Пути совершенствования НДС в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - проведение сравнительного анализа применения НДС в России и в развитых зарубежных странах.
Для реализации вышеуказанной цели ставлю следующие задачи:
- осветить историю введения НДС в России;
- рассмотреть опыт и дать оценку применения НДС в зарубежных странах;
- рассказать о возможных путях совершенствования НДС.

Файлы: 1 файл

Готовая.docx

— 78.99 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Налоги сегодня – сложная  и многофункциональная категория, прошедшая длительный путь развития, как в теории, так и на практике. Среди экономических рычагов, при  помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место  отводится именно им. Налоги, как  и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Налог – обязательный индивидуально-безвозмездный  платеж, взимаемый с юридических  и физический лиц в форме отчуждения принадлежащих им или на праве  собственности хозяйственного ведения  или оперативного управления денежных средств в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и муниципальных образований.

Отличительной чертой налога является наличие у него следующих признаков:

1) императивность - представляет собой обязательный платеж;

2) индивидуальная безвозмездность -  налогоплательщик не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду от государства;

3) законность - обязанность платить налоги закрепляется в государственных законодательных актах;

4) уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства;

5) переход права собственности - происходит при уплате налога налогоплательщиком государству.

Применение налогов является одним  из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. И это далеко не весь список возможностей, которые открывает использование налогов.

В условиях рыночных отношений актуальной является система экономического принуждения  в сочетании с финансовой заинтересованностью  хозяйствующих субъектов. Одним  из налогов играющих важную роль в  данной системе является налог на добавленную стоимость.

Актуальность данной работы проявляется  в том, что налог на добавленную  стоимость в Россию пришел сравнительно недавно, и в процессе его применения возникает очень много проблем. Пути их решения логично было бы искать в странах, уже имеющих большой опыт применения НДС.

Цель данной работы - проведение сравнительного анализа применения НДС в России и в развитых зарубежных странах.

Для реализации вышеуказанной цели ставлю следующие задачи:

- осветить историю введения НДС в России;

- рассмотреть опыт и дать оценку применения НДС в зарубежных странах;

- рассказать о возможных путях совершенствования НДС.

При написании работы были использованы разные источники информации: это  учебная литература, пресса, налоговый  кодекс, законы РФ, компьютерные, справочные правовые системы.

 

1 СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОССИИ

 

1.1 История НДС в РФ

 

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из наиболее трудных для  понимания, сложных для исчисления, уплаты и, соответственно, контроля со стороны налоговых органов.

Он относится  к тем налогам, которые имеют  в России наиболее разветвленную  сеть исключений из общих налоговых  правил, множество льгот, а также  огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно  связана. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика  возникает много ошибок и неточностей. Тем не менее он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой.

Из всех налогов, формирующих современные  налоговые системы развитых стран  мира, НДС является, пожалуй, самым  молодым. Его модель была разработана  французским экономистом М. Лоре в 1954 г., и он впервые был введен во Франции в 1958 г.

В настоящее время в мировой  практике наблюдается усиление роли косвенного налогообложения. В 50-е годы НДС взимался только во Франции, сейчас - в большинстве европейских стран. В апреле 1967 г. Совет ЕЭС объявил  НДС основным косвенным налогом  стран - членов ЕЭС. В настоящее время 20 из 24 стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития приняли  НДС как основной налог на потребление. Кроме того, он взимается еще в 35 странах Азии, Африки и Латинской  Америки. Пока еще этот вид косвенного налогообложения не действует в  Канаде, США, Австралии и Швейцарии. Значительное распространение НДС  обусловлено многочисленными преимуществами данного налога по сравнению с другими.[2]

Широкое распространение НДС в  зарубежных странах с рыночной экономикой создало почву для появления  его в России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену  налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого  «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба  предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебалась от 20 до 30% для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливался в процентах к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5%.

В связи с возросшей инфляцией  налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом  с продаж был заменен налогом  на добавленную стоимость. Новый  налог выгодно отличался от ранее  действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.[3]

Можно отметить, что объективная  необходимость введения НДС в  Российской Федерации была обоснована рядом факторов:

- пополнение доходов бюджета, испытывающего острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях;

- создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики;

- присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.

Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней. Поступление  НДС в бюджеты превысили поступления  по любому другому налогу, в том  числе и по налогу на прибыль.

 

 

1.2 Применение НДС в Российской  Федерации

 

 

Налог на добавленную стоимость  является одним из наиболее трудных  для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов. Он относится  к тем налогам, которые имеют  в России наиболее разветвленную  сеть исключений из общих налоговых  правил, множество льгот, а также  огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно  связана. Поэтому при исчислении и уплате НДС у налогоплательщиков возникает много ошибок и неточностей. Тем не менее, как уже говорилось, по объему платежей НДС занимает первое место в бюджете страны.

Согласно НК РФ плательщиками НДС  признаются: (см.рис.1.1)

 

Рисунок 1.1 – Налогоплательщики НДС*

*Источник: [1]

 

Согласно п.2 ст. 143 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со статьями 83, 84 НК РФ.

Иностранные организации имеют  право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

При исчислении и уплате НДС наиболее сложно как экономически, так и  технически определить облагаемый оборот. Из самого названия налога вытекает, что  НДС представляет собой форму  изъятия в бюджет части добавленной  стоимости, создаваемой на всех стадиях  производства. Добавленная стоимость  – это разница между стоимостью реализованных товаров, работ и/или  услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Логически, это и  является объектом обложения. Однако действующее  налоговое законодательство установило иной объект обложения этим налогом.

Объектом налогообложения признаются следующие операции, предусмотренные  ст. 146 НК РФ:

1) реализация товаров (работ,  услуг) на территории РФ, в том  числе реализация предметов залога  и передача товаров (результатов  выполненных работ, оказание услуг)  по соглашению о предоставлении  отступного или новации, а также  передача имущественных прав. Передача  права собственности на товары, результатов выполненных работ,  оказание услуг на безвозмездной  основе признается реализацией  товаров (работ, услуг);

2) передача на территории РФ  товаров (выполнение работ, оказание  услуг) для собственных нужд, расходы  на которые не принимаются  к вычету (в том числе через  амортизационные отчисления) при  исчислении налога на прибыль  организаций;

3) выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную  территорию Российской Федерации.

Не признаются объектом налогообложения следующие операции:

- осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

- передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

- передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

- и т.д.

Налоговая база определяется исходя из цен, устанавливаемых в соответствии со ст.40 НК РФ. Элементами налогооблагаемой базы приведены на рисунке 1.2

 

 

Рисунок 1.2 – Элементы налогооблагаемой базы по НДС*

*Источник: [1]

 

При применении плательщиками при  реализации (передачи, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров, передаче имущественных прав различных ставок база определяется отдельно по каждому  виду товаров, имущественных прав, облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

При определении базы выручка от реализации товаров определяется исходя из всех доходов плательщика, связанных  с расчетами по оплате указанных  товаров, полученных им в денежной и  натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Указанные доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить. При определении базы выручка (расходы) плательщика в валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБР на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров, имущественных прав.

При получении плательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих  поставок товаров база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом НДС, за исключением оплаты, частичной оплаты, полученной плательщиком — изготовителем товаров в  счет предстоящих поставок товаров, длительность изготовления которых  превышает 6 месяцев (по перечню, определяемому  Правительством РФ), когда плательщик вправе определять момент определения  базы как день отгрузки (передачи) указанных  товаров.[1]

Сроки внесения в бюджет НДС установлены  в зависимости от размера фактических  оборотов. Плательщики налога самостоятельно определяют сумму на основе данных бухгалтерского учета и отчетности и принятой учетной политики. Предприятия  должны платить налог ежемесячно исходя из фактических оборотов в  срок до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Особый порядок внесения платежей по НДС установлен для предприятий с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров без учета налога, не превышающими 2 млн. руб. Они вносят налог в бюджет один раз в квартал независимо от размера ежемесячных платежей, уплата осуществляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за от четным кварталом. Вновь образованные предприятия и предприятия, которые ранее не были плательщиками НДС, уплачивают налог исходя из фактического оборота за каждый истекший месяц в течение квартала. По завершении этого периода предприятия начинают вносить в бюджет НДС в общепринятом порядке.[1]

Информация о работе Пути совершенствования НДС в России