствующую материально-техническую базу (склады, холодильники, хранилища и т. п.); 
оптовые посредники — дилеры, дистрибьюторы, брокеры, агенты. Они владеют не товарами, но информацией о товарах, об их производителях и потенциальных покупателях, т. е. они торгуют не товарами, а информацией и за это получают комиссионное вознаграждение; 
организаторы оптового оборота — биржи, оптовые продовольственные рынки, транспортно-экспедиционные предприятия, склады. Не владея ни товарами, ни информацией о товарах, они выступают в качестве организаторов оптового оборота, т. е. предоставляют возможность производителям и продавцам товаров, оптовым и розничным торговым организациям заключать контракты на поставку товаров. Организаторы оптового оборота создают для этого необходимую инфраструктуру (склады, холодильники, хранилища, подъездные пути, весоизмерительное оборудование, помещения для деловых переговоров, отели для проживания участников торгов и пр.). Участники (товаропроизводители и торговцы) за услуги организаторов оптового оборота вносят соответствующую плату. 
Розничную торговлю осуществляют предприятия розничной торговли. Согласно государственному стандарту ГОСТ Р 
"Розничная торговля. Классификация предприятий" в настоящее время функционируют следующие типы розничных торговых предприятий: 
неспециализированный магазин — предприятие розничной торговли с комбинированным или смешанным ассортиментом товаров; 
гипермаркет— предприятие, имеющее торговую площадь до 5 тыс. м2, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно в форме самообслуживания; 
универмаг — предприятие, реализующее непродовольственные товары универсального ассортимента, использующее различные формы обслуживания (торговая площадь: в городе — от 3,5 тыс. м2, в сельской местности — от 650 м2); 
универмаг "Детский мир" — предприятие, реализующее непродовольственные детские товары (торговая площадь — от 2,5 тыс. м2); 
универсам (супермаркет) — предприятие, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные (сопутствующие товары) частого спроса (торговая площадь — от 400 м2); 
гастроном— предприятие, реализующее продовольственные товары с преобладанием гастрономии, с обслуживанием через прилавок (торговая площадь — от 400 м2); 
магазин "Товары повседневного спроса" — предприятие, реализующее продовольственные и непродовольственные товары частого спроса преимущественно в форме самообслуживания (торговая площадь — от 100 м2);

магазин "Продукты" (минимаркет) — предприятие, реализующее продовольственные товары узкого ассортимента (хлеб, кондитерские изделия); обслуживание — через прилавок (торговая площадь — от 18 м2); 
магазин "Промтовары" — предприятие, реализующее непродовольственные товары узкого ассортимента (обувь, парфюмерия) (площадь — от 18 м2); 
10 
дом торговли— предприятие, реализующее одежду, обувь и предметы туалета для мужчин и женщин, использующее различные формы обслуживания (торговая площадь — от 1000 м2); 
комиссионный магазин — предприятие, осуществляющее продажу товаров, принятых от отдельных лиц и организаций на комиссионных началах; 
магазин-склад розничной торговли реализует продовольственные товары или товары универсального ассортимента преимущественно в форме самообслуживания, из транспортной тары населению и предприятиям для последующей перепродажи, использованию в мелком производстве, оказании услуг населению (торговая площадь — от 650 м2). 
Наряду с перечисленными предприятиями стационарной торговой сети функционирует широкая сеть нестационарных предприятий, так называемых предприятий мелкой розницы (мелкорозничная торговая сеть). Это ларьки, палатки, павильоны и т. п. Некоторые из них функционируют постоянно, другие — в определенный сезон. 
Торговля является самой обширной сферой предпринимательской деятельности. По данным Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО), на 1 января 2005 г. В стране было зарегистрировано 4 млн 417 тыс. предприятий и организаций, в том числе в торговле и общественном питании 1 млн 622 тыс. (36,7%), что превышает их численность в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и транспорте вместе взятых (30,6%). 
На долю внутренней торговли товарами народного потребления приходится около 22% ВВП (по данным за 2004 г. против 5,6% в 1990 г. Торговля стала одной из самых весомых бюджетообразующих отраслей. Ее вклад в общую сумму бюджетных доходов составляет в Москве около 20%, а в ряде субъектов Российской Федерации этот показатель еще выше. 
Именно в торговле началось возрождение предпринимательства в современной России, формирование свободной инициативы, разгосударствление предприятий. 
За годы, прошедшие после начала экономических реформ в России, в торговле произошли коренные рыночные преобразования. Главенствующее место занял частный сектор. Сегодня негосударственными являются 92% зарегистрированных торговых организаций, на их долю приходится более 95% оборота розничной торговой сети. За эти годы увеличилось число занятых в торговле — с 5,9 млн в 1990 г. до 11,4 млн человек в 2004 г., что составило по отношению к общей численности занятых в народном хозяйстве соответственно 7,8% и 17,2%, т. е. доля отрасли выросла по статистике более чем в два раза, а фактически в этой сфере занято гораздо больше работников. При этом потенциал торговой отрасли в части трудоустройства населения не исчерпан. В странах с развитой рыночной экономикой доля занятых в торговле составляет 17-22%. Можно предположить, что по мере роста покупательной способности населения численность работников в торговле будет увеличиваться, пока не достигнет оптимального уровня. 
Современный потребительский рынок Российской Федерации отличается высокой насыщенностью продовольственными и непродовольственными товарами. Бюрократическая система распределения товаров, существовавшая в условиях административной системы управления, заменена отношениями купли-продажи. Постепенно приобретает устойчивый характер положительная тенденция увеличения объема и улучшения структуры розничного товарооборота, который в 2004 г. составил 5 трлн 597,3 млрд руб. и увеличился по сравнению с 1995 г. на 55,1%. Вместе с тем позитивные изменения на потребительском рынке сопровождаются рядом негативных проявлений, прежде всего это лавинообразное наводнение его фальсифицированной и нелегальной (контрафактной) продукцией. Нередки случаи, когда контрафактная продукция вытесняет легальные товары, при этом многие фальсифицированные товары представляют прямую угрозу для жизни и здоровья населения. 
В результате поступления на рынок огромной массы фальсифицированной продукции сформировался сектор теневой

