Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 18:38, реферат

Описание работы

Инновационный менеджмент — одно из направлений стратегического менеджмента, осуществляемого на высшем уровне предприятия. Его целью является определение основных направлений научно-технологической, производственной и экономической деятельности предприятия в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (услуг) технологии (инновационная деятельность), модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции и технологии, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукций, снятие с производства устаревшей продукции, создание или совершенствование системы менеджмента, финансово-экономического механизма и т.д.

Содержание работы

Введение
1. Сущность инновационного менеджмента
1.1 Основные понятия
1.2 Инновационный процесс
1.3 Классификация инноваций
2. Инновационная деятельность предприятия
2.1 Сущность инновационной деятельности предпринимательства
2.2 Значение инноваций
2.3 Необходимость инноваций и предпринимательство
3. Разработка нового продукта
3.1 Понятие и жизненный цикл продукции
3.2 Этапы внедрение нового продукта на рынок
3.2.1 Этап генерации идей
3.2.2 Отбор идей
3.2.3 Разработка замысла и его проверка
3.2.4 Функционально-стоимостной анализ
3.2.5 Разработка товара
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

0085782_87AB3_innovacionnyi_menedzhment (3).doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

- определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники;

- необходимостью существенного  сокращения сроков создания, освоения  новой техники: повышением технического  уровня производства;

- необходимостью развития  массового творчества изобретателей и рационализаторов;

- спецификой процесса  научно-технического производства: неопределенность затрат и результатов,  ярко выраженная многовариантность  исследований, риск и возможность  отрицательных результатов;

- увеличением затрат  и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции;

- быстрым моральным старением  техники и технологии;

- объективной необходимостью  ускоренного внедрения новой  техники и технологии и т.д.

       В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:

- инновация продукции;

- инновация технологии;

- социальные инновации.

       Первый вид инновационного предпринимательства — инновация продукции – представляет  собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа создание новых рабочих мест и т.д.

         Второй вид — инновация технологии — это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что, в свою очередь, дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы.

        Последний вид инновационного предпринимательства — социальные инновации - представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.

         В основе всех видов инновационного предпринимательства лежит создание в освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и определяющей частью такого предпринимательства является создание в производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям.

        Предпринимательство как процесс, включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием. Для инновационного предпринимательства эти основные четыре стадии целесообразно разбить на более мелкие. На рис.3 представлена логическая цепь основных стадий инновационного предпринимательства  при разработке товара-новинки.

 

Рисунок 3. Схема основных этапов разработки товара-новинки

 

       Таким образом, инновационную идею можно определить как реально существующую возможность производства оригинального товара, продукта, услуги или же их улучшенных вариантов или модификаций, а также новых марок.

Для предпринимателя важно выделить для себя информационные источники, которые помогут ему найти какую-то определенную инновационную идею. Такими источниками могут быть знания: о рынке и его потребностях; о появлении новых технологий, материалов, способов производства; о существующих структурных или географических разрывах в обеспеченности каким-то определенным товаром.

      К конкретным источникам инновационных идей могут выступать:

- потребители, т. е. изучение  потребительского спроса;

- ученые, в том случае, если они  занимаются изобретением или  поиском новых материалов, товарных  свойств, которые могут привести к созданию оригинальных или усовершенствованных вариантов товарной продукции, услуг;

- конкуренты: в некоторых случаях  их деятельность, направленная на  изучение потребительского спроса, может подтолкнуть предпринимателя  к формированию собственной инновационной идеи;

- торговые агенты, дилеры и прочие  посредники;

- консультанты предпринимателя  по каким-то определенным элементам  инновационной деятельности;

- непосредственно работники предприятия.

       В некоторых фирмах как источник инновационных идей наиболее: активно используется именно персонал предприятия, для чего применяются особые приемы стимулирования деятельности работников по разработке новых товаров; при этом в процесс зарождения инновационных идей вовлёкаются рядовые работники. Богатый опыт в этом отношении накоплен японскими фирмами, где используются специально разработанные карточки для предложений.

