Венчурное финансирование предприятий и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ и оценка процесса венчурного финансирования, в том числе в зарубежных странах, и определение направлений его совершенствования в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
•Изучить теоретико-методологические аспекты венчурного финансирования;
•Проанализировать процесс венчурного финансирования в зарубежных странах и Республике Беларусь;
•Рассмотреть возможные направления совершенствования процесса осуществления венчурного инвестирования в Беларуси.

Содержание работы

Введение…………………………..………………………………………….....4
1.Теоретические основы венчурного финансирования…..….……….........5
1. Сущность венчурного финансирования……………………….................5
2. Субъекты венчурного финансирования………………..…….................10
3. Особенности венчурного финансирования………………......................13
2.Зарубежный опыт венчурного финансирования......................................16
1.Венчурное финансирование в Казахстане…………………………16
2.Венчурное финансирование в США……………………………….19
3.Венчурное финансирование в России……………………………...23
3.Венчурное финансирование в Республике Беларусь и пути его совершенствования…………………………………………………………...25
1.Тенденции и проблемы развития венчурного инвестирования в РБ……………………………………………………………………..25
2.Пути совершенствования венчурного финансирования в РБ….…33
Заключение…………………………………………………………………….39
Список использованных источников………………………………………..41

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 711.29 Кб (Скачать файл)

Примечание  – Источник: [Европейская Ассоциация прямого инвестирования и венчурного капитала]

 

Для решения этих проблем необходимо провести ряд мероприятий, направленных на развитие венчурной индустрии  в Беларуси и эффективную государственную  поддержку данного процесса.

 

    1. Пути совершенствования венчурного финансирования в РБ

 

Исходя  из мирового опыта, на первом этапе формирования венчурной системы в Республике Беларусь целесообразно разработать проекты нормативных правовых актов о Белорусской венчурной компании (фонде фондов) и о венчурных фондах (компаниях). При этом концептуально в проектах этих нормативных правовых актов следует выделить три уровня: верхний, средний и базовый.

Верхний уровень образует Белорусская венчурная  компания (БВК) — системообразующий  элемент организации системы (фонд фондов), открытое акционерное общество, контрольный пакет в котором принадлежит государству. [6, с. 131-140]

Средний уровень образуют венчурные инвестиционные фонды, главным образом в форме  закрытых акционерных обществ и  закрытых паевых фондов венчурного инвестирования.

Стратегия  создания  венчурных  фондов  в  Республике  Беларусь  должна  быть направлена  на  коммерциализацию  инновационных разработок  научных организаций (университета, академии, института и др.), с одной стороны, и использование результатов этих  разработок  на  крупных предприятиях  с целью создания  новых продуктов, технологий, и, соответственно повышения конкурентоспособности предприятий.

Использование  схемы  финансирования  через  венчурный  фонд  позволит  снизить  риск инвестирования в проекты за счет диверсификации риска, т.е. распределения  инвестиций на  некоторое  количество  проектов,  среди  которых  будут  и  удачные,  и  убыточные. Участвуя  в  финансировании  рисковых  проектов  опосредованно,  предприятия,  получая  некоторый  доход,  также  смогут  затем  приобрести (или  обменять  на  акции)  готовые разработки у венчурных фирм, при этом дешевле, чем у западных фирм.

В Беларуси  прямая  финансовая  поддержка может быть реализована  тремя  способами:

1) прямые  вложения  в  новые  и   развивающиеся перспективные предприятия,

2) инвестирование  через государственные фонды  венчурного капитала,

3) инвестирование  через частные фонды венчурного капитала.

