Анализ розничного товарооборота на примере магазина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Очень велико значение розничной торговли и розничного товарооборота в экономике Российской Федерации. Через розничную торговую сеть происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами. При увеличении розничного товарооборота в масштабах всей страны, возрастает уровень жизни населения.
При увеличении покупательской способности населения происходит увеличение розничного товарооборота.
В последнее время наблюдается значительный рост розничного товарооборота, появляется много новых, современных товаров, увеличение доходов населения ведет к тому, что люди стремятся покупать больше хороших и качественных товаров, тем самым способствуют развитию розничной торговой сети.

Файлы: 1 файл

Курсовая по эк.анализу.docx

— 129.40 Кб (Скачать файл)

 

В 2009г. по сравнению с 2007г. объем товарооборота магазина увеличился на 25,16%, что в абсолютном выражении составило 2938,5 тыс.руб. В 2009г. по сравнению с 2008г. объем товарооборота увеличился на 8,53%, что в абсолютном выражении составило 1149,2 тыс.руб. Таким образом, 1% роста объема товарооборота в 2008г.составил 116,77 тыс.руб., а в 2009г. – 134,67 тыс.руб.

Кроме относительных и  абсолютных показателей для ряда динамики также рассчитывают средние  показатели, которые характеризуют  изменения изучаемой величины в  целом за рассматриваемый период.

На основе расчета средних  показателей для изучаемого ряда динамики, представленного в приложении А, можно сделать вывод о том, что за период с 2007г. по 2009г. объем  товарооборота магазина «Хлеб да соль» в среднем ежегодно составлял 13806,3 тыс.руб., при этом наблюдалось  ежегодное увеличение показателя на 11,88%, что в абсолютном выражении составило 1469,25 тыс.руб.

Проанализируем структуру  товарооборота магазина «Хлеб да соль» по товарным группам. Динамика структуры товарооборота представлена в таблице 4.

 

Таблица 4 – Анализ структуры  товарооборота магазина «Хлеб да соль» в 2007-2009 г.г.

Товарые группы

2007 год

2008 год

2009 год

Изменения в 2009 г. к уровню

Товаро-оборот, тыс.руб.

Удельный

вес в общем объеме товаро-оборота,%

Товаро-оборот, тыс.руб.

Удельный

вес в общем объеме товаро-оборота,%

Товаро-оборот, тыс.руб.

Удельный

вес в общем объеме товаро-оборота,%

2007 г., %

2008 г., %

Мясо и птица

1804,3

15,45

1907,2

14,16

2127,7

14,56

-0,89

0,40

Колбасные изделия

1410,9

12,08

1560,1

11,58

1640,5

11,22

-0,86

-0,36

Рыба, сельдь

894,1

7,66

1052,3

7,81

1120,5

7,67

0,01

-0,15

Масло животное

223,5

1,91

368,9

2,74

412,1

2,82

0,91

0,08

Молоко, сыр и молочные продукты

813,7

6,97

981,0

7,28

1018,9

6,97

0,00

-0,31

Яйца

284,2

2,43

340,5

2,53

403,0

2,76

0,32

0,23

Сахар

196,9

1,69

296,4

2,20

301,7

2,06

0,38

-0,14

Кондитерские изделия

978,8

8,38

1147,5

8,52

1207,0

8,26

-0,12

-0,26

Хлеб и хлебобулочные изделия

1034,6

8,86

1215,4

9,03

1302,3

8,91

0,05

-0,12

Мука, крупа, макароны

158,9

1,36

219,9

1,63

255,2

1,75

0,39

0,11

Водка и ликёроводочные изделия

1109,5

9,50

1273,9

9,46

1411,1

9,65

0,15

0,19

Вина, шампанское, коньяк

778,5

6,67

971,7

7,22

1109,3

7,59

0,92

0,37

Прочие продовольственные товары

1989,6

17,04

2132,0

15,83

2320,1

15,87

-1,16

0,04

Итого

11677,5

100,00

13466,8

100,00

14616,0

100,00


Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод о том, что наибольшую долю в структуре  товарооборота занимают такие товарные группы, как мясо и птица (их доля в товарообороте колеблется от 13-15%), также велика доля колбасных изделий (11-12%). Что касается таких товарных групп, как рыба, сельдь, кондитерские изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, водка и ликёроводочные изделия, шампанское, коньяк, то их доля в товарообороте  примерно одинаковая и составляет от 7-9%. Наименьшую долю в товарообороте  занимают масло животное, мука, макаронные изделия, яйца, сахар, крупа (менее 3%).

