Шпаргалки по "Деньги, кредит, банки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 02:15, шпаргалка

Описание работы

1. Объекты, предметы и особенности дисциплины «Деньги. Кредит. Банки»; связь её с другими учебными дисциплинами.
Дисциплина д.к.б. корреспондируется с различными дисциплинами экономического характера: финансы, экономика организаций и предприятий, экономическая история. Особенность дисциплины д.к.б. заключается в том, что она рассматривает свои объекты и предметы как некоторый фрагмент целостного образования. В качестве такого образования выступает рынок, т.е. под рынком имеется в виду страна.

Файлы: 1 файл

Dengi_Krediit_Banki-Shpory (4).doc

— 710.50 Кб (Скачать файл)

 

39. Причины инфляции, содержащиеся в деятельности участников экономических отношений.

Процесс инфляции имеет  свои опред закономерности. Так, если компания одних отраслей нац эк-ки вынуждена приобретать по тем или иным причинам исходные мат ресурсы по более выс ценам, то у них не просто повышаются издержки производства товаров, но и абсолютный размер наценки к этим издержкам. Наценка устанавливается в % к издержкам и при неизменном ее уровне при увеличении издержек автоматически возрастает абсолютный размер наценки.

В этой связи развитие инфляции в нац эк-ке имеет мультипликацион  хар-р (множительный). И поскольку  отрасли нац эк-ки так или иначе  технологически связаны, то инфляция, начатая в компаниях каких-либо одних отраслей переходит на др отрасли. И потому, инфляцию еще сравнивают со снежным комом.

 Другой закономерностью  инфляции явл то, что ее уровень  сопряжен с циклическим развитием  рынка. Однако повышение темпов инфляции происходит как в период эк подъема, так и в период спада. Меньше же всего уровень инфляции бывает в период нахождения рынка в состоянии устойчивого равновесия. Отсюда можно заключить, что 1 из фундаментальных причин, обуславливающих наличие инфляции, явл нарушение равновесия рынка.

 Внутр причины,  по кот компании тех или  иных отраслей нац эк-ки повышают  цены на свои товары, подразделяются  на объективные и субъективные. Объективные в совр уловиях  развития мирового хоз-ва связаны  с 1 стороны с увел-ем затрат на добычу прир ресурсов, а с др стороны увел-ем затрат на охрану окруж среды; кроме того, конкурентная борьба требует от компаний относит-но больших затрат в НИОКР.

Инфляция, обусловленная  этими причинами, в развитии рын  процессов теперь будет присутствовать постоянно. И задача нац регулирующих органов в отношении такого вида инфляции сост в том, чтобы она имела умеренный контролируемый характер.

 Субъективная же  причина, по кот компании могут  повысить цены на свои товары, связана с 1 стороны с внутр организацией производствен процесса в компаниях, а с др стороны с возможным временным ажиотажным спросом на товары, производимые этими компаниями. Если производствен процесс в компании не оч слажен, нет достаточной работы по экономии разл ресурсов и т.д., то издержки в этом случае будут неизбежно расти.

 Вследствие чего  будут расти и цены на товары  таких компаний, обуславливая отриц  мультипликац эффект на рынке.  Данная причина инфляции указывает  и на путь ее преодоления  – совершенствование во всех  отношениях внутр организации производствен процесса в компаниях, в строжайшей экономии всех средств. Инфляция – прежде всего эк явление,  и преодолевать ее следует участникам именно эк отношений, а не гос-ву, проводящему монетарную политику на рынке. Вторая часть внутр субъективн причины инфляции обуславливается возможным временным ажиотажным спросом на товары, производимые данными компаниями. В этом случае компании просто повышают наценку на свои издержки, и тем самым обуславливают инфляцию. Т.о.получая сиюминутную частную выгоду, они порождают повышение цен в нац эк-ке уже навсегда,  и этот отриц эффект к ним со временем возвратится и обесценит временную выгоду. Данная причина инфляции указывает и на путь ее преодоления: участники эк отношений должны осознавать, что они не только эк обособлены друг от друга, но и составляют части единого целого – рынка(нац капиталистив организма), и потому они сознательно должны сдерживать свои стремления по повышению наценки на издержки товаров вследствие временно возникшего ажиотажного спроса.

 Затраты компании  включают в себя не только  издержки по приобретению станков,  оборудования, комплектующих изделий  и т.п., но и издержки по оплате  труда наем работников.

