Ценовая политика предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Каждый предприниматель, устанавливая цену на свой товар, использует ее как решающее средство для достижения поставленных целей. Важная роль ценового механизма для предприятия бесспорна. Между тем практика показывает, что ни одна компания, независимо от прочности ее позиций на рынке, не может себе позволить устанавливать цены без анализа возможных последствий различных вариантов такого решения. И несмотря на то что широкое распространение имеют и неценовые формы конкуренции, цена является существенным элементом конкурентной политики и оказывает значительное влияние на рыночное положение и доходы предпринимателя. Поэтому настоятельной необходимостью для успешной предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики становится использование хорошо проработанной и научно обоснованной ценовой политики

Содержание работы

Теоритическая часть. ……………………………………………………….
Ценовая политика предприятия…………………………………………
Этапы расчета цены на товар …………………………………………
Цели ценовой политики………………………………………………….
Анализ ценообразующих факторов……………………………………..
Политика цен предприятия……………………………………………..
Методы расчета цены на товар………………………………………….
Механизм установления окончательной цены………………………..
Методическая часть. Показатели эффективности проекта: ЧДД, ИД, ВНД, срок окупаемости…………………………………………………….
Практическая часть. Инвестиционная задача……………………………..
Список литературы………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Нижегородский государственный технический университет им (5).docx

— 269.29 Кб (Скачать файл)

Нижегородский государственный  технический университет им. Р. Е. Алексеева.

 

Кафедра «Основы экономической теории и права»

 

Курсовая работа по дисциплине «Экономика организаций»

Тема : ‹‹Ценовая политика предприятий ››

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

 

                                               Н.Новгород.2013

 

Содержание.

  1. Теоритическая часть. ……………………………………………………….

     Ценовая политика  предприятия…………………………………………

     Этапы расчета  цены на товар …………………………………………

     Цели ценовой  политики………………………………………………….

     Анализ ценообразующих факторов……………………………………..

     Политика цен предприятия……………………………………………..

     Методы расчета цены на товар………………………………………….

     Механизм установления окончательной цены………………………..

  1. Методическая часть. Показатели эффективности проекта: ЧДД, ИД, ВНД, срок окупаемости…………………………………………………….
  2. Практическая часть. Инвестиционная задача……………………………..
  3. Список литературы………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоритическая часть.

     Ценовая политика предприятия.

     Цена — это ключевой элемент рыночной экономики, сердцевина ее хозяйственного механизма. Способ установления цены характеризует не только природу рынка, но и саму экономическую систему. Цена определяет в рыночной экономике объем и структуру производства, движение материальных и денежных потоков, наконец, уровень жизни общества.

     Каждый предприниматель, устанавливая цену на свой товар, использует ее как решающее средство для достижения поставленных целей. Важная роль ценового механизма для предприятия бесспорна. Между тем практика показывает, что ни одна компания, независимо от прочности ее позиций на рынке, не может себе позволить устанавливать цены без анализа возможных последствий различных вариантов такого решения. И несмотря на то что широкое распространение имеют и неценовые формы конкуренции, цена является существенным элементом конкурентной политики и оказывает значительное влияние на рыночное положение и доходы предпринимателя. Поэтому настоятельной необходимостью для успешной предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики становится использование хорошо проработанной и научно обоснованной ценовой политики. Однако подавляющее большинство руководителей российских предприятий еще не обладают достаточными знаниями и опытом в области разработки ценовой политики. Для них при установлении цены ориентиром, как правило, служат затраты на производство(реализацию) продукции и некоторая доля прибыли. Ряд фирм придерживаются цен на аналогичную продукцию, продаваемую на рынке. Есть и такие производители, которые, не вникая в суть проблемы, просто стараются продать товар как можно дороже.

       Работая в условиях рынка, нельзя забывать о том, что цена и ценовая политика для предприятия — главный элемент маркетинга.

Однако среди всех составляющих элементов маркетинга цена имеет  два неоспоримых преимущества:

• изменение цены происходит быстрее и легче, чем, к примеру, разработка нового товара или проведение рекламной кампании или нахождение новых, более эффективных способов распространения продукции;

• ценовая политика предприятия  мгновенно сказывается на бизнесе, на его финансово-хозяйственных  результатах. Именно поэтому разработке ценовой политики должно уделяться  самое пристальное внимание со стороны  руководителей предприятия, желающего  наиболее эффективно и долговременно  развивать свою деятельность на рынке, так как любой ложный или недостаточно продуманный шаг немедленно сказывается  на динамике продаж и рентабельности. Установление цен на продукцию фирмы  в значительной мере является искусством: низкая цена вызывает у покупателя ассоциацию с низким качеством товара, высокая — исключает возможность  приобретения товара многими покупателями.

