Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

инновационка курсовик.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Между патентообладателем (лицензиаром) и  организацией, намеренной использовать новшество (лицензиатом), заключаются  контракты различного типа. При полной лицензии передаются все имущественные  права, вытекающие из патента, на срок договора. Исключительная лицензия передает эти права только в отношении  конкретного продукта; простая —  только для собственного производства в пределах, обусловленных договором (контрактом); открытая — любому лицу, заключившему договор о платежах. Обязательная лицензия обязывает владельца  продать простую лицензию предприятию (в связи с ее особым значением  для общества или по решению патентного суда).     

Из  многообразия договорных форм возникают  сложные расчеты по определению  общей доли выручки от реализации продукции, в частности, зависящей  от использования изобретения. При  использовании ряда изобретений  предоставляются налоговые льготы. Затраты на создание и использование  изобретений, не дающих экономического эффекта, относятся на себестоимость  транспортного предприятия, оплачиваются из государственного бюджета, республиканского бюджета, или регионального бюджета.      

Инновация характеризуется более высоким  технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению  с предыдущим продуктом. Понятие  «инновация» применяется ко всем новшествам, как в производстве, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной  и других сферах деятельности предприятия, а также к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или  даже создающих условия для такой  экономии.     

Инновации можно разделить на два основных вида: технические и организационные:      

К техническим нововведениям относятся: новые продукты, новые технологии или новые услуги. Часто успех предприятия определяется совместным эффектом, получаемым при внедрении нового продукта, новой технологии и новых услуг. Технические нововведения могут также классифицироваться по их наукоемкости, по сумме капитальных затрат, по срокам окупаемости и по их влиянию на развитие конкретного предприятия или отрасли. В этом случае их можно классифицировать как базовые и прикладные нововведения, нововведения по улучшению продуктов, технологий или услуг и модификационные нововведения. Наиболее радикальное влияние на успех предприятия и экономики в целом носят базовые нововведения, связанные с развитием научно-технического прогресса. Наибольший удельный вес в практике промышленных предприятий имеют нововведения по улучшению (усовершенствованию) изделий и наименьший — модификационные нововведения.     

Основными объективными предпосылками (первопричинами) возникновения технических нововведений являются новые технические возможности  и новые потребности, на которых  базируются две известные модели инновационного процесса. Статистика результатов анализа первопричин  различных нововведений в различных  отраслях и в различных странах  указывает на то, что потребность  играет более важную роль, чем новые  технические возможности в развитии инновационных процессов. В то же время практика показывает, что для  достижения успеха необходимо учитывать  и своевременно использовать обе  первопричины и соответствующие  инновационные модели.       

Организационные нововведения окупаются, как правило, быстрее технических, и поэтому, также имеют важное значение для успеха предприятия. К ним относят: нововведения в организацию производства, новые методы маркетинга, финансовые нововведения, новые методы управления, структурные нововведения, нововведения, относящиеся к изменению конкуренции, характеристик и сегментации рынка и другие нововведения.  
 

 

 

 

 

 

2.3. Принципы организации НТП.

НТП - это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний

При организации  НТП следует придерживаться следующих принципов:

- приоритетность. Этот принцип означает, что в план необходимо включать самые важные и перспективные направления НТП, предусмотренные в прогнозе, реализация которых обеспечит предприятию значительные экономические и социальные выгоды не только на ближайший отрезок времени, но и на перспективу. Соблюдение принципа приоритетности вытекает из ограниченности ресурсов на предприятии;

- непрерывность планирования. Сущность этого принципа заключается в том, что на предприятии должны разрабатываться краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы НТП, которые бы вытекали друг из друга, что и обеспечит реализацию этого принципа;

- сквозное планирование. Планироваться должны все составляющие цикла «наука — производство», а не отдельные его составляющие. Как известно, цикл «наука — производство» состоит из следующих элементов: фундаментальные исследования; поисковые исследования; прикладные исследования; проектно-конструкторские разработки; создание опытного образца; технологическая подготовка производства; выпуск новой продукции и ее тиражирование. В полном объеме этот принцип может быть осуществлен только на крупных предприятиях, где есть возможность осуществления всего цикла «наука — производство»;

- комплексность планирования. План НТП должен быть тесно увязан с другими разделами плана экономического и социального развития предприятия: производственной программой, планом капитальных вложений, планом по труду и кадрам, планом по себестоимости и прибыли, финансовым планом. При этом сначала разрабатывается план НТП, а затем остальные разделы плана экономического и социального развития предприятия;

- экономическая обоснованность и обеспеченность ресурсами. В план НТП должны включаться только экономически обоснованные мероприятия (т.е. выгодные для предприятия) и обеспеченные необходимыми ресурсами. Довольно часто этот важнейший принцип планирования НТП не соблюдается, а отсюда его слабая реализуемость.

    Для  экономического обоснования внедрения  новой техники и технологии, выпуска  новой продукции на предприятии должен разрабатываться бизнес-план. Он нужен не только для того, чтобы работники предприятия убедились в выгодности того или иного проекта, но и для привлечения инвесторов, особенно иностранных, если на предприятии нет или недостаточно собственных средств для реализации выгодного проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Жизненный цикл инновации.

Весь жизненный  цикл инноваций состоит из четырех  частей:

  1. зарождение инновационной идеи и инновационного проекта;
  2. создание новшества;
  3. распространение новшества;
  4. потребление новшества. 

