Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:23, курсовая работа
Цель данной работы - проведение сравнительного анализа применения НДС в России и в развитых зарубежных странах.
Для реализации вышеуказанной цели ставлю следующие задачи:
- осветить историю введения НДС в России;
- рассмотреть опыт и дать оценку применения НДС в зарубежных странах;
- рассказать о возможных путях совершенствования НДС.
- налогоплательщик представит в налоговый орган декларацию и банковскую гарантию;
- налоговый орган произведет возмещение налога;
- по окончании камеральной проверки налоговый орган отказывает в возмещении налога, получает возмещенный ранее налог с банка-гаранта;
- банк взыскивает уплаченную в бюджет сумму с налогоплательщика;
- налогоплательщик обращается в суд с обжалованием решения об отказе в возмещении налога, выигрывает процесс и получает налог из бюджета.
Таким образом, возникает ситуация, при которой 70-80% налогоплательщиков по-прежнему продолжительное время будут лишены возможности пользоваться своими денежными средствами в размере возмещаемого налога, более того, будут вынуждены нести дополнительные расходы, связанные с получением банковской гарантии. В связи с этим, необходимо, подпункт 2 пункта 2 статьи 176.1 дополнить новым предложением следующего содержания: «При этом, в случае, если налогоплательщик обжалует в установленном порядке решение об отказе в возмещении налога в вышестоящий налоговый орган и/или в суд, банк, при условии приостановления вышестоящим налоговым органом или судом исполнения обжалуемого решения об отказе в возмещении налога, уплачивает за налогоплательщика недоимку, включающую в себя полученную налогоплательщиком в результате неправомерного возврата сумму налога, заявленную к возмещению, и проценты за несвоевременный возврат этой суммы (в случае их уплаты), а также погашает начисленные на эту недоимку пени после вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или суда».[6]
В соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 НК РФ перечисленные налогоплательщику проценты, соответствующие излишне возмещенной сумме налога, также признаются недоимкой по налогу, на которую начисляются пени. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации под недоимкой понимается только сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Во избежание разночтений норм Кодекса представляется допустимым признание указанных перечисленных налогоплательщику процентов недоимкой лишь в случае внесения соответствующих изменений в определение понятия недоимки, содержащееся в статье 11 Кодекса.
IV. В законе не определен статус решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке:
- форма решения (что именно и в каком формате будет отражено в решении);
- сроки вступления его в силу;
- статус этого решения при последующем обжаловании решения, принятого по результатам камеральной налоговой проверки (ст. 101.2 НК РФ). Во избежание практических сложностей предлагаем раскрыть в законопроекте данные вопросы.
V. В отношении пункта 17 новой статьи 176.1 НК РФ, имеет место противоречие с частью первой Налогового кодекса в части признания процентов, начисленных за несвоевременное возмещение налоговым органом сумм налога, недоимкой, т.к. проценты не соответствуют определению налога (сбора) и по ним не установлен срок уплаты. При этом в законе не определено, в каком порядке будут начисляться пени на проценты. Порядок начисления пени, установленной ст. 75 НК РФ в действующей редакции, в данном случае не может быть применен.
В пункте 17 новой статьи 176.1 НК РФ необходимо отразить, что возврат излишне полученных процентов за нарушение налоговым органом сроков возврата будет производится без начисления пени (процентов).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НДС, являясь косвенным налогом, заменил с 1991 года налог с оборота, и за счет инфляционных процессов всегда обеспечивал мощную поддержку бюджету.
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Опыт применение НДС в России составляет больше 20 лет, Европе порядка 50 лет. Несомненно, эта разница влияет на уровень развития системы взимания налога на добавочную стоимость. Не стоит также забывать, что Россия только совершает переход к рыночной экономике и вся экономика страны находится в процессе реформирования, постоянно происходят изменения в Налоговом Кодексе, когда в европейских странах система взимания НДС уже отлажена.
Многолетний опыт применения свидетельствует о том, что НДС соответствует требованиям и условиям рыночной экономики. Тем более, учтивая то, что НДС является косвенным налогом, контроль над ним проще, нежели чем над прямыми налогами. И если РФ стремится завершить переход к рыночной экономике, то, соответственно, отказываться от применения НДС не стоит. Тем более, что как и во всех зарубежных странах в России НДС занимает значительную долю в федеральном бюджете. Необходимо наладить систему взимания и распределения доходов от НДС, тем самым, решив проблему администрирования, которая, по сути, является главной из всех.
Проводя реформирование системы взимания НДС, России обязательно необходимо использовать опыт применения зарубежных стран. Проведя анализ применения НДС в европейских странах, можно сразу заметить, что льготы и специальные ставки предоставляются в основном малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям, а так же отраслям, находящимся на финансировании бюджета, что в России сегодня, к сожалению, отсутствует или развито не в полной мере: льготируется только деятельность, направленная на решение социальных проблем населения. Устранив этот недостаток системы, сами собой исчезнут дискуссии об отмене налога или снижении ставки, так как эти предложения исходят как раз от представителей данных отраслей и видов деятельности. Эти изменения повлекли бы рост производства в стране, следовательно, рост валового внутреннего продукта. Когда снижение ставки НДС с 18% до 13% дали бы всего около 0,5 процентного пункта роста ВВП. Тем более, что Россия уже имеет опыт снижения ставок по НДС. В 90-х годах снижение ставки с 20% до 18% не решило проблему экономического роста в стране, а так же не привело к уменьшению недовольства среди граждан. Примером для изменений в этой области может послужить система ставок и льгот Германии. Причем ставка налога сегодня там составляет 16%, при доле НДС в бюджете в 28%.
Учитывая вступление России в ВТО, необходимо довести экономику и, в частности, налоговую систему страны до уровня стран ЕС. Необходимо сбалансировать, а также закрепить законодательно введенные изменения. Уточнив все непонятные, двусмысленные моменты в Налоговом Кодексе, сделав процедуру взимания понятной и доступной каждому налогоплательщику - только тогда будет достигнута поставленная цель (экономический рост в стране) и решено большинство проблем. Именно хорошая законодательная база обеспечивает успех взимания НДС в зарубежных странах.
Не стоит забывать, что сегодняшний профицит федерального бюджета вызван высокими ценами на нефть. При их снижении, необходимо сохранить положительное или по крайней мере неотрицательное сальдо бюджета, для этого необходима здоровая, крепкая система налогообложения.