Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 18:38, реферат

Описание работы

Инновационный менеджмент — одно из направлений стратегического менеджмента, осуществляемого на высшем уровне предприятия. Его целью является определение основных направлений научно-технологической, производственной и экономической деятельности предприятия в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (услуг) технологии (инновационная деятельность), модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции и технологии, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукций, снятие с производства устаревшей продукции, создание или совершенствование системы менеджмента, финансово-экономического механизма и т.д.

Содержание работы

Введение
1. Сущность инновационного менеджмента
1.1 Основные понятия
1.2 Инновационный процесс
1.3 Классификация инноваций
2. Инновационная деятельность предприятия
2.1 Сущность инновационной деятельности предпринимательства
2.2 Значение инноваций
2.3 Необходимость инноваций и предпринимательство
3. Разработка нового продукта
3.1 Понятие и жизненный цикл продукции
3.2 Этапы внедрение нового продукта на рынок
3.2.1 Этап генерации идей
3.2.2 Отбор идей
3.2.3 Разработка замысла и его проверка
3.2.4 Функционально-стоимостной анализ
3.2.5 Разработка товара
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

0085782_87AB3_innovacionnyi_menedzhment (3).doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Существующие в данный момент научно-технические возможности (гипотеза "технологического подталкивания") также представляют собой поле для "сбора" идей новшеств. Не менее важным источником идей являются фундаментальные научные исследования, которые направлены на получение новых знаний и косвенно привадят к возникновению инноваций. Чаще всего, таким образом, возникают совершенно новые товары и технологии (телевизоры, видеомагнитофоны, антибиотики, синтетические волокна, лазерная обработка металлов), порождающие затем лавинообразный процесс усовершенствований и модификаций.

Важным источником инноваций может быть деятельность конкурентов. Появление новинки на рынке чаще всего становится отправной точкой поиска конкурирующего новшества. Отметим также, что имитация инноваций, а иногда и прямое заимствование идей и разработок являются хоть и неэтичной, но реальной практикой рыночного поведения предприятий.

Еще одним источником идей являются собственные проблемы техники и  технологии предприятия. Иногда, решая  незначительную инженерную задачу, касающуюся нужд предприятия, приходят к открытиям или изобретениям, совершающим настоящий переворот в целой отрасли.

3.2.2. Отбор идей

Целью исходного этапа разработки новых товаров является стремление выработать как можно большее  количество идей. Цель последующих этапов — сократить это количество, не потеряв при этом ни одной из ценных идей. Первым шагом на этом пути является отбор идей.

Цель отбора — как можно раньше выявить и отсеять непригодные идеи. В большинстве фирм США разработаны и используются конкретные процедуры оценки идей: специалисты излагают идеи новинок на стандартных бланках, где содержится описание товара, целевого рынка и конкурентов, делаются грубые прикидки относительно размеров рынка, цены товара, продолжительности и стоимости работ по созданию новинки, стоимость ее производства и нормы прибыли. Затем эти бланки передаются на рассмотрение комиссии по новым товарам, цель которой — отобрать не просто товары имеющие хорошие рыночные перспективы, а только те, что подходят данной фирме, согласуются с ее целями, стратегическими установками и ресурсами.

Во время этапа отбора необходимо определить возможность патентования новой продукции, а так же решить все связанные с этим вопросы. Например, в процедуре разработки новой продукции, как правило, возникают  следующие вопросы: Может ли предложение быть запатентованным? Запатентованы ли конкурирующие товары? Когда заканчивается срок действия патентов? Доступны ли патенты конкурирующих изделий на лицензионной основе?

Задачей инновационного менеджмента  на этом этапе является инновация  проработки уцелевших после отбора идей до стадий ряда альтернативных товарных замыслов (вариант идеи, выраженный значимыми для потребления понятиями), оценки их сравнительной привлекательности для потребителей и выбора лучшего из замыслов.

Однако, как показывает мировой опыт, проверка замысла — недорогой инструмент определения энтузиазма потенциальных потребителей и их намерения совершить покупку, если сопоставить его стоимость с возможными потерями.

Когда фирма "НИМСЛО" разработала  в 1982 г. свою трехмерную фотокамеру, она полагала, что потребители увлекутся трехмерными фотоснимками. Не проведенная как следует проверка замысла трехмерной фотокамеры явилась причиной того, что покупатели не приняли конкретное воплощение этой идеи. Первоначально установленная высокая цена фотоаппарата была снижена с 265 до 100 долларов, а к 1984 г. этот товар вообще был снят с рынка.

