Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 18:38, реферат

Описание работы

Инновационный менеджмент — одно из направлений стратегического менеджмента, осуществляемого на высшем уровне предприятия. Его целью является определение основных направлений научно-технологической, производственной и экономической деятельности предприятия в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (услуг) технологии (инновационная деятельность), модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции и технологии, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукций, снятие с производства устаревшей продукции, создание или совершенствование системы менеджмента, финансово-экономического механизма и т.д.

Содержание работы

Введение
1. Сущность инновационного менеджмента
1.1 Основные понятия
1.2 Инновационный процесс
1.3 Классификация инноваций
2. Инновационная деятельность предприятия
2.1 Сущность инновационной деятельности предпринимательства
2.2 Значение инноваций
2.3 Необходимость инноваций и предпринимательство
3. Разработка нового продукта
3.1 Понятие и жизненный цикл продукции
3.2 Этапы внедрение нового продукта на рынок
3.2.1 Этап генерации идей
3.2.2 Отбор идей
3.2.3 Разработка замысла и его проверка
3.2.4 Функционально-стоимостной анализ
3.2.5 Разработка товара
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

0085782_87AB3_innovacionnyi_menedzhment (3).doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 1.

 

%

Новое для  данной компании

  1. Усовершенствование изделия
  2. Сокращение издержек
  3. Репозиционирование
  4. Расширение товарной линии
  5. Новая производственная специализация
  6. Проникновение на новые рынки

 

Принципиально новое

  1. Новый товар
  2. Новый старый товар
  3. Новый рынок

4. Новые способы ведения коммерческой деятельности

 

25

10

 5

25

15

10

 

 

2

2

2

4


 

     И еще один интересный вывод, который позволяет сделать анализ табл. 1. Из тех, 10% по-настоящему новых инноваций, только 2% приходится на долю новых продуктов. Наиболее успешные инновации – даже очень важные – прежде всего, представляют собой новые маркетинговые концепции.

1. Новые старые товары. Новые способы применения знакомых потребителям продуктов. Например, компания Arm & Hammer предложила новые способы использования пекарной соды: как дезодорирующее средство для домашних бытовых приборов, в качестве зубной пасты и т.д.; препарат компании Merck, первоначально применявшийся в лечении язвенных болезней, впоследствии назначался больным, страдающим сердечной недостаточностью.

2.Новые рынки – это новые группы потребителей товара. Например, на протяжении десятилетий препарат «Lucozade» позиционировался как лекарственная добавка для пожилых и ослабленных пациентов, но в 1990 г. он был успешно репозиционирован как укрепляющее средство для спортсменов. Популярные бытовые мини холодильники Whirlpool поставляются в России в гостиничные сети, и позиционируются как барные холодильники для установки в гостиничных номерах.

3.Новые способы ведения коммерческой деятельности – это новаторские подходы к поставкам давно существующих товаров и обслуживанию потребителей. В современных условиях они являются одним из важнейших источников инноваций. Огромные возможности открывает «прокладка» новых каналов распределения и предложение новых способов обслуживания потребителей. Например, предложение компании Direct Line о прямом приеме взносов на страхование автомобилей привело к практически полному исчезновению с европейского рынка института страховых агентов-посредников, на которых приходилось до 40% всех платежей. Компания Dell  применила аналогичный прием на американском рынке персональных компьютеров: когда покупатели устанавливают прямые контакты с поставщиком, исчезает необходимость в посредничестве дорогостоящей сети розничной торговли. Огромные инновационные возможности в коммерческой сфере предлагает Internet  и другие информационные технологии. Бурное развитие торговли через интернет в России коснулась и рынка бытовой техники. В настоящее время потенциальный покупатель имеет возможность ознакомиться со всеми новинками техники для дома и кухни. Специализированные сайты предоставляют пользователям широкую и подробную информацию о технических характеристиках, отличительных свойствах и инновациях огромной линейки товаров.

 

2.3 Необходимость инноваций  для предприятия

        Значение инноваций постоянно возрастает, так как практика бизнеса буквально заставляет каждую компанию вводить разнообразные новшества и рационализировать производство. Необходимость инноваций диктует не только изменяющаяся внешняя среда, но и угроза устаревания существующих продуктов.                    Современный российский потребитель является уже разборчивым и, зачастую придирчивым, покупателем. Он не всегда использует даже дорогостоящие стиральные машины, холодильники и плиты в течение всего срока службы (до 10 лет). И стремится поменять свою технику при возникновении желания получить что-то новое. В результате трансформаций среды возникают как новые потребности, так и новые знания, и способы удовлетворения этих потребностей.   Все ускоряющиеся темпы изменения мира – появление новых технологий, смена предпочтений и вкусов потребителей, ужесточение конкуренции – детерминирует сокращение жизненного цикла товара. Компании, неспособные модернизировать производство, рано или поздно уступают место на рынке передовым организациям. Потребитель с каждым годом поглощает всё большее количество информации со стороны производителей, и становится всё более образованным. И единственным выходом со стороны индустрии может быть только предоставление потребителю новинок.

