Анализ бюджета субъекта РФ на примере Архангельской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ и обоснование теоретических положений и выводов об организации финансовой деятельности Российской Федерации и разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства.
Достижению поставленной цели способствовали постановка и решение следующих задач:
- Выявление сущности финансов;
- Определение сущности финансовой системы;
- Рассмотрение особенностей формирования госбюджета;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Финансовая система РФ 5
1.1. Анализ сущности финансов 5
1.2 Сущность и функции финансовой системы 8
1.3 Структура финансовой системы 10
Глава 2. Централизованные финансы 13
2.1. Государственный бюджет 13
2.2. Доходы и расходы бюджетов 17
2.3. Роль государственного бюджета в экономике 19
Глава 3. Анализ бюджета субъекта РФ на примере Архангельской области.23
3.1. Принципы составления бюджета субъекта 23
3.2. Анализ доходов Архангельской области 24
3.3 Анализ расходов 27
Выводы и предложения 29

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

Современный уровень  развития общественных отношений в  сфере финансовой деятельности государства, а также постоянное совершенствование  их правового регулирования обуславливают  необходимость научного анализа  происходящих преобразований и теоретического осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются публично-правовыми образованиями для реализации своих интересов.

В настоящее время  значительно возрос интерес представителей финансово-правовой науки к проблемам организационно-правового обеспечения финансовой деятельности на региональном уровне. Это обусловлено усилением роли субъектов Российской Федерации в проведении единой государственной финансовой политики, разграничением полномочий между органами государственной власти федерального и регионального уровня, признанием права субъектов РФ на собственный самостоятельный бюджет и других бюджетных прав регионов. Кроме того, современное состояние законодательства об организации финансовой деятельности в субъектах Федерации отличается несогласованностью, внутренней противоречивостью, наличием пробелов в правовом регулировании. Данное обстоятельство сказывается на практике применения нормативных предписаний в сфере аккумуляции, распределения и использования региональных бюджетов и других фондов денежных средств.

Необходимость научного осмысления проблем организации  финансовой деятельности диктуется  и нацеленностью современной  государственной политики на преодоление  последствий мирового финансово-экономического кризиса и создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны. Уменьшение поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации и, как следствие, снижение финансовых возможностей всех публично-правовых образований требуют поиска форм и методов оптимального и эффективного осуществления финансовой деятельности субъектов РФ, которое должно базироваться на исполнении всех принятых обязательств и оптимизации региональных расходов.

Современный уровень теоретической разработанности проблемы организации финансовой деятельности не отвечает сложившейся практике, многие вопросы носят дискуссионный характер. Научную разработку в финансово-правовой доктрине получили лишь отдельные аспекты данной темы. В частности, исследуются вопросы построения системы региональных финансовых органов, формирования и использования бюджетов субъектов РФ, осуществления бюджетного процесса и организации финансового контроля на региональном уровне, реализации финансово-правового статуса субъекта Федерации. Отсутствие частной теории об организации финансовой деятельности в субъектах РФ не дает целостного представления о сущности и содержании данной финансово-правовой категории.

 Целью работы является анализ и обоснование теоретических положений и выводов об организации финансовой деятельности Российской Федерации и разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства. 

Достижению поставленной цели способствовали постановка и решение  следующих задач:

- Выявление сущности финансов;

- Определение сущности финансовой системы;

-  Рассмотрение особенностей  формирования госбюджета;

- Проведение анализа  доходной и расходной частей  бюджета субъекта федерации на  примере Архангельской области

Объектом исследования являются урегулированные нормами права общественные отношения, складывающиеся в сфере организации финансовой деятельности в субъектах Российской Федерации.

Предмет исследования составляют нормы законодательства Российской Федерации и субъектов РФ, регулирующие отношения в сфере организации финансовой деятельности на региональном уровне.

Глава 1. Финансовая система РФ

1.1. Анализ сущности финансов

 

Финансы представляют собой  экономическую категорию существующих в различных общественно-экономических  формациях. Они имеют единую абстрактную сущность во всех формациях, но в каждой из них принципиально новое содержание. Сущность финансов их роль в общественном воспроизводстве определяется экономическим строем, обществом, природой и функциями государства. Первые финансовые отношения возникли с разделением общества на классы и появлением государства, с разделением казны на две основные части, одной из которых стал бюджет.

Термин «финансы» происходит от латинского «денежный платеж», что  говорит о том, что в основе любых финансовых отношений лежат деньги, однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это особый товар служащий всеобщим эквивалентом и используемый для соизмерения стоимостей товара. Деньги составляют материальную основу финансов. Финансы – определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег. Однако не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые. Финансы выражают лишь такие денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств, т.е. централизованных и децентрализованных. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства органов местного самоуправления, являются централизованные, а денежные фонды создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов являются децентрализованными.

Финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Из вышесказанного выделим  основные признаки финансов:

1) это экономические  отношения, связанные с формированием,  распределением и использованием  денежных средств;

2)   это экономический  инструмент распределения и не  распределения ВВП и основной её части национального продукта;

3) это основное средство  контроля формирования, распределения  и использования фондов денежных  средств1.

Главное назначение финансов:

1)  Обеспечить потребности  государства и хозяйственных  субъектов в денежных средствах путем образования денежных доходов и фондов;

2)  Контроль за формированием,  распределением и использованием  финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения:

- между предприятиями  и вышестоящими организациями;

- между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей при реализации продукции;

- между предприятиями  и государством при уплате  налогов; - между населением и  государством при уплате налогов;

- между отдельными  звеньями бюджетной системы. 

