Факторный анализ розничного товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как розничная торговля.
Тема актуальна и современна, так, как очень велико значение розничной торговли и розничного товарооборота в экономике Российской федерации. Через розничную торговую сеть происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические аспекты розничного товарооборота
1.1. Понятие, состав и значение розничного товарооборота………………4
1.2. Основные направления анализа розничного товарооборота торгового предприятия…………………………………………………………………….8
1.3. Факторный анализ розничного товарооборота…………………………11
1.4. Планирование товарооборота розничного торгового предприятия по кварталам и месяцам………………………………………………………………..18
1.5. Планирование структуры товарооборота торгового предприятия…………..21
1.6. Факторный анализ розничного товарооборота………………………………….26
Глава 2 Практическая часть
Пример…………………………………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ОСНОВНОЕ.docx

— 102.62 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

«Санкт-Петербургский государственный  торгово-экономический университет»

(«ФГБОУ ВПО СПбТЭУ»)

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной  деятельности»

 на тему: Факторный  анализ розничного товарооборота

 

 

 

 

Выполнил: Курашевич Вера Сергеевна                  

                                                                       Группа 251, Зачётная кн.№29465-УД

                             ФЭФ, 5 курс

                                Руководитель:

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………3

Глава 1 Теоретические аспекты розничного товарооборота

    1. Понятие, состав и значение розничного товарооборота………………4
    2. Основные направления анализа розничного товарооборота торгового предприятия…………………………………………………………………….8
    3. Факторный анализ розничного товарооборота…………………………11
    4. Планирование товарооборота розничного торгового предприятия по кварталам и месяцам………………………………………………………………..18
    1. Планирование структуры товарооборота торгового предприятия…………..21

    1. Факторный анализ розничного товарооборота………………………………….26

Глава 2 Практическая часть

Пример…………………………………………………………………………………………29

Заключение……………………………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма  реализации товаров как розничная  торговля.

Тема актуальна и современна, так, как очень велико значение розничной  торговли и розничного товарооборота  в экономике Российской федерации. Через розничную торговую сеть происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами.

При увеличении розничного товарооборота в масштабах всей страны, возрастает уровень жизни  населения.

При увеличении покупательской способности населения происходит увеличение розничного товарооборота.

В последнее время наблюдается значительный рост розничного товарооборота, появляется много новых, современных товаров, увеличение доходов населения ведет к тому, что люди стремятся покупать больше хороших и качественных товаров, тем самым способствуют развитию розничной торговой сети.

Розничная торговля в настоящее  время развивается в двух направления; с одной стороны создание крупных  супермаркетов, в которых товарный ассортимент не ограничен, и с  другой стороны приближение розничной  торговли к населению за счет сети небольших круглосуточных магазинов, с самым необходимым перечнем товаров.     

Правильная организация  коммерческой работы в рамках розничной  торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и  получению коммерческого успеха. Среди новых методов продажи, включающих совокупность приемов и  способов реализации товаров, на первый план выступают самообслуживание, обслуживание через прилавок, по образцам с открытой выкладкой и по предварительным заказам.      

Товарооборот относится  к числу важнейших показателей  плана экономического и социального  развития. Он оказывает влияние, как  на производство, так и на потребление, что говорит об актуальности поднятой темы

 

Глава 1 Теоретические аспекты  розничного товарооборота

    1. Понятие, состав и значение розничного товарооборота

Переход предприятий торговли на рыночную концепцию развития изменил  оценку их целевой функции, что отразилось на системе экономических показателей, характеризующих хозяйственный  процесс. Прежде всего, это относится  к показателю розничного товарооборота.

Рыночные методы хозяйствования объективно привели к отказу от примата  показателя товарооборота и позволили  перейти к управлению торговым процессом  на основе экономических регуляторов (цены, налоги и т.п.). Главной целью  торговых предприятий в настоящее  время является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает  как важнейшее и необходимое  условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля  реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость  постоянного увеличения объема товарооборота  как основного фактора роста  доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских  товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Она может быть произведена:

  • юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки и др.);

юридическими лицами, осуществляющими  торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные  магазины, магазины при промышленных предприятиях и др.);

  • физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

Объемы продажи населению товаров  физическими лицами на вещевых, смешанных  и продовольственных рынках определяются на основе специальных обследований, осуществляемых региональными статистическими  органами в соответствии со статистическим инструментарием, утвержденным постановлением Госкомстата России от 14 октября 1995 г. № 206 и от 21 августа 1995 г. №134.

