Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 13:00, курсовая работа
Исследование проблем и перспектив развития общественного питания актуально и в плане понимания его роли в социальной и экономической жизни общества и определение основных направлений развития отрасли.
Объект исследования являются предприятия общественного питания, как важный сегмент российского рынка услуг.
Предмет исследования - экономико-управленческие отношения, возни-кающие на предприятиях общественного питания в процессе организации обслуживания посетителей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты анализа качества торгового облуживания в условиях конкуренции 5
1.1 Современные виды услуг и форм обслуживания посетителей на предприятиях 5
1.2 Содержание и основные требования к организации торгового
обслуживания 10
1.3 Методы оценки процесса торгового обслуживания потребителей на предприятиях 19
2 Анализ организации обслуживания общественного питания потребительского общества "Общепит" 24
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности потребительского общества "Общепит" 24
2.2 Анализ существующей системы обслуживания потребительского общества "Общепит" 29
2.3 Разработка предложений и рекомендации по повышению культуры обслуживания в потребительском обществе "Общепит" 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Исследуемый в
работе ПО "Общепит" относится
к рынку «покупателей», т.к. данный
сегмент в бизнесе
В таблице проведем
анализ динамики объема продажи услуг
предприятия общественного
Таблица 2.1.1 - Анализ объема продажи услуг ПО "Общепит" за 2010-2012 г. (в сопоставимых ценах)
Показатели |
2010 г |
2011г |
2012 г. |
1. Объем продажи услуг |
12853 |
14675 |
15656 |
2. Абсолютное отклонение от базисного года |
1822- |
1822 |
981 |
3. Общее отклонение от базисного года |
1822- |
1822 |
2803 |
4. Темпы роста (в %) к предыдущему году |
114,2 |
114,2 |
106,7 |
5. Темпы прироста (в %) к предыдущему году |
14,2 - |
14,2 |
6,7 |
Из таблицы 2.1.1 видно, что основной рост объема продаж услуг наблюдался в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Темп роста в 2012 году ниже темпа роста объема продаж в 2010 году.
Далее проведем анализ структуры услуг предприятия.
В ходе данного анализа определяется удельный вес каждого вида реализуемых предприятием услуг, в каждом из рассматриваемых периодов. Результаты анализа оформляются в соответствии с таблицей 2.1.2.
Таблица 2.1.2 - Оценка структуры услуг предприятия
Виды услуг |
Объем продажи услуг |
Структура услуг(в %) | |||||
2010 |
2011 |
2012 |
2011 |
2012 | |||
Оказание услуг общепита |
9812 |
9931 |
10544 |
67,7 |
67,3 | ||
Проведение банкетов и торжеств |
1002 |
1140 |
2145 |
7,8 |
13,7 | ||
Оказание услуг «обеды на дом» |
301 |
332 |
448 |
2,3 |
2,9 | ||
Реализация продукции собственного производства через розничную торговлю |
3145 |
3272 |
2519 |
22,3 |
16,1
| ||
Итого |
14260 |
14675 |
15656 |
100 |
100 |
В деятельности ПО "Общепит" произошли следующие структурные сдвиги:
Почти на 6% произошло увеличение доходов от проведения банкетов и торжеств, однако реализация продукции собственного производства снизилась на 6%.
Объем реализации
продукции может оказывать
Таблица 2.1.3 - Анализ состава налогооблагаемой прибыли предприятия
тыс.руб.
Состав налогооблагаемой прибыли |
2010 |
2011 |
2012 |
Абс. отклонение 2011/2012, руб |
1. Прибыль (убыток) от продаж услуг |
1456 |
1511 |
1601 |
90 |
2. Сальдо операционных доходов и расходов: В т.ч. - операционные доходы - операционные расходы |
0
0 0 |
0
0 0 |
0
0 0 |
- |
3. Сальдо внереализационных доходов и расходов: В т.ч. - внереализационные доходы - внереализационные расходы |
0
0 0 |
0
0 0 |
0
0 0 |
- |
4. Налогооблагаемая прибыль |
1456 |
1511 |
1601 |
90 |
Из таблицы 2.1.3 видно, что за анализируемый период финансовым результатом деятельности предприятия общественного питания была прибыль, причем ее размер увеличивался от года к году.
Прибыль от реализации продукции в целом на предприятии зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен.
Объем реализации
продукции может оказывать
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастет, и наоборот.
Далее проведем анализ прибыли от продажи услуг (таблица 2.1.4).
Таблица 2.1.4 - Анализ прибыли от продажи услуг предприятия
Состав налогооблагаемой прибыли |
2010 год |
2011 год |
2012 год | ||
С учетом объема продаж услуг 2010 г. |
В пересчете на объем продажи услуг 2011 г |
С учетом объема продаж услуг 2011 г. |
В пересчете на объем продажи услуг 2012 г | ||
1.Объем продажи услуг |
13452 |
14675 |
14675 |
15656 |
15656 |
2. Себестоимость услуг |
12134 |
13164 |
13164 |
14055 |
14055 |
3. Прибыль от продажи услуг |
1278 |
1511 |
1511 |
2492 |
2492 |
Таким образом, в пересчете на объем продажи услуг 2012 года прибыль увеличилась бы на 981 тыс.руб.
Проведем анализ основных факторов, влияющих на изменение прибыли от продажи услуг.
