Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 17:17, курсовая работа
Объектом исследования является ценовая политика предприятия. Предмет исследования включает следующие элементы: методы ценообразования, стратегии ценообразования, ценовая конкурентоспособность.
Исходя из цели курсовой работы, можно выделить следующие задачи:
-изучение ценовой политики как механизма управления предприятием;
-анализ влияния ценовой политики на конкурентоспособность предприятия;
-изучение методов ценообразования;
-анализ ценовой политики на примере СП ЗАО «Милавица»;
Введение……………………………………………………………………………...
3
1. Ценовая политика предприятия и конкурентоспособность……………………
5
1.1. Экономический механизм ценообразования и его роль в развитии предприятия…………………………………………………………………………..
5
1.2. Ценовая конкурентоспособность........................................................................
11
1.3. Методы ценообразования и ценовая политика предприятия………………..
17
2. Анализ ценовой политики предприятия на примере СП ЗАО «Милавица»….
2.1. Анализ ценовой политики СП ЗАО «Милавица». Результаты анализа …...
24
24
2.2. Предложения по совершенствованию ценовой политики отечественных предприятий на примере СП ЗАО «Милавица»……………………………………
37
Заключение …..………………………………………………....................................
Список использованных источников……………
Примечание. Источник: бизнес план СП ЗАО Милавица 2011 год.
Таблица 3. Темпы роста объемов производства.
Производство тыс.шт. |
2010 год (план) |
2011 год факт |
Индекс изменения, % | ||||
1кв |
2кв |
3кв |
4кв |
Итого | |||
Всего |
3629 |
4069 |
3480 |
3172 |
14350 |
13855 |
103,6% |
в т.ч. |
|||||||
Собственное производство |
3561 |
4001 |
3424 |
3115 |
14100 |
12801 |
110,1% |
Зарубежная кооперация |
68,4 |
68,4 |
56 |
57,2 |
250 |
1054 |
23,7% |
Примечание. Источник: бизнес план СП ЗАО Милавица 2011 год.
Из приведенных выше таблиц видно, что в период за 2010 – 2011 года продажи продукции компании и объемы производства возрастали, данные планы были выполнены. Такое же процентное увеличение сохранялось на протяжении 2012-2013 годов. Данный факт свидетельствует о том, что спрос на продукцию компании постоянно возрастает, что требует увеличение производственных мощностей, однако данные затраты покрываются значительным увеличением прибыли, за счет роста продаж. Это свидетельствует об эффективной деятельности компании и возможности инвестиционных вложений.
Для дальнейшей оценки деятельности компании необходимо рассмотреть основные направления инвестиционной деятельности СП ЗАО «Милавица». Именно эти данные позволяют сделать вывод о перспективной деятельности компании. Данные об инвестиционном бюджете за 2011 год представлены в Таблице 4.
Таблица 4. Инвестиционные направления бюджета СП ЗАО «Милавица» 2011 год (тыс.евро).
№ |
Наименование инвестиций |
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
Год |
1 |
Технологическое оборудование, всего |
364,8 |
548 |
28,9 |
249 |
1190,7 |
В т.ч. – лизинг |
255,3 |
235,5 |
209,8 |
700,6 | ||
- собственные средства |
109,5 |
312,5 |
28,9 |
39,2 |
490,1 | |
2 |
Вычислительная техника и оргтехника |
50 |
50 |
27 |
10 |
137 |
3 |
Реконструкция системы оповещения и радиотрансляционной сети |
30 |
10 |
40 | ||
4 |
Программное обеспечение |
39,5 |
172,5 |
144,5 |
42,5 |
399 |
5 |
Транспортные средства |
30 |
30 |
60 | ||
6 |
Торговая недвижимость в РБ, всего |
80 |
258 |
216 |
179 |
733 |
В т.ч. покупка недвижимости |
80 |
200 |
100 |
120 |
500 | |
капитальный ремонт |
58 |
116 |
59 |
233 | ||
7 |
Капитальное строительство |
23,6 |
38,1 |
46,7 |
71,2 |
179,3 |
8 |
Охранно-пожарная сигнализация |
3 |
4 |
2 |
6 |
15 |
9 |
Оборудование комплекса питания |
5 |
5 |
5 |
5 |
20 |
10 |
Замена лифтового оборудования |
20 |
20 | |||
ИТОГО |
645,9 |
1115,6 |
470,1 |
562,7 |
2794,3 |
Примечание. Источник: бизнес план СП ЗАО Милавица 2011 год.
