Анализ бюджета субъекта РФ на примере Архангельской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ и обоснование теоретических положений и выводов об организации финансовой деятельности Российской Федерации и разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства.
Достижению поставленной цели способствовали постановка и решение следующих задач:
- Выявление сущности финансов;
- Определение сущности финансовой системы;
- Рассмотрение особенностей формирования госбюджета;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Финансовая система РФ 5
1.1. Анализ сущности финансов 5
1.2 Сущность и функции финансовой системы 8
1.3 Структура финансовой системы 10
Глава 2. Централизованные финансы 13
2.1. Государственный бюджет 13
2.2. Доходы и расходы бюджетов 17
2.3. Роль государственного бюджета в экономике 19
Глава 3. Анализ бюджета субъекта РФ на примере Архангельской области.23
3.1. Принципы составления бюджета субъекта 23
3.2. Анализ доходов Архангельской области 24
3.3 Анализ расходов 27
Выводы и предложения 29

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

- во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса;

- во-вторых, они связаны с формированием и использованием централизованных фондов денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей, понимаемых не как потребности чиновничьего аппарата государственной власти, а как потребности граждан и хозяйствующих субъектов в государственных услугах.

Таким образом, бюджетные  отношения^ которые формируют бюджетную  политику государства (а не наоборот), строятся прежде всего на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они, по существу, уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей. Но при этом и государство, и его граждане в равной мере заинтересованы и в макроэкономической стабилизации, и в экономическом росте воспроизводственного потенциала всего общества. В условиях перехода к рыночной экономике груз экономических и социальных проблем, ранее решаемых на уровне министерств и ведомств методами централизованного директивного планирования, лег на бюджетную систему, управляемую органами исполнительной и законодательной ветвей власти. Если при административнораспределительной системе первостепенная регулирующая роль принадлежала плану экономического и социального развития, то в современных условиях она переходит к бюджету- единственному экономическому инструменту, утверждаемому на государственном уровне в качестве закона, обязательного к исполнению государственными и негосударственными структурами, хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер, учреждениями и населением. В этих условиях бюджет должен стать не только основой, формирующей финансовое хозяйство страны, способной наладить финансовое планирование и реальное финансовое прогнозирование через проведение на государственном уровне единых финансовой, бюджетной и налоговой политик, но и одним из важнейших инструментов, обеспечивающих экономический рост государства.

В связи с этим меняются функции бюджета, его экономическая структура, содержание и роль в экономической жизни страны. При этом на первый план выходит такая его характерная особенность, как регулирующая роль бюджета в сочетании с регулирующей ролью свободных рыночных процессов. Это регулирование обеспечивает оптимальное соотношение концентрации государственных финансовых ресурсов в бюджетной системе страны с объемом и потребностью в особых общественных товарах и услугах, предоставляемых государством всем участникам рыночных отношений наряду с теми товарами и услугами, которые создаются частным сектором, занимающим основное место в экономике.

Поэтому современные  бюджетные отношения не ограничиваются законодательно утвержденным порядком формирования доходов и осуществления  расходов федерального, региональных и местных бюджетов. Они развиваются в правовом поле функционирования всей финансовой системы, включающем не только принципы построения и функционирования бюджетной системы и структурные взаимосвязи ее составляющих. Оно включает и правовое положение всех субъектов бюджетных отношений (налогоплательщиков, бюджетополучателей и всех участников бюджетного процесса), а также правовое регулирование бюджетов различных уровней и межбюджетных отношений, определяющее основы бюджетного процесса8.

Таким образом, бюджетное  регулирование — это организованная система управления бюджетным устройством  государства. При этом под бюджетным устройством понимается организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы и участниками бюджетного процесса, основанная на правовых нормах.