       Инновации – залог успешного развития компании. Даже если фирма постоянно модернизирует свои товары, рынки, на которых она работает, могут войти в стадию спада, и стремящимся к развитию компаниям, время от времени приходится «высаживаться на новые территории». Кроме того, инновации имеют решающее значение для поддержания или повышения уровня доходности. Под «прессом» конкурентной борьбы показатели рентабельности, достаточно быстро после выхода товаров  на рынок начинают сокращаться. Модернизация продукта и расширение специализации позволяет в лучшем случае поддерживать уровень прибыли, а действительно значительный доход приносят только по-настоящему новаторские товары.

          Не так давно инновации были оружием, к которому ведущие мировые производители обращались только в случаях особого ужесточения конкурентной борьбы. С точки зрения стратегии, такие компании можно назвать «конкурентами третьего поколения». В основе конкуренции первого поколения (по окончании Второй мировой войны) было ценовое соперничество, ценовые преимущества товаров. В частности, такие японские компании, как  Toyota, Casio и Honda, имели возможность устанавливать низкие цены на продукцию, так как их затраты на оплату труда были относительно невелики, они имели высокую производительность и добивались экономии, обусловленной масштабами производства. Хотя представители первого поколения конкурентов были заняты, по преимуществу, поиском путей снижения себестоимости продукции, самые дальновидные дополнили товары еще одним преимуществом – высоким качеством. Сочетание низкой цены товара и отменного качества позволило многим западным компаниям переориентироваться с массового рынка на небольшие специализированные ниши, не представлявшие интереса для их амбициозных конкурентов. Снижения себестоимости крупные компании добиваются в том числе за счёт перевода производства в страны с меньшей стоимостью труда, либо в страны,  рынки которых рассматриваются как перспективные и доходные. Например, европейские производители бытовой техники уже давно направили свои взоры на Китай и другие азиатские страны. Те же, кто ориентирован на Россию, как на стратегический рынок для своих товаров, вкладывают деньги либо в российскую сборку техники, либо в комплексное российское производство.

       Рискуя быть неоригинальными, напоминаю, что компаниям приходилось выбирать между конкуренцией по издержкам и конкуренцией по дифференцированию товаров, что М. Портер характеризует как «всеобщую стратегию начала бизнеса». Однако в последнее время «победителями  скачек» все чаще выходят представители «новой породы» конкурентов, доказавших, что они умеют производить с низкими  издержками высокодифференцированные товары. Значение данного  явления трудно переоценить. Конкуренты третьего поколения предлагают потребителям «в нагрузку» к высококачественным товарам по низким ценам множество новых продуктов и услуг. Их лучшие представители (Sony, Swatch, Toyota, Honda) имеют такую структуру издержек, которая позволяет на равных участвовать и в ценовой конкуренции и соперничать в инновациях, дизайне и технических характеристиках товаров с такими лидерами рыночных ниш, как Bang & Olufsen, Rolex, BMW и Porsche. Превосходство конкурентов нового типа (делающих ставку на высокую производительность и высокий уровень дифференциации) и уязвимость узкоспециализированных компаний, а также тех, кто полагается исключительно на низкие цены, иллюстрирует рис.2. Если конкуренты первого поколения доминировали на традиционных рынках потребительских товаров, то представители третьей волны замахнулись на лидеров специализированных ниш, предлагая одновременно низкие цены.


 

Обитатели рыночных ниш

Низкие издержки, высокий уровень  дифференцирования

 

Рынок массовых потребительских товаров

Конкуренция по издержкам



 

Рисунок 2. Эволюция конкурентной стратегии

     Конкуренты третьего поколения обязаны своими достижениями ставке на скорость. Они осознали необходимость резкого сокращения времени разработки, производства и распределения новых товаров. Руководители этих компаний пришли к выводу, что скорейшее внедрение новинок и немедленная реакция но новые потребности рынка обеспечивает поставщикам существенные конкурентные преимущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Разработка  новой продукции

 

3.1. Понятие и жизненный цикл новой продукции 

       Товар с новыми свойствами, производство и сбыт которого добавляются к существующему ассортименту, обычно называют новым продуктом. Простые усовершенствования существующих изделий сюда не входят. Новые изделия могут быть или принципиально новым продуктом или комбинацией новых приспособлений, механизмов, без изменения самого продукта.

     Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.

      В соответствии  с международной практикой (ИСО  9004) жизненный цикл продукта разделен  на более мелкие этапы:

- маркетинг, поиск и изучение рынка: проектирование и (или) разработка технологических требований, разработка продукции, материально-техническое снабжение, подготовка и разработка производственных процессов, производство;

- контроль, проведение испытаний и обследований;

- упаковка и хранение, реализация и распределение продукции, монтаж и эксплуатация;

- техническая помощь и обслуживание, утилизация продукции после использования.