 По внеш видимости  представляется, что повышение издержек  компаний, связанных с оплатой труда сотрудников, также обуславливает инфляцию в нац эк-ке, однако в действит-ти здесь нет такой же прямой причинно-следственной связи, как и в отн-и эл-тов технич механизма предприятия.

 Дело в том, что  оплата труда наемных работников определяется( должна) не только на частном уровне, т.е.в отношениях между компанией и работниками, но и на нац и коллективном уровне. На нац уровне должен определяться прожиточный минимум, ниже которого оплата труда не должна быть ни в 1 компании. В отношениях между компанией и каждым частным работником может(должна) определяться след структурная часть оплаты труда. Величина этой части зависит с 1 стороны от уровня проф способностей наем работников, а с др стороны от объема его производствен обязанностей(ф-ций). И повышение этой структурной части оплаты труда не обосновано и вряд ли может произойти. Но даже если такое произойдет, то это событие будет иметь локальный и неафишируемый хар-р, и вследствие этого практически не может оказать существен влияния на провоцирование инфляции на рынке.

 Но если даже  в компаниях тех или иных  отраслей по каким-либо причинам  произойдет необоснованное повышение  оплаты труда, то это вряд  ли вызовет всплеск инфляции  на рынке.

В эк лит-ре часто указ-ся на такую причину инфляции, как повышение личных доходов нас-я страны. Такую причину инфляции вряб ли можно считать обоснованной. Повыш-е доходной части семейных бюджетов ведет не столько к желанию платить больше за традиционно приобретаемые тов продукты, сколько к стремлению к расширению ассортимента этих продуктов, приобретению более качествен товаров, к накоплению на приобретение дорогостоящ тов продуктов. Приобретение тов продуктов для удовлетворения личных потребностей означает создание конечного продукта. А 1 из законов развития рынка сост в том, что размер конечн продукта оказывает прямое влияние на размер создаваемого НВД. Этот закон свидетельствует о том, что интересы компаний и наем работников в части распределения прибыли не только противоречивы, но и нах-ся в единстве.


Т.о.повышение оплаты труда наем работников не имеет однозначн влияния на уровень инфляц процессов в стране( на рынке).


 

40. Причины  инфляции, содержащиеся в деятельности  государства.

Другое дело, если повыш-е  уровня оплаты труда будет происходить  у работников т.н.бюджетной сферы. В усл-ях демократич режима правит-во страны имеет обыкновение задолго до реального повыш-я оплаты труда, а также пенсий, стипендий и др, декларировать об этом довольно длит время. И это неизбежно порождает на рынке инфляцион настроение, кот рано или поздно воплощается в реальных инфляц процессах. Преодоление данной причины инфляции предполагает проведение либо более нравствен политики, либо коренное политич переустройство общества.

 Рассмотренная причина  инфляции может усугубиться еще тем. Если гос-во повысит уровень доходов «бюджетников» не за счет собираемых налогов, а за счет эмиссии ДС, произведенной в нарушениях требований закона ден обращения.

 Такая причина инфляции  должна быть исключена в принципе, т.е.как на теор, так и на  практич уровне.

 След причиной инфляции, кот часто указ-ся в лит-ре, явл дефицит гос бюджета, причем  также покрываемый необоснованной  эмиссией. Дефицит гос бюджета  означает нарушение равновесия  гос-ва в бюдж сфере, и как  всякое нарушение равновесия, оно  безусловно вызывает инфляцию даже в том случае, если дефицитные статьи гос бюджета не будут покрываться необоснованной эмиссией. Гос-во также, как и остальные участники рын процесса, должно следовать требованиям объективного закона развития рынка, состоящего в том, что доходная и расходная части бюджета любого участника рын отношений должны нах-ся в равновесии, должна быть равны. Как бы по умолчанию имеется ввиду, что профицит гос бюджета не будет обуславливать инфляцию в стране( на рынке); более того, он должен ее сдерживать.

 Ден единицы тем  отличаются от товаров, что  они однажды появившись на  рынке уже остаются навсегда, в то вр. Как тов продукты  входя в сферу потребления(  в первую очередь личного и  гос) уходят с рынка. И если  не будет постоянного возобновления их производства, то инфляция может достичь самых выс размеров. Для постоянного возобновления товаров компаниям чаще всего не хватает собств ср-в, и они вынуждены на те или иные цели привлекать заем средства; прежде всего у банков.