Таким образом, содержание функции бюджетного регулирования  реализуется в процессе формирования доходных источников всех уровней бюджетной  системы на всех стадиях бюджетного процесса и их использования для  проведения экономической политики государства, ориентированной на обеспечение макроэкономической стабильности и рост общественного воспроизводства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан, затем в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, находящуюся на содержании бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ бюджета субъекта РФ на примере Архангельской области

3.1. Принципы составления бюджета субъекта

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Феде рации бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней  проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.  В основе бюджетного процесса лежат специальные принципы,  которые определяют порядок составления и исполнения бюджета, устанавливают полномочия органов власти, закрепляют их права и обязанности, исключают возможность неэффективного распределения бюджетных средств. К принципам бюджетного процесса относятся:

1) принцип разграничения бюджетных полномочий участников бюджетного процесса;

2) принцип специализации  бюджетных показателей; 

3) принцип гласности  обсуждения бюджета; 

4) принцип иммунитета  бюджета; 

5) принцип ответственности  за нарушение бюджетного процесса.

В соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участниками бюджетного процесса  являются:

- Президент Российской  Федерации; 

- высшее должностное  лицо субъекта, глава муниципального  образования; 

- законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

- исполнительные органы  государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

- Центральный банк  Российской Федерации; 

- органы государственного  и муниципального финансового   контроля;

- органы управления  государственными внебюджетными  фондами;

- главные распорядители  и распорядители бюджетных средств; 

- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

- получатели бюджетных  средств. 

3.2. Анализ доходов Архангельской области

 

Основными проблемами реформирования межбюджетных отношений являлись и  являются:

  • обеспечение в бюджетах субъектов РФ и муниципальных образованиях на всей территории РФ удовлетворения потребностей населения на уровне государственных минимальных социальных и финансовых стандартов;
  • повышение самостоятельности бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований;
  • стимулирование субъектов РФ и муниципальных образований на увеличение доходного потенциала территории, обеспечивающего, как правило, собственными доходами расходных полномочий субъектов РФ и муниципальных образований;
  • создание соответствующих механизмов, обеспечивающих решение названных проблем;
  • повышение самостоятельности бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, расширение фискальных полномочий региональных органов власти.

Оптимальное сочетание  двух взаимосвязанных функций межбюджетных отношений: выравнивание бюджетной  обеспеченности и стимулирование наращивания налогового потенциала территории зависит от степени равнозначных доходных источников (полностью или частично), обеспечивающих расходные обязательства всех уровней власти.

За I квартал 2012 года в  доход бюджета поступило средств на сумму 433 966 177 руб.

Кроме того, в I квартале 2012 года были привлечены кредиты на общую сумму 230 039 500 руб. (в доходах республиканского бюджета не отражены).

Фактическое поступление  платежей в республиканский бюджет по сравнению с I кварталом 2011 года составило:

- с учетом поступлений средств по Государственным казначейским обязательствам, гуманитарной помощи Российской Федерации, сумм возвратов бюджетных кредитов и процентов по ним – 179,5%,

- без учета поступлений средств по Государственным казначейским обязательствам, гуманитарной помощи Российской Федерации, сумм возвратов бюджетных кредитов и процентов по ним – 126,8%.

Доходы целевых бюджетных  фондов – поступило средств на сумму 38 145 755 руб. или 93,6% от плана, что на 7 357 612 руб. (23,9%) больше фактических поступлений за I квартал 2011 года.

Доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности –поступило средств на сумму 38 085 582 руб. или 72,6% от плана, что на 3 385 673 руб. (9,8%) больше фактических поступлений за I квартал 2011 года9.

Из общей суммы средств, поступивших в доход республиканского бюджета в размере 433 966 177 руб., поступления в виде взаимных денежных зачетов составили – 6 670 970 руб. или 1,5% от общей суммы доходов. Зачеты налоговых и иных платежей в бюджет в натуральной форме не проводились.

В разрезе налоговых  и иных видов платежей исполнение доходной части республиканского бюджета  характеризуется следующими показателями.

Налог на доходы организаций

За I квартал 2012 года, запланированный  к поступлению показатель по налогу на доходы организаций с учетом сумм отчислений от налога на доходы организаций для финансирования социальных выплат в объеме 85 544 678 руб. выполнен на 105,9%. Фактический объем поступлений по данному виду платежа составил 90 636 174 руб.