Таблица 2.1.5 - Анализ основных факторов, влияющих на изменение прибыли от продажи услуг
Основные факторы |
Расчет влияния основных факторов на прибыль |
1. Изменение физического объема |
(15656-14675) = 981 |
2. Изменение цен на услуги |
Не было |
3. Изменение себестоимости услуг |
(14055-13164) = 891 |
4. Изменение структуры услуг |
Не было |
Изменение прибыли от продаж |
981 |
Таким образом, изменение прибыли от продаж произошло за счет увеличения себестоимости продажи услуг.
Далее проведем анализ рентабельности продажи услуг ПО "Общепит".
Таблица 2.1.6 - Анализ рентабельности ПО "Общепит"
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Темп прироста 2012 г. к 2010 г., % |
Выручка от продаж, тыс. руб. |
13245 |
14675 |
15656 |
18% |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
11639 |
13164 |
14055 |
20,7% |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
1278 |
1511 |
1601 |
31,9 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
1090 |
1148 |
1217 |
11,6 |
Рентабельность продаж, % |
8,2 |
7,8 |
7,8 |
-6 |
Рентабельность произведенных затрат, % |
10,4 |
11,5 |
11,4 |
1 |
Рентабельность совокупного |
21,8 |
21,4 |
18,7 |
-3,1 |
Рентабельность собственного капитала, % |
26,0 |
26,1 |
26,5 |
0,5 |
За анализируемый период финансовым результатом деятельности ПО "Общепит" была прибыль, причем ее размер увеличивался от года к году. Так, темп роста прибыли от продаж составил 31,9%, а чистой прибыли – 11,6%.
Показатели рентабельности за анализируемый период возросли, за исключением рентабельности совокупного капитала. Значение данного показателя снизилось с 21,8% в 2010 г. до 18,7% в 2012 г.
Делая выводы, отметим, что за анализируемый период финансовым результатом деятельности ПО "Общепит" была прибыль, причем ее размер увеличивался от года к году. Так, валовая прибыль возросла на 44%, а чистая прибыль – на 12%. Однако отметим, что ПО "Общепит" имеет достаточно низкий показатель рентабельности для предприятий сферы услуг, который кроме того, склонен к снижению.
Эффективность использования основных и оборотных фондов в 2012 году снижается, о чем свидетельствуют пониженные значения фондоотдачи и оборачиваемости оборотных средств.
Основной рост объема продаж услуг наблюдался в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Темп роста в 2012 году ниже темпа роста объема продаж в 2010 году.
Показатели рентабельности за анализируемый период возросли, за исключением рентабельности совокупного капитала. Значение данного показателя снизилось с 21,8% в 2010 г. до 18,7% в 2012 г.
2.2 Анализ существующей системы обслуживания потребительского общества "Общепит"
Тщательная, продуманная, последовательная подготовка к рабочему дню в кафе обеспечивает четкую организацию обслуживания, способствует облегчению труда официантов.
В 2009г. в кафе Центр проводился опрос посетителей с целью оценки качества обслуживания, позволяющий выявить не только общее впечатление от обслуживания, но и оценку его составляющих.
Для расчета размера выборки пользовались он-лайн калькулятором. Используемая в этом калькуляторе формула применима в большинстве ситуаций:
Размер Выборки
где, Z = Z фактор (например, 1,96 для 95% доверительного интервала)
p = процент интересующих
в десятичной форме (0,5 по умолчанию)
c = доверительный интервал, в десятичной форме (например, 0,04 = ±4%)
Корректировка для малой генеральной совокупности
CSS = SS
1 +ss-1
pop
где, ss = размер выборки
css = скорректированная выборка
pop = генеральная совокупность.
Анкета посетителя представлена в приложении Б.
Размер выборки составил 164 человека.
При письменном анкетном опросе вопросник заполняли сами опрашиваемые. Предложенная нами анкета покупателю исключала получение каких-либо ответов численного характера, т.к. она была рассчитана лишь на выявление мнения покупателей.
После проведения анкетного опроса, обработали полученные результаты. Обработка полученных результатов осуществлялась методом, предложенным немецким экономистом О. Андерсеном. При этом показатели оценивались с помощью оценок «высокой», «удовлетворительной», «неудовлетворительной» (приложение В).
Затем рассчитали средний уровень оценки качества обслуживания получили путем суммирования оценок сведений всех ответов в анкете покупателей. И получили обобщающий коэффициент, равный 0,85, т.е. уровень торгового обслуживания удовлетворительный, по мнению самих покупателей (табл.2.2.1).
Таким образом, экономические показатели свидетельствуют об удовлетворения покупательского спроса, а значит и об удовлетворительной организации обслуживания в кафе Центр.
Таблица 2.2.1 - Средний уровень оценки качества обслуживания
Показатели |
Оценка по анкетам покупателей |
Коэффициент стабильности ассортимента обследуемых блюд Средний объем затрат времени посетителей на ожидание, мин. Уровень профессионального мастерства работников, активность обслуживания.
Организация рекламы и информации: оформление, наличие средств немой рекламы, аннотаций к блюдам. Оценка посетителями качества дополнительных услуг. Оценка посетителями качества обслуживания (на 10 чел). |
0,91 высокий 0,80 7 мин - неудовлетворительный 0,81 Имеются замечания, не нарушающие правил продажи 0,80 – Имеется замечание по оформлению
0,89 оценка 8 чел. и более 0,85 оценка 8 чел. и более |