     Зарождение инновационной идеи  и инновационного проекта. Включает в себя две стадии:

    • фундаментальны исследования - цель для корпораций и крупных компаний – накапливание знаний и опыта исследований в интересующей области науки.
    • прикладные исследования - здесь научная идея преобразуется в конкретную идею новой технологии или нового продукта, новой услуги. Вырисовывается контур будущего инновационного проекта. Цель – стратегическое позиционирование фирмы, заявка на интересы и возможности в данной области знаний.

     Создание новшества – включает в себя четыре стадии:

  • ОКР – это завершающая стадия научных исследования, своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к опытному, а в дальнейшем к промышленному производству.
  • Строительная часть – ведутся архитектурные и строительные работы для создания производственных площадей под новое под новое производство у изготовителей и площадей, требуемых для использования новой технологии у потребителей.
  • Техническая подготовка производства – осуществляется конструкторская подготовка производства (корректировка чертежей под заводские условия) и технологическая подготовка производства (учитывающая местные условия), а также экономическая и организационная подготовка, включая финансовую подготовку и подготовку трудовых ресурсов.
  • Промышленное производство – с учетом рынка налаживается серийное, массовое и специальное производство.

Распространение новшества – включает в себя стадии:

    • Маркетинг – маркетинговый мониторинг и маркетинговые решения пронизывают практически все стадии (исключение составляет лишь стадия фундаментальных исследований).
    • Логистика – здесь прежде всего имеются ввиду потоки инноваций – от потоков идей и инновационных проектов, составляющих инновационные программы, до потоков знаний в группе, подразделении, организации, корпорации, отрасли, государстве.
    • Диффузия – рыночное и нерыночное распространение новшества.

Потребление новшества - состоит из двух стадий:

  • Рутинизация – здесь главное – это перенесение в жизнь организации - инновтора, повышение его старого рутинного образа действий до новой рутины (именно «рутины», поскольку только года действия становятся рутинными, возможен высокопроизводительный труд), основанного на внедряемом новшестве. Таким образом организация повышает свой технологический и культурный уровень, приобретает определенные конкурентные преимущества.
  • Сервис -  сервисная поддержка нового продукта многогранна: обучение персонала в использовании новшеств, предпродажная подготовка, послепродажное обслуживание, помощь в сбыте.

 

 

 

4. Фундаментальные исследования, как этап жизненного цикла инновации.

4.1. Понятие фундаментальных исследований.

     В  бытовом представлении понятие "фундаментальный" нередко ассоциируется с понятиями "главный, основной, важный, существенный" - и это смещение понятий ставит автора заявки в ложное положение. Единого определения фундаментального исследования не существует, но можно утверждать, что таковым является исследование, ставящее своей задачей разработку или проверку гипотезы (теории), имеющей общий характер и применимой к определенному классу явлений, процессов или объектов.           Одним из важнейших признаков фундаментальности является именно гипотеза, положенная в основу исследования. Как говорит грантодержатель РФФИ геолог проф. А.М. Городницкий (цитируется по его книге "След в океане"), "лучше работать под заведомо ложную гипотезу, чем вообще под никакую", ибо только наличие гипотезы структурирует исследование и придает ему четкую направленность на выяснение закономерности.

     Основная  функция фундаментальных исследований - познавательная; непосредственная  цель - сделать выводы о природных  законах, имеющих общий характер  и закономерное постоянство. Основные  признаки фундаментальности вскрытых  явлений:

а) концептуальная универсальность,

б) пространственно-временная  общность.

Зачастую граница  между фундаментальными и прикладными  исследованиями размыта, сложно определить, где заканчиваются одни и начинаются другие. Прикладное исследование - это  такое исследование, результаты которого адресованы производителям и заказчикам и которое направляется нуждами или желаниями этих клиентов, фундаментальное - адресовано другим членам научного сообщества. Современная техника не так далека от теории, как это иногда кажется. Она не является только применением существующего научного знания, но имеет творческую компоненту. Поэтому в методологическом плане техническое исследование (т.е. исследование в технической науке) не очень сильно отличается от научного. Для современной инженерной деятельности требуются не только краткосрочные исследования, направленные на решение специальных задач, но и широкая долговременная программа фундаментальных исследований в лабораториях и институтах, специально предназначенных для развития технических наук.

     Один из признаков разграничения понятий "фундаментальные" и "прикладные" НИР - различия в степени прогнозируемости результата. Результаты прикладных НИР, как правило, более предсказуемы. Это обстоятельство и предопределяет специфику финансирования научно-технической деятельности в сфере фундаментальной и прикладной науки. Первая по большей части финансируется за счет бюджетных средств, вторая - за счет внебюджетных. Но как быть с фундаментальными НИР, ориентированными на практическое применение? Здесь возможно, конечно, смешанное финансирование, но определяющими все же являются бюджетные средства. Отсюда и характер трансфера результатов, ориентированных на практическое применение фундаментальных НИР. Этот трансфер может осуществляться как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

     Для  современного этапа развития  науки и техники характерно  использование методов фундаментальных  исследований для решения прикладных проблем. Тот факт, что исследование является фундаментальным, еще не означает, что его результаты неутилитарны. Работа же, направленная на прикладные цели, может быть весьма фундаментальной. Критериями их разделения являются в основном временной фактор и степень общности. Вполне правомерно сегодня говорить и о фундаментальном промышленном исследовании.

Фундаментальные поисковые научные исследования проводятся в форме теоретической  и экспериментальной деятельности, осуществляемой в целях:

а) познания закономерностей строения, функционирования, развития природы, общества, организма человека, техники;

Информация о работе Инновационный менеджмент