Ценовая политика как экономический механизм управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является ценовая политика предприятия. Предмет исследования включает следующие элементы: методы ценообразования, стратегии ценообразования, ценовая конкурентоспособность.
Исходя из цели курсовой работы, можно выделить следующие задачи:
-изучение ценовой политики как механизма управления предприятием;
-анализ влияния ценовой политики на конкурентоспособность предприятия;
-изучение методов ценообразования;
-анализ ценовой политики на примере СП ЗАО «Милавица»;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...
3
1. Ценовая политика предприятия и конкурентоспособность……………………
5
1.1. Экономический механизм ценообразования и его роль в развитии предприятия…………………………………………………………………………..

5
1.2. Ценовая конкурентоспособность........................................................................
11
1.3. Методы ценообразования и ценовая политика предприятия………………..
17
2. Анализ ценовой политики предприятия на примере СП ЗАО «Милавица»….
2.1. Анализ ценовой политики СП ЗАО «Милавица». Результаты анализа …...
24
24
2.2. Предложения по совершенствованию ценовой политики отечественных предприятий на примере СП ЗАО «Милавица»……………………………………
37
Заключение …..………………………………………………....................................
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

курсовая работа 1.docx

— 291.89 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«____»

        

Кафедра

Специальность

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Ценовая политика как экономический механизм управления предприятием» (на примере СП ЗАО «Милавица»)

                  

 

Слушатель

__________                                                                        _________________

 

 

Руководитель

____________                                                                          _______________

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2014

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...

3

1. Ценовая политика предприятия и конкурентоспособность……………………

5

1.1. Экономический механизм ценообразования и его роль в развитии предприятия…………………………………………………………………………..

 

5

1.2. Ценовая конкурентоспособность........................................................................

11

1.3. Методы ценообразования и ценовая политика предприятия………………..

17

2. Анализ ценовой политики предприятия на примере СП ЗАО «Милавица»….

2.1. Анализ ценовой политики СП ЗАО «Милавица». Результаты анализа …...

24

24

2.2. Предложения по совершенствованию ценовой политики отечественных предприятий на примере СП ЗАО «Милавица»……………………………………

37

Заключение …..………………………………………………....................................

Список использованных источников……………………………………………….

40

43

Приложение А………………………………………………………………………..

44

 

   
   
   
   



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На  современном   этапе  в   условиях   развития   рыночных  отношений   роль  ценовой   политики  в   деятельности   отечественных  предприятий   существенно  возрастает,  что  обусловлено  обострением   конкуренции,  изменениями   покупательной   способности   населения,  активизацией   предпринимательской   деятельности.  В   этих   условиях   цена   на   продукцию   предприятия  зачастую   выступает  в  качестве   основного  фактора  конкурентной  борьбы,  при   этом  она  определяет  конечные  финансовые  результаты   и   рыночное  положение   отечественных предприятий.

Проведение экономических реформ в Республике Беларусь в условиях рыночной экономики, необходимость вхождения в мировой хозяйственный рынок закономерно выдвигают задачу решения проблемы конкурентоспособности на микроуровне и, в том числе ценовой конкурентоспособности товара.

Формирующееся мировое хозяйство, переход большинства стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, усиление внутренней конкуренции под влиянием международной, а также эффективное управление хозяйственной деятельностью приводит белорусские фирмы к неконкурентоспособности по сравнению с зарубежными [ст.4, 16].

Следует отметить, что правильно проводимая ценовая политика может позволить предприятию-производителю увеличить объем продаж, максимизировать прибыль, достичь эффективности всей производственно-сбытовой деятельности и обеспечить движение в направлении научно-технического прогресса.

Ошибки в определении уровня цен и их изменений приводят к отрицательным последствиям, которые вряд ли поддаются исправлению.

Несмотря на то, что цена является важнейшей категорией рыночных отношений, как фактор признания и восприятия товара потребителем, ценообразование до сих пор остается для многих предпринимателей, бизнесменов в большей мере искусством, чем наукой согласования спроса и предложения.

Ценовая политика – одна из главных составляющих системы маркетинга предприятия. Осуществление предприятием ценовой политики обеспечивает формирование обоснованных цен на новые товары, своевременную реакцию на изменение цен конкурентами, гибкость в установлении и изменении уровня цен.

При реализации ценовой политики обеспечивается своевременный  учет в цене изменений внутренней и внешней среды маркетинга, политики распределения, товарной политики и политики продвижения, а также изменений в жизненном цикле товара.

