Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия розничной торговли (на примере ИП Левошко И.А., розничный магазин Ст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:52, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработать бизнес-план по расширению сервисного пакета, рассчитать целесообразность и эффективность диверсификации деятельности розничного магазина «Прораб» для улучшения результатов коммерческой деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Особенности коммерческой деятельности предприятия розничной торговли……………………………………………………………………………....6 1.1 Функции, цели и задачи коммерческой деятельности предприятия розничной торговли…………………………………………………………………6
1.2 Организация закупочной деятельности в розничных предприятиях торговли……………………………………………………………………………..10
1.3 Организация коммерческой деятельности в розничных торговых предприятиях………………………………………………………………………13
1.4 Диверсификация как элемент совершенствования коммерческой деятельности………………………………………………………………………..16
2 Организационно – коммерческая характеристика розничного предприятия………………………………………………………………………...20
2.1 Характеристика торгового предприятия ИП Левошко И.А…………..20
2.2 Анализ динамики товарооборота в целом по предприятию………….22
2.3 Анализ издержек обращения Строймаркета «Прораб»……………….24
2.4 Анализ рентабельности продаж Строймаркета «Прораб»………...….28
2.5 Анализ выполнения планового товарооборота по направлению «Сантехника» на торговом предприятии ИП Левошко И.А…………………..31
2.6 Анализ показателя валового дохода по направлению «Сантехника»……………………………………………………………………… 35
2.7 Анализ показателей эффективности ассортимента в направлении «Сантехника»…………………………………………………………………….…48
2.8 Анализ конкурентной среды……………………………………………52
2.8.1 Анализ структуры ассортимента направления «Сантехники» на основе конкурентов………………………………………………………………..52
2.8.2 SWOT анализ…………………………………………………………..54
2.8.3 Исследование потребительских предпочтений на рынке в направлении «Сантехники»………………………………………………………57
3 Пути совершенствования коммерческой деятельности предприятия………65
3.1 Предложения по повышению эффективности товарного ассортимента группы сантехнических товаров в Строймаркете «Прораб»……………………65
3.2 Расчет эффективности диверсификационной деятельности предприятия………………………………………………………………...………69
3.2.1 Расчет эффективности введения новой услуги бесплатной доставки и бесплатного подъема……………………………………………………………70
3.2.2 Расчет эффективности введения службы по установке сантехнических товаров……………………………………………………………73
Заключение…………………………………………………………………………76
Список использованных источников……………………………………………78
Приложение А………………………………………………………………………83

Файлы: 1 файл

Диплом араева.docx

— 479.43 Кб (Скачать файл)

 

1.4 Диверсификация как элемент совершенствования коммерческой деятельности

 

В хозяйственной практике может  быть предложено большое количество стратегических альтернатив развития и роста фирм в условиях рынка. Одной из таких альтернатив и  является диверсификация.

В экономической литературе встречается  большое множество определений  диверсификации. Но сложность заключается  в том, что диверсификация - такая  концепция, которой нельзя дать однозначное  определение. Разные люди подразумевают  под ней разные процессы, поэтому  важным моментом является способность  распознать и истолковать эту  концепцию применительно к своим  обстоятельствам. Тем не менее, можно  дать достаточно общее, широкое определение  диверсификации, но с некоторыми замечаниями. Это даст определенную основу для  дальнейшего анализа. Общеизвестно, что с экономической точки  зрения диверсификация (от лат. diversus - разный и facer - делать) - это одновременное  развитие нескольких или многих, не взаимосвязанных технологических  видов производства и (или) обслуживания, расширение ассортимента производимых изделий и (или) услуг.

Диверсификация дает возможность  фирмам "держаться на плаву" при  сложной экономической конъюнктуре  за счет выпуска широкого ассортимента продукции и услуг: убытки от нерентабельных изделий (временно, особенно по новым) перекрываются прибылью от других видов  продукции. Диверсификация - это: во-первых - проникновение фирм в отрасли, не имеющие прямой производственной связи  или функциональной зависимости  от основной отрасли их деятельности.

Во-вторых - в широком смысле - распространение  хозяйственной деятельности на новые  сферы (расширение номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг  и т.п.). Диверсификация производства и предпринимательской деятельности, являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения  ресурсов, преследует, как правило, различные цели и определяет направления  реструктуризации корпораций и экономики  в целом.

Диверсификацией принято называть инновационную политику, связанную  с созданием нового продукта и  продвижением его на новые рынки, то есть расширением научного или  производственного профиля предприятия  за счет создания и освоения производства качественно новой продукции  и освоения новых рынков ее реализации.

Это наиболее сложная, рискованная  и самая перспективная концепция  инновационного развития с точки  зрения создания потенциала успеха.

