Венчурное финансирование предприятий и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ и оценка процесса венчурного финансирования, в том числе в зарубежных странах, и определение направлений его совершенствования в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
•Изучить теоретико-методологические аспекты венчурного финансирования;
•Проанализировать процесс венчурного финансирования в зарубежных странах и Республике Беларусь;
•Рассмотреть возможные направления совершенствования процесса осуществления венчурного инвестирования в Беларуси.

Содержание работы

Введение…………………………..………………………………………….....4
1.Теоретические основы венчурного финансирования…..….……….........5
1. Сущность венчурного финансирования……………………….................5
2. Субъекты венчурного финансирования………………..…….................10
3. Особенности венчурного финансирования………………......................13
2.Зарубежный опыт венчурного финансирования......................................16
1.Венчурное финансирование в Казахстане…………………………16
2.Венчурное финансирование в США……………………………….19
3.Венчурное финансирование в России……………………………...23
3.Венчурное финансирование в Республике Беларусь и пути его совершенствования…………………………………………………………...25
1.Тенденции и проблемы развития венчурного инвестирования в РБ……………………………………………………………………..25
2.Пути совершенствования венчурного финансирования в РБ….…33
Заключение…………………………………………………………………….39
Список использованных источников………………………………………..41

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 711.29 Кб (Скачать файл)

Определяя, какой из венчурных проектов запустить, Белинфонд в какой-то степени ограничен в своем  выборе, ведь главная задача - дать толчок развитию высокотехнологичных наукоемких научных секторов. Поэтому проекты  в области недвижимости, строительства  и некоторых других направлениях не подходят. Наиболее интересны для государства проекты в сферах энергетики и энергосбережения; агропромышленных технологий и производства; промышленных и строительных технологий; медицины, медицинской техники; химических технологий, нанотехнологий и биотехнологий; информационно-коммуникационных технологий; ресурсосбережения.

Проекты, завершенные в части  НИОКР при содействии Белинфонда:

  • Разработать и внедрить в производство передвижной кабинет компьютерной рентгенографии (НПП «АДАНИ»)
  • Разработать и внедрить в производство кондиционеры центральные технологически комфортные КЦ-ТК-1,0; КЦ-ТК-2,0; КЦ-ТК-3,0; КЦ-ТК-4,0 на основе эффектных отечественных конструкций и технологий (ООО «Внедренческое предприят ие Альтернатива»).
  • Разработать и внедрить новые технологии и оборудование для производства нетрадиционных видов продуктов на основе картофеля. (НПО «БЕЛТЕХНОПРОД»)
  • Разработать и внедрить в серийное производство электронные весы для статического и динамического взвешивания (ОМ РУП «ЗЕНИТ»)
  • Разработать и внедрить в производство комплекс программно-аппаратных  средств для автоматической персонализации и разработки электронных пластиковых карт (УП «ЦНИИТУ»).
  • Разработать регулятор расхода жидкости. Освоить производство распылителей, корпусов и регулятора расхода жидкости для тракторных опрыскивателей («БЕЛАМА плюс»).
  • Разработать и изготовить вакуумную установку и технологический процесс для металлизации полимерной пленки (ГДП «ВтлСЗОС»).
  • Разработать документацию и освоить серийное производство комплекта универсальных ручных приспособлений и инструментов для формирований гражд. обороны (БелОМО РУП «Зенит» ).
  • Разработать, сертифицировать и освоить серийное производство счетчиков калькуляторов для подсчета форменных элементов крови и костного мозга (000 «ОпТех», г. Могилев). 
  • Разработать и внедрить технологии производства документной бумаги с магнитными, комбинированными и термопроявляемыми элементами защиты (УП «Бумажная фабрика» Гознака).
  • Разработать и внедрить новую конкурентоспособную систему технических средств (линий, комплексов) по переработке овощей, картофеля, ягод и фруктов (НПО «БЕЛТЕХНОПРОД»).

Механизм  финансирования венчурных проектов:

– предоставление бюджетных средств на возвратной основе;

 

– вклады в  уставный фонд инновационной организации (за счет иных средств 

кроме бюджетных);

 

– покупка  акций инновационной организации (за счет иных средств, кроме 

бюджетных).