        Ценовая политика предприятия является элементом экономической, финансовой, рыночной, коммерческой стратегии организации. В силу того что маркетинг включает в себя вопросы регулирования цен, формирования ассортиментной политики, изучения потенциальных потребителей продукции и конкурентов, ценовая политика является элементом маркетинга на предприятии.

         Ценовая политика складывается из ценовой стратегии и тактики. Ценовая стратегия (стратегическое ценообразование) — это целевые установки в области ценообразования, которые определяются высшими менеджерами предприятия.

         Ценовая тактика — это текущие меры по осуществлению ценовой политики и, в частности,  по поддержанию установок стратегического порядка, выполнению договоров, профилактике и устранению перекосов в ценовой политике, исправлению негативных последствий изменений цен. Это достигается применением системы скидок к цене, варьированием и манипулированием ценами.

           Ценовая политика должна удовлетворять  требованиям со стороны собственников  предприятия, потребителей, контрагентов, коммерческой и финансовой политики  предприятия, государственных и  регулирующих органов, сложившейся  рыночной ситуации, конкуренции  на рынке, положения в отрасли,  текущей фазы промышленного цикла. [2,c.315]

 

        Ценовая политика - это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения, поставленных целей хозяйственной деятельности. Предприятие самостоятельно определяет схему разработки ценовой политики, основываясь на внутренних факторах: целях и задачах развития фирмы, организационной структуры и методов управления, установившихся традиций на предприятии, уровня издержек производства и других, а также на внешних факторах: состоянии и развитии предпринимательской среды.

 

Расчет цены на товар включает выполнение ряда последовательных этапов.

 

  1. Постановка целей и задач ценообразования.

Цена товара выполняет  важную для предприятия функцию  получения выручки от продажи  товара. Руководство предприятия  относится к цене как переменному  фактору, который оказывает прямое воздействие на выручку. В связи  с этим к ценообразованию на предприятии  относятся с чрезмерной осторожностью. При расчете цены фирма должна четко определить, каких целей  она хочет добиться с помощью  установленной цены на данный товар, чем четче будет сформулирована цель, тем правильнее будет установлена  цена.

  1. Определение спроса.

Цена и спрос находятся  в определенной зависимости: цена может  увеличиться, когда спрос велик, и, наоборот, уменьшиться, когда он ослабевает. Затраты на производство товара в  обоих случаях останутся неизменными. Спрос определяет максимальную цену, по которой предприятие может  продать свой товар. Зависимость  между ценой и уровнем спроса представлена кривой спроса.

  1. Оценка издержек производства.

Издержки производства - это минимальная цена товара. Поэтому  предприятие определяет постоянные, переменные и валовые издержки производства при различных объемах выпуска. Все предприятия формируют такую  цену, которая покрывает все издержки производства и обеспечивает справедливую прибыль.

  1. Анализ цен и качества товаров конкурентов.

Спрос определяет максимальную цену, издержки производства - минимальную  цену, а разница между ними - это  тот диапазон, в котором предприятие  может установить цену. Предприятие  может объективно оценить положение  своего товара по отношению к товарам  конкурентов в том случае, если изучит цены и качество аналогичных  изделий конкурентов.

 

При аналитическом  сравнении своего и чужого товара предприятие может:

1) установить более высокую  цену, чем у конкурентов;

2) установить более низкую  цену, чем у конкурентов;

3) спрогнозировать ценовую  реакцию или ответ конкурента  на появление нового товара  с соответствующей ценой.

            Если товар по качеству и другим параметрам аналогичен товару основного конкурента, то предприятие вынуждено назначить цену, которая близка к цене товара этого конкурента. Если оно этого не сделает, то может потерять сбыт. В том случае, если товар ниже по качеству, то предприятию невыгодно устанавливать цену, аналогично конкуренту. Установить цену выше можно лишь в том случае, если его товар выше по качеству.

  1. Выбор метода ценообразования.

Цена товара может определяться различными методами, каждый из которых  по-разному влияет на уровень цены. Каждому предприятию нужно стремиться выбрать такой метод, который  позволит более правильно определить цены на конкретный товар.

