Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

инновационка курсовик.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

     Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной

общественности  и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса. В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие

организации имеют  полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.

     Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом

английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского  означает

“введение новаций” или в нашем понимании этого  слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества. Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом. В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации). Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.

         

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность  инновационного менеджмента как  процесса управления инновациями  (новшествами, нововведениями) при  их создании, освоении и распространении.

     Инновационный менеджмент - это межотраслевая экономическая дисциплина, изучающая процесс создания, освоения и распространения нововведений различной природы и сложности как части единого системного цикла: “научные исследования - техника и технология - производство - сбыт - обслуживание - инвестиции”.

     Ее  объектом является, прежде всего,  не производственная, а научная  и инженерная деятельность.

Стэндфордским научно-исследовательским институтом предложена следующая классификация  отдельных стадий (фаз) создания и коммерциализации новшеств:

  • фаза открытия – период, предшествующий изобретению; это стадия научных исследований;
  • фаза творчества - период между открытием и изобретением; это стадия прикладных исследований;
  • фаза воплощения – период между изобретением и началом разработок в широких масштабах;
  • фаза разработки – время, необходимое для разработки; это стадия проведения опытно конструкторских работ;
  • циклы технологических нововведений в конкретных областях;
  • деловые циклы – циклы принятия нововведения потребителем.

     Данная  классификация совершенно отчетливо  подтверждает, что новшество, внедренное  в практику, преломленное через  систему научных действий, приобретает  статус инновации.

     Научная  деятельность связана с получением  новых знаний о законах развития природы, общества и самого человека, с хранением этих знаний и их распространением, а также с организацией взаимодействия между различными отраслями и областями знаний.

     Инженерная  деятельность связана с применением  имеющихся знаний для создания  новой техники и новых технологий и для управления процессами их создания, эксплуатации и распространения.

     Научную  и инженерную деятельность объединяет  информационная деятельность, то  есть получение, передача, обработка,  хранение и предоставление различных сведений потребителям.

     Создание  и освоение нововведений становится  все более сложным делом, управление  которым требует особых профессиональных  знаний, так как всякое нововведение  неизбежно нарушает налаженное  функционирование производства, его  сложившиеся технические, организационные и социальные связи и пропорции.

     Создание  и освоение нововведений становится  особой сферой трудовой деятельности, частью инфраструктуры общества  в масштабах всего народного  хозяйства и регионов (академическая  и вузовская наука), отраслей (отраслевая наука) и предприятий (здесь служба управления развитием производства все чаще организационно отделяется, обособляется и централизуется в рамках объединения).

     Нововведения  нуждаются в особых, только им  присущих, формах и методах управления. В сфере нововведений преобладает умственный труд, связанный с созданием нового. Труд в сфере нововведений носит всеобщий характер, так как всякое открытие или изобретение опирается на труд предшественников и кооперируется с современниками.

 

2. Основные принципы  организации НТП.

2.1. Сущность и задачи  организации НТП.

НТП - это непрерывный  процесс внедрения новой техники  и технологии, организации производства и труда на основе достижений научных  знаний.

Для него характерны следующие признаки:

  • разработка и широкое использование принципиально новых машин и систем машин, работающих в автоматическом режиме;
  • создание и развитие качественно новых технологий производства;
  • открытие и использование новых видов и источников энергии;
  • создание и широкое использование новых видов материалов с заранее заданными свойствами;
  • широкое развитие автоматизации производственных процессов на базе использования станков с числовым программным управлением, автоматических линий, промышленных роботов, гибких производственных систем;
  • внедрение новых форм организации труда и производства.

 

     На  современном этапе наблюдаются  следующие особенности НТП:    

- наблюдается усиление технологической направленности НТП, его технологической составляющей. Прогрессивные технологии сейчас - основное звено НТП и по масштабам  внедрения, и по результатам.     

-происходит  интенсификация НТП: осуществляется рост объема научных знаний, улучшение  качественного состава научных  кадров, рост эффективности затрат на его осуществление и увеличение результативности мероприятий НТП.     

