Анализ розничного товарооборота на примере магазина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Очень велико значение розничной торговли и розничного товарооборота в экономике Российской Федерации. Через розничную торговую сеть происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами. При увеличении розничного товарооборота в масштабах всей страны, возрастает уровень жизни населения.
При увеличении покупательской способности населения происходит увеличение розничного товарооборота.
В последнее время наблюдается значительный рост розничного товарооборота, появляется много новых, современных товаров, увеличение доходов населения ведет к тому, что люди стремятся покупать больше хороших и качественных товаров, тем самым способствуют развитию розничной торговой сети.

Файлы: 1 файл

Курсовая по эк.анализу.docx

— 129.40 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Очень велико значение розничной  торговли и розничного товарооборота  в экономике Российской Федерации. Через розничную торговую сеть происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами. При увеличении розничного товарооборота  в масштабах всей страны, возрастает уровень жизни населения.

При увеличении покупательской способности населения происходит увеличение розничного товарооборота.

В последнее время наблюдается  значительный рост розничного товарооборота, появляется много новых, современных  товаров, увеличение доходов населения  ведет к тому, что люди стремятся  покупать больше хороших и качественных товаров, тем самым способствуют развитию розничной торговой сети.

В последние годы открываются  новые магазины, оборудованные по последнему слову техники.

Розничная торговля в настоящее  время развивается в двух направления; с одной стороны создание крупных  супермаркетов, в которых товарный ассортимент не ограничен, и с  другой стороны приближение розничной  торговли к населению за счет сети небольших круглосуточных магазинов, с самым необходимым перечнем товаров.

Чем быстрее будет реализован товар, тем быстрее будет закуплен новый, при увеличении оборота товара увеличиваются товарные запасы, тем  самым происходит перестройка торговой сети.

В данное время наблюдается  преобладание розничной торговли над  оптовой, так как население не запасает товары народного потребления  и продовольственные товары впрок, потому, что идет перенасыщение рынка товарами, то есть человек в любой момент может пойти и купить нужный ему товар [1].

Под розничным товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается — он поступает в сферу потребления.

Как экономический показатель розничный  товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой — сумму расходов населения на покупку товаров.

Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет количественную и качественную характеристики.

Количественная характеристика товарооборота  — объем реализации в денежном исчислении, качественная — структура товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота — это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации [2].

Целью данной работы является анализ розничного товарооборота на примере магазина «Хлеб да соль», принадлежащего ИП Гахраманову Ш.О.О.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и экономическую сущность розничного товарооборота;
  • дать краткую характеристику исследуемого предприятия;
  • провести анализ динамики и выполнения плана товарооборота;
  • сделать факторный анализ объема товарооборота;
  • провести анализ поступления товаров на предприятие;
  • провести анализ товарных запасов и товарооборачиваемости;
  • выявить резервы увеличения товарооборота и ускорения товарооборачиваемости.

В качестве объекта исследования в работе выступает магазин «Хлеб да соль».

В качестве предмета исследования в работе выступает розничный  товарооборот магазина «Хлеб да соль».

В качестве методов исследования в работе выбраны следующие:

  • метод сравнения;
  • детерминированный факторный анализ (способ цепных подстановок, способ абсолютных и относительных разниц, интегральный  и логарифмический методы);
  • корреляционно-регрессионный анализ;
  • графический метод;
  • табличный метод.

Источниками статистических данных являются документы, взятые с  предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Индивидуальный предприниматель  Гахраманов Ш.О.О., проживающий по адресу 164000, Архангельская обл., Коношский  район, п. Ерцево, ул. Бочарова, д. 12, кв. 11, в настоящее время имеет 2 магазина и кафе «Север». Первый магазин специализируется только на продовольственных товарах. Название магазина «Хлеб да соль», его часы работы с 9:00 до 20:00. А второй – на промышленных, работает с 10:00 до 18:00. Кафе же в свою очередь предоставляет услуги по организации общественного питания, работает с 9:00 до 18:00 и с 21:00 до 2:00. Все три предприятия работают без обеда и выходных. Продажа товаров осуществляется традиционным методом, через прилавок. Основные посетители в магазинах это жители поселка.

Организационно – правовой формой предприятия является ИП (индивидуальный предприниматель). Исследуемое предприятие ИП Гахраманов Ш.О.О. имеет частную форму собственности.

Состав основных функциональных служб: магазин продовольственных  товаров «Хлеб да соль», магазин промышленных товаров, кафе «Север».

Основные направления  деятельности магазинов - продажа продовольственных  и промышленных товаров; кафе – организация  отдыха потребителей, реализует алкогольные, безалкогольные, горячие напитки, покупные товары, блюда в основном не сложного приготовления, предоставляются услуги по организации культурных мероприятий.

Теперь проанализируем ресурсное  обеспечение деятельности предприятия (всех функциональных служб), непосредственно эту деятельность, а также оценим экономическую эффективность использования ресурсов и общую экономическую эффективность деятельности предприятия. Ресурсное обеспечение представлено в таблице 1.