 

Критерии  для признания проекта венчурным:

– проект должен быть в области высоких технологий и соответствовать приоритетам  научно-технологического развития Республики Беларусь, определенным в Указе Президента Республики Беларусь от 22 июля 2010 г. № 378 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011–2015 гг.»;

– проект должен находиться на ранней стадии развития, при этом критерием 

ранних стадий может выступать отсутствие безубыточности или же малого объема продаж;

– проект должен иметь обоснованный потенциал для  существенного роста 

инновационной организации (то есть перспективы организации, подтвержденные надежными источниками  и базируемые на авторитетном анализе рынка и сопоставлении  задач,  стоящих  перед  организацией  с  ее  реальными  возможностями и потенциалом, обосновании того, что она может достигнуть поставленных целей (рост капитализации, выручки) на базе имеющегося у нее потенциала). [20]

Сейчас  венчурное финансирование в РБ представлено в основном бизнес-ангелами. У нас создано «Сообщество бизнес-ангелов и венчурных инвесторов «БАВИН», зарегистрированное 10 ноября 2010 года в г. Минске. Оно призвано объединять обладателей капитала с носителями идей без посредников, а также поддерживать проекты с большой перспективой роста.

Инициаторами  создания БАВИНа выступил ряд известных  предпринимателей и собственников  частных компаний из различных отраслей: IT, страхование, строительство, масс-медиа, логистика, энергетика, производство и  др. Цель - значительное увеличение количества и качества малых технологических бизнесов, претендующих впоследствии на получение инвестиций бизнес-ангелов и венчурных инвесторов. [21]

Основными направлениями  государственной политики в развитии инновационной венчурной системы  являются:

– формирование инновационной инфраструктуры;

– обеспечение  подготовки кадров;

– формирование благоприятной экономической среды;

– корректировка  законодательства для потенциальных  инвесторов;

– предоставление льгот для малого инновационного предпринимательства;

– защита прав на интеллектуальную собственность;

– оказание поддержки научно-технологическому бизнесу на ранней стадии

его образования  и развития;

– обеспечение  ликвидности венчурных инвестиций;

– повышение  престижа предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Задачи и инструменты управления инновационной венчурной системой в Республике Беларусь:

Задачи

Инструменты

Формирование спроса на венчурные  инвестиции

Правовые: закрепление в нормативных  правовых актах возможности беззалогового  предоставления инвестиций

Экономические: содействие развитию инновационной активности малых, средних и крупных предприятий

Институционально-организационные: кластерные стратегии, направленные на создание специализированных территориальных  зон, развитие технологических сетей

Рост 

предложения

венчурных

инвестиций,

разнообразие их источников

Правовые: создание условий для участия  в высокорисковой инвестиционной деятельности различных типов инвесторов; закрепление  удобной для деятельности венчурных  фондов организационно-правовой формы

Экономические: устранение тройного налогообложения (на уровне выходов  из предприятий, венчурных фондов и  доходов инвесторов)

Институционально-организационные: создание венчурных фондов ранних стадий для дифференцированного государственного воздействия на источники венчурных  инвестиций; формирование подсистемы венчурных фондов

Обеспечение

результативного

соотношения

спроса и 

предложения

венчурных

инвестиций 

Правовые: закрепление в нормативных  правовых актах понятия «венчурная компания» и определение ее параметров для льгот

Экономические: создание фондовых рынков для малых высокотехнологичных  предприятий; содействие внедрению  и развитию международных стандартов финансовой отчетности на предприятиях

Институционально-организационные: формирование информационного обеспечения  деятельности всех участников венчурного инвестирования через создание специализированных венчурных органов саморегулирования;

развитие венчурной инфраструктуры

Развитие 

кооперации и 

интеграции в 

научно-

технической

и инновационной 

деятельности

Правовые: закрепление в нормативных  правовых актах возможности участия  государственных предприятий в  государственно-частных партнерствах в высокорисковых проектах; совершенствование  законодательной базы в вопросах интеллектуальной собственности

Экономические: снижение налогового бремени на молодые инновационные  компании и содействие развитию инновационной  активности малых, средних и крупных  предприятий

Институционально-организационные: создание кластеров и сетей, агентств по трансферу технологий при вузах страны


Примечание  – Источник: [6, с. 59-61]

В  переходных  экономиках,  к  которым  относится и Республика  Беларусь, состав потенциальных источников капитала для венчурной индустрии тот же, что и в развитых  странах,  однако  распределение удельных  весов этих источников  капитала  в общем объеме  инвестиций  в венчурные фонды значительно различается.  Если  на  развитых  рынках  основными источниками капитала  являются  средства  пенсионных  фондов  и страховых компаний,  в странах с переходной  экономикой  центр тяжести смещен  в сторону государственного сектора и институциональных инвесторов.