На перевыполнение плана по налогу на доходы организаций и по отчислениям от налога на доходы организаций для финансирования социальных выплат, при невыполнении плана по отдельным городам (районам), оказали влияние следующие факторы.

В целом по области в отчетном периоде увеличили выпуск промышленной продукции 37 организаций или 34,3% от их общего числа. В электроэнергетике объем производства продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 7,4%, в том числе выпуск теплоэнергии (товарный выпуск) – на 8,8%, электроэнергии – на 4,3%. Выпуск продукции пищевой промышленности по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 13,2%. По машиностроению и металлообработке объем производства продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 4,1%; однако объем производства продукции по электротехнической промышленности уменьшился на 12,1%. Производство продукции химической промышленности увеличилось – на 11,6%. Производство продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности в целом снизилось на 16%, в том числе мебели – на 18,3%, вывозка древесины – на 33,2%; однако выпуск пиломатериалов увеличился – на 12,3%. По промышленности строительных материалов отмечается уменьшение объемов выпускаемой продукции – на 52,3%. В легкой промышленности производство продукции в целом по отрасли снизилось на 17,3%, из нее обуви, тканей хлопчатобумажных готовых и швейных изделий – на 9,8%, 19,4% и 19,9% соответственно.

При запланированном  объеме доходов по платежам за пользование природными ресурсами в сумме 4 870 978 руб. фактическое поступление составило 5 761 240 руб. или 118,28% и характеризуется следующими показателями в разрезе видов платежей (Приложение 1). Объем поступлений по налогам на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции за I квартал 2012 года сформирован за счет поступлений сумм ввозных и вывозных таможенных пошлин и составил – 74 876 330 руб. или 120,1% от запланированного к поступлению показателя доходов в размере 62 342 649 руб.

Объем поступлений по ввозным и вывозным таможенным пошлинам обусловлен влиянием на него степени интенсивности осуществления импортных и экспортных операций по ввозимым (вывозимым) товарам, подлежащим обложению таможенными пошлинами, а также величиной их таможенной стоимости. Основными причинами значительного перевыполнения запланированных сумм платежа по ввозным таможенным пошлинам являются рост импорта товаров в целом по республике за январь-март 2012 года на 56,3% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.

Объем поступлений государственной пошлины находится в прямой зависимости от количества совершаемых юридически значимых действий, что оказало влияние на фактическое поступление данного платежа в республиканский бюджет.

3.3 Анализ расходов

 

Фактические расходы  республиканского бюджета за 1 квартал 2012 года составили 629 208 451 рубль (Приложение 2) или 71,7 % от плана, сложившегося на отчетный период в сумме 878 020 535 рублей, что на 191 576 455 рублей больше фактических расходов за аналогичный период прошлого года (437 631 996 рублей). При этом финансирование социально-защищенных статей составило 408 144 488 рублей при плане 520 963 264 рубля, или 78,3 % от плана. Из чего следует, что в I квартале 2012 года направленность бюджета сохраняла социальный характер - основными направлениями расходов были расходы на выплату заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, приобретение продуктов питания и медикаментов, расходы по индексации вкладов населения, компенсации, выплачиваемые военнослужащим и приравненным к ним лицам взамен предусмотренного действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики продовольственного пайка, трансферты из республиканского бюджета, направленные на обеспеченность социальных выплат местных бюджетов. Органы государственной власти предпринимают все усилия для обеспечения своевременного финансирования (и в полном объеме) заработной платы, пенсий и других выплат, так в I квартале 2012 года профинансирована заработная плата работников бюджетной сферы за декабрь 2011 года и январь–февраль 2012 года10.

Исполнение расходной  части республиканского бюджета  за I квартал 2012 года по разделам (подразделам) бюджетной классификации и статьям (подстатьям) (Приложение 2).

Информация о работе Анализ бюджета субъекта РФ на примере Архангельской области