Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 13:00, курсовая работа
Исследование проблем и перспектив развития общественного питания актуально и в плане понимания его роли в социальной и экономической жизни общества и определение основных направлений развития отрасли.
Объект исследования являются предприятия общественного питания, как важный сегмент российского рынка услуг.
Предмет исследования - экономико-управленческие отношения, возни-кающие на предприятиях общественного питания в процессе организации обслуживания посетителей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты анализа качества торгового облуживания в условиях конкуренции 5
1.1 Современные виды услуг и форм обслуживания посетителей на предприятиях 5
1.2 Содержание и основные требования к организации торгового
обслуживания 10
1.3 Методы оценки процесса торгового обслуживания потребителей на предприятиях 19
2 Анализ организации обслуживания общественного питания потребительского общества "Общепит" 24
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности потребительского общества "Общепит" 24
2.2 Анализ существующей системы обслуживания потребительского общества "Общепит" 29
2.3 Разработка предложений и рекомендации по повышению культуры обслуживания в потребительском обществе "Общепит" 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таким образом, попытка повысить эффективность бизнеса путем вхождения в сеть приводит к специализации и выстраиванию соответствующим образом его маркетинговой политики, в то время как независимые предприятия общественного питания, обитатели узких и стабильных рыночных ниш, как правило, полносервисные, имеют максимум возможностей для проявления своей уникальности, которая становится основным фактором, формирующим конкурентную позицию.
Видимая часть системы производства продукта общественного питания включает в себя три основных компонента: экстерьер, интерьер, сервис.
Относительно
выбора места расположения предприятия
общественного питания его
Интерьер, или
оформление преследует несколько целей:
сделать предприятие
Крайний случай оформления — пустое пространство, само по себе выступающее в качестве элемента оформления (концепция Фрэнка Ллойда Райта), но в большинстве случаев предприятие общественного питания оформляется с учетом отрицательного воздействия пустоты на посетителей. В кафе, где много свободного пространства и мало посетителей, люди заходят неохотно. Кроме того, доказано, что в переполненном и шумном помещении люди едят значительно быстрее, что повышает экономическую эффективность. Таким образом, существует некий оптимум, обеспечивающий одновременно максимальную комфортность посетителям и достаточную эффективность функционирования бизнеса: в среднем это три человека на один квадратный метр, исключая проходы между столиками, необходимые для обслуживания.
С учетом этой нормы разрабатывается дизайн и декор. Главное требование - об оформлении «должны говорить».
Обслуживание клиентов — это стандартная и в то же время достаточно гибкая процедура, в которой официант - ключевая фигура, поскольку он, по существу, является непосредственным продавцом, контактирующим с потребителем, и от его деятельности во многом зависит конечный результат [23, с.26].
В современном
бизнесе к официанту
Концепция суггестивного сервиса в настоящее время признана перспективной. Ее основу составляют десять основных рекомендаций, обращенных к руководству предприятия общественного питания:
-обучайте обслуживающий
персонал приемам
-создавайте и стимулируйте обратную связь;
-учите официантов давать советы, которые приводят к увеличению заказа в целом;
-нанимайте прирожденных торговцев;
-пусть ваши официанты будут знатоками вин и кулинарии;
-поощряйте в ходе заказа предложение более дорогих блюд и напитков;
-учите официантов
использовать убедительные
-знайте, что внушение не обязательно облечено в словесную форму;
-при обучении персонала широко применяйте ролевые игры;
-умейте отличить
суггестивный сервис от
Основное и невидимое для посетителя подразделение — кухня, функционирование которой вносит наибольший вклад в качество продукта. В полносервисных кафе она становится центральным функциональным подразделением, в то время как в специализированных организациях общественного питания часть ее задач по приготовлению блюд может быть выполнена централизованно.
Схема организации работ на кухне может быть различной и определяется несколькими факторами, такими, как концепция организации общественного питания, представления менеджеров, технологическое оборудование, уровень квалификации персонала кухни, а также объем операций.
Организация и управление работой кухни в бизнесе - одна из самых сложных задач, стоящих перед менеджментом, поскольку здесь, по существу, в наиболее полной форме реализуется концепция прямого маркетинга — потребитель получает индивидуально заказанный продукт точно в срок. В этих условиях синхронизация производственных процессов не только на кухне, но и на предприятиях общественного питания в целом приобретает первостепенное значение [12, с.10].
