Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия розничной торговли (на примере ИП Левошко И.А., розничный магазин Ст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:52, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработать бизнес-план по расширению сервисного пакета, рассчитать целесообразность и эффективность диверсификации деятельности розничного магазина «Прораб» для улучшения результатов коммерческой деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Особенности коммерческой деятельности предприятия розничной торговли……………………………………………………………………………....6 1.1 Функции, цели и задачи коммерческой деятельности предприятия розничной торговли…………………………………………………………………6
1.2 Организация закупочной деятельности в розничных предприятиях торговли……………………………………………………………………………..10
1.3 Организация коммерческой деятельности в розничных торговых предприятиях………………………………………………………………………13
1.4 Диверсификация как элемент совершенствования коммерческой деятельности………………………………………………………………………..16
2 Организационно – коммерческая характеристика розничного предприятия………………………………………………………………………...20
2.1 Характеристика торгового предприятия ИП Левошко И.А…………..20
2.2 Анализ динамики товарооборота в целом по предприятию………….22
2.3 Анализ издержек обращения Строймаркета «Прораб»……………….24
2.4 Анализ рентабельности продаж Строймаркета «Прораб»………...….28
2.5 Анализ выполнения планового товарооборота по направлению «Сантехника» на торговом предприятии ИП Левошко И.А…………………..31
2.6 Анализ показателя валового дохода по направлению «Сантехника»……………………………………………………………………… 35
2.7 Анализ показателей эффективности ассортимента в направлении «Сантехника»…………………………………………………………………….…48
2.8 Анализ конкурентной среды……………………………………………52
2.8.1 Анализ структуры ассортимента направления «Сантехники» на основе конкурентов………………………………………………………………..52
2.8.2 SWOT анализ…………………………………………………………..54
2.8.3 Исследование потребительских предпочтений на рынке в направлении «Сантехники»………………………………………………………57
3 Пути совершенствования коммерческой деятельности предприятия………65
3.1 Предложения по повышению эффективности товарного ассортимента группы сантехнических товаров в Строймаркете «Прораб»……………………65
3.2 Расчет эффективности диверсификационной деятельности предприятия………………………………………………………………...………69
3.2.1 Расчет эффективности введения новой услуги бесплатной доставки и бесплатного подъема……………………………………………………………70
3.2.2 Расчет эффективности введения службы по установке сантехнических товаров……………………………………………………………73
Заключение…………………………………………………………………………76
Список использованных источников……………………………………………78
Приложение А………………………………………………………………………83

Файлы: 1 файл

Диплом араева.docx

— 479.43 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 1 видно, что в 2011 году товарооборот увеличился на 71,75 % (7073677,38 р.). Значительный прирост товарооборота наблюдается в мае и июне 2011 года по сравнению с маем и июнем 2010 года, этот прирост составил 174,64 % и 176,94 % соответственно. В сентябре и октябре 2011 года наблюдается незначительный прирост товарооборота в размере 20,90 % и 26,43 % по сравнению с сентябрем и октябрем 2010 года.

Данные по динамике товарооборота  для наглядности представлены в  виде графика (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Динамика среднемесячного товарооборота

 

Из рисунка четко видно, что  динамика среднемесячного товарооборота  в рамках года характеризуется неравномерностью и резко выраженными колебаниями.

2.3 Анализ издержек  обращения Строймаркета «Прораб»

 

Для начала проведем анализ структуры  издержек обращения Строймаркета «Прораб» (таблица 2).

 

Таблица 2 – Анализ структуры издержек обращения  Строймаркета «Прораб»

Наименование статей

2010 год

2011 год

Отклонение

Тыс. р.

Процент к товарообороту, %

Тыс. р.

Процент к товарообороту, %

Тыс. р.

Процент к товарообороту, %

1 Расходы на ремонт основных  средств

9,75

0,10

29,25

0,17

19,50

0,28

2 Расходы на амортизацию

89,08

0,90

199,03

1,18

109,95

1,55

3 Расходы на аренду и содержание  зданий, сооружений, помещений, оборудования  и инвентаря

1133,20

11,49

1289,67

7,62

156,47

2,21

4 Расходы на хранение, упаковку  товаров

810,54

8,22

267,89

1,58

-542,64

-7,67

5 Расходы на оплату труда

1747,50

17,73

1599,53

9,45

-147,97

-2,09

в том числе:

           

