Шпаргалки по "Деньги, кредит, банки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 02:15, шпаргалка

Описание работы

1. Объекты, предметы и особенности дисциплины «Деньги. Кредит. Банки»; связь её с другими учебными дисциплинами.
Дисциплина д.к.б. корреспондируется с различными дисциплинами экономического характера: финансы, экономика организаций и предприятий, экономическая история. Особенность дисциплины д.к.б. заключается в том, что она рассматривает свои объекты и предметы как некоторый фрагмент целостного образования. В качестве такого образования выступает рынок, т.е. под рынком имеется в виду страна.

Файлы: 1 файл

Dengi_Krediit_Banki-Shpory (4).doc

— 710.50 Кб (Скачать файл)

Арифметический закон  – суммирование элементов, частей.

Диалектический закон  – целое, в которое вошли части, больше, чем эти части отдельно(это целое имеет свойства, которые не имеют по отдельности эти элементы)(цена потребит свойств – наценка).

Цена  новых потребит свойств произведенных товаров  – эк основа создания НВД, т.е.основа появления новых ден ед-ц в рын обороте. Соотв-но сами эти свойства явл источником появл-я новых ден ед-ц на рынке.

Она(отеч школа) констатирует, что увеличение общ. кол-ва денег  на рынке происходит вследствие ВНД, кот. представляет собой сумму прибыли  компаний всех отраслей нац. экон-ки за опред. период времени (год).

Экон. же основой прибыли  каждой отдельной компании, выступает  та часть цены произведённых и  реализованных товаров, кот. превышает  их издержки. Что представляет собой  данная часть товара? ВП (издержки) + ВД (полезность; сумма цен товаров – это цена потребит. св-в произв. и реализов. товаров).

Т.о. денег становится больше из-за того, что мы произвели  новый продукт. Производя новый  продукт, мы привлекаем различные ресурсы. И в итоге, при их сложении (ресурсов) получается новый товар + полезность товара. Именно из-за этого денег на рынке и становится больше. Мы платим не только за сам товар, но и за его полезность.

Наш валовой доход - это  сумма, превышающая цену издержек.


 

26. Эмиссия  наличных денежных средств в условиях золотослиткового (золотодевизного) типа денежной системы.

Создание НВД участниками  эк отнош-й обуславливает необходимость  осущ-я эмиссии нал ден средств, компании всех отраслей нац эк-ки создают  новые ден ед-цы тем, что наполняют  их соответствующим рын обеспечением. Но они не могут эти вновь рожденные ден ед-цы обеспечивать законными носителями – ден знаками. Этим занимается эмис. центр страны. Появл-е новых ден ед-ц на рынке – двуединый процесс – процесс рождения (в виде создания НВД) и процесс произв-ва ден ед-ц, обозначенных на нал ден знаках. Эти 2 стороны 1 и того же процесса должны быть синхронизированы. Вопрос о том, на что именно должна ориентироваться эмиссия нал ден средств в разное время решался по-разному. Так, в период золотослитк ден системы эмиссия ориентировалась (должна была) на прирост монетар золота у эмитента, но от такой практики пришлось отказаться. Соотв-но, и отказаться от свободной конвертации бумаж ден средств на то кол-во золота, кот они декларативно представляли. В рамках такой ден системы имелось ввиду, что поскольку ден ед-цы, обозначенные на бумаж ден знаках, обеспечиваются золотом, постольку рын сделка представляет собой обмен эквивалентов. С отменой же золотослит системы стало очевидным, что рын сделка представляет собой акт не обмена эквивалентов, а купли тов продуктов – продажи товаров. Соотв-но, в этих усл-ях эмиссия нал ДС должна быть ориентирована не на прирост монетар золота у эмитента, а на другое.


 

27. Эмиссия  наличных денежных средств в  условиях фидуциарного типа денежной системы.

Эмиссия нал ден средств  в рамках т.н. фидуциарной ден  системы должна ориентироваться  на вел-ну созданного (создаваемого) НВД. Однако, на практике такое не происходит. В странах, чья валюта явл свободно конвертируемой, эмиссия нал ден средств происходит, ориентируясь не столько на (прирост) НВД, сколько на др показатели (на дефицит гос бюджета и платеж баланса страны). В действит-ти же эмиссия ден средств в стране должна ориентироваться на вел-ну создаваемого НВД. В рамках данного типа ден системы ден ед-цы обеспечиваются не золотовалют резервами эмисс центра (ЦБ), а всем тем, что представлено на рынке в целом. Соотв-но в этих усл-ях рын сделки представляют собой акты не обмена, а купли тов прод-тов – продажи товаров; и эмис центр (ЦБ) выступает и должен рассматриваться как орган соединяющий собой с 1 стороны гос-во, а с др – нац эк-ку, сферу сем хоз-в, оборот цен бумаг, а также рынок с мировым хоз-вом.