экономики, оказывающей противодействие  государству по формированию цивилизованного  рынка. 
Физический объем оборота розничной торговли в 2004 г. составил в сопоставимых ценах к уровню 1990 г. 141,5%, в том числе по непродовольственным товарам 131,3%, по продовольственным товарам 110,7%, а по алкогольным напиткам 217,2%. 
Проблемы есть и в сфере общественного питания, доля которого в общем розничном товарообороте страны уменьшилась с 8,6% в 1991 г. до 4% в 2004 г. Физический объем оборота предприятий общественного питания по сравнению с 1990 г. составил в 2004 г. 43,4%. Под тяжестью реформ рухнула система социально-ориентированных предприятий общественного питания (по месту работы и учебы), резко сократилась сеть общедоступных столовых и специализированных предприятий (пирожковые, пельменные и т. п.). 
Розничная торговля в стране под влиянием многих обстоятельств переместилась в палатки, ларьки, павильоны. По данным Госкомстата РФ, объем продажи товаров в Российской Федерации на вещевых, продовольственных и смешанных рынках в 2004 г. составил 22% общего объема товарооборота розничной торговли. Есть мнение, что широкое распространение подобных примитивных форм торговли связано с особенностями переходного периода. Действительно, на таких рынках в силу минимальных расходов на их содержание имеется возможность продавать товары по ценам, более низким, чем в стационарных магазинах. При этом нецивилизованная торговля на стихийных рынках служит прибежищем криминальных элементов, формой укрытия от налогов, источником антисанитарии, продажи населению некачественных товаров. Выход— в постепенном свертывании неорганизованной торговли, преобразовании стихийно возникших рынков и барахолок в современные торговые комплексы, как это успешно делается в настоящее время в Москве. 
Отрицательно сказывается на организации розничной торговли ослабление и свертывание оптовой торговли, появление огромного количества различного рода торговых посредников, стремящихся к извлечению прибыли за счет накрутки цен. По многим продовольственным товарам сейчас доля производителя в окончательной розничной цене составляет не более 30-40%. 
Для восстановления некогда мощного оптового звена стране понадобится время; необходимы капитальные вложения. Но без решения этой проблемы цивилизованный рынок невозможен. В США, например, функционирует 300 тыс. оптовых фирм, в Германии — более 100 тыс., в Италии — около 90 тыс. оптовых фирм, во Франции — 80 тыс., а в России, по данным Росстата, имеется 14 тыс. оптовых организаций (в основном мелких, с численностью в среднем по 16 человек). Для огромной территории России это очень низкая обеспеченность оптовыми организациями. 
С начала экономических реформ одной из самых острых проблем в торговой отрасли является недостаточность оборотного капитала. В советский период торговые организации функционировали при обязательном наличии 50% собственных оборотных средств. В первые годы экономических реформ в России доля собственного оборотного капитала в торговле из-за гиперинфляции упала до 5%, что поставило хозяйствующие субъекты в этой сфере в тяжелые условия. И в настоящее время эта проблема остается острой. Собственный оборотный капитал в подавляющем большинстве торговых организаций России составляет менее 10% (установленного в нормативном порядке минимума), а проценты по банковским кредитам все еще высоки, к тому же коммерческие банки пока неохотно занимаются кредитованием хозяйствующих субъектов, предпочитая извлекать максимальную прибыль из спекулятивных операций. 
Допущенные ошибки в реформировании торговли, которые привели к негативным последствиям, требуют принятия мер по усилению роли государства в регулировании процессов, протекающих в этой сфере экономики. В числе таких мер представляется необходимой разработка проекта федерального закона о правовых основах государственного регулирования торговой 
деятельности в РФ, принятие которого позволило бы навести должный порядок на потребительском рынке.