Первые два способа  широко развиты  в большинстве стран,  но именно  им  присущи недостатки,  которые в итоге приводят  к неудачам.  Например, потому,  что часто руководят такими  программами правительственные чиновники, которые либо недостаточно опытны в данной отрасли, либо недостаточно мотивированы, либо просто действуют исходя не столько из государственных, сколько из  частных интересов.  Опыт  самых успешных  стран, таких как США, Израиль, Финляндия, является тому  подтверждением.  Наиболее  уязвимым  с  точки  зрения всевозможных злоупотреблений и просчетов является предоставление бюджетных средств венчурным  фирмам  через  государственные  инвестиционные  фонды.  Зарубежная  и отечественная  экономическая  практика  имеет  примеры,  когда инвестиции распределялись  не  по  экономическим,  а по  политическим  соображениям,  или правительственные инвесторы ошибались,  неверно оценив  текущую ситуацию  или перспективы компаний.

Мировой  опыт  доказывает  также,  что  полностью  государственные  фонды  венчурного капитала также не могут  стимулировать в должной мере частные инвестиции, а скорее, наоборот,  отпугивают  инвесторов  и  профессионалов  бизнеса  обширными инструкциями и политизированными целями.

Наиболее  эффективной  формой  финансовой  поддержки  на данном  этапе  социально - экономического  развития  Беларуси  может  стать  участие государства в частных фондах венчурного капитала. [18]

Сейчас  готовится проект указа, который расширит возможности для венчурной деятельности в Беларуси. Вырастет число функций Белинфонда.

Ожидается, что будет создан совместный с Россией и Казахстаном венчурного фонд. Он будет располагаться в России. Планируется, что уже в следующем году фонд начнет работу. За счет средств фонда будут выполняться прежде всего совместные проекты трех стран. Есть направления, которые выгодно развивать в кооперации, к примеру, в энергосбережении. Что касается формирования нормативно-правовой базы, обеспечивающей работу совместного фонда, то здесь за образец берется российский опыт.

Компания "Зубр капитал" также планирует  создать фонд венчурных инвестиций в Беларуси. Фонд панирует привлекать средства зарубежных частных и международных организаций, первоначальный объем должен составить 30-50 млн. долларов. Основной целью фонда будет являться финансирование организаций на начальной стадии развития, работающих в сфере информационных технологий.

Базовый уровень образуют инновационные  малые и средние предприятия, создаваемые  исследовательскими  институтами,  университетами,  бизнес-инкубаторами, технопарками и иными юридическими, а также физическими лицами в любой разрешенной законодательством форме с целью промышленного освоения собственных результатов НИОКР и ОТР либо приобретенных прав на объекты интеллектуальной собственности.

В рамках  совершенствования  нормативно-правовой  базы  следует  также 

сформировать  блок  налоговых  и  иных  льгот  не  только  для  венчурных  фондов  и  их  участников,  но  и  для  инновационных  предприятий.  В частности,  в  целях стимулирования развития венчурной деятельности целесообразно  предусмотреть льготную ставку по налогу на доходы юридических лиц  и по подоходному налогу физических лиц  при продаже ими акций, инвестиционных паев венчурного фонда. [6, с. 131-140]

Решением  многих проблем может стать разработка «Концепции венчурного развития страны и принятие соответствующих мер для ее реализации».

Возможно  создание инновационно-инвестиционного  банка, ориентированного на финансирование венчурной деятельности. Но надо понимать, что любой банк, в том числе инновационно-инвестиционный, должен что-то зарабатывать на выдаваемых кредитных ресурсах. Поэтому условия получения средств здесь будут немного жестче, чем, к примеру, у Белинфонда.  Наша страна достаточно мала по размерам, и создавать в ней несколько разноплановых институтов, которые могли бы заниматься финансированием венчурных проектов несколько нецелесообразно, поэтому создание такого банка не является приоритетным направлением.