Об удовлетворении спроса покупателей на товары и товарные группы магазин заботится мало. Снизился физический объём товарооборота (количество реализованных товаров) по таким  товарным группам, как: рыба и сельдь – на 0,15%, молоко и молочные продукты – на 0,31%, сахар – на 0,14%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 0,12%, колбасные изделия – на 0,36% и кондитерские изделия – на 0,26%. Неравномерность в развитии розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности по сравнению с 2008 годом в общем объёме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи водки и ликёроводочных изделий, прочих продовольственных товаров: при относительном снижении реализации рыбы, молока, сахара, хлеба, хлебобулочных, колбасных и кондитерских изделий. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота магазина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА

 

 

    1. Анализ товарного баланса

 

Обеспеченность и рациональное использование товарных ресурсов –  главный фактор, определяющий объем  товарооборота. Эта зависимость  может быть установлена на основании  товарного баланса:

                                      Знг + П = Р + В + Зкг,                                         (1)

где   Знг – запасы товаров на начало года;

Зкг – запасы товаров на конец года;

П – поступление товаров  за год;

Р (ТО)-  реализация товаров  за отчетный период (товарооборот);

В – прочее выбытие товаров  за год.

Отсюда можно составить  формулу товарооборота за год:

                                ТО = Знг + П – В – Зкг                                          (2)

Получившаяся модель относится  к аддитивным, поэтому для расчета  влияния факторов применим единственно  возможный способ – способ цепной подстановки. При этом 2008 год будем считать плановым, а 2009 год – фактическим.

∆ТО (Знг) =(Знг ф + Ппл –Впл – Зкг пл) - (Знг пл + Ппл –Впл – Зкг пл) = (2611,0 +  + 14240,9 – 20,4 – 2011,0) – (1257,3+14240,9 – 20,4 – 2011,0) =  1353,7 тыс.руб.

∆ТО (П) =(Знг ф + Пф –Впл – Зкг пл) - (Знг ф + Ппл –Впл – Зкг пл) = (2611,0 + 15200,0– 20,4 – 2011,0)–( 2611,0 +  + 14240,9 – 20,4 – 2011,0) =  959,1 тыс.руб.

∆ТО (В) =(Знг ф + Пф –Вф – Зкг пл) - (Знг ф + Пф –Впл – Зкг пл) = (2611,0 + 15200,0–18,7 – 2011,0)–( 2611,0 + 15200,0– 20,4 – 2011,0) = 1,7 тыс.руб.

∆ТО (Зкг) =(Знг ф + Пф –Вф – Зкг ф) - (Знг ф + Пф–Вф – Зкг пл) = (2611,0 + 15200,0–18,17 – 3176,3) - (2611,0 + 15200,0–18,7 – 2011,0)= -1165,3 тыс.руб.

 

Исходные данные и результаты расчетов представлены в таблице  5.

Таблица 5 – Товарный баланс магазина «Хлеб да соль» за период с 2008-2009 г.г.

Показатель

2008 год

2009 год

Отклонение от плана

Влияние на товарооборот

в тыс. руб.

в %

Товарные запасы на начало года (Знг)

1257,3

2611,0

+1353,7

+1353,7

10,05

Поступления товаров за отчетный год (П)

14240,9

15200,0

+959,1

+959,1

7,12

Прочее выбытие товаров (В)

20,4

18,7

-1,7

+1,7

0,01

Товарные запасы на конец года (Зкг)

2011,0

3176,3

+1165,3

-1165,3

-8,65

Реализация товаров за отчетный год (Р/ТО)

13466,8

14616,0

+1149,2

+1149,2

8,53





Розничный товарооборот в 2009г. (отчётный) по сравнению с 2008 годом (базисный) увеличился на 8,53% (или на 1149,2 тыс.руб.), при этом за счет увеличения товарных запасов на начало года товарооборот вырос на 10,05% (или на 1353,7 тыс.руб.), за счет увеличения поступивших товаров на 7,12% (или на 959,1 тыс.руб.), за счет уменьшения выбывших товаров товарооборот увеличился на 0,01% (или на 1,7 тыс. руб.), а за счет увеличения товарных запасов на конец года товарооборот уменьшился на 8,65% (или на 1149,2 тыс.руб.).

Рассчитаем также эффективность  использования товарных ресурсов.