-НТП приобретает все более комплексный, системный характер. Это выражается, прежде всего в том, что НТП  охватывает сейчас все отрасли экономики, включая сферу обслуживания, проникает  во все элементы общественного производства: материально-техническую базу, процесс  организации производства, процесс  подготовки кадров и организацию  управления. В количественном отношении  комплексность проявляется и  в массовом внедрении научно-технических  достижений.     

-важной  закономерностью НТП выступает  усиление его ресурсосберегающей направленности. В результате внедрения научно-технических  достижений экономятся материально-технические  и трудовые ресурсы, а это является важным критерием результативности НТП.     

-наблюдается усиление социальной направленности НТП, которая проявляется все в  большем воздействии НТП на социальные факторы жизнедеятельности человека: условие работы, учебы, жизни.     

-происходит  все большая направленность развития науки и техники на сохранение окружающей среды - экологизация НТП. Это  разработка и применение малоотходных и безотходных технологий, внедрения  эффективных способов комплексного использования и переработки  природных ресурсов, более полного  вовлечения в хозяйственный оборот отходов производства и потребления.     

Для обеспечения эффективного функционирования экономики необходимо проводить  единую государственную научно-техническую  политику. Для этого следует выбирать приоритетные направления развития науки и техники на каждом этапе  планирования.      

Основными направлениями НТП являются электрификация, комплексная механизация, автоматизация  производства и химизация производства.      

Электрификация - это процесс широкого внедрения электроэнергии в общественное производство и быт. Она является основой для механизации и автоматизации, а также химизации производства.      

Комплексная механизация и  автоматизация производства - это процесс замены ручного труда системой машин, аппаратов, приборов на всех участках производства. Этот процесс сопровождается переходом от низких к более высоким формам, то есть от ручного труда к частичной, малой и комплексной механизации и далее к высшей форме механизации - автоматизации.     

Химизация производства - процесс производства и применения химических материалов, а также внедрение химических методов и процессов в технологию.      

Приоритетными направлениями НТП на современном  этапе являются: биотехнология, электронизация народного хозяйства, комплексная  автоматизация, ускоренное развитие атомной  энергетики, создание и внедрение  новых материалов, освоение принципиально  новых технологий.      

НТП позволяет решить такие задачи: во-первых, именно НТП является главным средством  повышения производительности труда, снижение затрат на производство, увеличение выпуска продукции и повышения  ее качества. Во-вторых, в результате НТП создаются новые эффективные  машины, материалы, технологические  процессы, которые улучшают условия  труда и снижают трудоемкость изготовления продукции. В третьих, НТП оказывает сильное воздействие  на организацию производства, стимулирует  рост концентрации производства, ускоряет развитие его специализации и  кооперирования. В-четвертых, прогресс науки и техники обеспечивает решение социально-экономических  задач (занятость населения, облегчение труда и т.д.), служит более полному  удовлетворению потребностей как общества в целом, так и каждого человека.      

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Организация рынка  нововведений.

Нововведением называют:

• неизвестные  потребителю блага (новая продукция, услуги);

• неизвестный  метод производства продукции или  услуг;

• разработка новых  материалов и элементов;

• получение  нового источника сырья и энергии;

• организационные  нововведения (освоение нового рынка, получение новых форм финансирования и др.).     

Под нововведением (инновацией) принято  понимать конкретный объект или мероприятие, внедренные в производство по результатам  проведенного научного исследования или  сделанного открытия (изобретения), качественно  отличный от предшествующего аналога.     

Рыночная  экономика предъявляет особые требования к рынку нововведений. Рынок нововведений имеет ряд существенных особенностей. На рынке нововведений обращаются разнообразные  товары, реализующие интеллектуальную собственность: новая техника, патенты  и лицензии, передовой опыт, технические  услуги, алгоритмы и программы, промышленные образцы.     

Патенты удостоверяют признание заявленного  решения изобретением, а также  авторство заявителя, его приоритет  и исключительное право на использование  новшества — введение в хозяйственный  оборот (изготовление, эксплуатация, продажа, ввоз и вывоз) продукта или применение способа, все признаки которого соответствуют  заявленным в формуле изобретения.      

Информация о работе Инновационный менеджмент