 

28. Выпуск  эмиссионных средств в денежный  оборот.

След важным вопросом в реализации эмиссионной деятельности явл вопрос о введении эмиссионных средств в рын оборот. Вариантами такого введения явл: 1)рефинан-ние ком банкам и предоставл-е кредитов правит-ву страны. Введение в оборот эмис. средств посредством рефинан-ния неизбежно обуславливает на рынке инфляцию. Средства, вводимые в оборот, прибавляются к нему; и тем самым происх понижение рын обеспечения нац ден ед-цы, т.е. инфляция. Рефинан-мо-эмис. средства впоследствии должны быть возвращены ЦБ, и, тем самым, в нац эк-ке и в системе ком банков будет нарушено органически сложившееся соотн-е между разл частями ден оборота. Восстановление ее будет осуществлено сначала в системе ком банков, потом в нац эк-ке, а должно быть наоборот. 2)проведение операций на «открытом» рынке. Имеет довольно опосредованное отношение к восстан-ию орган-и сложившейся структуры ден оборота. Дело в том, что в сфере оборота цен бумаг этот НВД не создается. Цен бумаги представляют опред обеспечение, представленное имеющимся капиталом и будущ доходами, а эмис средства ЦБ имеют почти символич рын обеспечение, и потому приобретение на необеспеченные ДС активов, имеющих свое рын обеспечение, вызывает инфляцию. 3) приобретение валют выр-ки у отеч экспортеров и обмен иностр валюты иностр инвесторам. Введение эмис средств в рын оборот хар-рен для стран, не имеющих собств свободно конвертир валюты. Они постоянно накапливают свои золотовалют резервы, путем приобретения валют выручки у отеч экспортеров и у иностр лиц-инвесторов. Этио означает явное понижение рын обеспечения нац ден ед-цы. Чтобы его компенсировать, в страну должны быть импортированы тов продукты, приобретенные за отеч валюту для того, чтобы товары, ушедшие с рынка,  были заменены на тов продукты, вошедшие в рынок, а увеличившееся кол-во денег на рынке было компенсировано соответствующим сокращением кол-ва ден ед-ц, ушедших с рынка. Т.к. в условиях совр мир валютной системы такой практики нет, то обмен Цбанком своих эмис средств на экспорт. выручку и на средства иностр инвесторов приводит к инфляции. 4)предоставление этих средств почти на безвозмездной основе правит-ву страны (или банкам, обслуживающих своих клиентов). В нашей стране ЦБ принадлежит гос-ву. И эмисс средства также явл принадлежностью гос-ва, а точнее, общ принадлежность всего рынка, а не как частная собственность эмисс центра. И потому, эмисс средства должны вводиться в оборот посредством реализации нац интересов. В таких условиях направление эмисс средств в доходную часть гос бюджета вполне обосновано. Эти средства будут выступать как часть уже созданного НВД. Инфляции в этом случае исключена в принципе. Посредством такого введения необходимая пропорция между нал и безнал ДС будет восстановлена, оперативно, в нац эк-ке, в сфере семейн хоз-в.


 

29. Законы  денежного обращения в условиях  металлического типа денежной системы. Суть и недостатки «правила монетаристов».

«Какое же количество ден средств необходимо для обеспечения  бесперебойности рын оборота?»  Ответ - содержание закона ден обращения. В условиях золотомонетной ден системы  этот вопрос решался по средствам след формулы: M = ∑P/V, где М-кол-во денег в обороте; ∑P-сумма цен товаров; V-скорость обращения одноимен ден единиц. Дополнением к такому пониманию закона ден обращения в условиях уже золотослитковой ден системы стало то, что эмиссия бум ден средств  производилась (должна была производиться) с ориентацией на кол-во золота, имеющегося у эмис. центра. Необходимо отметить, что на рынке существуют две величины: сумма цен товаров и сумма цен товар продуктов. Сумма цен товаров - сумма, складывающаяся из суммы цен всех товаров, представленных на рынке к продаже. Сумма цен товар продуктов - размер бюджет. возможностей всех покупателей, действующих на рынке. «Правило монетаристов» (М.Фридман)- ден масса должна возрастать в пределах 2-3% (3-5% при приросте НВП). Недостатками: 1)к деньгам относятся чисто механически; 2)не понятно о какой структуре ден средств говорят: о нал или безнал ден. средствах; 3)величины 2-3% (3-5%) должны определяться не заранее (априори), а по итогам функц-ния рынка (апостореори). Рассмотренные законы ден обращения не дают удов-ного ответа на вопрос о том: «какое кол-во ден средств должно быть в обороте».   Такая постановка вопроса была правомерна в условиях золотомонетной денежной системы, когда действительно следовало поддерживать определенное соотношение между количеством золотых (серебряных) монет, находящихся в обращении, и объемом товарных продуктов, представленных на рынке к продаже. В принципе, такая же постановка вопроса была характерна и для золотослитковой денежной системы. И следует обратить внимание, что закон денежного обращения (И. Фишера) был предложен в условиях именно металлического типа денежной системы. При переходе от металлического типа к фидуциарному типу денежной системы было предложено «правило монетаристов», как собственно нечто альтернативное уравнению обмена И. Фишера; но это альтернативное предложение по регулированию объема денежной массы (денежных средств на рынке) содержит в себе те недостатки, которые были перечислены выше.