        После формирования инновационных идей перед фирмой встает задача отбора наиболее перспективных из них. Выбирая инновационную идею, предприниматель должен учитывать не только необходимость данного проекта, но и то, насколько реально его осуществление, поскольку если отсутствуют средства и необходимые навыки или же если возникают непреодолимые препятствия, то хорошая инновационная идея может оказаться нереализуемой.

        Прежде чем предпринимательской фирме принять решение о

внедрении какой-либо инновации, необходимо выяснить некоторые моменты. Во-первых, нужно выяснить, имеет ли тот или  иной продукт хорошие шансы на рынке (если речь идет о товарной инновации). Зарубежные экономисты для подобного анализа предлагают ответить на следующие вопросы.

- Имелись ли основания для  поисков идеи нового продукта?

- Существует ли вообще необходимость  в создания нового продукта?

- Есть ли необходимость замены одного продукта другим?

- Является ли новый продукт  органичным продолжением предыдущего  ряда продуктов?

- В состоянии ли фирма вообще  осуществить идею выпуска нового  продукта либо получить такой  продукт?

- Сможет ли фирма продать  такой товар? Заполняет ли новый продукт какую-либо нишу на рынке?

- Можно ли охарактеризовать  новый продукт как прогрессивный  или как ностальгический, т.  е. «в стиле ретро»?

- Осуществлял ли кто-нибудь ранее  подобные идеи, и если да, то  насколько успешно?

- Могут ли возникнуть схожие идеи новых продуктов у конкурентов?

- С каким финансовым риском  связана идея нового продукта?

- Может ли идея нового продукта  иметь рекламный успех?

- На какой рынок лучше сориентировать  идею нового продукта?

- Соответствует ли идея нового продукта внутрипроизводственной структуре фирмы?

- Какие реальные рыночные шансы  имела бы реализация идеи нового  продукта?

 

 

2.2 Значение инноваций

       Один из определяющих моментов инновационной деятельности предприятия – вопрос о разработке новых продуктов и инновациях. Не подлежит сомнению, что непрерывное внедрение новшеств – единственный способ  поддержания высоких темпов развития компании и уровня доходности. В условиях современной энергичной, даже агрессивной, конкуренции весьма непросто поддерживать высокую прибыльность товаров текущего ассортимента. Только постоянно модернизируя изделия, расширяя товарные линии, компании имеют возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей прибыли, отстаивать лидерские позиции на рынке. Однако способности компании к инновационной деятельности, быстрой реакции на изменения рынка, нуждаются в постоянных  «тренировках», их реализация требует не только фундаментальных изменений в организационной структуре, но и философии фирмы.

       В менеджменте инновации определяются как создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые покупателями как новые или более совершенные. Благоприятные возможности для инноваций создаются теми изменениями внешней рыночной среды, которые ведут к появлению новых потребностей или новых способов удовлетворения уже существующих нужд.

       Трансформации внешней среды непрерывно «удобряют» почву для инноваций. Во-первых, демографические изменения, перемены в уровне и образе жизни населения, политике, технологии, моде ведут к появлению новых потребностей. С развалом социалистического блока и распадом СССР для западных производителей открылись новые рыночные возможности. Список подобных изменений и вызванных ими новых потребностей можно продолжать сколь угодно долго. И ими прекрасно умеют пользоваться такие компании, как Mercedes Benz, Marks&Spencer, Siemens и т.д. Интересная ситуация развивалась в области потребительских предпочтений на рынке бытовой техники. Если ранее покупателя интересовала техника лишь с точки зрения выполнения основной (и всего лишь одной) функции, т.е. стирания для стиральной машины, заморозки и охлаждения для холодильника, то теперь потребитель требует  целый ряд нужных и не очень свойств и характеристик. Спрос на инновации растёт в геометрической прогрессии, и успех приходит к тем, кто предлагает потребителю новшества раньше своих конкурентов.