В мировой практике различают три  вида диверсификации при формировании продуктовой политики: горизонтальную, вертикальную и смешанную.

Вертикальная диверсификация связана  с расширением научно-производственного  профиля за счет развития новых научных  направлений и освоения инновационной  продукции.

Горизонтальная диверсификация связана  с инновациями, направленными на расширение состава и структуры  рынков реализации продукции предприятия.

Смешанная форма диверсификации отражает наиболее интенсивную и рискованную  инновационную концепцию предприятия. Осуществление масштабной диверсификации при формировании продуктовых планов возможно путем реализации следующих  инновационных мер: проведение собственных  научных исследований и разработок, приобретение лицензий на использование  чужих разработок, расширение производства за счет приобретения новых предприятий, развитие кооперации с партнерами.

Диверсификация связана с разнообразием  применения продуктов, выпускаемых  компанией, и делает эффективность  функционирования компании в целом  независимой от жизненного цикла  отдельного продукта, решая не столько  задачи выживания компании, сколько  обеспечения устойчивого поступательного  роста. Если продукты компании имеют  очень узкое применение, то она  является специализированной; если они  находят разнообразное применение, то это - диверсифицированная компания.

Диверсифицированные же компании различаются  в зависимости от классификации  номенклатуры их продукции по отношению  к используемым технологиям и  особенностям сбыта.

Все причины диверсификации вызваны  одним - повысить эффективность деятельности предприятия не только в данный момент или в ближайшем будущем, но и  на длительную перспективу.

Процесс выработки оценки и плана  диверсификации требует времени, усилий и тщательного изучения.

Диверсификация вообще и за счет инновационной деятельности, в частности, является сложным методом управления, а последствия его применения характеризуются высоким предпринимательским  риском. Тем не менее мировой опыт показывает широкое его распространение  в самых разнообразных областях предпринимательской деятельности. Система управления инновационной  деятельностью предприятия в  целях диверсификации его хозяйственного портфеля должна базироваться на трех группах стратегических решений. Первая группа решений – выбор привлекательной  сферы инновационной деятельности. Вторая группа стратегических решений  в системе управления инновационной  деятельностью в целях диверсификации бизнеса – это диагностика  и анализ окружающей среды хозяйствующего субъекта, а также оценка возможных  ее изменений в связи с этой деятельностью. Третья группа стратегических решений в системе управления инвестиционной деятельностью хозяйствующего субъекта – это оценка его внутреннего  потенциала с точки зрения способности  не только создать (приобрести) объект инновационной деятельности, но и  наладить его регулярное производство и эффективную реализацию.

Считается, что предлагая  целый комплекс товаров и услуг, предприятие может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные  риски за счет диверсификации. Эти  и другие причины побуждают предприятия  расширять сферы деятельности, приобретая (поглощая) другие фирмы или начиная  новые виды бизнеса.

Целями диверсификации является: экономическая  стабильность и финансовая устойчивость, прибыль, конкурентоспособность.

Все эти мотивы могут существовать отдельно, но могут и сочетаться друг с другом - это зависит от конкретных обстоятельств в каждой компании, поэтому и выбор формы  диверсификации должен быть хорошо обоснован  и тщательно спланирован в  соответствии с этими обстоятельствами.

Если говорить о ближайших целях  и долгосрочной рентабельности, причинами  диверсификации могут стать насыщенность рынка, общее уменьшение спроса, конкуренция  или устаревание продуктов фирмы. Обычные симптомы этого - уменьшение нормы возврата инвестиций, высыхание потолка новых возможностей.

Если говорить о гибкости, причиной диверсификации может быть непропорционально  большая часть объема продаж, приходящаяся на одного покупателя, узкий рынок  или ограниченная технологическая  база, появление новых технологий.

Нельзя забывать о внешней, деловой  среде, которая может способствовать процессу диверсификации производства либо наоборот, препятствовать ему. Чисто  теоретически, если считать, что основной целью развития предприятия в  условиях развитых рыночных отношений  является получение высокой и  устойчивой прибыли в длительном временном интервале, то следует  признать, что наиболее эффективной  формой предпринимательской деятельности является предприятие узко специализированное в своей деятельности. При этом сразу оговоримся, что на данном этапе влияние окружающей среды  рассматриваются как стабильно  положительное.

 

2 Организационно – коммерческая характеристика розничного предприятия

2.1 Характеристика торгового предприятия  ИП Левошко И.А.

 

     Индивидуальный предприниматель  – физическое лицо, зарегистрированное  в установленном порядке и  осуществляющее предпринимательскую  деятельность без образования  юридического лица. Индивидуальный   предприниматель   Левошко И.А.    является    субъектом предпринимательской деятельности  и действует на  основании свидетельства о государственной регистрации   субъектов   предпринимательской деятельности.