Разработка ценовой политики  охватывает спектр представлений о содержании цены как экономической категории, с одной стороны, и как стратегического элемента политики предприятия – с другой, а также включает представления о политическом значении цены в стратегии предпринимательской деятельности [ст.8, 10].

Следует отметить то, что многие руководители предприятий и экономисты-практики не имеют целостного представления о ценообразовании в условиях рыночной экономики. Главной причиной этого является отсутствие пособий по ценообразованию, в которых в доступной форме были бы изложены основы ценообразования и ценовой политики, учитывающие особенности экономической среды функционирования предприятия, поведение потребителей и их культурные ценности, влияющие на эффективность политики цен предприятия [ст.3, 10].

Изучение и обобщение научных исследований, проведенных учеными-экономистами стран СНГ  и зарубежных научных центров по проблемам конкурентоспособности переходных экономик, свидетельствует о необходимости активизации научных изысканий по этой важной теме.

В тоже время было бы неверным недооценивать теоретическую и практическую значимость проблемы ценовой конкурентоспособности в условиях переходной экономики.

Вышеперечисленные проблемы и недостаточность исследования ценовой политики и ценовой конкурентоспособности обусловили выбор темы курсовой работы.

Основной целью курсовой работы является анализ ценовой политики и конкурентоспособности отечественных предприятий на примере СП ЗАО «Милавица».

Объектом исследования является ценовая политика предприятия. Предмет исследования включает следующие элементы: методы ценообразования, стратегии ценообразования, ценовая конкурентоспособность.

Исходя из цели курсовой работы, можно выделить следующие задачи:

-изучение ценовой политики как механизма управления предприятием;

-анализ влияния ценовой политики на конкурентоспособность предприятия;

-изучение методов ценообразования;

-анализ ценовой политики на примере СП ЗАО «Милавица»;

-разработка и обоснование конкретных предложений по совершенствованию ценовой политики СП ЗАО «Милавица».

 

 

 

 

 

1.  ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

1.1.  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРЯИТИЯ

 

Ценообразование  представляет  собой  весьма  сложный  и  многоэтапный  процесс,  требующий  проведения  тщательных  исследований,  оценки  и  анализа  рынков,  товаров,  затрат,  конкуренции  и  ценовой  политики.  Установление  окончательной  цены  является  важным  механизмом  ценовой  политики  любых  предприятий  различных  форм  собственности,  прямо  воздействующим  на  сбытовую  деятельность,  поскольку  уровень  и  соотношение  цен  отдельных  видов  продукции,  особенно  конкурирующих  изделий,  оказывают  определяющее  влияние  на  объемы  совершаемых  потребителями  закупок.  Цены  тесно  связаны  со  всеми  составляющими  маркетинга  и  производственно-хозяйственной  деятельностью  предприятия  (фирмы)  в  целом.  От  правильно  установленных  цен  во  многом  зависят  реальные  коммерческие  результаты,  а  верная  или  ошибочная  ценовая  политика  может  оказывать  долговременное  воздействие  на  соответствующее  положение  предприятия  на  рынке.

В  современных  условиях  первоочередной  задачей  общества  становится  развитие  и  совершенствование  хозяйственного  механизма.  В  этом  процессе  необходимо  различать  как  частичное  улучшение  определенных  его  элементов,  незначительные  по  своей  глубине  изменения,  так  и  всеобъемлющие  преобразования  во  всей  его  структуре.  В  последнем  случае  можно  говорить  о  реформировании  хозяйственного  механизма,  что  является  весьма  сложной  проблемой.  Следовательно,  одной  из  основных  задач  современной  науки  должно  стать  осмысление  изменений,  происходящих  в  экономике  в  целом  и  проявляющихся  в  отдельных  ее  составляющих  с  целью  разработки  модели  нового  механизма  хозяйствования.

При  этом  следует  отметить,  что  многие  зарубежные  эксперты  одним  из  самых  сложных  в  перестройке  экономики  постсоциалистических  государств  считают  реформирование  системы  ценообразования  —  главного  элемента  хозяйственного  механизма  [ст.5, 17]. 

Хозяйственный  механизм  представляет  собой  комплекс  специально  разработанных,  научно  обоснованных  и  законодательно  закрепленных  государством  форм  и  методов  воздействия  на  социально-экономическое  развитие  общества  на  микро-,  мезо-  и  макроуровне  с  целью  реализации  интересов  всех  субъектов  хозяйствования  с  учетом  имеющихся  ресурсов  и  складывающейся  исторической  ситуации  [ст.  527, 1].