5.1 Расходы на оплату труда административно-управленческого  персонала

819,53

8,31

907,60

5,36

88,07

1,24

5.2 Расходы на оплату труда торгово-производственного персонала

927,97

9,41

691,93

4,09

-236,04

-3,34

6 Отчисления на социальные нужды

454,35

4,61

415,88

2,46

-38,47

-0,54

7 Расходы на рекламу

12,49

0,13

3,03

0,02

-9,45

-0,13

8 Транспортные расходы

14,09

0,14

8,21

0,05

-5,88

-0,08

9 Прочие расходы

179,69

1,82

410,96

2,43

231,28

3,27

Всего издержек обращения

4450,69

45,15

4223,46

24,94

-227,23

-3,21

Товарооборот

9858,51

100,00

16932,19

100,00

7073,68

100,00


 

Из таблицы видно, что наблюдается  снижение уровня издержек обращение  на 3,21 %. По отдельным статьям можно  сказать, что увеличился уровень  прочих расходов на 3,27 %, также увеличились  расходы на оплату труда административно-управленческого  персонала на 1,24 %, увеличились и  расходы, связанные с основными  средствами предприятия. В связи  с оптимизацией штатного расписания снизились расходы на оплату труда  торгово - производственного персонала  на 3,34 %. Также наблюдается снижение уровня расходов на хранение и упаковку товаров на 7,67 % и одновременное  увеличение товарооборота на 58 %. Необходимо провести анализ влияния снижения уровня материальных затрат на прибыль от продаж.

Для начала составим факторную модель:

 

,                                       (1)

 

где ПР – прибыль от продаж, тыс. р.;

Т – товарооборот, тыс. р.;

- средняя торговая надбавка;

- коэффициент соотношения средней  торговой надбавки к уровню  валового дохода;

УМЗ – уровень материальных затрат (затраты на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров);

УИО пр – уровень прочих издержек обращения.

Рассмотрим влияние изменения  товарооборота на прибыль:

 

,                             (2)

 

где Т1, Т0 – товарооборот соответственно отчетного и прошлого годов, тыс.р.;

- средняя торговая надбавка  прошлого года;

- коэффициент соотношения средней  торговой надбавки к уровню  валового дохода прошлого года;

УМЗ 0 – уровень материальных затрат (затраты на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров) в прошлом году;

УИО пр 0 – уровень прочих издержек обращения в прошлом году.

 

Рассмотрим влияние изменения  средней торговой надбавки на прибыль:

 

,                                          (3)

 

где - средняя торговая надбавка отчетного года.

Рассмотрим влияние изменения  коэффициента соотношения средней  торговой надбавки к уровню валового дохода на прибыль:

 

,                                        (4)

 

где - коэффициент соотношения средней торговой надбавки к уровню валового дохода отчетного года.

Рассмотрим влияние изменения  уровня материальных затрат на прибыль:

 

,                                        (5)

 

где УМЗ 1 – уровень материальных затрат (затраты на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров) в отчетном году.

Рассмотрим влияние изменения  уровня прочих издержек обращения на прибыль:

 

,                                      (6)

 

где УИО пр 1 – уровень прочих издержек обращения в отчетном году.

Рассчитаем влияние изменения  товарооборота на прибыль:

 

 

Рассчитаем влияние изменения  средней торговой надбавки на прибыль:

 

 

Рассчитаем влияние изменения  коэффициента соотношения средней  торговой надбавки к уровню валового дохода на прибыль:

 

 

Рассчитаем влияние изменения  уровня материальных затрат на прибыль:

 

 

Рассчитаем влияние изменения  уровня прочих издержек обращения на прибыль:

 

Совокупное влияние всех факторов составит:

 

 

Итак, увеличение товарооборота на 7073,68 тыс. р. оказалось недостаточным, поскольку оно повлекло за собой  снижение прибыли на 1768,42 тыс. р. За счет роста средней торговой надбавки на 8 % увеличилась прибыль на 1083,66 тыс. р. К снижению прибыли от продаж на 237,05 тыс. р. привело увеличение коэффициента соотношения средней торговой надбавки к уровню валового дохода на 7 %. Сокращение уровня материальных затрат на 6 % и  уровня прочих затрат на 14 % привело  к увеличению прибыли на 1015,93 тыс. р. и 2370,51 тыс. р. соответственно. Таким  образом, при снижении материальных затрат 542,64 тыс. р. предприятие получает дополнительную прибыль в размере 1015,93 тыс. р.

