Ценовая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 20:03, реферат

Описание работы

Цена - это количество денег (или других товаров, услуг), уплачиваемое за единицу товара. Купля-продажа есть признание обществом его общественной ценности. Цена выступает главным ориентиром поведения предприятия на рынке, от нее непосредственно зависит, какие издержки будут возмещены в процессе реализации товаров, какие нет, каковы будут доходы предпринимателей, в какие отрасли будут направлены капиталы и т.д.
Успех деятельности предприятий определяют следующие составляющие: объективная ценовая стратегия, разумная ценовая тактика, правильная методика ценообразования. Развитие рыночной экономики означает переход к принципиально иной модели установления цен, что сопряжено с необходимостью учитывать сложный комплекс ценообразующих факторов, отражающих интересы соответствующих субъектов хозяйствования.

Содержание работы

1. Цена, ценообразующие факторы 3
2. Виды цен 6
3. Ценовая политика фирмы, методы установления цен 10
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Ценовая политика предприятия.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине «Долгосрочная финансовая политика»

на тему: «Ценовая политика предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Цена, ценообразующие факторы                                                                 3

2. Виды цен                                                                                                        6

3. Ценовая политика фирмы, методы установления цен                              10

Список использованной литературы                                                             15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Цена, ценообразующие факторы

 

Цена - это количество денег (или других товаров, услуг), уплачиваемое за единицу товара. Купля-продажа есть признание обществом его общественной ценности. Цена выступает главным ориентиром поведения предприятия на рынке, от нее непосредственно зависит, какие издержки будут возмещены в процессе реализации товаров, какие нет, каковы будут доходы предпринимателей, в какие отрасли будут направлены капиталы и т.д.

Успех деятельности предприятий определяют следующие  составляющие: объективная ценовая  стратегия, разумная ценовая тактика, правильная методика ценообразования. Развитие рыночной экономики означает переход к принципиально иной модели установления цен, что сопряжено с необходимостью учитывать сложный комплекс ценообразующих факторов, отражающих интересы соответствующих субъектов хозяйствования.

Дадим краткую  характеристику наиболее существенных ценовых факторов.

Механизмы спроса и предложения изучались ранее, отметим лишь, что на рынке действует ряд неценовых факторов, приводящих к смещению кривых спроса и предложения. На спрос оказывает влияние количество покупателей, их доходы, мода, вкусы потребителей, изменение цен на сопряженные товары, прогнозы, ожидания покупателей и т.д. На предложение, в свою очередь, влияют изменения издержек производства, цен на ресурсы, налогов, число продавцов на рынке, уровень цен на сопряженные товары, инфляционные ожидания и другие прогнозы продавцов.

Под воздействием этих факторов происходит изменение  в спросе товаров, их предложении, что  приводит к изменению кривой спроса и предложения, вызывающего, в свою очередь, изменение цен. Практика знает  много случаев, когда «инициатором»  нарушения равновесия выступает как спрос, так и предложение.

Таким образом, для конкурентного рынка характерны свободные рыночные цены. Они несут  на себе отпечаток интересов продавцов  и покупателей.

Следующим фактором цены является показатель эластичности, характеризующий чувствительность потребителей к изменению цены. Его знание дает маркетинговым службам важную информацию для оценки ценовой политики фирмы.

Цена непосредственно  зависит от характера рынка. Рассмотренный  механизм ценообразования относится  к условиям совершенной конкуренции. Однако для российской экономики наиболее приемлемым аналогом является модель монополистической конкуренции с большим числом крупных предприятий.

Жестко устанавливая объем выпуска и продаж, диктуя цены товаров, поведение производителя не согласуется со стремлением к наращиванию производства. При ограничении его объема он способен получить желаемую прибыль за счет высоких цен. Данное обстоятельство в существенной мере проявляет себя в условиях современного кризиса российской экономики, являясь одной из весомых причин се спада.

Следующим важным фактором, который необходимо учитывать  предприятиям, является государственное  регулирование цен.

Методы государственного регулирования цен можно разделить  на прямые и косвенные.

Прямые методы:

Фиксирование цен.

Замораживание.

Установление  предельного уровня цен.

Таксация (правительство  само устанавливает и изменяет цены, исходя из рыночной ситуации).

Экономические факторы, влияющие на уровень цен:

- факторы роста цен:

- Рост производства

- НТП

- Рост производительности труда

- Снижение издержек

- Конкуренция

- Снижение налогов

- Развитие прямых связей

- факторы снижения цен

- Спад производства

- Монополизм предприятий

- Увеличение массы денег в обращении

- Увеличение заработной платы

- Нестабильность экономической ситуации

- Низкая эффективность использования капитала

- Ажиотажный спрос

- Косвенные методы:

- Эмиссионная политика.

- Фискальная политика (налоги, дотации).

- Госзаказы.

Нормирование затрат, включаемых в цену, и манипулирование их уровнем (амортизационная политика и т.д.).


На решения по установлению цен влияют также участники каналов товародвижения, стремящиеся к увеличению объема реализации и прибыли, установлению большего контроля над ценами, а также множество других факторов, экономических, психологических, социальных.