 

3.2.3. Разработка  замысла и его проверка

Чтобы уяснить сущность этапа разработки замысла и его проверки,можно привести следующий пример.

          Предположим, автомобилестроитель нашел путь создания электромобиля, который может передвигаться со скоростью 100 км в час и проходить 200 км до очередной подзарядки. По оценке этого производителя, эксплуатационные расходы электромобиля будут примерно вдвое ниже, чем у обычной машины.

Проработав эту идею, разработчики предложили несколько товарных замыслов электромобиля:

А. Недорогой мини-автомобиль предназначенный  для использования в качестве второго семейного автомобиля для поездок хозяйке за покупками в близлежащие магазины. Это автомобиль, идеально приспособленный для загрузки покупок и перевозки детей, автомобиль, в который легко садиться.

Б. Электромобиль средних размеров и средней стоимости, который можно использовать как универсальный семейный автомобиль.

В. Малогабаритный автомобиль спортивного  вида, среднего класса стоимости, рассчитанный на молодых людей.

Г. Недорогой мини-автомобиль в  расчете на сознательного потребителя, которого интересуют средства передвижения с невысокими издержками на топливо и низкой степенью загрязнения окружающей среды.

Проверка замысла предусматривает  апробирование на соответствующей группе целевых потребителей, которым представляют проработанные варианты всех замыслов.

Вот результаты проработки замысла 1:

Экономичный прогулочный электромобиль  класса "мини" на четверых человек. Великолепно подходит для поездки  за покупками, визитов к друзьям. Обходится в эксплуатации вдвое дешевле аналогичные автомобилей с бензиновым двигателем. Развивает скорость до 50 миль в час и проходит 100 миль до очередной подзарядки. Цена — 6000 долларов.

Потребителя просят высказать свою точку зрения на этот замысел в виде ответов на следующие вопросы:

Понятен ли Вам замысел электромобиля?

В чем Вы видите явные выгоды электромобиля перед обычным?

Достоверны ли, по Вашему мнению, утверждения, высказанные об электромобиле?

Сможет ли электромобиль удовлетворить  какую-то Вашу насущную нужду?

Каким образом можно было бы, по Вашему мнению, усовершенствовать различные свойства электромобиля?

Кто будет принимать участие  в принятии возможного решения покупки?

Кто будет пользоваться электромобилем?

Какой, по Вашему мнению, должна была бы быть цена электромобиля?

Предпочли бы Вы электромобиль обычному автомобилю? Для каких целей?

Купили бы Вы электромобиль? (Определенно да; вероятно; вероятно нет; определенно нет).

Ответы потребителей помогут фирме  определить, какой вариант замысла  обладает наибольшей притягательной силой.

На этапе "разработка замысла и его проверка" происходит, переход от фазы возникновения замысла новшества к фазе собственно разработки инновации''.

 

 

3.2.4. Функционально-стоимостной анализ

Одним из методов совершенствования  любого объекта на всех стадиях жизненного цикла является функционально-стоимостной анализ (ФСА).

Функционально-стоимостной анализ – это метод комплексного технико-экономического исследования объекта с целью развития его полезных функций при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление.

Объектами функционально-стоимостной анализа могут быть потребительские свойства изделия, как в целом, так и его отдельных частей. Всесторонний и детальный анализ потребительских свойств изделия, технических функций составляющих его частей и связанных с ними затрат не может быть выполнен одним специалистом. К проведению ФСА рекомендуется привлекать специалистов различных отделов, участвующих в разработке, производстве, маркетинге и сбыте продукции.

Цель ФСА – снижение затрат на производство, проведение работ и  оказание услуг при одновременном повышении или сохранении качества выполняемой работы.

При проведении ФСА исходят из того, что анализируемые изделия являются товаром, т.е. потребительной стоимостью не для производителя, а для потребителя. Вместе с тем потребительная стоимость не всегда оценивается количественными показателями. В случае качественного и словесного описания (оценка вкусовых, эстетических и эргономических качеств изделия) применяются балльные оценки.

Состав и размер затрат определяются исходя из затрат, формирующих полную себестоимость продукции.

ФСА состоит из нескольких этапов: подготовительный, информационный, аналитический, исследовательский, рекомендательный и внедренческий.