Сущность  венчурной  инвестиционной  деятельности,  основанная  на концепциях  роста  стоимости  предприятия,  создания  новой  стоимости, соединения  воедино  научных  идей,  имущественного  комплекса, специализированных знаний и навыков в управлении и бизнесе, пока не получила широкого  восприятия  среди  экономических  субъектов  нашей  страны.  Однако внедрение  в отечественную экономику зарубежного  опыта, передовых концепций развития  экономики,  более  глубокая  интеграция  Беларуси  в  мировое  хозяйство  приведут  к  росту  интереса  наших  специалистов  к  венчурной  инвестиционной деятельности  и  созданию  отечественного  института  венчурных  управляющих компаний. Как  правило,  при  становлении  венчурной  деятельности  в  странах  с переходной экономикой основную часть инвесторов составляют иностранные венчурные  инвесторы.

Имеется  две  причины, лежащие в основе сложившейся ситуации:

  •   неучастие в венчурной инвестиционной деятельности страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и паевых инвестиционных фондов;
  •   неучастие в венчурной инвестиционной деятельности банков,  крупных промышленных  предприятий,  индивидуальных  инвесторов, обусловленное отсутствием стимулов и условий для их деятельности. [6, с. 230-237]

Для иностранных венчурных инвесторов привлекательными являются следующие  факторы в экономике Беларуси.

1. Наличие законодательства, позволяющего регистрировать венчурные организации и фонды.

2. Льготы по налогу на прибыль при выходе из венчурных проектов, которые получил Белинфонд, что в перспективе повышает вероятность введения данной нормы для всех субъектов венчурной индустрии. Кроме того, сегодня действует ряд льгот в целом для иностранных инвесторов.

3. Страна переориентирована на инновационный путь развития. Имеется стратегический законодательный документ с утвержденной программой действия для правительства.

Остальные же вопросы, связанные непосредственно  с деятельностью венчурных структур, такие как репатриация прибыли, налоговая база, защита прав на интеллектуальную собственность, страхование рисков венчурного проекта, выход из венчурного проекта, вполне решаемы в рамках действующих мер по либерализации экономики.

К факторам, сдерживающим развитие венчурного бизнеса  в нашей стране, следует отнести:

  • неразвитость и низкую емкость фондового рынка, вследствие чего затруднен традиционный способ выхода инвесторов из проектов;
  • дефицит профессиональных менеджеров, способных раскрыть коммерческий потенциал научно-технических разработок, разработать проект по международным стандартам и привлечь рисковый капитал;
  • неразвитая инфраструктура (бизнес-инкубаторы, инновационные центры, инвестиционные, пенсионные и страховые фонды);
  • ограничения в инвестировании рисковых проектов для субъектов рынка и потенциальных инвесторов;
  • отсутствие опыта реализации венчурных проектов национальными компаниями;
  • очень скудная информация за рубежом о потенциале белорусских научно-технических разработок;
  • низкая инновационная активность малых, средних и крупных предприятий;
  • отсутствие государственной финансовой поддержки венчурных проектов ранних стадий;
  • отсутствие приемлемого механизма государственно-частного партнерства;
  • недостаточная информационная поддержка венчурной индустрии в стране;
  • отсутствие информации о потенциальных объектах венчурного инвестирования.

Следующая проблема – это слабость белорусского бюджета, правительство не может  эффективно поддерживать технологическое предпринимательство, как это, например, делается в развитых странах, которые имеют двухступенчатые системы выделения грантов с объемом финансирования проектов первого уровня до 50 тысяч долларов и второго - до 500 тысяч долларов. ВВП Беларуси – всего 54 656.6 млн долл., поэтому очень сложно выделять большие средства на развитие инноваций в стране.

Таблица 3 – Расходы на НИОКР в отдельных транснациональных корпорациях и государствах

Корпорации/ страны

Млрд. долларов

Корпорации / страны

Млрд. долларов

Форд моторс (США)

7,2

Тойота Мотор (Япония)

4,6

Испания

6,8

Финляндия

4,5

Тайвань

6,5

Австрия

4,5

Швейцария

6,3

ИБМ (США)

4,4

Сименс (Германия)

5,7

Дания

4,3

Дженерал моторс (США)

5,4

Фольксваген (Германия)

4,3

Израиль

5,4

Индия

3,7

Информация о работе Венчурное финансирование предприятий и пути его совершенствования