  1. Расчет исходной цены.

На этом этапе определяется возможный уровень цены на основе выбранного метода.

  1. Учет дополнительных факторов.

 Перед определением  окончательного уровня цены предприятию  следует учесть ряд дополнительных  факторов, влияющих на уровень  цены, проверить соблюдение целей  ценовой политики, учесть реакцию  на уровень цены покупателей,  посредников, конкурентов, государства  и т.д.

  1. Установление окончательной цены.

 На этом этапе устанавливается  окончательный уровень цены, и  оформляются соответствующие документы.  На рынке в условиях конкуренции  формируется уровень цены, который  выгоден обеим сторонам. Цена  включает в себя несколько  элементов, которые, в зависимости  от вида цены, меняются.

Структура цены - это соотношение отдельных элементов цены, выраженное

в процентах или долях  единицы. [3,c. 61]

 

 Цели ценовой  политики.

 

       Начиная процесс ценообразования, предприниматель должен, прежде всего определить, каких целей он желает достичь, продавая свой товар. Наиболее часто ценовая политика преследует следующие цели: 

  1. Выживание предприятия.

Эта цель может рассматриваться  как краткосрочная. В условиях конкурентного  рынка предприятие часто идет на снижение цен для ликвидации запасов  продукции на складе. При этом прибыль  теряет cвое значение. Производство будет осуществляться до тех пор, пока цена, установленная на нижнем пределе, покрывает хотя бы издержки.

  1. Максимизация прибыли и повышение уровня рентабельности.

 Эту цель могут ставить  перед собой не только компании, имеющие устойчивое положение  на рынке, но и не слишком  уверенные в своем будущем  предприятия, пытающиеся максимально  использовать выгодную для себя  рыночную конъюнктуру. Реализуя  в своей политике эту цель, предприятие делает основной  упор на краткосрочные ожидания  прибыли и мало учитывает долгосрочные перспективы работы на рынке.

  1. Максимальное увеличение сбыта продукции.

Предприниматели могут исходить из того, что увеличение объема сбыта  приведет к снижению затрат на единицу  продукции и как следствие  – к увеличению прибыли. Увеличение сбыта достигается установлением  цены на минимально допустимом уровне. Однако политика низких цен может  обеспечить положительный результат  только в том случае, когда чувствительность рынка к ценам очень велика и расширение объема производства сопровождается снижением издержек производства. Это очень рискованная политика, которая может привести к развязыванию ценовой войны.

  1. Завоевание лидерства на рынке.

Эту цель, как правило, преследуют крупные компании. Стремление к завоеванию лидерства может проявляться в производстве продукции, обладающей неоспоримыми преимуществами перед товарами конкурентов, и в производстве продукции гарантированно высокого качества. В этом случае фирма, которой удается на протяжении многих лет сохранять за собой такую репутацию, устанавливает более высокую цену по сравнению с конкурентами, чтобы компенсировать повышенные затраты.  А уже само имя фирмы является надежным гарантом непревзойденного качества.

  1. «Снятие сливок» с рынка путем установления высоких цен.

 Такая политика может  использоваться предприятиями, выпускающими  совершенно новые товары, ранее  неизвестные на рынке. Используя  товары-новинки, отдельные потребители  получают возможность удовлетворить свои потребности на качественно новом уровне. Как только наступает насыщение этого сегмента рынка товаром-новинкой по высокой цене, фирма снижает цену, переходя к другому сегменту. Таким образом, достигается привлечение максимального количества покупателей в каждом сегменте рынка.  [1,c.62]

Все перечисленные цели ценовой  политики связаны между собой, но далеко не всегда совпадают. То, что  приносит максимальную прибыль в  краткосрочный период, в перспективе  может привести к убыткам. Достижение целей происходит в разное время  и при различных ценах, но все  они в совокупности служат общей  доминирующей цели – долгосрочной максимизации прибыли. [4, c. 147]

 

 

 

 

 

Анализ ценообразующих факторов

 

          Рыночная цена товара формируется под влиянием многих факторов. Для выбора ценовой стратегии предприятие должно выявить и проанализировать ценообразующие факторы. По отношению к предприятию они могут быть как внешними и не контролируемыми им, так и внутренними. Кратко остановимся на характеристике основных ценообразующих факторов.

Информация о работе Ценовая политика предприятий