Эффективность развития агропромышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование возможностей эффективного развития агропромышленного комплекса (АПК) и сельских поселений в период трансформации экономики РБ.
Для достижения цели предполагается решить ряд задач: рассмотреть сущность и структуру АПК, определить связь роли АПК и продовольственной безопасности государства; рассмотреть происходящие процессы модернизации в АПК РБ; определить основные проблемы агропроизводства в Республике Беларусь и его кадрового обеспечения, социальные условия развития села, а также рассмотреть возможные направления устойчивого развития и инновационного развития АПК и сельских территорий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
5
1 БАЗОВЫЕ ОСНОВЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
7
1.1 Сущность и структура АПК. Инновации в АПК
7
1.2 АПК и продовольственная безопасность страны. Процессы модернизации и интенсификации в АПК РБ
11
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ АПК И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
19
2.1 Проблемы развития, факторы и барьеры конкурентоспособности АПК
19
2.2 Социальные условия и проблемы кадрового обеспечения на селе
30
3 НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ УСТОЙЧИВОГО И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
38
3.1 Использование лизинга в сфере АПК: мировой и отечественный опыт
38
3.2 Направления устойчивого экспортного развития в мясо-молочной промышленности РБ
45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курс.АПК.docx

— 4.41 Мб (Скачать файл)

Правовые условия, созданные в Беларуси для ведения лизингового бизнеса, по оценке многих экспертов и специалистов лизинговых компаний, благоприятные [9]. Они отмечают следующие преимущества белорусского законодательства применительно к финансовому лизингу:

  • договор лизинга может быть заключен на короткий срок (1 год), тогда как в других странах (США, Германия, Ирландия, Польша) - на 2-5 и более лет. Это способствует уменьшению рисков, связанных с фактором времени;
  • нет обязательного опциона покупки лизингополучателем объекта лизинга по истечении договора лизинга, как в США, Германии, Польше, Украине. Это преимущество очень важно для лизингополучателя, поскольку ему нет необходимости  выкупать морально устаревший за время договора лизинга объект лизинга;

• амортизация объекта лизинга в течение договора лизинга свободная, что позволяет лизингополучателю относить лизинговый платеж в части погашения стоимости 
объекта лизинга на нематериальные затраты и снижать налог на прибыль.

Основные направления совершенствования лизинговой деятельности в Беларуси следующие:

  • образование лизинговых холдинговых компаний путем горизонтальной интеграции или объединения пакетов акций, что позволит привлечь значительные объемы финансовых ресурсов и осуществлять крупные лизинговые проекты;
  • создание биржи лизинговых сделок, которая может быть организована при Белорусском союзе лизингодателей. Это позволит сформировать прозрачный рынок лизинговых услуг, упростить процедуру поиска клиентов по непрофильным для лизинговых операторов сделкам;
  • снижение налога на прибыль, полученную лизингодателями от реализации по договорам лизинга на длительный срок [7].

Необходимо отметить, что стимулирование лизингодателей к расширению их операций путем льготного налогообложения предусматривается в законодательстве ряда стран (США, Англия и др.) как компенсация за риск, связанный с передачей оборудования во владение лизингополучателю.

Для оценки степени развития лизинга в Республике Беларусь обратимся к мировому опыту, который определяет шесть стадий развития лизинга. На первых трех находятся рынки лизинга большинства развивающихся стран, на пятой - рынки Германии, Великобритании, Японии. На шестой стадии сейчас находится самый старый лизинговый рынок - в США. Наша страна – на третьей стадии развития отечественного рынка лизинга.[23]

Обобщив зарубежный и отечественный опыт развития лизинга в сельском хозяйстве, можно сделать следующие выводы:

