Анализ бюджета субъекта РФ на примере Архангельской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ и обоснование теоретических положений и выводов об организации финансовой деятельности Российской Федерации и разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства.
Достижению поставленной цели способствовали постановка и решение следующих задач:
- Выявление сущности финансов;
- Определение сущности финансовой системы;
- Рассмотрение особенностей формирования госбюджета;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Финансовая система РФ 5
1.1. Анализ сущности финансов 5
1.2 Сущность и функции финансовой системы 8
1.3 Структура финансовой системы 10
Глава 2. Централизованные финансы 13
2.1. Государственный бюджет 13
2.2. Доходы и расходы бюджетов 17
2.3. Роль государственного бюджета в экономике 19
Глава 3. Анализ бюджета субъекта РФ на примере Архангельской области.23
3.1. Принципы составления бюджета субъекта 23
3.2. Анализ доходов Архангельской области 24
3.3 Анализ расходов 27
Выводы и предложения 29

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

Как известно, укрупненными элементами системы финансов современной России являются государственные и муниципальные финансы (централизованные публичные финансы), финансы хозяйствующих субъектов и финансы домохозяйств (децентрализованные финансы), которые, в свою очередь, в зависимости от конкретных методов формирования доходов и денежных фондов делятся на частные подсистемы (звенья). Финансовая система как совокупность различных сфер финансовых отношений подразделяется на подсистемы, основные из них: государственные и муниципальные финансы; финансы организаций (предприятий); финансы домохозяйств. В сферу централизованных (государственных и муниципальных) финансов входят следующие составляющие звенья.

  1. Бюджетная система, которая, в свою очередь, состоит: из федерального бюджета; территориальных бюджетов субъектов Федерации; бюджетов муниципальных образований.
  2. Внебюджетные фонды.
  3. Государственный и муниципальный кредит.

Основу системы финансов России составляют децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая  часть финансовых ресурсов государства. Сфера децентрализованных финансов включает:

  1. финансы коммерческих предприятий и организаций;
  2. финансы некоммерческих организаций;
  3. финансы финансовых посредников;
  4. финансы населения (домохозяйств);
  5. финансы субъектов, действующих без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, простых товариществ).

В реальной экономике  особую роль играют коммерческие организации (предприятия), т.е. организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Именно эти организации обслуживают сферу материального производства, где создаются валовой национальный продукт и национальный доход — источники финансовых ресурсов для других звеньев системы финансов — государственных бюджетов (внебюджетных фондов) различных уровней, бюджетов домашних хозяйств (физических лиц), бюджетов других юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Централизованные финансы

2.1. Государственный бюджет

 

Государственный бюджет, являясь составной частью финансов, отражает их качественные признаки. Финансы  представляют собой денежные распределительные  отношения, следовательно, бюджет —  это совокупность денежных отношений, но более узкая. Сфера бюджетных  отношений включает денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением по поводу формирования и использования бюджетного фонда. Сосредоточение в распоряжении государства централизованного фонда денежных средств путем прямого участия в распределении и перераспределении доходов субъектов хозяйствования и граждан является объективной необходимостью, связанной с выполнением государством его функций по регулированию экономического развития, решению социальных задач, организации управления и обеспечению национальной обороны. Развитие бюджета происходило одновременно со становлением общества, государства и товарно-денежных отношений. Организационная деятельность государства по удовлетворению общественных потребностей требовала мобилизации определенных доходов для создания бюджетного фонда и осуществления государственных расходов. Выступая формой существования объективных финансовых отношений и выполняя особую роль в удовлетворении общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория. Ее экономическая сущность состоит в том, что бюджет — это объективно функционирующие специфические денежные отношения.

Бюджетные отношения  носят перераспределительный характер, они сопровождают движение бюджетных потоков и опосредуют взаимосвязи субъектов хозяйствования с государством по поводу изъятия части чистого дохода (налоги, обязательные платежи) для формирования доходов бюджета5.

Иначе говоря, бюджетные  отношения являются определяющими  во взаимосвязях с финансовыми отношениями, которые опосредуют образование различных децентрализованных фондов. Это положение следует учитывать при обосновании роли бюджета в государственном регулировании экономических и социальных процессов.

Итак, бюджетные отношения зарождаются задолго до непосредственного перераспределения стоимости общественного продукта, а именно — одновременно с формированием финансовых отношений и в их составе, главным образом на стадии обособления чистого дохода в целом и той его части, которая принимает форму налогов и обязательных платежей в бюджет. Эти отношения реализуются в последующем при перераспределении чистого дохода, сопровождая движение реальных денежных потоков, направляемых в бюджетный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей.

К сущностным особенностям бюджетных отношений как части  финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения  опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием  и использованием централизованного фонда денежных средств государства.

Таким образом, по своей  сущности бюджет представляет собой  совокупность специфических финансовых отношений, связанных с формированием  и использованием бюджетного фонда  для обеспечения функций государства  на различных этапах общественного развития.

Вместе с тем формы  проявления бюджетных отношений  различны. Бюджетные отношения находят  материальное воплощение в бюджетном  фонде, иначе говоря, материализуются. Объем бюджетного фонда характеризует  степень централизации финансовых ресурсов в руках государства и зависит от уровня экономического развития страны и тех социально-экономических задач, которые решает то или иное государство на конкретном этапе развития.