Исследования  свидетельствуют, что в целом  цены, их динамика находятся под  влиянием непосредственных изменений  в процессе производства, НТП, роста  производительности труда, сокращения издержек производства. Однако практика стран с развитой рыночной экономикой показывает, что действие противоположных факторов, прежде всего таких, как инфляция, монопольные тенденции и другие, зачастую оказывается более существенными.

 

2. Виды цен

 

При определении  величины цен необходимо представлять общее содержание системы цен, существенным элементом которой является взаимодействие различных видов цен.

В зависимости  от сферы оборота выделяют внутренние цены предприятия (фирмы) и отпускные (оптовые) цены, по которым предприятия  реализуют продукцию потребителям.

Внутренние  цены используются для оборота средств  внутри предприятий, являются основным инструментом внутрихозяйственных  отношений.

В свою очередь  внутренние цены предприятия делятся  на следующие виды:

Внутрихозяйственные цены, по которым осуществляют внутренние поставки цеха, участки, производства внутри одного предприятия.

Внутрифирменные, по которым самостоятельные предприятия (юридические лица) осуществляют поставки внутри объединения.

Трансфертные - внутрифирменные цены, обслуживающие оборот между подразделениями, находящимися в различных регионах.

Внутрихозяйственная цена - это сумма переменных расходов и прибыли подразделения. Внутрифирменная цена включает переменные расходы и доход, который идет на покрытие постоянных расходов подразделения и фирмы. Трансфертная цена включает внутрифирменную цену с учетом факторов регионального характера.

Дифференциация  цен по отраслям и сферам обслуживания экономики строится на основе учета  особенностей отдельных отраслей национального  хозяйства и включает следующие виды цен:

-     оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей, кроме населения, независимо от форм собственности;

-     закупочные цены на продукцию сельского хозяйства - это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением (продукция личных хозяйств);

-         цены на продукцию строительства - представляют собой либо сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на строительство каждого объекта), либо усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой площади, 1 м2 малярных работ и т.д.);

-         тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;

  -       цены на потребительские товары - используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям;

-      тарифы на услуги - система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям.

Все вышеназванные  цены должны прежде всего возмещать  затраты на производство и реализацию товаров и услуг, а также обеспечивать прибыль производителям. Кроме того, различают экспортные и импортные цены.

Экспортные  цены - это цены, по которым производители  или внешнеторговые организации  продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке.

Импортные цены - это цены, по которым фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. При этом в структуре импортных цен значительное место занимают косвенные налоги - акциз и налог на добавленную стоимость.

Оптовая цена предприятия

Переменные расходы

Прибыль подразделения

Постоянные расходы

Влияние региональных факторов

Факторы рынка

Внутрихозяйственная цена

Подразделения

Фирмы

Внутрифирменная цена

Трансфертная цена


 

Отпускная (оптовая) цена выступает  верхним пределом внутренней цены, определяется исходя из влияния как  внутренних факторов, так и внешних, характеризующих конъюнктуру рынка.

Наряду с внутренними  ценами предприятия и оптовыми ценами в зависимости от характера оборота выделяются закупочные цены, по которым реализуются сельскохозяйственная продукция (колхозами, совхозами, фермерскими хозяйствами, населением) государственным и коммерческим организациям.

Розничные цены, по которым  товары реализуются в розничную  и торговую сеть.

По степени и способу  регулирования различают цены:

Регулируемые цены, их величина регулируется государственными органами. Однако это носит ограниченный, косвенный  характер, осуществляется посредством воздействия на спрос и предложение (налоги, ограничения рентабельности и т.д.).

Фиксированные, твердые цены, устанавливаются органами ценообразования  или другими государственными учреждениями. Они назначаются по ограниченному  кругу товаров.

Договорные  цены - это цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцом и покупателем. При этом может оговариваться допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, например, инфляции, форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

Свободные цены - освобождены от ценового вмешательства государства, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.

Наряду с  рассмотренными выше основными видами цен в практике хозяйствования применяется ряд других видов цен, выделяемых по самым разнообразным признакам.

По степени  обоснованности различают цены:

Базисные, применяемые  в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. Их использование необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции.

Прейскурантные  цены - фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателей цен.

Фактические цены сделок, учитывающие применение различных надбавок, скидок к базисной цене,

Довольно часто  вид цены предопределяется видом  рынка, на котором он образуется. По данному признаку выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены.

Дифференциация цен  по степени участия государства  в процессеценообразования включает следующие виды цен:

-     рыночная  цена - цена, складывающаяся на рынке  в процессе взаимоотношений субъектов  ценообразования под влиянием  конъюнктуры. Рыночные цены по  условиям их фондирования подразделяются  на свободные, монопольные и демпинговые,

-     регулируемая  цена - цена, складывающаяся на рынке  в процессе прямого государственного  воздействия. Регулируемые цены  по условиям их формирования  подразделяются на фиксированные  и предельные.

Дифференциация цен  по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения товара (услуги) от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии. Различают оптовые цены изготовителя, отпускные оптовые цены, оптовые цены закупки и розничные цены .

Информация о работе Ценовая политика предприятия