Эффективность развития агропромышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование возможностей эффективного развития агропромышленного комплекса (АПК) и сельских поселений в период трансформации экономики РБ.
Для достижения цели предполагается решить ряд задач: рассмотреть сущность и структуру АПК, определить связь роли АПК и продовольственной безопасности государства; рассмотреть происходящие процессы модернизации в АПК РБ; определить основные проблемы агропроизводства в Республике Беларусь и его кадрового обеспечения, социальные условия развития села, а также рассмотреть возможные направления устойчивого развития и инновационного развития АПК и сельских территорий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
5
1 БАЗОВЫЕ ОСНОВЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
7
1.1 Сущность и структура АПК. Инновации в АПК
7
1.2 АПК и продовольственная безопасность страны. Процессы модернизации и интенсификации в АПК РБ
11
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ АПК И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
19
2.1 Проблемы развития, факторы и барьеры конкурентоспособности АПК
19
2.2 Социальные условия и проблемы кадрового обеспечения на селе
30
3 НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ УСТОЙЧИВОГО И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
38
3.1 Использование лизинга в сфере АПК: мировой и отечественный опыт
38
3.2 Направления устойчивого экспортного развития в мясо-молочной промышленности РБ
45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курс.АПК.docx

— 4.41 Мб (Скачать файл)

Самыми недоступными для сельских жителей являются услуги юридических организаций (42,3% ответивших считают их доступность плохой) и бытового обслуживания (23,1%). При этом стоит отметить, что ситуация с доступностью юридических услуг улучшается медленнее всего. [3]

Хорошее качество обслуживания отмечено преимущественно в детских и учебных учреждениях на территории хозяйств (так полагает более половины респондентов). Треть опрошенных руководителей также хорошо оценила качество работы учреждений культуры, медицинских учреждений и торговых организаций. Наиболее низкие оценки за качество оказываемых услуг получили организации бытового обслуживания. Таким образом, в целом динамику улучшения социально-экономических условий в хозяйствах Республики Беларусь можно оценить как положительную, но при этом в СХО сохраняют остроту вопросы кадровой обеспеченности, что требует к ним пристального внимания со стороны государства. Необходимо создание системы материальных и моральных стимулов к труду на селе через дальнейшее развитие жилищных программ в сельской местности и постепенный рост заработной платы в АПК на основе увеличения производительности труда. Необходимо дальнейшее повышение престижности работы в отрасли, совершенствование целевой системы подготовки специалистов, усиление ориентации сельскохозяйственного образования на потребности аграрного производства сельских жителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ УСТОЙЧИВОГО И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Использование лизинга  в сфере АПК: мировой и отечественный  опыт

 

Для современного этапа развития АПК в Республике Беларусь (и странах СНГ) характерны проблемы в области:

  • инвестирования в основной капитал. Отсутствие или недостаточность свободных 
    денежных средств у большинства сельскохозяйственных производителей не позволяет им своевременно проводить техническое и технологическое перевооружение производства, поскольку основным источником финансирования по-прежнему остаются собственные средства предприятий;
  • сельскохозяйственного машиностроения. Невысокий платежеспособный спрос со 
    стороны сельскохозяйственных организаций обусловил существенное замедление темпов развития отраслей сельскохозяйственного машиностроения. Наиболее актуальна эта проблема для Российской Федерации;
  • совершенствования технологий сельскохозяйственного производства. Значительная часть сельхозпроизводителей использует устаревшие технологии, что в среднем на 30% снижает производительность труда и соответственно увеличивает трудозатраты [11].

Состояние экономики сельского хозяйства требует поиска новых подходов к инвестиционной политике и механизмам ее реализации, а также к формам воздействия государства на происходящие в этой сфере. Одним из  улучшения финансового состояния организаций агропромышленного комплекса является особая форма инвестирования - лизинг.

По сути, лизинг - это долгосрочная аренда имущества для предпринимательских целей с последующим правом выкупа, обладающая некоторыми налоговыми преференциями.

Лизинг как вид инвестирования и реализации продукции достаточно распространен во всем мире: на его долю в ведущих странах мира приходится 25-30% общего объема инвестиций. В Республике Беларусь объем лизинговых операций составляет 7,6% [2].

В Восточной Европе, Центральной Азии и Латинской Америке доля лизинга сельскохозяйственного оборудования на местных рынках данного вида услуг значительна. В США лизинг оборудования для ферм превышает 10% всего лизингового рынка страны [23].