  • лизинг в современных условиях является одной из эффективных форм инвестирования в производство, в том числе в аграрный сектор экономики. На его долю в 
    США и странах Западной Европы приходится 20-30% общего объема инвестиций, 
    тогда как в Беларуси - 7,6%;
  • в Европе наиболее высокий удельный вес лизинга техники характерен для Ирландии - 45% всех инвестиций, тогда как в Англии - менее 30, в Германии и Франции - около 20, в Италии - 15%. Значительно отстают от Ирландии по развитию лизинга и остальные 
    страны Европы. Однако по доле сельского хозяйства в общих объемах лизинга лидирует в Европе Швеция - 10%. В Ирландии этот показатель составляет 8% общего объема 
    лизинга в стране, в других странах - 3-4%;
  • благодаря государственной поддержке агрокомплекса посредством лизинга хозяй cтва с низкой платежеспособностью получают единственную возможность покупать высокопроизводительную дорогостоящую технику, запасные части и другие ресурсы с рассрочкой на 4-5 лет. Преимущество лизинга в сфере АПК в том, что он не исключает, а даже предполагает и другие формы государственного регулирования, например налоговые и кредитные льготы;
  • сельскохозяйственные товаропроизводители могут приобретать в лизинг как новую, так и восстановленную технику. У фермеров ряда зарубежных стран объемы механизированных работ, выполняемых восстановленной техникой, превышают 50-60%. 
    На рынки подержанной техники эти машины поступают после 5-7 лет эксплуатации и используются до 15 и более лет;
  • все большее развитие получает межгосударственный лизинг. Благоприятным условием для развития лизинга сельскохозяйственной техники в СНГ стало принятие 
    решения Экономического совета СНГ от 3 декабря 2004 г. «О концепции развития 
    лизинга сельскохозяйственной техники, машин и механизмов в государствах-участниках СНГ». В соответствии с ней разработана и реализована Программа межгосударственного лизинга сельскохозяйственной техники, машин и механизмов в СНГ 
    на период до 2010 года.

В заключение необходимо отметить, что правовые условия, созданные в Беларуси для ведения лизингового бизнеса, по оценке экспертов и специалистов лизинговых компаний, благоприятные. Однако необходимо дальнейшее совершенствование механизма лизинговых отношений в республике с учетом зарубежного опыта.

 

3.2 Направления устойчивого экспортного развития  в мясо-молочной   промышленности РБ

 

Дальнейшее устойчивое развитие экспорта мясо-молочной промышленности будет во многом зависеть от либерализации торговли, которая является следствием вступления стран - основных импортеров белорусской продукции в различные интеграционные объединения. Знаковым событием 2012 года для предприятий молочной и мясной промышленности Беларуси явилось присоединение России к ВТО.

Россия является   основным   рынком   сбыта белорусских молочных и мясных продуктов на протяжении многих лет. Развитию торговли с Россией сопутствует множество факторов: территориальная близость, схожие традиции питания белорусов и россиян с постоянным включением в рацион мясных и молочных продуктов, высокое признание качества продукции мясо-молочной промышленности Беларуси на российских выставках и среди российских потребителей.

Открытие российского рынка для стран - участниц ВТО ведет к ужесточению конкуренции и создает угрозы для белорусского экспорта. Для того, чтобы успешно вести торговлю на внешних рынках и не потерять свои позиции на внутреннем, отечественные предприятия должны быть вовлечены в процесс модернизации производства. В связи с этим встает вопрос об эффективном использовании мощностей и специализации перерабатывающих пред приятии с целью создания оптимальной структуры производства и переработки сырья.

Ориентация на зарубежный опыт становится неотъемлемой частью функционирования сырьевого сектора и перерабатывающей промышленности мясо-молочной отрасли. Нарастает необходимость экологизации производства, внедрения ресурсоемких и энергоемких технологий, снижения водопотребления, углубления переработки сырья, сокращения отходов при производстве.

Как известно, одним из условий вступления в ВТО для Беларуси является снижение значения государственной поддержки сельского хозяйства. Иными словами, страна должна будет сократить объем господдержки своих сельхозпроизводителей, отказаться от экспортных дотаций и снизить таможенные пошлины на зарубежную продукцию.

Вступление в ВТО предполагает ослабление торговых барьеров, в результате чего иностранные производители, обладающие более совершенными технологиями, ресурсами и методами продвижения своей продукции, создадут серьезную конкуренцию белорусским предприятиям. Снижение таможенных пошлин приведет к снижению цен на целый ряд продуктов, появится ценовая конкуренция, в результате чего белорусские сельхозпроизводители вынуждены будут приспосабливаться к новым условиям и также снижать цены. Главной их задачей станет поддержание конкурентоспособности, ее повышение по издержкам, цене, качеству, безопасности продукции, что возможно лишь при условии ускоренной технологической модернизации отрасли. [4]