    1. На подготовительном этапе уточняется объект анализа.
    2. Информационный этап предполагает сбор информации об изучаемом объекте: назначение, технические возможности, качество, себестоимость.
    3. Аналитический этап предполагает изучение функций изделия и затрат на их обеспечение.
    4. Исследовательский этап предполагает оценку идей и вариантов решений, выработанных на предшествующих этапах с целью исключения диспропорций между функциями и затратами.
    5. Рекомендательный этап связан с отбором наиболее приемлемых для данного производства вариантов совершенствования изделия.
    6. Внедренческий этап является заключительным, когда учитываются результаты рекомендательного этапа и осуществляется внедрение отобранного варианта совершенствования техники.

3.2.5. Разработка товара

Разработка товара — длительный и дорогостоящий процесс. До сих, пор речь шла об описаниях, рисунках или весьма приближенных макетах. На этом этапе необходимо получить ответ, поддается ли идея товара воплощению в изделие, рентабельное как с технической, так и с коммерческой точек зрения. Цель инновационного менеджмента (на этом этапе) — обеспечить принятие решений как технического, так и маркетингового характера: о конструкции изделия, его упаковке, разработке марки, определении позиции товара на рынке, проверка отношения к товару и использования его потребителем.

Решение конструкции товара заключается в выборе типа и качества материалов, способа производства, возможных размеров и цветов изделия, установлении стоимости и времени производства на единицу продукции, степени использования производственных мощностей, оценке периода необходимого для перехода от разработки до коммерческого использования и т.д.

Решения об упаковке определяют используемые материалы; функции упаковки (защита при транспортировке, хранении, реклама); издержки, связанные с упаковкой; альтернативные размеры и цвета.

Решения о товарной марке предполагают выбор нового или использование существующего имени; защиты торговой марки и искомого образа товара.

Определение позиции товара на рынке  заключается в выборе рыночного  сегмента, сравнении по определённым параметрам своего нового товара с конкурирующими изделиями и с другими предложениями фирмы.

Проверка отношения и использования  базируется на представлениях потребителей и их удовлетворении продукцией и может быть самой разнообразной по составу и видам работ.

Так, например, американская корпорация "Brunswick", разрабатывая ассортимент легкой переносной школьной мебели, испытывала опытные образцы своей продукции в реальных условиях детского коллектива. В частности, проверялось, насколько новая мебель способна выдержать превратности непредусмотренного использования. При этом у учащихся старших классов обнаружилось пристрастие отрывать подлокотник, крепящий стул к парте. Очевидно, конструкция мебели, подсказала детям такую возможность.

Фирма своевременно внесла необходимые  коррективы.

По результатам проверки использования  своей продукции корпорация исследовательский "Brunswick" смогла найти и другие возможности усовершенствования. Было внедрено множество предложений, направленных на сокращение затрат в процессе производства, что привело к тому, что фирма смогла существенно снизить цены на свой новый товар.

После проведения всех перечисленных  этапов, можно приступать непосредственно  к реализации разработанного товара.

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Багриновский К.А., Исаев М.К. Организация инновационной стратегии. – М.:ЦИСН, 2006. – 354 с.
  2. Бродский М.Н., Бродский Г.М. Право и экономика. – Спб.,1999. – 496 с.
  3. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 467 с.
  4. Водачек Л.Д., Водачкова О.В. Стратегия управления инновациями. – М.: ИНФА – М, 2002. – 334 с.
  5. Гохберг Л.М., Кузнецова И.А. Технологические инновации в промышленности и сфере услуг. – М.: ЦИСН, 2001. – 452 с.
  6. Инновационная деятельность предприятия /Под ред. В.Н. Титова. – М.: ИНФА – М, 2007. – 487 с.
  7. Инновационный менеджмент: Справочное пособие /Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева. - М.: - ЦИСН, 2001. – 317 с.
  8. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов /С.Д. Ильенкова, Л.М.Гохберг, С.Ю.Ягудин и др. /Под ред. проф. Ильенковой – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. 343 – с.
  9. Козловский В.А. Учебник: Производственный менеджмент. – М.: ИНФА – М, 2003. – 321 с.
  10. Морозов Ю.П., Гаврилов И.А., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 471 с.
  11. Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. – М.: ЦИСН, 2000. – 298 с.
  12. Стратегический маркетинг /Под ред. Галенко В.П. – Спб.: Питер, 2003. – 413 с.
  13. Управление исследованиями и инновациями /Под ред. В.Н.Козлова. – М.: Наука, 2001. – 349 с.
  14. Устинов В.А. Управление инновационной деятельностью в процессе создания новой техники. – М.: ИНФА – М, 2004. – 361 с.
  15. Фатхутдинов Г.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа», 2001. 390 с.

Информация о работе Инновационный менеджмент