Благодаря государственной поддержке агрокомплекса посредством лизинга хозяйства с низкой платежеспособностью имеют реальную возможность покупать дорогостоящую технику и оборудование с рассрочкой на 4-5 лет и приобретать на возвратной основе запасные части, а также другие ресурсы сезонного производства.

Преимущество лизинга в сфере АПК состоит в том, что он не исключает, а даже предполагает и другие формы государственного регулирования, например налоговые и кредитные льготы. Техника, переданная в лизинг селу, не облагается налогом на имущество, так как до полного выкупа она принадлежит государству и находится на балансе сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым предоставлены льготы по налогам.

Кроме того, для всех лизингополучателей установлены низкая арендная плата (3% от остаточной стоимости предмета лизинга), дифференцированная оплата первоначальных взносов и сроки лизинга в зависимости от стоимости предметов. Указанные преимущества свидетельствуют о том, что лизинг техники является наиболее эффективной формой поддержки АПК.

В США получили распространение четыре вида лизинговых компаний: банки или их отделения, специализированные отделения по лизингу фирм-производителей техники; независимые лизинговые фирмы; другие организации (страховые, брокерские, инвестиционные и др.).

Широко используется кредитный лизинг, при котором 80% стоимости оборудования оплачивает кредитор (банк), а 20% - трастовая компания, в которую наряду с лизингодателями могут входить различные юридические лица («трастеры») на правах акционеров. Совокупный капитал является основой финансирования лизинговой сделки (оплаты оборудования поставщику и передачи его лизингополучателю). [23]

Участники траста получают свои доходы от лизинговых платежей, а кредитор - возврат своей ссуды с процентами, причем в первоочередном порядке осуществляется обслуживание ссудной задолженности банку как основному инвестору. Всю ответственность за состояние переданного в лизинг оборудования, его сохранность и обслуживание в течение всего срока договора несет лизингополучатель.

Государство стимулирует лизингодателей к расширению их операций путем льготного налогообложения, которое рассматривается в законодательстве как компенсация за риск, связанный с передачей оборудования во владение лизингополучателю .

По федеральному законодательству США предусматривается следующее снижение налога на прибыль 1 -й год - 24% от стоимости сданного в лизинг оборудования; 2-й - 22%; 3-й - 18%; 4-й - 17%; 5-й - 16%; 6-й год - 3% от стоимости объекта [17].

В Великобритании быстрое развитие лизинга началось после 1970 г., т.е. после введения налоговых льгот. Компании могли вычитать весь объем инвестиций из налогооблагаемой прибыли в году, в котором они производились. Эти льготы были существенными только для компаний с большой доходностью, но косвенно они оказались доступными и арендаторам. Налоговая инвестиционная льгота не была безвозмездной: она возвращалась обратно через налоги на арендные платежи, но, тем не менее, предоставляла беспроцентную ссуду, равную 52% стоимости имущества, что отражалось и на стоимости лизинга для арендатора.

Следует отметить, что большинство европейских стран установило налоговые льготы на лизинговую деятельность. Так, в Англии в 70-е годы отменили корпоративный налог для лизингодателей по операциям финансового лизинга. Позднее была введена скидка в 75 и 50% от ставки этого налога, в настоящее время она составляет 25%.

Контракт в Великобритании считается лизинговым, если он заключен на срок, составляющий не менее 75% срока эксплуатации имущества и в нем предусмотрена полная выплата стоимости имущества в течение срока действия контракта, а также возможность возобновления лизинга на льготных (по сравнению с кредитом в банке) условиях. Лизинг дает фермерам возможность получать значительные налоговые льготы, конкретный размер которых зависит от условий лизингового контракта, а также от налогового законодательства страны.

В Австрии основной срок лизингового контракта составляет 40-80% от экономического срока службы имущества, а стоимость опциона на покупку должна соотноситься со стоимостью имущества на момент реализации опциона. При этом лизингополучатель освобождается от таможенных платежей за оборудование, завозимое по лизингу из других стран.

В Ирландии государство стимулирует экономическими мерами развитие лизинга сельскохозяйственной техники путем предоставления финансовым корпорациям налоговых льгот в размере 20% от стоимости машин, передаваемых в лизинг [5].

Россия. Основополагающим документом развития лизинга в АПК явилось постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1994 г. № 686 «Об организации обеспечения АПК машиностроительной продукцией на основе лизинга».