Многообразие форм инноваций не позволяет сформулировать

единый подход к составу и  содержанию этапов жизненного цикла инновации, определить же главные этапы инновационного процесса представляется возможным, рассмотрев его основные составляющие.

Цели процесса инновации можно  свести к следующим:

1) нахождение нового технического  решения задачи - создание изобретения;

2) проведение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок (НИОКР);

3) налаживание серийного производства  продукции;

4) параллельная подготовка и  организация сбыта;

5) внедрение нового товара на  рынок;

6) закрепление на новых рынках  путем постоянного совершенствования

технологии, повышения конкурентоспособности  продукта.

Инновационная деятельность составляет органическую часть маркетинговой деятельности фирмы. В особенности это относится к фирмам, занятым производством наукоемкой продукции. У них наблюдается особо тесное взаимодействие службы НИОКР со службой маркетинга.

Подразделения НИОКР становятся трансформаторами идей и разработок, исходящих от потребителей. Они принимают активное участие в разработке программ маркетинга по продукту. Между изучением потребностей и НИОКР существует обратная связь, позволяющая в процессе НИОКР максимально учитывать требования потребителей и корректировать в соответствии с ними технико-экономические показатели нового изделия с целью их оптимизации.

 

3.2. Этапы внедрения нового продукта на рынок

В ходе инновационного процесса предприятие создает новые потенциальные возможности, оценивает их, устраняет наименее привлекательные, изучает представление потребителей о них, разрабатывает продукцию, испытывает ее и внедряет на рынок.

Этот длительный процесс можно  рассматривать состоящим из вполне определенных этапов, на каждом из которых  нужно принимать соответствующие обоснованные решения. Назовем основные этапы инновационного процесса: — генерация идей; — отбор идеи; — разработка замысла и его проверка; — экономический анализ; — разработка товара; — пробный маркетинг; — коммерческая реализация.

Разработка нового товара должна быть четко спланирована и каждый этап создания новинки тщательно проработан.

Такой подход, казалось бы, ведет к  увеличению сроков разработки новшеств и к их удорожанию. Однако самыми дорогостоящими являются завершающие этапы инновационного процесса. При тщательном и систематическом планировании отсев менее перспективных идей происходит раньше, большинство причин, ведущих к неудаче на рынке, вовремя устраняется, значительно экономятся время и средства.

Так, по результатам специально выполненных исследований, американские промышленные компании в 1969 г. должны были начинать работать в среднем с 58 идеями новых товаров, чтобы получить одну удачную новинку. А в 1981 г. этим же фирмам для получения одного удачного товара потребовалось только 7 идей. Такое улучшение (и значительная экономия средств) явилось результатом более тщательной разработки новинки на каждом этапе этой работы.

Из всего вышесказанного не следует, однако, что каждый этап должен хронологически следовать один за другим. Часто пользуются параллельно-последовательной организацией инновационного процесса , что позволяет сократить уровень затрат и сроки проведения работ на 15-20 процентов по сравнению с последовательной организацией. Кроме того, параллельно последовательная организация работ должна значительно уменьшить объем доработок на этапе изготовления опытного образца.

Вместе с тем в результате совмещения этапов с целью сокращения времени часто возникают, так  называемые, издержки по ошибке, которые  ведут к увеличению затрат по сравнению с исходным параметром реализации новшеств. Отсюда ясно, что инновационный менеджмент предназначен также для выбора и обеспечения оптимального сочетания времени и затрат.

3.2.1. Этап генерации  идей

Разработка любой инновации начинается с генерации идей — постоянного и систематического поиска возможностей создания новых товаров. Этот этап — задающий в инновационном процессе. Для успешной деятельности на рынке предприятие должно иметь управленческий механизм, способный использовать любые идеи, из какого бы источника они не появлялись.

Анализируя информационные потоки, стимулировавшие возникновение нововведения, и выделяя те из них, характер которых имел наибольшее значение для зарождения идеи новшества, исследователи выдвигают гипотезы "технологического подталкивания" и "подтягивания спросом". В соответствии с этими гипотезами обычно выделяют научно-техническую (технологическую) и экономическую (коммерческую) информацию: первая содержит сведения о существующих технологических возможностях решения той или иной проблемы, вторая — о нуждах потребителя. Преобладающим фактором является "подтягивание спросом". Так, за рубежом в среднем в 75 процентах случаев источником нововведений являются рыночные факторы. Источники, ориентированные на рынок, выявляют возможности, основанные на определяемых в ходе специальных исследований (опросы клиентуры, групповые обсуждения, анализ поступающих писем и жалоб) желаниях и нуждах потребителей. Затем на удовлетворение этих желаний ориентируются научные исследования и конструкторские разработки, и результате появляются такие товары как шариковые дезодоранты, светлое пиво, легко открываемые банки с газированными напитками.

Информация о работе Инновационный менеджмент