Основным инвестиционным направлением программы 2011 года было технологическое оснащение производства, данная статья расходов является основной, учитывая специфику процесса производства. Для создания конкурентоспособной продукции необходимо постоянно обновлять производственную базу.
В деятельности компании необходимо рассмотреть основные показатели финансовой деятельности предприятия (2011 год):
Из приведенных выше показателей можно сказать, что финансовая состояние компании имеет положительную тенденцию и обеспечивает прибыльность производства.
В настоящий момент компания "Милавица" выступает одним из крупнейших работодателей в Республике Беларусь. В штате предприятия 2.000 человек, 91% из которых женщины. Среднемесячная зарплата на "Милавице" превышает аналогичный показатель по отрасли в полтора раза. Предприятие имеет два общежития, реализует программы социальной помощи нуждающимся сотрудникам – 41,4 млн. евро (73,9%). Компания экспортирует продукцию в 24 страны. Крупнейшим рынком является Россия, на которую в прошлом году приходилось 60% всех продаж Милавицы. Доля Беларуси – второго по величине рынка –26%. Так, «Милавица», отправляет на экспорт около 80% всей произведенной продукции. При этом в структуре экспорта 81% поставок приходится на Россию.
Из этого можно сделать вывод о том, что компания ведет весьма успешную деятельность по всем основным направлениям деятельности и данная тенденция будет наблюдаться в последующие периоды, что позволяет укрепить существующие и завоевать новые позиции на рынке.
Далее рассмотрим ценовую политику СП ЗАО «Милавица».
Существенное влияние на уровень отпускной цены предприятия оказывает механизм государственного регулирования, основанный на различного рода нормативных документах. К таким документам относятся:
1. Указ Президента от 19 мая 1999 г. №285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь»;
2. Постановление Совета Министров от 10 февраля 1999 г. №209 «О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен»;
3. Постановление Совета Министров от 27 февраля 2003 г. №273 «Об уровне рентабельности товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках»;
4. Постановление Совета Министров от 7 апреля 1999 г. «Об установлении регистрационной цены на экспортируемую продукцию собственного производства»;
5. Постановление Совета Министров от 18 июня 1999 г. №944 «Об утверждении порядка регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь цен (тарифов) при невозможности соблюдения ими установленных предельных индексов измиенения отпускных цен (тарифов);
6. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 21 апреля 1999 г. №42 «Об утверждении заявления белорусскими товаропроизводителями регистрационных цен на экспортируемую продукцию собственного производства»;
7. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. №43 «Об утверждении положения о порядке формирования и применения цен и тарифов»;
8. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 13 ноября 1998 г. №96 «О согласовании цен в валюте» и другие.
Помимо государственных нормативных документов процесс ценообразования продукции на предприятии регламентируется стандартом СТП 27-2010 «Система менеджмента качества. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ».
Настоящий стандарт устанавливает основные требования к организации работы по формированию и обоснованию цен на производимую продукцию СП ЗАО «МИЛАВИЦА». Стандарт предприятия разработан в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001 к процессам, связанным с потребителем.
Настоящий стандарт регламентирует порядок предоставления информации и порядок работы с информацией, взаимоотношения подразделений, контроль и ответственность в рамках действующей Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь 10.09.2008 г. № 183 с изменениями и дополнениями, НПА и методических материалов по вопросам ценообразования, составу затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, действующих в Республике Беларусь.
Основным методом определения цены единицы продукции на предприятии является затратный метод: «средние издержки + прибыль». Затратным методом определяется «базовый» уровень цены нового изделия, который сопоставляется с существующим уровнем цен на модели, объединенные общими характеристиками (по используемым материалам, конструктивным элементам и т.д.).
При определении цены используют также элементы рыночного метода - рыночный уровень цены продукта с использованием инструментов исследования рынка на основе маркетинговой информации. В таком случае маркетинговая цена, отдаваемая в заказ покупателям, может быть как выше, так и ниже цены, рассчитанной затратным методом. В отдельных случаях рыночный уровень цены может быть ниже плановой себестоимости модели. В целях продвижения товара на рынок возможно предложение специальных цен для отдельных клиентов. Маркетинговая корректировка цены возможна как на этапе определения «цены для заказа», так и на этапе согласования и утверждения прейскурантных цен.
Ниже приведен алгоритм процесса ценообразования, принятый на предприятии.