На втором этапе следует сформировать инфраструктуру инновационной системы, необходимую  для организации выхода венчурного инвестора из венчурного предприятия, включая развитие сегментов финансового рынка, таких как биржа или биржевая секция высокотехнологичных предприятий, обеспечивающая организацию финансовых сделок с ценными бумагами, эмитируемыми этими предприятиями.[6, с. 131-140]

Необходимо  отметить, что венчурные фонды смогут успешно функционировать, если будут созданы общесистемные условия, а именно:

– сформирован  рынок объектов интеллектуальной собственности  и прозрачная система передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, особенно в сегментах, где есть доля прав государства, привлечены бюджетные источники финансирования и т.п.;

– созданы  законодательные предпосылки для  участия в системе венчурных 

фондов  институциональных инвесторов, включая  пенсионные, страховые фонды, иные фонды  долгосрочных накоплений, а также  банки;

– проведены  реформы, обеспечивающие конкурентоспособные  по мировым меркам условия для  развития сектора высоких технологий и инноваций.

Необходимость  создания  таких  условий  в  Беларуси  обусловлена  рядом 

причин.

Во-первых, в Беларуси инновационной деятельностью  занимаются многие ведомства, поэтому  необходима координация их действий. К числу таких ведомств относятся Государственный Комитет по Науке и Технологиям, НАН Беларуси, Министерство экономики, отраслевые министерства, Национальный центр интеллектуальной собственности и др.

Во-вторых, в Беларуси возникают постоянные задержки с принятием законопроектов по инновациям.

В-третьих, в Беларуси существующая система  государственного управления инновациями  работает  неэффективно.  Необходимо  создание  новых,  более  эффективных  организационных структур, которые  будут заниматься инновациями.

В-четвертых, в Беларуси отсутствует единый централизованный орган, занимающийся планированием и прогнозированием научно-технического развития, осуществляющий  координацию  планов  технологической  модернизации министерств, ведомств, регионов. Подобный координационный орган имеется во многих экономически развитых странах.

Для успешного  развития венчурной системы инноваций  в Беларуси необходима реализация комплекса  мер по совершенствованию национальной инновационной системы в целом, в том числе:

– создание сети региональных центров инновационного развития, позволяющей предпринимателям и изобретателям в одном месте (по принципу одного окна) получать информацию и услуги всех соответствующих государственных органов, включая помощь в разработке инновационных проектов и организации их финансирования (как из внутренних, так и из внешних источников);

– создание отраслевых, региональных и международных  центров трансфера 

технологий, главная задача которых состоит  в том, чтобы наладить трансфер технологий между странами, обеспечить деловое сотрудничество Исследовательских институтов, университетов и предприятий;

– создание Национального агентства по использованию (коммерциализации) патентов и иных объектов промышленной собственности и результатов НИОКР и ОТР с отделениями в областных центрах и разработка государственной программы по поддержке патентно-лицензионной деятельности;

– создание под опекой Министерства экономики  и Министерства образования областных, городских и районных центров  по реализации научно-технических и  образовательных программ, осуществляющие оказание услуг в области аутсорсинга, подготовки и переподготовки кадров для секторов высоких технологий, информационно-консультационные услуги, обучение основам ведения бизнеса, в том числе по таким направлениям, как обучающие программы в  области информационных технологий, в развитии женского предпринимательства  и т. п.;

– организация  тесного сетевого взаимодействия между  исследовательскими институтами, университетами и предприятиями высокотехнологичного сектора, как внутри страны, так и  за рубежом.

Изложенные  подходы к развитию венчурной системы инноваций заложены  в  Лиссабонской  стратегии  инновационного  развития  стран  Евросоюза  и активно реализуются на практике. [6, с. 131-140]

В итоге, можно  выделить  основные  направления  и  задачи  государственной политики:

1. Формирование  инновационной инфраструктуры, обеспечивающей  создание малых технологических предприятий, и условий для их динамичного развития. В этот сегмент входят технопарки и инновационно-технологические центры в научно-технической  сфере. 

2.  Обеспечение  подготовки кадров в области  венчурного инвестирования и   инновационной  деятельности.  Это  требует  открытия  в   образовательных 

учреждениях  соответствующих  специальностей,  курсов  повышения квалификации  персонала,  разработки  необходимого  методического инструментария. Необходимо проведение специальных коучинг-программ, программ стажировок на иностранных предприятиях; согласовать программы  обучения менеджеров в ведущих бизнес-школах мира, специализирующихся на высоких технологиях (Стэнфорд, Кембридж,  Оксфорд, Роттердамский университет (Нидерланды) и др.