       Во-вторых, трансформации внешней среды предоставляют рождение новых решений, удовлетворяющих текущие и вновь появляющиеся потребности. В частности, использование достижений научно-технического прогресса и способность управлять большими объемами информации позволяют компаниям совершенствовать способы удовлетворения нужд потребителей. Появляются возможности создавать и предоставлять потребителям все более эффективные продукты и услуги.  Новые знания позволяют не только совершенствовать продукты и услуги, но и снижать себестоимость изделий и улучшать их качество. Например, применение новых инструментальных средств менеджмента уменьшает общие  издержки, затраты времени и сводит к минимуму разнообразные дефекты. Обогащая ценность товаров, инновации такого рода способствуют росту компаний и реализации их потенциала. Любая инновация, например в таком относительно простом устройстве, как варочная панель, стоит материальных вложений. Поэтому  компании, впрочем, как и конкурентам, приходится покрывать издержки либо за счёт снижения прибыльности товара, либо за счёт стоимости серийного производства.

      Вообще говоря, чтобы не упустить инновационные возможности, менеджерам необходимо анализировать и оценивать смысл происходящих вокруг перемен. Необходимо уметь выделять главные экономические, социальные и технологические изменения, а также определять их значение (как в положительном, так и в отрицательном плане) для потребителей, конкурентов и для самой компании. Например, в представительствах компании Whirlpool создаются отделы, задача которых анализировать рынок, спрос и предложение, оценивать и следить за общими экономическими изменениями и потребительскими предпочтениями.

      Следует различать изобретения и инновации. Изобретение –это новый продукт,  а инновация – новая выгода. Потребители нуждаются не в новом продукте, а в решениях, предлагающих новые выгоды. Более того, новый продукт требует больших инвестиций со стороны производителя на его создание и тем более на продвижение. Новый товар становится успешной инновацией в том случае, если он отвечает следующим четырем критериям.

1. Важность. Новый продукт или услуга должны предоставить такие выгоды, которые воспринимаются потребителями как значимые. Например, разработка новых наручных часов, на которые дается столетняя гарантия точности, возможно и является выдающимся техническим решением, но оценят ли потребители предложенную выгоду как важную?

2.Уникальность. Выгоды нового товара должны восприниматься как уникальные. Если потребители уверены, что существующие продукты обладают теми же преимуществами, что и новинка, она вряд ли получит высокую оценку.

3.Устойчивость. Новый продукт может предоставлять уникальные или важные выгоды, но если он легко воспроизводится конкурентами, его перспективы завоевания рынка представляются весьма туманными. Иногда препятствием на пути конкурентов становятся патенты, но в большинстве отраслей наиболее эффективными средствами обеспечения устойчивости инноваций являются «расторопность» компании на рынке и «сильные» торговые марки поставщика.

4.Ликвидность. Компания должна иметь возможность реализовать созданный товар, а для этого он должен быть надежным и эффективным; должен продаваться по цене, которую могут себе позволить заплатить потребители; для доставки и поддержки продукта компания должна разработать эффективную систему распределения.

          Многие компании выводят на рынок новые товары, которые не отвечают одному или нескольким из перечисленных критериев. Изобретатели, которые озабочены лишь технической новизной изделия, обычно мало интересуются потребительскими выгодами их детища. Например, в Bell Labs была разработана революционная модель транзистора, но компании не удалось вывести ее на рынок.  А вот в компании Sony нашли пути использования транзисторов для производства дешевых и надежных радиоприемников. Компания EMI  разработала такой прибор, как сканер, но отсутствие эффективной маркетинговой программы не позволило ей развить успех на «полях рыночных сражений». Фактически, большинство действительно полезных и успешных инноваций не являются радикальными с точки зрения технологии, но оказываются очень эффективными в решении проблем потребителей.

      Инновации классифицируются по степени новизны. В обзоре консультационной компании  Booz, Allen & Hamilton доказывается, что 90% всех новых товаров – это «хорошо забытое старое» (табл. 1). Большинство новинок – модификации уже выпускаемых компанией товаров: продукты совершенствуются, расширяется специализация компании, она выходит на новые рынке. Только десятую часть всех новинок можно с полным правом назвать новшествами и названия этих продуктов становятся предметом газетных заголовков. Но не следует рассматривать усовершенствованные продукты как «низшую» форму инноваций. Они являются главным средством сохранения «свежести» прекрасно зарекомендовавших себя торговых марок, а, следовательно, позволяют производителям поддерживать на высоком уровне объем продаж и рентабельность товара. Усовершенствование изделия, снижение производственных издержек и репозиционирование способствуют доходности торговых марок, адаптации их к современным требованиям.

Информация о работе Инновационный менеджмент