Рисунок 5. Блок-схема управления процессом формирования и обоснования цены изделия.
Примечание. Источник: СТП 27-2010 «Система менеджмента качества. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ». СП ЗАО «Милавица»
Рамочный уровень цены (в валюте) создаваемого изделия задается в техническом задании на создание модели отделом анализа и развития брендов (ОАиРБ) для ОДНТ и учитывается автором модели на стадии создания эскиза модели согласно СТП 6. Далее на стадии создания и рассмотрения эскиза модели может осуществляться ориентировочный расчет цены проектной модели. Расчет осуществляется экономистом отдела финансового планирования и анализа ФЭС. Базой для расчета является плановая калькуляция в евро на модель-аналог, прибыль и рентабельность планируется в зависимости от принадлежности модели к товарному знаку и к коллекции. Расчет ориентировочных затрат (калькуляция), прибыли и цены тест-модели производится в валюте, а именно в евро, т.к. применяемое в производстве изделий сырье в основном европейских производителей. Принципы политики предприятия в области ценообразования находят отражение в установлении нормативного уровня прибыльности и рентабельности продаж для товарных знаков и коллекций моделей. Нормативный уровень рентабельности продаж для применения в расчетах цен на тест-модели, рассчитывается руководителем ФЭС и утверждается первым заместителем генерального директора. Утвержденный нормативный уровень рентабельности продаж применяется ФЭС в расчетах без временного ограничения до принятия (на основе анализа ситуации: действующая система скидок, фактический уровень рентабельности, изменение подходов и т.д.) и направления в ФЭС другого уровня нормативной рентабельности продаж, отменяющего ранее действовавший.
При расчете ориентировочных затрат стоимость обработки проектируется экономистом ФЭС. Основанием для определения стоимости обработки изделия являются прогнозируемые экономистом ФЭС, совместно со специалистами ЭЛ и ОПиРП, затраты времени на изготовление изделия в минутах, а также сложившаяся на момент расчета стоимость минуты обработки в евро. В отдельных случаях (новый ассортимент, применение новых технологий, материалов и т.п.) при подготовке тест-моделей к ХС к определению затрат времени на изготовление изделия привлекаются специалисты ОПиРП.
По итогам ХС по тест-моделям в результате совместной работы специалистов ОДНТ, ОАиРБ, ОМ в ряд рассмотренных моделей могут вноситься конструктивные изменения, а также изменения по используемым материалам с целью достижения рыночного уровня цены. Процесс пересчета затрат и цены на модели происходит оперативно, результат пересчета сообщается экономистом ФЭС в ОДНТ, ОАРБ и ОМ для принятия окончательного решения.
Ориентировочные цены тест - моделей, принятых на художественном совете, экономист ФЭС вводит в базу данных ориентировочных цен «Свод ориентировочных цен в валюте на дату», основанием для чего служит протокол ХС, представленный в ФЭС секретарем ХС. Кроме того, протокол ХС является основанием для ввода информации по моделям (наименование, код продукции, коллекция) в действующую систему программного обеспечения экономистом ФЭС.
Ориентировочная цена является информационной, используется в различных аналитических расчетах и прайс-листах (с отметкой «ориентировочная»). Ориентировочная цена применяется до согласования и ввода в действие прейскурантной цены.
Маркетинговые цены могут устанавливаться на отдельные серии, коллекции моделей. Основанием является расчетная ориентировочная цена, информация о рыночном уровне цен, внешний вид, материалы и прочие характеристики данной серии или коллекции. Решение о маркетинговом уровне цены принимается первым заместителем генерального директора на совещании представителей ОАиБР, ОМ и ОКП.
Модель считается готовой к запуску в производство после поэтапной отработки всеми «АКТа запуска» в системе «Axapta» и проставления расчета цены в графе «АКТа запуска».
В соответствии с представленной подразделениями информацией, используя нормативно-справочную информационную базу (справочников Т1142, М1672R, KONT 52, Т2058, TCN 1052, Т0205014, Т205111) экономист ФЭО формирует плановые калькуляции.
Плановая калькуляция в валюте в течение продолжительного времени наиболее объективно отражает затраты предприятия по изготовлению изделий, так как швейное производство является материалоемким, а в сырье, используемом в производстве моделей, значительна доля импортных материалов, в большинстве своем – европейских производителей. Цены поставщиков сырья в валюте достаточно стабильны.
Информация о работе Ценовая политика как экономический механизм управления предприятием