По своей организационной (внешней) форме бюджет — это финансовый план государства, занимающий центральное место в общей системе финансовых планов. Он является основным финансовым планом государства, в пользу чего свидетельствуют следующие аргументы:

- бюджет формируется как финансовая база государства;

- через бюджет перераспределяется значительная доля валового продукта и национального дохода государства, определяются макроэкономические пропорции бюджетного перераспределения стоимости;

- порядок формирования доходов бюджета влияет на условия образования и объемы децентрализованных фондов субъектов хозяйствования, доходы населения;

- объемы государственных расходов определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами каждого конкретного этапа развития общества;

- в конечном счете бюджет объединяет все финансовые планы экономических агентов через систему показателей (платежи в бюджет и ассигнования из бюджета), отражающих взаимоотношения с бюджетом в специальных разделах финансовых планов предприятий, организаций и сметах бюджетных учреждений.

Как специфический финансовый план бюджет принимает форму закона, обязательного для исполнения всеми субъектами хозяйствования и населением. Показатели закона о бюджете в количественном выражении отражают движение финансовых ресурсов, перераспределяемых посредством бюджета.

Государственный бюджет функционирует посредством особых экономических форм: доходов и  расходов, которые имеют собственное  назначение и отражают этапы перераспределения  стоимости общественного продукта. Источники доходов бюджета, формы  их мобилизации в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования. Основными видами доходов бюджета стран с развитой рыночной экономикой являются налоги, которые представляют собой часть валового внутреннего продукта, централизуемую в бюджеты всех уровней.

Контрольная функция бюджета проявляется в процессе формирования и использования фонда денежных средств государства. Через показатели доходов можно определить, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы от субъектов хозяйствования и граждан в распоряжение государства, в какой степени они соответствуют потребностям, как складываются пропорции в распределении средств и насколько эффективно они расходуются.

В современных государствах (как  с развитой рыночной экономикой, так  и с переходной) бюджет широко используется в системе государственного регулирования воспроизводственных процессов. Это возможно благодаря бюджетному механизму — совокупности форм бюджетных отношений, методов мобилизации и способов использования бюджетных ресурсов6.

Бюджетный механизм создается государством для реализации бюджетной политики на конкретном этапе развития страны, регулирования экономики путем маневрирования бюджетными ресурсами. Этому способствует специфическое свойство бюджета — обезличенность доходов государственного бюджета, т.е. отсутствие привязки к конкретным расходам.

Таким образом, в современном  мире бюджет не только не утратил своей  роли, но и широко используется в  системе государственного регулирования  благодаря активизации его функций.

2.2. Доходы и расходы бюджетов

 

В соответствии с Бюджетным Кодексом финансовые доходы бюджета классифицируются по таким разделам:

1) налоговые поступления  финансов,

2) неналоговых поступления финансов,

3) финансовые доходы от операций с капиталом,

4) трансферты финансов.

Под доходами бюджета  понимаются денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Основным методом получения доходов являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, безвозмездно взимаемые государством (федеральными и региональными органами власти), а также органами местного самоуправления с физических и юридических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. В Российской Федерации налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги – основа налоговой системы. Перечень федеральных налогов, объекты налогообложения, виды льгот и ставок, плательщики, порядок взимания налогов и зачисления их в бюджет и государственные внебюджетные фонды устанавливаются законодательными органами РФ в порядке, предусмотренном соответствующими процедурами принятия законодательных актов Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ и Президентом РФ. Региональные налоги обеспечивают региональные бюджеты (республики, края, области) собственными источниками финансирования своих расходов. Субъектам РФ предоставлены широкие полномочия в сфере установления конкретных элементов налогообложения. Местные налоги являются методом мобилизации финансовых ресурсов местных органов управления и поступают в местные бюджеты и специальные фонды. В проведении своей финансовой политики государство практически никогда не связывает направления расходования средств с конкретными налогами. К налоговым доходам, которые формируют основную часть бюджетного фонда государства, относят налоги и сборы, установленные законодательством РФ7.

Неналоговыми  доходами бюджета являются:

- финансовые доходы  от использования имущества , которое находятся в государственной  собственности; 
- финансовые доходы от продажи имущества, которое находится в государственной и коммунальной собственности;

- проценты и дивиденды,  начисленные на долю имущества, которое принадлежит государству и имуществе хозяйственных обществ;

- финансовые доходы  от платных услуг, которые предоставляются  органами государственной власти  и органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями; 
- финансовые средства, полученные в результате применения мероприятий гражданско-правовой административной и криминальной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и другие суммы принудительного изъятия); 
- другие неналоговые доходы.

Расходы бюджета. Функциональная классификация отображает направления использования финансовых средств бюджета на выполнение конкретных функций государства. 
 Функции государства

Расходы бюджета

Управленческая

- государственное управление;

- судебная власть и прокуратура;

- правоохранительные органы и служба безопасности;

- финансовые и таможенные органы;

- международные отношения

Социальная

- социальная защита и социальное  обеспечение населения (затраты  на индексацию доходов и заработной  платы работников заведений и  учреждений что финансируются из бюджета; выплаты компенсаций населению на детей; пенсии и выплаты компенсаций военнослужащим и членам их семей; средства на охрану материнства и детства; помощь малообеспеченным слоям населения);

- социальная сфера (образование;  подготовка кадров; культура; искусство; средства массовой информации; здравоохранение; молодежные профаны; физическая культура и спорт)

Экономическая

- экономическая деятельность государства  (капитальные вложения; финансирование  реконструкции предприятий; наращивание  производства потребительских товаров и продукции производственного назначения и тому подобное); 
- фундаментальные научные исследования

Оборонная

- национальная оборона 


Расходы бюджета в значении затраты, издержки - финансовые средства, направленные на осуществление программ и мероприятий, запланированных соответствующим бюджетом.

2.3. Роль государственного бюджета в экономике

 

Специфика бюджетных  отношений как части финансовых отношений, складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами, состоит в том, что они:

Информация о работе Анализ бюджета субъекта РФ на примере Архангельской области