Проведение лизинговых операций осуществляется Росагроснабом. При этом была сделана ставка на отечественные машиностроительные заводы, многие из которых получили заказ от агрослужбы на изготовление и поставку машиностроительной продукции для агрокомплекса. Начиная с 1996 г. многие администрации регионов в местных бюджетах также начали предусматривать финансовые средства на организацию регионального лизинга техники. Долгосрочная (3-8 лет) аренда техники (передача ее в лизинг) позволяла постепенно выкупить предметы лизинга, при этом имелась возможность осуществлять расчеты как финансовыми средствами, так и продукцией, т.е. производить товарообменные операции, взаимозачеты и т. д.

В связи с тем, что объекты лизинга являются государственной собственностью до их полного выкупа, Правительство установило ряд льготных условий лизинга техники, что было вызвано необходимостью государственной поддержки АПК. К таким условиям можно отнести: низкую арендную плату (3% от остаточной стоимости предмета лизинга); дифференцированную оплату первоначальных взносов; увеличение сроков лизинга в зависимости от стоимости его предмета; поставку техники за счет возвратных платежей за ранее поставленные предметы лизинга; снижение уровня торговых наценок в два раза; оплату государством железнодорожного тарифа.

Цены на закупку техники по лизингу утверждались согласительными комиссиями Минсельхоза РФ и Росагроснаба. что препятствовало диктату заводов-поставщиков при установлении цен на свою продукцию. Минсельхоз РФ устанавливал квоты регионам и утверждает номенклатуру предметов лизинга, что исключаю протекционизм при распределении техники и обеспечивало эффективность использования госбюджетных средств [20].

Республика Беларусь. Правовое регулирование лизинга в нашей стране начало осуществляться с 1994 г., когда Министерством финансов были изданы Методические указания о порядке учета лизинговых операций. В этом документе приведены основные определения и бухгалтерские записи по лизинговым операциям. Данный нормативный правовой акт позволил работать десяткам лизинговых компаний. Республикой Беларусь подписан ряд международных конвенций, регулирующих лизинговую деятельность.

Положение о лизинге на территории Республики Беларусь в зависимости от условий возмещения лизингодателю лизингополучателем затрат и перехода права собственности на объект лизинга от лизингодателя к лизингополучателю подразделяет лизинг на финансовый и оперативный.

Лизинговая сделка является финансовой, если выполняются следующие условия: срок договора финансового лизинга не может быть менее одного года; лизинговые платежи в течение срока договора финансового лизинга возмещают лизингодателю не менее 75% первоначальной (восстановительной) стоимости объекта лизинга; по истечении срока договора финансового лизинга лизингополучатель либо выкупает объект лизинга, либо возвращает его лизингодателю, либо продлевает договор лизинга.

В Беларуси имеются два вида лизингодателей, оперирующих на рынке сельскохозяйственной техники и оборудования: независимые коммерческие фирмы и Республиканское объединение «Белагросервис». Первые осуществляют коммерческий лизинг - классический, функционирующий на рыночных принципах, организация которого мало чем отличается от мировых стандартов.

РО «Белагросервис» реализует государственный лизинг, который обеспечивает наиболее выгодные условия для сельскохозяйственных предприятий. Государство, понимая необходимость материально-технического переоснащения организаций АПК, осуществляет ряд мер, направленных на стимулирование их технической модернизации. В качестве одной из таких мер выступает выделение на льготных условиях кредитов субъектам АПК для обеспечения их техникой и оборудованием.

Доля лизинга в общем объеме инвестиций в основной капитал в 2012 году составила 7,6% и увеличилась по сравнению с 2005 г. на 2,7 п.п. Этот показатель характеризует прежде всего состояние законодательной базы и развитость инфраструктуры лизинга. Самый высокий уровень присутствия лизинга в инвестициях наблюдается в США - 30%, а средний уровень этого показателя по странам Европы составляет 17% [26].

В Беларуси функционирует Ассоциация лизингодателей. Активно осуществляли операции по финансовому лизингу около 40 компаний. Наиболее высокие результаты по объемам лизинговых сделок, совершенных в 2011 г., достигнуты следующими лизинговыми компаниями: «ВТБЛизинг» - 1317,2 млрд .руб., «АСБ Лизинг» - 729,4 млрд. руб., «Промагролизинг» -584,8 млрд. руб., «Агролизинг» - 347,7 млрд. руб. Отрадно, что в этом перечне есть две компании, специализирующиеся на лизинге техники для сельского хозяйства.

Объем лизингового бизнеса в Беларуси в настоящее время превышает аналогичные показатели Болгарии, Эстонии, Латвии, Литвы и Украины и сравним с его объемами в Венгрии и Греции [2]. Основными факторами, сдерживающими развитие лизинга в нашей стране, являются проблемы недостаточной стабильности валютного рынка.

Информация о работе Эффективность развития агропромышленного комплекса