 

Таблица 1 – Ресурсное обеспечение деятельности предприятия

Показатели

2007

год

2008

год

2009

год

Темп роста, %

2008г. к 2007г. 

2009 г. к 2008г.

2009г. к 2007г.

Среднесписочная численность  персонала, чел.

24

27

29

112,50

107,41

120,83

Среднегодовая стоимость  основных фондов в сопоставимых ценах 2009 года, тыс.руб.

738,169

964,09

920,115

130,61

95,44

124,65

Общая площадь, м2

в т.ч. торговая площадь

185,4

86,5

185,4

90,4

185,4

96,8

100,00

104,51

100,00

107,08

100,00

111,91


 

Анализируя данную таблицу  можно сделать вывод о повышении  основных показателей, характеризующих  ресурсное обеспечение деятельности предприятия.

Во-первых, на протяжении исследуемого периода происходило значительное увеличение численности работников. Особенно быстрыми темпами произошло  увеличение работников в 2008 году (темп роста составил 112,50%), это обусловлено набором персонала в связи с расширением деятельности предприятия. В целом за весь анализируемый период произошло увеличение численности работников на 20,83%.

Во-вторых, за анализируемый период произошло увеличение стоимости основных производственных фондов на 24,65%, хотя в 2008 году наблюдается сокращение на 4,56%.

В-третьих,  значение показателя общей площади остаётся неизменной на протяжении анализируемого периода. Значение же показателя торговой площади постоянно увеличивается, за анализируемый период произошло увеличение на 11,91%.

В связи с особым видом  деятельности предприятия, одним из основных показателей является товарооборот предприятия. Произведём анализ экономической эффективности использования ресурсов и деятельности предприятия (товарооборот на предприятии). Результаты приведены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Экономическая эффективность использования ресурсов и деятельности предприятия

Показатели

2007

год

2008

год

2009

год

Темп роста, %

2008 к 2007

2009 к 2008

2009 к 2007

Товарооборот на предприятии в сопоставимых ценах 2009 года, всего (тыс.руб.)

11677,5

13466,8

14616,0

115,32

108,53

125,16

в расчёте на:

           

одного среднесписочного работника, в тыс.рублей

486,56

498,77

504,00

102,51

101,05

103,58

на один рубль основных фондов, в тыс.рублей

15,82

13,97

15,88

88,30

113,72

100,41

на одну единицу общей площади, в тыс.рублей

62,99

72,64

78,83

115,32

108,53

125,16

на одну единицу торговой площади, в тыс.рублей

135,00

148,97

150,99

110,35

101,36

111,85


 

Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод о благоприятной  ситуации, сложившейся на предприятии  в 2009 году. Наблюдается рост по всем показателям экономической эффективности. За исследуемый период произошло  увеличение товарооборота на 25,16%. Также  наблюдается увеличение таких отдельных  показателей экономической эффективности, как товарооборот на одного работника (на 3,58%), товарооборот на один рубль  основных фондов (на 0,41%), товарооборот на одну единицу площади (на 25,16%) и  товарооборот на одну единицу торговой площади (на 11,85%).

Можно также заметить, что  в 2009 году значения показателей экономической  эффективности были ниже, чем в 2008, что говорит о снижении экономической  эффективности деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОБЪЕМА И ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ТОВАРООБОРОТА

 

 

Основным показателем  деятельности торгового предприятия  является объем товарооборота. Товарооборот – это стоимость всех реализованных  товаров за отчетный период. Для  характеристики товарооборота проанализируем его динамику и структуру за 2007-2009гг.

При анализе динамики товарооборота  необходимо устранить действие инфляции, т.к. рост цен на товары значительно  влияет на величину товарооборота. Поэтому  выразим товарооборот в сопоставимых ценах 2009 года, используя индекс потребительских цен на продовольственные товары в Вологодской области за 2007-2009гг. Перевод  товарооборота в сопоставимые цены 2009 года представлен в приложении А.

Для анализа динамики розничного товарооборота магазина «Хлеб да соль» за 2007-2009гг. рассчитаем абсолютные и относительные показатели ряда динамики. Формулы расчетов показателей динамики представлены в приложении А, а результаты расчетов  - в таблице 3.

 

Таблица 3 – Показатели ряда динамики розничного товарооборота магазина «Хлеб да соль» за 2007-2009 гг.

Год

Товаро-оборот в сопоставимых ценах 2009г., тыс.руб.

Абсолютный прирост, тыс.руб.

Темпы роста, %

Темпы прироста, %

Абсолют-ное значение 1% прироста, тыс.руб.

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

2007

11677,5

2008

13466,8

1789,3

1789,3

115,32

115,32

15,32

15,32

116,77

2009

14616,0

2938,5

1149,2

125,16

108,53

25,16

8,53

134,67

Итого

41418,9

1279,9

Информация о работе Анализ розничного товарооборота на примере магазина