Для улучшения позиций на основных сегментах мирового рынка, расширения своего присутствия на нем, успешного участия в мировой торговле предприятиям мясо-молочной отрасли страны необходимо увеличивать экспорт продуктов с высокой добавленной стоимостью, диверсифицировать структуру и географию поставок, повышать качество продукции.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Текущее пятилетие проходит в стране под лозунгом IV Всебелорусского народного собрания о необходимости акцента на повышении эффективности агропромышленного комплекса. В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, наращивание потенциала агропромышленного сектора страны - одно из основных условий эффективной экономической политики Республики Беларусь, построения динамичной, сбалансированной, конкурентной национальной экономики. В качестве основной задачи развития сельского хозяйства Государственной программой устойчивого развития села на 2011-2015 годы определено создание конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного производства сельскохозяйственной продукции, обеспечивающего внутренние потребности страны и наращивание экспортного потенциала за счет трансформации аграрного производства во все более эффективный аграрно-промышленный комплекс, в котором опережающий рост получат сферы переработки, хранения, транспортировки и доведения сельскохозяйственной продукции до потребителя, а также высококачественная пищевая промышленность. Следует особо отметить проводимую в настоящее время работу по подготовке Национальной стратегии развития сельского хозяйства и сельских регионов на 2015-2020 годы.

Продолжается модернизация материально-технической базы аграрного производства путем обновления машинно-тракторного парка, строительства, реконструкции и технического пере-оснащения производственных объектов. Положительные результаты в аграрной отрасли страны в большой мере являются следствием существенных объемов государственной поддержки сельскохозяйственных организаций. Благодаря динамичному развитию отрасли в стране по большинству основных видов продуктов питания соблюдаются параметры продовольственной безопасности и рационального питания белорусов. Результаты работы аграрной отрасли позволили обеспечить потребности внутреннего рынка в продовольствии, превысить 5-миллиардный рубеж выручки от экспорта в долларовом эквиваленте и обеспечить положительное внешнеторговое сальдо в данной группе товаров.

В то же время в аграрной отрасли сохраняет актуальность ряд серьезных экономических проблем. Главная из них - сельскохозяйственные организации не вышли на принципы самоокупаемости и самофинансирования.

 Основная причина недостаточной доходности СХО в том, что по-прежнему недопустимо высокой остается затратоемкость национального аграрного производства и такой же критически низкой производительность труда.

По уровню урожайности зерновых и зернобобовых культур республика характеризуется не только трехкратным отставанием от группы стран-лидеров, но и от стран ЕС. Низкая на фоне мировых данных урожайность зерновых культур является одним из факторов, ослабляющих конкурентные позиции не только растениеводства Беларуси, но и снижающих конкурентоспособность животноводческой продукции, поскольку фактически растениеводство подчинено интересам мясо-молочной отрасли.

Наряду с влиянием природно-климатических факторов, невысокая урожайность связана с более низким, чем в развитых странах, уровнем механизации труда в отечественном сельском хозяйстве.

Гарантией дальнейшего роста, получения устойчивых, качественных урожаев и их доведения до потребителей с минимальными потерями и максимальной выгодой для производителей должно быть комплексное разрешение основных проблем в сельском хозяйстве:

  • экономических - отставание от передового уровня материально-технической базы вложений капитала в главный фактор сельскохозяйственного производства – землю (в расчете на единицу площади); монопольные цены на энергоносители и транспорт; низкие закупочные и реализационные цены на сельскохозяйственное сырье и продукты его переработки; слабое развитие сбытовой инфраструктуры (дорожная сеть, транспорт, оптовые рынки, розничная торговля); недостаточная мотивация труда; низкий уровень внутри- и межхозяйственного кооперирования в отрасли и высокая степень монополизма в перерабатывающей промышленности; отсутствие системного подхода к ведению отрасли и фактическое пренебрежение интересами рациональной диверсификации производства в пользу продукции животноводства, производства зерна, сахарной свеклы и рапса; преобладание административно-директивного начала в управлении сельскохозяйственным производством, недостаточно адаптированным к реальным возможностям  конкретных хозяйств и подавляющим инициативу на местах;
  • агроэкологических - недостаточная обеспеченность исходным материалом с высокоценными хозяйственными признаками; ошибки в размещении культур и преобладание агротехнологий экстенсивного типа; усиление нестабильности погодных условий и стрессовых факторов, ухудшение окружающей среды и фитосанитарной обстановки; несовершенство существующей системы производства, товарной обработки, хранения, переработки, доведения продукции до потребителя;

Информация о работе Эффективность развития агропромышленного комплекса