3.  В  целях оказания информационной  поддержки участникам венчурного  предпринимательства необходимо  расширять практику проведения  венчурных ярмарок,  а  также   развивать  и  другие  коммуникативные   площадки  и  сетевые структуры:  профессиональные  ассоциации  и   союзы  инвесторов,  электронные  биржи технологий, специализированные  порталы в сети Интернет по  вопросам венчурного  предпринимательства,  проводить  инвестиционные  форумы  и форумы предпринимателей и  т. п. 

4.  Формирование  благоприятной экономической среды  для привлечения венчурных   инвестиций  в  инновационный  сектор  экономики.

5.  По  мере  созревания  экономических   условий  для  вхождения  пенсионных и страховых фондов, банков и финансово-промышленных  групп в отечественную  венчурную   индустрию  возникнет  необходимость   в корректировке  регулирующего   их  деятельность  законодательства.  Процесс регистрации венчурных  фондов также требует отдельного  внимания и должен быть зафиксирован  в законодательстве. 

6.  Не  менее важным  является  содействие  процессам стандартизации  и защиты  интеллектуальной  собственности,  авторских прав  и торговых  марок, создание  системы оказания  помощи  в защите  этих  прав  инновационному предпринимательству.

7.  Как правило, на старте молодые инновационные компании не владеют необходимыми для построения бизнеса ресурсами и, не имея соответствующего обеспечения и гарантий  возвратности  средств,  не  в состоянии получить банковский кредит, коммерческий заем или разместить свои ценные бумаги на фондовом  рынке.  Для этих  целей требуется частично  переориентировать уже существующие  государственные фонды НИОКР на  оказание  поддержки научно-технологическому  бизнесу на  ранней  стадии  его образования и развития.

8.  Обеспечение ликвидности венчурных инвестиций.  Для свободного выхода  венчурных фондов  из  проинвестированных  предприятий путем

продажи  пакетов  акций  необходим  развитой  фондовый  рынок,  являющийся важнейшим  инструментом обеспечения ликвидности  венчурных инвестиций, а также  широко  используемая  на  Западе  система  продажи  венчурными инвесторами  своих акций стратегическим инвесторам. Одна из главных задач – создание сети биржевых площадок для продажи  акций высокотехнологичных предприятий.  Для  формирования  стратегических  партнерств  с  крупным промышленным  производством  следует  оказать  малым  предприятиям поддержку для  их выхода на информационный рынок. В  дальнейшем, по мере увеличения  количества  компаний,  получивших  венчурные  инвестиции,  и находящихся на этапе выхода из них венчурных  фондов, должны создаваться реально  действующие  электронные  биржи  высокотехнологичных  компаний  в сети  Интернет  и  самостоятельные  биржевые  площадки.

9. Повышение престижа  предпринимательской деятельности  в области малого  и среднего  технологического  бизнеса.  Этому  послужит  широкая пропаганда успехов технологических компаний  в средствах массовой  информации  – на телевидении,  радио,  в печатных  изданиях,  в сети  Интернет.  Также этому способствуют  консультационно-просветительские  телепрограммы  по  основам венчурного  предпринимательства,  система  повышения  квалификации журналистов  в  сфере  венчурного  предпринимательства,  специализированные сайты  по  венчурному  предпринимательству.  Стимулировать  приход  новых предпринимателей  в  сферу  инновационного  технологического  бизнеса  могут специализированные государственные программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере, пропаганда опыта технологических инновационных  компаний,  которые  привлекли  венчурные  инвестиции, учреждение  ежегодных  государственных  премий  предпринимателям, действующим в сфере инновационного высокотехнологического бизнеса.

Информация о работе Венчурное финансирование предприятий и пути его совершенствования