 

 

  1. Рыночные преобразования в сфере внутренней торговли Российской Федерации

Внутренняя торговля - одна из важнейших  сфер жизнеобеспечения населения

Являясь источником поступления денежных средств,

торговля тем самым формирует  основы финансовой стабильности государства.

За период рыночных преобразований внутренняя торговля претерпела коренные

изменения. В торговле, как ни в  одной другой отрасли хозяйственной  системы,

сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и

инвестиционная активность в этой сфере самая высокая. Внутренняя торговля

сегодня является важной бюджетообразующей отраслевой системой.

Современный потребительский рынок  отличается относительно высокой

насыщенностью. Товарного дефицита фактически нет. Вместе с тем позитивные

тенденции развития внутренней торговли сопровождаются рядом серьезнейших

негативных проявлений.

Во внутренней торговле сосредоточен сегодня значительный объем теневого

оборота, размеры которого колеблются в пределах 30%. Именно в торговле

происходит неоправданное наращивание цен реализации из-за роста звенности

товародвижения. На потребительском рынке сложилась в целом достаточно

сложная, с элементами дублирования система контроля качества и безопасности

товаров, которая даже при росте ее активности ни способствует, тем не менее,

коренным изменениям в вопросах обеспечения безопасности и качества

реализуемых на рынке товаров.

С учетом наметившихся тенденций развития внутренней торговли на современном

этапе общей целью настоящей  Концепции является разработка адекватного

рыночной экономике организационно-правового механизма доведения товаров до

потребителя, обеспечивающего позитивное развитие внутреннего рынка в целом.

Концепция исходит из того, что  для достижения этой стратегической цели

необходимо решение следующих  задач:

1. Обеспечение для абсолютного  большинства населения доступности

потребительского рынка а цивилизованных формах его организации.

2. Всемерное обеспечение прав  граждан на безопасность и  качество товаров.

3.  Формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные

возможности для отечественных  товаропроизводителей и способствующей

оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров.

4.  Восстановление финансового  контроля над товарооборотом  на основе

существенного ограничения возможностей для теневого оборота.

5.  Восстановление оптимального  соотношения магазинных и внемагазинных  форм

продажи товаров.

6.  Укрепление нормативно-правовой  базы развития торговли.

7. Восстановление единой информационной  системы внутренней торговли.

Необходимо изменить механизм  функционирования рынка.

     Средствами решения данной задачи должны стать:

-  целенаправленная структурная  перестройка на потребительском рынке,

способная обеспечить сбалансированное развитие отдельных звеньев торговой

системы на принципах рыночного  разнообразия субъектов торговой деятельности;

-  стимулирование развития интеграционных  процессов в торговле;

-  совершенствование системы  государственного контроля безопасности и

качества товаров и услуг  на принципах обеспечения единства прав и

ответственности контролирующих органов;

-  рационализация системы государственного  регулирования торговой

деятельности на принципах безусловного обеспечения верховенства закона;

- формирование национальной модели  механизма защиты внутреннего рынка в

условиях его интеграции в систему мирового товарообмена;

-стимулирование перехода на  механизм корпоративного управления субъектами

торговой деятельности, препятствующий глубокому имущественному расслоению

собственников и наемных работников.

 

  1. Система экономических и финансовых показателей коммерческой деятельности торговой организации.

Система экономических  показателей

1.2.1. Розничный товарооборот

Розничный товарооборот представляет собой объем продажи товаров  населению через все каналы реализации и означает завершение процесса обращения  товаров на потребительском рынке.

Данные о товарообороте позволяют  оценить степень проникновения  предприятия на рынок, оценить сложившуюся  конъюнктуру, конкурентную позицию  на рынке и темпы экономического развития торгового предприятия.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"