Деятельность индивидуальных предпринимателей регламентируется   Гражданским Кодексом РФ (ст. 23-25 ГК РФ), Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральным законом  от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с  использованием платежных карт», а  также Налоговым кодексом РФ.

Строймаркет «Прораб» магазин  с комплексным предложением товаров  для ремонта и строительства. Магазин ориентирован на покупателей всех групп населения и предприятий любой формы собственности.

ИП  Левошко И.А. сотрудничает с достаточно широким кругом поставщиков. Товар поставляется от заводов-изготовителей различных городов России (Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург и др.) и ближнего зарубежья (Китай, Литва), а также от оптовых предприятий г. Хабаровска и г. Владивостока.

В настоящий момент Строймаркет  «Прораб» является одним из крупных  предприятий на рынке, реализующих, в том числе и сантехнические товары. О какой бы составляющей деятельности магазина не заходила речь, Строймаркет «Прораб» всегда выступает в роли серьезного конкурента по отношению к другим предприятиям розничной торговли, реализующим данный вид товаров. Ведь в рамках данного магазина всегда имеется весь комплекс товаров для ремонта и отделки дома, широкий ассортимент, возможность заказать эксклюзивные коллекции, наличие квалифицированных продавцов-консультантов, система дисконтирования.

Еще одним преимуществом  данного магазина является расположение в так называемом золотом треугольнике, позволяющее обеспечить наибольшую посещаемость. Концептуальная позиция  на рынке города – магазина с  выгодными ценами.

Как и любая организация  ИП Левошко И.А. имеет свою организационную  структуру.

Разумно созданная структура  системы управления в значительной мере определяет ее эффективность, так  как обеспечивает устойчивость связей между множеством составляющих компонентов  объекта управления и обеспечивает целостность системы.

  Она связывает отдельные элементы системы в единое целое, существенно влияет на формы и организацию планирования, оперативного управления, способы организации работ и их координацию, дает возможность измерить и сравнить результаты деятельность каждого звена системы.  

Структура влияет и на технологию управления, ставит задачи оптимального распределения информации, использования  управленческой техники при подборе  и расстановке кадров.

Организационные структуры  управления весьма разнообразны по степени  централизации и децентрализации, масштабам, профилю, экономической  самостоятельности, формам собственности  и др.

Организационная структура  Строймаркета «Прораб» относится к  типу линейно-функциональной (рисунок 1).  Основой таких организаций  являются линейные подразделения, осуществляющие основную работу и обслуживающие  их специализированные и функциональные подразделения, создаваемые на ресурсной  основе, что обуславливает все  ее плюсы и минусы.

К плюсам относятся:

- очень четкая система взаимосвязей  типа "начальник - подчиненный";

- явно выраженная ответственность; 

- быстрая реакция на прямые  приказания;

- простота построения самой  структуры; 

- высокая степень "прозрачности" деятельности всех структурных  единиц.

К минусам можно отнести:

- чрезмерная нагрузка на высший  уровень управления;

- отсутствие возможности быстрого  разрешения вопросов;

- высокая зависимость от личных  качеств управляющих любого уровня.












 

 

Рисунок 1 – Организационная структура  Строймаркета «Прораб»

2.2 Анализ динамики  товарооборота в целом по организации

 

Для проведения анализа динамики товарооборота  были взяты данные среднемесячной выручки от реализации за 2010, 2011 года, на основе которых были рассчитаны темпы роста оборота (таблица 1).

Таблица 1 –  Динамика среднемесячного товарооборота

Месяц

Товарооборот, р.

Отклонение, р.

Темп роста, %

2010

2011

Январь

469421,23

1218468,90

749047,67

259,57

Февраль

458613,72

1001435,38

542821,66

218,36

Март

472365,28

1081091,50

608726,22

228,87

Апрель

490562,56

1128033,23

637470,67

229,95

Май

523685,15

1438252,00

914566,85

274,64

Июнь

563457,14

1560457,74

997000,60

276,94

Июль

830748,80

1520185,06

689436,26

182,99

Август

1091880,37

1457395,90

365515,53

133,48

Сентябрь

1248536,49

1509487,08

260950,59

120,90

Октябрь

1228182,57

1552761,64

324579,07

126,43

Ноябрь

1136610,98

1658012,11

521401,13

145,87

Декабрь

1344447,72

1806608,85

462161,13

134,38

Итого

9858512,01

16932189,39

7073677,38

171,75

Информация о работе Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия розничной торговли (на примере ИП Левошко И.А., розничный магазин Ст