1.3 Методы оценки процесса обслуживания потребителей на предприятиях общественного питания
Проведенный научный
анализ методических подходов к оценке
эффективности предприятий
Так как специфика
предприятий общественного
Функционирование любого предприятия осуществляется в условиях сложного взаимодействия целого комплекса факторов, поэтому важной методологической проблемой становится построение развернутой системы показателей, характеризующих экономическую и социальную эффективность субъекта.
Показатели эффективности нами сгруппированы в блоки, позволяющие оценивать экономические и социальные аспекты деятельности предприятия.
Рисунок - 1.3.1. Критерии эффективности предприятий общественного питания [25, с.2]
На базе рассмотрения каждого блока, как относительно обособленной системы, в работе предложена совокупность аналитических показателей и методика их преобразования в синтетические показатели, позволяющие выявить причинно-следственные связи и степень влияния на эффективность предприятия общественного питания.
Данная система показателей обладает аналитическими возможностями и обеспечивает диагностику текущего состояния предприятия, что служит основой для принятия управленческих решений, направленных на рост эффективности [8, с.367].
Для расчета комплексных
коэффициентов экономической и
социальной эффективности предприятия
общественного питания
I Расчет комплексного коэффициента экономической эффективности предприятия общественного питания:
1. Расчет коэффициента
по 1 блоку «Эффективность
2. Расчет коэффициента
по 2 блоку «Результативность
3. Расчет коэффициента по 3 блоку «Конкурентное положение предприятия»
4. Расчет комплексного коэффициента экономической эффективности предприятия общественного питания (К ээп)
К ээп = Эр + Э рп +
Экп
II Расчет комплексного коэффициента социальной эффективности предприятия общественного питания:
1. Расчет коэффициента
по 1 блоку «Качество
Экпд= I(КП) + I(ША)+
I(ОА)
2. Расчет коэффициента по 2 блоку «Качество сервиса» на предприятии общественного питания
Экс =
I (КС) + I(НУ) +
I(ВО)
3. Расчет коэффициента по 3 блоку «Качество обслуживания» на предприятии общественного питания
4. Расчет комплексного
коэффициента социальной
Исходя из предлагаемой комплексной оценки эффективности предприятия общественного питания, нами были выделены следующие уровни эффективности предприятия.
Абсолютно-эффективное предприятие - это теоретическая модель предприятия, которая на рынке использует максимально продуктивно свой совокупный потенциал, приспосабливая его к окружающей среде 1-0,99.
Высокоэффективное
предприятие – это
Эффективное предприятие – это хозяйствующий субъект, занимающий на данном рынке достаточно устойчивое положение, способный противостоять конкурентным силам в сфере реализации своих интересов и быть востребованным в течение среднесрочного периода (до 5 лет). Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности 0,84 – 0,70.
Низкоэффективное предприятие - это хозяйствующий субъект, который не способен активно противостоять конкурентам, не вносит существенные изменения в свою деятельность, низко рентабельное. Угроза вытеснения его с рынка охватывает период от 1 до 3 лет. Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности ниже 0,70 – 0,55.
Неэффективное предприятие - не соответствует требованиям рынка, имеет низкую эффективность хозяйственной деятельности, не имеет возможности развиваться, находится в зоне существенного хозяйственного и коммерческого риска. Интегральная оценка конкурентоспособности ниже 0,55.
Следует отметить
преимущество представленной методики.
Получение частных и
2 Анализ организации
обслуживания общественного
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности потребительского общества "Общепит"
В данном параграфе
представлена характеристика основных
экономических показателей
За анализируемый период финансовым результатом деятельности ПО "Общепит" была прибыль, причем ее размер увеличивался от года к году. Так, валовая прибыль возросла на 44%, а чистая прибыль – на 12%. Однако отметим, что ПО "Общепит" имеет достаточно низкий показатель рентабельности для предприятий сферы услуг, который кроме того, склонен к снижению.
Эффективность использования основных и оборотных фондов в 2009 году снижается, о чем свидетельствуют пониженные значения фондоотдачи и оборачиваемости оборотных средств.
Емкость рынка характеризует возможный - объем реализации услуг на данном рынке в течение определенного периода времени, а рыночная доля предприятия показывает объем реализации услуг и конкретного хозяйствующего субъекта. Основной качественной характеристикой рынка является его доходность, которая определяется сложившемся уровнем цен на услуги.