Центральным  звеном  хозяйственного  механизма  переходной  экономики  является  рекомендательное  планирование  и  коммерческий  расчет,  а  основными  элементами  —  система  экономического  стимулирования,  ценообразование,  финансово-кредитный  механизм,  система  материально-технического  обеспечения,  управление  экономикой.

Роль  элементов  хозяйственного  механизма,  конкретные  формы  их  применения  и  сочетания  друг  с  другом  весьма  сложны  и  подвижны.  Поэтому  при  проведении  реформы  хозяйственного  механизма  необходимо  стремиться  к  согласованности  и  синхронизации  всех  его  составляющих.  Механизм  ценообразования  в  этом  контексте  выступает  одновременно  и  связующим  звеном,  и  инструментом,  и  ориентиром  для  преобразований.

Механизм  ценообразования  —  это  комплекс  правовых  норм,  организационных  форм,  принципов  и  методов  управления  ценообразованием  на  товары,  работы  и  услуги,  производимые  в  социально-экономической  системе.

Основой  ценообразования  являются  социально-экономические  отношения,  определяющие  цель  ценообразования,  и  организационно-экономические  отношения,  характеризующие  способ  организации  и  регулирования  отношений  в  области  ценообразования.  Во  времена  командно-административной  экономики  цены  устанавливались  государством  через  специально  предназначенный  для  этой  цели  орган  —  Государственный  комитет  по  ценам  с  филиалами  в  республиках  и  на  местах.  Он  осуществлял  контроль  за  соблюдением  всеми  субъектами  хозяйствования  установленных  цен,  применяя  против  нарушителей  экономические  санкции.

В  рамках  механизма  ценообразования  могут  использоваться  прямые  и/или  косвенные  методы  управления,  основанные  на  административно-командных  и/или  экономических  (рыночных)  принципах  хозяйствования.  В  тоже  время  в  рамках  общих  принципов  управления  экономикой  целесообразно  выделить  принципы  ценообразования:

1.Принцип  научного  обоснования  цен подразумевает необходимость учета при ценообразовании объективных экономических законов. Научной обоснованности установления цен способствует тщательный сбор и анализ информации относительно действующих цен, уровня издержек, соотношения спроса и предложения, других рыночных факторов. Особенное значение приобретает прогнозирование макро- и микроэкономических показателей. Полнота информационного обеспечения процесса ценообразования становится ключевым моментом обоснования уровня цен.

2.Принцип  целевой  направленности  цен – определение предприятием экономических и социальных задач исходя из выбранного подхода к ценообразованию.

3.Принцип  непрерывности  процесса  ценообразования  - продукция на каждом этапе изготовления имеет свою цену; уровень действующих на рынке цен в реальной рыночной ситуации постоянно корректируется [ст.8, 10].

4.Принцип  единства  ценообразования  и  контроля  за  соблюдением  цен – проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования, контроль за установлением цен на продукцию предприятий-монополистов и на продукцию первой необходимости, имеющую большое социальное значение. За нарушение установленных государством принципов ценообразования предусматриваются административные и экономические санкции [ст. 9, 10].

Ценовая политика – комплексное явление, определяющее направление функционирования и развития предприятия на рынке, а также элемент комплекса действий предприятия в условиях конкуренции, направленных на достижение собственной выгоды через наилучшее удовлетворение потребностей рынка. Ценовая политика выражает:

-позицию предприятия  в отношении собственной внутренней  среды и внешнего окружения;

-логику и психологию  договорных отношений, которые начинают  формироваться на этапе разработки  товара;

-результат балансирования  объективных и субъективных факторов, направленных на обеспечение достижения необходимой выгоды в условиях рыночного риска и неопределенности, особенно остро проявляющихся на этапе распределения товара [ст. 9, 10].

В  структуре  механизма  ценообразования целесообразно  выделять  два  блока:  процесс  ценообразования  и  регулирование  процесса  ценообразования.  В  свою  очередь  первый  блок  состоит  из  процессов  определения  и  формирования  цен,  а  второй  блок  —  процессов  сознательного  и  рыночного  регулирования  ценообразующих  факторов.

Информация о работе Ценовая политика как экономический механизм управления предприятием