Венчурное финансирование предприятий и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ и оценка процесса венчурного финансирования, в том числе в зарубежных странах, и определение направлений его совершенствования в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
•Изучить теоретико-методологические аспекты венчурного финансирования;
•Проанализировать процесс венчурного финансирования в зарубежных странах и Республике Беларусь;
•Рассмотреть возможные направления совершенствования процесса осуществления венчурного инвестирования в Беларуси.

Содержание работы

Введение…………………………..………………………………………….....4
1.Теоретические основы венчурного финансирования…..….……….........5
1. Сущность венчурного финансирования……………………….................5
2. Субъекты венчурного финансирования………………..…….................10
3. Особенности венчурного финансирования………………......................13
2.Зарубежный опыт венчурного финансирования......................................16
1.Венчурное финансирование в Казахстане…………………………16
2.Венчурное финансирование в США……………………………….19
3.Венчурное финансирование в России……………………………...23
3.Венчурное финансирование в Республике Беларусь и пути его совершенствования…………………………………………………………...25
1.Тенденции и проблемы развития венчурного инвестирования в РБ……………………………………………………………………..25
2.Пути совершенствования венчурного финансирования в РБ….…33
Заключение…………………………………………………………………….39
Список использованных источников………………………………………..41

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 711.29 Кб (Скачать файл)

Преимущества  организационно-правовой  формы  партнерства  с  ограниченной ответственностью:

а) Высокий  уровень компенсации менеджерам фонда. В конце инвестиционного  цикла генеральный партнер получает вознаграждение в размере 15–25 % от прибыли. Кроме того, на управленческие нужды  и заработную плату расходуется 1–3 % от суммы активов.  

б)  Возможность  обеспечить  выполнение  инвесторами  обязательств предоставлять средства фонду по мере необходимости в  них в пределах изначально заданного  объема. 

в) Налоговая  прозрачность, т.е. все налоги выплачиваются  лишь самими инвесторами, а не фондом (отсутствует двойное налогообложение).

г) Условия  управления фондом формируются в  зависимости от пожеланий инвесторов и управляющей компании. 

д) Фирма  освобождается от детального контроля за инвестициями со стороны  американской  комиссии  по  ценным  бумагам  и  биржам, если  большинство инвесторов фонда будут аккредитованными инвесторами.

В США  существует большое количество моделей, в рамках которых осуществляется венчурное инвестирование. Указанные  модели реализуются в рамках нескольких организационно-правовых форм, что  в сочетании с различными целями обуславливает то, что венчурные  инвесторы используют разные механизмы  принятия решений и управления вложениями, их деятельность приводит к возникновению  разной степени ответственности  за результаты инвестирования.

Таблица 1 - Характерные черты моделей венчурного инвестирования в США

 

Примечание  - Источник: Национальная ассоциация венчурного капитала США

В последние  годы в США наметилась тенденция  укрупнения институциональных инвесторов венчурного капитала, что приводит к увеличению среднего уровня инвестиций в один проект. Вследствие этого  начинает появляться дефицит венчурного капитала для малых фирм, относящихся  к компаниям на т.н. начальной  стадии (т.е. предприятий, имеющих готовую  продукцию и находящихся на самой  ранней стадии ее коммерческой реализации). В связи с этим наблюдается  тенденция заполнения указанного сегмента венчурного рынка инвестициями бизнес-ангелов.

Необходимо  отметить, что институциональный  сектор венчурного капитала в США  ориентирован преимущественно на компании, находящиеся на этапе расширения и более поздних этапах развития. Это связано с тем, что  институциональные венчурные инвесторы имеют достаточно высокий уровень минимальных инвестиций в один проект, в то время как компаниям на более ранних стадиях развития, как правило, требуется финансирование в значительно меньших масштабах.

Представленный  бизнес-ангелами неформальный рынок  венчурного капитала США, наоборот, в  большей степени ориентирован на предприятия на наиболее ранних стадиях  развития (посевные и стартовые компании).

Таким образом, институциональный и неформальный рынки венчурного капитала США гармоничным  образом дополняют руг друга. При этом, по оценкам Национальной Ассоциации Венчурного Капитала (NVCA), рынок инвестиций бизнес-ангелов более чем в два раза больше, чем институциональный сектор венчурного капитала.

Основным  механизмом в области государственной  поддержки венчурного инвестирования в США является программа Инвестиционных компаний для малого бизнеса, в рамках которой предоставляются государственные  гарантии по облигациям, выпущенным фирмами венчурного капитала.