Эт.р. =

Эт.р.08. = = 0,9985

Эт.р. 09 = = 9,9987

 

Полученные данные свидетельствует  о повышении эффективности использования товарных ресурсов в связи с уменьшением прочего выбытия товаров.

 

 

3.2 Анализ влияния  прочих факторов

 

Одним из факторов, определяющим объем товарооборота является материально-техническая  база предприятия. В этом пункте будет  рассмотрено влияние использования  основных производственных фондов и  торговой площади на товарооборот.

Зависимость товарооборота  от основных производственных фондов определяется как:

ТО = ОПФср∙ФО,  

     где ОПФср – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

        ФО – фондоотдача основных производственных фондов

                                                    ФО = . 

 

Расчет влияния факторов произведем интегральным способом.

∆ТООПФср = ∙ ∆ОПФ ∙(ФО08 + ФО09) = ∙60,41∙(18,07+18,14) = 1093,72 тыс.руб.

∆ТОФО =    ∙ ∆ФО ∙ (ОПФ08  +  ОПФ09)  =  ∙ 0,07 ∙ (745,16 + 805,57)  = 54,28 тыс.руб.

 

 

 

 

Таблица 6 – Анализ влияния  использования основных производственных фондов на объём товарооборота

Показатель

2007

2008

Абсолютный прирост, тыс.руб.

Влияние на товарооборот

в тыс.руб.

в %

Товарооборот в сопоставимых ценах 2009г., тыс.руб. (ТО)

13466,8

14616,0

1149,2

1149,2

8,53

Среднегодовая стои-мость основных про-изводственных фондов в сопоставимых ценах 2009г., тыс.руб. (ОПФср)

745,16

805,57

60,41

1093,72

8,12

Фондоотдача, руб./руб. (ФО)

18,07

18,14

0,07

54,28

0,40


 

В 2009г. по сравнению с 2008г. товарооборот увеличился на 8,53% (или на 1149,2 тыс.руб.), при этом за счет увеличения среднегодовой стоимости основных производственных фондов на 60,41 тыс.руб. товарооборот увеличился на 8,12%, что в абсолютном выражении составило 1093,72 тыс.руб., а за счет увеличения фондоотдачи на 0,07 руб./руб., товарооборот увеличился на 0,40% или на 54,28 тыс.руб.

Зависимость товарооборота  от торговой площади и интенсивности ее использования выражается формулой:

ТО = S∙Д∙П∙ЧВ,

        где S – торговая площадь;

        Д – количество рабочих дней;

        П – средняя продолжительность рабочего дня;

        ЧВ – выработка на 1 м площади за час работы.

Влияние факторов определим  с помощью способа логарифмирования.

∆ТОS = ∙∆ТО = ∙1149,2= 1854,09 тыс.руб.

∆ТОД = ∙∆ТО = ∙1149,2 = 56,25 тыс.руб.

∆ТОП = ∙∆ТО = ∙1149,2= - 17,60 тыс.руб.

∆ТОS = ∙∆ТО = ∙1149,2= -758,76 тыс.руб.

 

 

Таблица 7 – Анализ влияния  использования торговой площади  на объём товарооборота

Показатель

2008

2009

Абсолютный прирост, тыс.руб.

Влияние на товарооборот

в тыс.руб.

в %

Товарооборот в сопоставимых ценах 2009г., тыс.руб.(ТО)

13466,8

14616,0

1149,2

1149,2

8,53

Торговая площадь, м (S)

35,4

40,4 

5

1854,09

13,77

Количество рабочих дней (Д)

249

250

1

56,25

0,42

Средняя продолжительность рабочего дня, ч (П)

7,98

7,97

-0,01

-17,60

-0,13

Выработка на 1 м2 площади за час работы, тыс.руб. (СВ)

0,19

0,18

-0,01

-758,76

-5,63


 

В 2009г. по сравнению с 2008г. наблюдается увеличение товарооборота на 8,53%, что в абсолютном выражении составило 1149,2 тыс.руб., в том числе:

- за счёт увеличения  торговой площади на 5 м2 произошло увеличение товарооборота на 13,77% или на 1854,09 тыс.руб.;

- за счёт увеличения  рабочих дней на 1 произошло увеличение  товарооборота на 0,42% или на 56,25 тыс.руб.;

- за счёт уменьшения  продолжительности рабочего дня  на 0,01 часа произошло сокращение  товарооборота на 0,13% или на 17,60 тыс.руб.;

Информация о работе Анализ розничного товарооборота на примере магазина