 Для обеспечение  устойчивого равновесного развития рынка в плане производства товаров, банки должны иметь возможность предоставлять кредиты в относит-но больших размерах на относит-но длит сроки под доступные, сравнительно низкие банк %. Размер банк % изначально опред-ся вел-ной ставки рефинансир-я. Чем эта ставка будет выше, тем будет выше банк %; тем меньше будут привлекаться банк кредиты, а соотв-но, процесс производства нов товаров будет сдерживаться, что неизбежно повлечет за собой инфляцию. Т.о.в цепочке : ставка рефин-я и уровень инфляции доминирующее место принадлежит первому эл-ту. Чем меньше размер учетной ставки, тем меньше уровень инфляции, а не наоборот, хотя в лит-ре часто указ-ся на то, что размер учетн ставки должен, во-первых, ориентироваться на уровень инфляции, а, во-вторых, выс ставкой рефинансир-я сдерживать уровень инфляции на рынке. В действит-ти такие положения явл науч необоснованными; о чем в частности свидетельствует опыт развитых зап стран. В большинстве из них ставка реф-я ЦБ составляет менее 4%. Для преодоления данной причины инфляции необходимо с 1 стороны ее совершенно четкое науч понимание, а с др стороны такое коренное переустройство нац банк системы, при кот учетная ставка отсутствовала вовсе.

 В совр усл-ях  эк-ка почти каждой страны мира  зависит от внеш окружения, от реализации внеш рын связей. Рез-т реализации этих связей отражается в платежн балансе страны. Частью этого баланса явл (внешне-)торговый баланс страны. Практически он бывает как и гос бюджет с отриц или положит сальдо. Любой из этих вар-тов приводит к инфляц процессам в стране. Положит (внешне-)торговый баланс страны, обуславливаемый повышением экспорта над импортом, приводит к тому, что страна как бы недополучает опред объем тов продуктов из мирового хоз-ва. Этот недостаток приводит к тому, что рын обеспечение нац ден единицы становится меньше. Т.е.обуславливается инфляция.

 Дефицитный же (внешне-)торговый  баланс страны приводит к понижению  обменного курса нац валюты, а  следовательно повышению цен  на импортные товары, а вслед  за повышением цен на импортные товары начинают расти и цены товаров отечествен производства. И это общ повышение цен на импортн и отеч товары также означает инфляцию на рынке. Данная причина указывает и на путь ее преодоления. Он сост в том, что внешнеторг баланс страны как часть платежн баланса должен иметь нулевое сальдо, т.е.размер экспорта и импорта в ден выражении должен быть равен.

 След причинами  инфляции явл неравновесный валютн  баланс страны и диспаритетный  обмен курс нац валюты.


 

41. Антиинфляционная политика.

Прав-во каждой страны, находящейся  в кризисе, должно проводить антиинфл-ую политику. Методы борьбы с инфл-ей могут  быть прямые и косвенные. Прямые методы борьбы с инфл-ей, включают в себя: 1. Прямое и непосредствен регул-ние гос-ом кредитов и тем самым - ден массы; 2. Гос регул-ние цен; 3. Гос-ное (по соглашению с профсоюзами) регул-ние з\п; 4. Гос регул-ние внеш торговли, ввоза и вывоза капитала и валют курса.  Косвенные методы. 1)Регул-ние общей массы денег через управ-е ими Цбанком; 2)Регул-ние ссудного и учетного процесса ком банков через упр-ние ими Цбанком; 3)Обязательные резервы ком банков, операции Цбанка на открытом рынке ценных бумаг. Первоочередные антиинфляционные методы. 1.Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов. а) установление порядка выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая; б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание разрушенного  инвестиционного поля народного  хозяйства, без чего функционирование  экономики становится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями.

Хозяйственные связи  предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему  крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать  в рамках отдельных регионов, в  общероссийском и межгосударственном масштабе.

4. Взамен налога на  добавленную стоимость, стимулирующего  в современных условиях хозяйствования  в России рост инфляции и  крайне трудно поддающегося контролю  налоговых инспекций, определить  основным платежом в бюджет  налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5. На время кризиса  необходимо централизовать банковскую  систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

6. Для стабилизации  потребительского рынка целесообразно: а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен; б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива

(по наличному и  безналичному расчету) по бесприбыльным  розничным ценам.

Такого рода кооперативное  движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику.

Потребкооперация будет  способствовать нормализации цен и  вне кооперативного сектора.

7. В течение кризисного  периода следует также проводить  рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

Информация о работе Шпаргалки по "Деньги, кредит, банки"