 

2.3. Венчурное финансирование  в России

В Россию венчурный бизнес пришел в 1993 г. по инициативе Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР), а также Международной  финансовой корпорации  (МФК).  С  1997  г.  активно  действует  Российская  ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ), в рамках которой проводятся венчурные ярмарки,  разрабатываются  законодательные  основы  венчурного инвестирования  и  ведения  бизнеса  и  т.п.  На начало 2012 года в России действовало 22 региональных венчурных фонда инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, созданных Минэкономразвития РФ совместно с администрациями регионов общим объемом 9,2 млрд. руб.

Спецификой  российского пути развития венчурного инвестирования является значительная роль государства, которое активно выделяет денежные средства на развитие института финансирования. В России создана модель государственного стимулирования инноваций и венчурного бизнеса значительного масштаба, которая реализуется через деятельность ОАО «Российская венчурная компания». Государство включает частный бизнес в решение государственных задач за счет создания привлекательных условий: венчурной инфраструктуры; изменений в законодательстве, регулирующих трастовые отношения; введение поправок в закон об инвестиционных фондах; изменений соотношения риск – доходность.

Основным  источником венчурного капитала в России выступают российские и прежде всего  зарубежные фонды прямых инвестиций. Основной особенностью российских фондов выступает, то, что ответственность за управление активами, принятие инвестиционных решений и управление фондом - не разделяется, а управляющие компании фондов часто выступают в роли управляющих компаний промышленного, торгового или сервисного холдинга.

Существует  несколько основных групп венчурных  фондов в России.

Первая  группа самая многочисленная – это  корпоративные фонды, созданные  для собственных нужд участников (они организуются, чтобы финансировать  некий новый бизнес одного или  нескольких участников).

Вторая  – это государственные фонды  поддержки научной и научно-технической  деятельности – открыта совсем недавно,  создана  в  рамках  президентской  программы развития инновационного бизнеса. Их главная задача – финансирование зарождающегося инновационного бизнеса (получение прибыли тоже приветствуется, но это не самое важное).

К государственным  фондам поддержки научной и научно-технической  деятельности относятся Российский фонд технологического развития, Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный  фонд (РГНФ), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Третья  группа фондов появилась в 2006–2007 гг., когда были начаты работы по государственно-частному партнерству в области создания национальной венчурной системы России: создана ОАО «Российская венчурная компания».

Последняя группа – это рыночные фонды, которые  созданы для получения прибыли  от вложения средств в инновационные  проекты. Она малочисленна, и у  таких фондов, как правило, незначительный размер стоимости чистых активов. В  России компаниями подобного профиля  являются ОАО «НИОКР», ЗАО «АкадемПартнер», ООО «Фирма ВИСС».

В России на данном этапе можно говорить  о  зарождении  и  развитии неформального  сектора  венчурного финансирования, представленного бизнес-ангелами. Большинство из них входит в российские сети бизнес-ангелов: «Национальное содружество бизнес-ангелов» (СБАР), Томская сеть рискового финансирования «Бизнес–Ангелы», «Московская сеть бизнес-ангелов», Национальная сеть бизнес-ангелов «Частный капитал».

В настоящее  время можно констатировать, что, несмотря на усилия правительства по созданию инновационной инфраструктуры «сверху», на территории Российской Федерации  практически не работает механизм венчурного финансирования, не развиты формальный и неформальный секторы венчурного капитала. Последний не представлен  в связи с наличием альтернативных возможностей инвестирования в отрасли  экономики, дающие стабильный и высокий  доход (например, земля, недвижимость, торговля). [11, с. 305-308]

Рынок венчурного капитала в США и Европе характеризуется  тем, что источниками средств  венчурных фондов являются в основном пенсионные фонды, страховые компании, банки, а также частные инвесторы  ввиду того, что вложения в капитал  венчурных фондов имеют долгосрочную основу. Ряд других источников финансирования для венчурного капитала связан непосредственно  с вложениями в развитие технологий, расширение производства и другие стратегические программы. К ним относятся средства корпораций, государственных учреждений, международных агентств, научных  организаций. В России же основными  инвесторами являются действующие  зарубежные венчурные фонды, физические лица, российские компании. Российские венчурные фонды практически не участвуют в инвестировании инновационной деятельности. Участие средств пенсионных фондов и страховых компаний в венчурных фондах экономически невыгодно в силу несовершенства существующего законодательства. Например, пенсионным фондам, в соответствие с ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой Инновации и инвестиции пенсии в Российской Федерации» № 111-ФЗ от 24.07.2002 г., разрешено инвестировать только в недвижимость, банковские депозиты, акции квотируемых предприятий, государственные ценные бумаги. Венчурные фонды не входят в этот перечень.