2.4 Анализ рентабельности  продаж

 

Одним из важнейших показателей  для торговой организации является также рентабельность продаж. Этот показатель характеризует эффективность  предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет организация  с одного рубля продаж. Рентабельность продаж определяется как отношение  прибыли от продаж или чистой прибыли  к сумме полученной выручки:

 

                                                              ,                                           (7)

или

                                                                ,                                             (8)

 

где Rp – рентабельность продаж, %;

Pn – прибыль от продаж, р.;

Pч – чистая прибыль, р.;

N – выручка от продажи, р.

 

Расчет рентабельности продаж приведен в таблице 3.

 

Таблица 3 - Расчет рентабельности продаж Строймаркета «Прораб»

Показатели

2010 год

2011 год

Отклонение

1 Средняя выручка от продажи  (N), тыс. р.

9,858

16,932

+7073,68

2 Средняя прибыль от продаж (Рn), тыс. р.

-2,452

1,200

+2,464

3Средняя чистая прибыль (Рч), тыс. р.

-2774

-1854

+920

4 Рентабельность продаж (по прибыли  от продаж) (Рn/N), %

-24,87

0,07

+24,94

5 Рентабельность продаж (по чистой  прибыли) (Рч/N), %

-28,14

-10,95

+17,19


 

В отчетном 2011 году предприятие получило прибыль от продаж в размере 1,200 тыс. р. Следовательно, рентабельность продаж по прибыли от продаж составила соответственно – 24,87 % и + 0,07 %. Положительное значение рентабельности продаж по прибыли от продаж говорит об успешном функционировании системы товарного обеспечения за счет сокращения уровня материальных затрат, а также увеличения торговой надбавки. Рост рентабельности продаж происходит вследствие увеличения размеров прибыли от продаж (а точнее сокращения убытков) в отчетном году на 2,464 тыс. р. В отчетном году чистая прибыль увеличилась (убытки сократились) на 920 тыс. р., следовательно, рентабельность продаж по чистой прибыли имеет тенденцию к увеличению и составила соответственно – 28,14 % в прошлом году и – 10,95 % в отчетном году.

Рассмотрим влияние факторов на показатель рентабельности продаж, рассчитанный по чистой прибыли. Факторная модель будет выглядеть следующим образом:

 

                                                       (9)

 

Рассмотрим влияние изменения  чистой прибыли на рентабельность продаж по чистой прибыли:

 

,                                              (10)

 

где Рч 1, Рч 0 – чистая прибыль в отчетном и базисном периодах соответственно, р.;

N0 – выручка от продажи в базисном периоде, р.

Рассмотрим влияние изменения  выручки от продажи на рентабельность продаж по чистой прибыли:

 

,                                              (11)

 

где N1 – выручка от продажи в отчетном периоде, р.

 

Рассчитаем влияние изменения  чистой прибыли на рентабельность продаж по чистой прибыли:

 

 

Рассчитаем влияние изменения  выручки от продажи на рентабельность продаж по чистой прибыли:

 

 

Совокупное влияние всех факторов составит:

 

 

Таким образом, на рентабельность продаж по чистой прибыли наибольшее положительное  влияние (9,33 %) оказало сокращение убытков (увеличение чистой прибыли) на 920 тыс. р., а увеличение выручки от продаж на 7,073 тыс. р. также увеличило рентабельность продаж на 7,86 %.

 

2.5 Анализ выполнения планов по выручке по направлению «Сантехника»  на торговом предприятии

 

Анализ выполнения планов по выручке  проведем на основе данных таблицы  4, где представлены данные за март, апрель 2011 года.

 

Таблица 4 – Анализ выполнения планов по выручке за март 2011 года

Наименование

План, р.

Факт, р.

Процент выполнения, %

Орио

26 250,00

53 231,40

102,79

Элит-мебель

37 500,00

55 808,78

48,82

Зеркала "Зеркальные Грани"

30 000,00

30 532,47

1,77

Норта

142 500,00

131 641,13

-7,62

Итого по группе «Мебель для ванн»

270 000,00

308 309,90

14,19

Коврики для ванн

16 500,00

10 640,78

-35,51

Наборы для ванн

75 000,00

73 102,88

-2,53

Полотенцесушители

60 000,00

63 198,80

5,33

Сушилки для белья

6 750,00

3 164,03

-53,13

Сиденья

750,00

2 012,40

168,32

Фильтры Аквафор

16 500,00

12 896,78

-21,84

Шторки для ванн

18 750,00

21 723,41

15,86

Экраны для ванн

30 000,00

30 611,93

2,04

Vidima

187 500,00

181 582,50

-3,16

Grohe

30 000,00

24 921,68

-16,93

Информация о работе Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия розничной торговли (на примере ИП Левошко И.А., розничный магазин Ст