Функции финансов. Сущность финансов как экономической категории находит практическое отображение в выполняемых функциях. Под функциями понимается способность финансов обеспечивать потребности государства и хозяйствующих субъектов в денежных средствах и обеспечивать контроль над расходованием ресурсов.

Финансам присуще следующие  основные функции

1) Распределительная  функция финансов связанных с  распределением внутреннего валового  продукта и основной его части  национального дохода. Она включает  две основные стадии распределения общественного продукта

- первичное распределение;

- вторичного распределение;

2) Регулирующая функция обеспечивает  стимулирование деятельности субъектов  экономических отношений с целью  выполнения государством своих  функций. Она реализуется через  регулирование налоговых ставок, таможенных пошлин, тарифов, через выделение дотаций, субсидий.

3) контрольная функция обеспечивает  контроль за распределением ВВП  по соответствующим фондам и  расходов по их целевому назначению. В зависимости от субъектов  осуществления финансовый контроль различают:

- общегосударственный финансовый  контроль осуществляется органами  государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо  от их ведомственной принадлежности.

- ведомственный контроль проводят  контрольно-ревизионные органы министерств и ведомств. Эти органы осуществляют контроль подведомственных предприятий и учреждений.

- внутрихозяйственный контроль  производится финансовыми службами  предприятий и учреждений

- независимый контроль (аудиторские фирмы)2

Таким образом, финансы – это продукт экономического развития общества, который формировался в процессе становления государства и развития товарно-денежных отношений.

 Причиной возникновения  финансов явилась потребность  субъектов ведения хозяйства  и государства в финансовых ресурсах, необходимых для обеспечения их деятельности. В современной финансовой и экономической литературе финансы рассматривают как систему социально-экономических отношений, которые возникают по поводу распределения и перераспределения стоимости ВВП, а в определенных условиях и национального богатства с целью формирования финансовых ресурсов у субъектов ведения хозяйства и государства, использования их для расширенного воспроизводства, удовлетворения других общественных интересов и потребностей.

1.2 Сущность  и функции финансовой системы

 

Структуру финансовой системы представляют как совокупность финансовых институтов, образующих соответствующие денежные фонды, и как совокупность государственных и муниципальных органов, осуществляющих финансовую деятельность. Финансовая система вместе с кредитной системой образуют институциональную структуру кредитно-финансовой системы страны. В кредитной системе выделяют центральный банк, коммерческие банки, небанковские кредитные организации, специализированные финансовые институты, включая страховые компании, а также почтовые и сберегательные организации.

Итак, финансы выражают денежные отношения, возникающие внутри бюджетной системы, между бюджетными и внебюджетными организациями, юридическими и физическими лицами, а также между налогоплательщиками и звеньями бюджетной и внебюджетной сферы.

С позиций теории систем в финансовой системе выделяют функциональные подсистемы, которые отличаются характерными особенностями финансовых отношений, в том числе:

  1. бюджетную;
  2. налоговую;
  3. кредитную;
  4. платежную;
  5. валютную3.

В системе управления финансами выделяют объекты и  субъекты управления, а также инструменты  воздействия. Объектами управления являются отношения, возникающие при  образовании и использовании  бюджетных, внебюджетных, страховых фондов денежных средств. Особую функциональную роль в управлении государственными и территориальными финансами выполняют Президент, Государственная Дума, парламент, правительство, в том числе Министерство финансов. Исполнительные, обеспечивающие и контрольные функции в сфере финансовых отношений выполняют: Федеральная служба по налогам и сборам, Центральный банк, Федеральное казначейство, Счетная палата, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Финансовая политика в целом направлена на финансовое обеспечение эффективного государственного и муниципального управления, на сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики, обеспечение финансовой устойчивости и безопасности государства, установление режима рационального использования национальных богатств и ресурсов, повышение жизненного уровня населения в соответствии с социальной политикой государства. Базовые элементы комплексной финансовой политики определяют положения бюджетной, налоговой, кредитно-денежной, антимонопольной, ценовой и таможенной политик. Они реализуются посредством финансового механизма, который раскрывает принципы, формы и методы управления финансами, они базируются на законодательных актах, организационных формах финансовых отношений. Финансовый механизм раскрывается через методологию финансового управления, и в первую очередь планирования и прогнозирования.

1.3 Структура  финансовой системы

 

Финансовая система — это совокупность финансовых отношений, охватывающих формирование и использование первичных, производных и конечных денежных потоков. С точки зрения структуры финансовую систему можно рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредствующих формирование и использование доходов, а так же как систему финансовых учреждений. С возникновением государства формируются финансы властных структур. Примерно в этот же исторический период на основе разделения труда и товарообмена развиваются финансы населения (домашних хозяйств). Значительно позднее — в средние века появляются коммерческие сообщества (объединения) и их финансы.

Эти три звена и  составляют финансовую систему (рис. 1).

Финансовая система — совокупность финансов секторов экономики.

Рис. 1 Структура финансовой системы4

Финансы властных структур делятся на государственные и муниципальные (местного самоуправления). В свою очередь государственные состоят из федеральных финансов и финансов субъектов Федерации. Финансы федеральной власти, субъектов Федерации и муниципальные финансы делятся на бюджетные фонды (или проще — бюджеты) и внебюджетные фонды. Система управления государственными финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей развития страны. Финансовая политика вытекает из задач экономической политики. В результате финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП для обеспечения условий финансовой устойчивости, макроэкономической сбалансированности, для сочетания интересов государства и общества. Это целевые задачи финансовой политики.

Информация о работе Анализ бюджета субъекта РФ на примере Архангельской области