 

3. ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ В РБ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

3.1.  Тенденции и проблемы развития венчурного инвестирования в РБ

На данный момент в Республике Беларусь отсутствуют официальные Венчурные  Фонды. Конечно же, в нашей стране появились первые ласточки, например, первая  венчурная управляющая компания «Открытый проект», успешно осуществляющая несколько рисковых проектов.  Она работает  второй  год,  оказывает  услуги  по  размещению  средств  инвесторов  и управлению инвестированным капиталом, выступает в роли соинвестора.

Также существует Белорусский инновационный фонд, который выполняет отдельные функции венчурного фонда. Белорусский инновационный фонд (далее Белинфонд) создан Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.1998 г. № 1739 для усиления государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Беларусь и является некоммерческой организацией находящейся в подчинении Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь.

Основной задачей деятельности Белорусского инновационного фонда  является обеспечение благоприятных  условий для развития инновационного предпринимательства и эффективного функционирования предприятий и  организаций различных форм собственности, разрабатывающих и производящих в Республике Беларусь наукоёмкую инновационную  продукцию.

Белинфонд осуществляет финансовую поддержку:

- научно-исследовательских, опытно-конструкторских  и опытно-технологических работ,  выполняемых в рамках реализации  инновационных проектов;

- работ по организации и освоению  производства научно-технической  продукции, полученной в результате  выполнения инновационных проектов  и заданий государственных научно-технических  программ;

- венчурных проектов.

Средства Белорусского инновационного фонда формируются за счет средств  республиканского бюджета. Финансирование проектов осуществляется на возвратной и платной основе. Договора заключается, как правило, на срок пять лет. За пользование средствами начисляются проценты в размере 0,5 ставки рефинансирования Национального банка.

Основные направления деятельности Белинфонда:

  1. Содействие созданию и развитию производств, основанных на новых и высоких технологиях;
  2. Финансовая поддержка инновационных проектов, высокоэффективных изобретений, имеющих важное народнохозяйственное значение;
  3. Привлечение иностранных инвестиций, содействие в организации совместных производств по освоению наукоемкой продукции и новейших технологий;
  4. Поддержка развития в республике научно-инновационного предпринимательства и инфраструктуры рынка технологий;
  5. Финансовая поддержка информационного обеспечения инновационной деятельности, изданий научно-технической литературы, а также каталогов инновационных проектов;
  6. Проведение выставок научно-технической продукции, семинаров, конференций мероприятий;
  7. Контроль за целевым и эффективным использованием средств, предоставляемых Белинфондом.

Рис. 5 – Структура деятельности Белинфонда

Формирование средств Белинфонда:

    • бюджетные средства;
    • средства инновационных фондов;
    • добровольные взносы Министерств, органов государственного управления, объединений, предприятий, организаций;
    • средства, перечисленные юридическими лицами в счет погашения обязательств по возврату денежных средств;
    • вклады иностранных фирм и организаций;
    • вклады физических лиц;
    • поступления от уставной деятельности и др. [20]

Развитие законодательства о венчурном финансировании началось шесть лет назад, когда в январе 2007 г. был принят Указ Президента Республики Беларусь № 1 о возможности создания венчурных организаций. Однако как показала практика, запустить венчурные механизмы не удается сразу и без ошибок. Поэтому после длительных изменений в мае 2010 г. был подписан еще один Указ Президента Республики Беларусь № 252, где Белорусский инновационный фонд наделен функциями государственного венчурного фонда. С осени 2010 г. заявлено о начале анализа и отбора первых венчурных проектов. В основу построения венчурной индустрии в Беларуси положен опыт соседних стран, таких как Российская Федерация, Республики Татарстан, а также Республика Казахстан. Однако специфика белорусской модели венчурного финансирования через Белинфонд – это финансирование исключительно высокотехнологических и инновационных проектов, в отличие от соседей. Что касается иностранных венчурных инвесторов, то для деятельности на территории Беларуси иностранные венчурные структуры должны проходить аккредитацию в Государственном комитете по науке и технологиям. С другой стороны, власти намерены всячески способствовать приходу такого рода структур в страну.

Венчурное финансирование связано  в первую очередь с риском, так  как предполагает вложение средств  под собственную ответственность  предприятий, компаний или их уполномоченного  лица. В белорусском законодательстве понятия риска пока нет. И в  этом главное отличие нашей системы. Белорусские предприятия должны брать на себя обязательства вернуть  взятые под проект средства.

Наше законодательство пока не дает права рисковать деньгами. За рубежом  рисковые проекты не предусматривают  полного возврата средств. Риск в  этом случае крайне велик, но если хотя бы один из нескольких венчурных проектов окупается, это покрывает все  расходы. В новом законопроекте "О государственной инновационной политике и инновационной деятельности" уже предусмотрено понятие риска в инновационной деятельности.

Информация о работе Венчурное финансирование предприятий и пути его совершенствования