Таким образом, сущность розничного товарооборота выражают экономические  отношения, связанные с обменом  наличных денежных средств населения  на приобретенные товары. Однако в  состав розничного товарооборота может  быть также включена:

  • продажа по безналичному расчету продовольственных товаров юридическим лицам социального назначения (больницам, санаториям, детским садам и др.); i
  • продажа товара юридическим лицам, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов.

Розничный товарооборот учитывается  в ценах фактической реализации строго за отчетный период на основе первичных  документов - товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов. Розничный товарооборот показывается с учетом стоимости стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимости стеклопосуды, принятой от населения в обмен  на товар.

Товарооборот подразделяется на товарооборот розничной торговли и общественного  питания.

В соответствии с Инструкцией  по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического  наблюдения №П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", утвержденной постановлением Госкомстата  России по согласованию с Минэкономики России от 17 ноября 1997 г. №76 в редакции постановлений Госкомстата РФ от 25 мая 1998 г. №56, от 8 декабря 1998 г. №122 и  от 23 февраля 1999г. №14 в состав товарооборота розничной торговли включается: стоимость проданных населению потребительских товаров:

  • за наличный расчет;
  • по кредитным карточкам;
  • по расчетным чекам банков;
  • по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет);
  • стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);
  • стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара;
  • стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи), в объеме комиссионных вознаграждений, если торговое предприятие не является собственником товаров; в размере полной стоимости, если торговое предприятие является собственником товаров;
  • стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);
  • полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.);
  • стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки);
  • стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;
  • стоимость проданной порожней тары.

Не включается в оборот розничной  торговли:

  • стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;
  • стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.

В оборот общественного питания  включается стоимость проданной  собственной кулинарной продукции (блюд, кулинарных изделий, полуфабрикатов), изготовленной в столовых, ресторанах, кафе и других предприятиях общественного  питания; мучных, кондитерских, хлебобулочных  изделий и других покупных товаров  без кулинарной обработки для  потребления на месте. В обороте  общественного питания учитывается  также стоимость кулинарной продукции  и покупных товаров, отпущенных на дом  по заказам населения.

В состав оборота общественного  питания включается также стоимость  кулинарной продукции, отпущенной работникам организаций с последующим удержанием из заработной платы, отдельным категориям населения (учащимся школ, пенсионерам  и др.) и полностью оплаченной органами социальной защиты, отпуск питания  по абонементам, талонам и т.п. в  объеме фактической стоимости питания.

Оборот розничной торговли и оборот общественного питания  учитываются в розничных ценах - фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную  стоимость, акциз и налог с  продаж.

В рыночных условиях хозяйствования экономическое значение показателя розничного товарооборота вытекает из тех задач, для решения которых  он вычисляется.

Розничный товарооборот может  выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно  судить об объеме деятельности предприятия.

Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы  затрат на реализацию товаров. Поскольку  товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной  деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной  затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так  как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение  результата и затрат.

Розничный товарооборот может  быть использован для расчета  трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.

Развитие розничного товарооборота  должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы  на оплату труда. При этом оптимальным  считается такое соотношение  в развитии этих показателей, которое  представлено в моделях стратегического  регулирования товарооборота.

Первая модель стратегического  регулирования розничного товарооборота  обеспечивает сбалансированность спроса и предложения товаров. Это становится возможным при следующем условии:

Iп > Iт > Iтз > Iс, где

Iп - индекс роста поступления товаров;

Iт - индекс роста объема товарооборота;

Iтз - индекс роста суммы товарных запасов;

Iс - индекс роста объема спроса населения.

Вторая модель стратегического  регулирования розничного товарооборота  обеспечивает повышение эффективности  хозяйственной деятельности торгового  предприятия. Это достигается при  условии:

Iпр > Iт > Iфот > Iч, где

Информация о работе Факторный анализ розничного товарооборота