 

30. Закон  денежного обращения в условиях фидуциарного типа денежной системы.

В условиях фидуциарного типа ден системы вопрос должен состоять в том: «каков должен быть размер эмиссии  нал ден средств». Деньги –числ  выражение рын обеспечения товаров; одна нац ден единица - кратно уменьшенный рынок. Это рын обеспечение одной ден единицы составляет ее масштаб. Суть ответа: на рынке более или менее органично складывается соотношение между нал и безнал ден средствами, и это соотношение – это органично сложившееся структура ден массы (ден средств) должна постоянно воспро-ться. Вследствие осуществления оборота капитала участниками эк отношений создается НВД. Этот НВД - нов ден единицы, которые были рождены участниками эк отношений, но участники не обеспечивают их необходимыми законными внешними носителями (ден знаками), их про-ом занимается эмисс. центр.  Именно он должен следовать закону ден обращения, т.е. размер эмиссии нал ден средств должен ориентироваться на объем созданного НВД и на органически сложив-ся структуру ден оборота на рынке, т.е. по формуле: Э = (НВД-КЗ')*(НДО-НДО),  где Э - эмиссия ден средств; НДО – нал ден оборот, КЗ'- кредит задол-сть («тело кредита» - %, т.к. % - это те деньги, которые являются вновь созданными). В рассматриваемой формуле из удельного веса нал ден оборота необходимо вычесть ту величину, на которую он сократился, т.к. снижается удел вес нал ден обращения. Содержание данного закона говорит о том, что эмиссия бум ден средств в пределах, не превышающих удел вес ден оборота в стране в безнал форме, должна быть произведена. Т.о. общее кол-во бум ден средств должно равняться объему ден оборота на рынке. Эта часть бум ден средств, соответствующая объему безнал ден обращения должна быть направлена на обслуж-ие внеш рын оборота.  Для поддержания валют баланса необходимо, чтобы валюта всех стран мира, имеющих внеш рын связи, была свободно конвертируемой. Современ деление валют на свободно конвертир, частично конвер и неконвер, а так же наличие междунар резер валюты  явл алогичным. Т.о. закон ден обращения призван регул-ть ден обращение не только внутри страны, но и сфере внеш рын связей.


 

31. Методы  государственного регулирования  денежного оборота.

Рынок в общем плане  представляет собой единство реализации обыкновенных эк-их законов и сознат. регул-ия рын процессов со стороны гос-ва. Гос-во призвано проводить сознательную эк. политику, направленную на обеспечение возрастания рынка, прежде всего в форме создания НВД и на обеспечение равновес. развития рынка. Это относится и к ЦБ. Он призван поддерживать стабильность нац. банк. системы, ден. оборота на рынке, а также равномерность развития всех отраслей нац эк-ки и регионов страны. ЦБ для этого использует различные методы - способы воздействия дан. регулирующего органа на конкретные рын институты, явления и процессы. Методы, используемы ЦБ: общие и селективные, ры. и админист-ые, прямые и косвенные. Общие методы - те, которые воздействуют на конъюнктуру рынка во всем его масштабе. Например, рефинан-ние, ставка рефинан-ния; рефинан-ние, ставка обязательного рефинан-ния; операции на открытом рынке. Селективные методы те, которые воздействуют на отдельные сферы рынка или же отдельные рын процессы. Примеры: Контроль по отдельным видам кредитов, Регул-ние рисков по ликвидности банк операций, Предоставление рефин-мых средств наиболее надежным ком банкам и т.п. Рын методы - те, которые воздействуют на эк интересы участников рын отношений. Пример: все, выше перечислен, а так же операции с валютой, эмиссией цен бумаг от своего имени и т.п. Админист-ые методы вкл-ют в себя регламентацию деят-ти участников рын отношений; а также проверку исполнения ими регламент-их положений. Прямые методы - вмешательство ЦБ в деят-ти ком банков. В частности при проведении процедуры их банкротства. Косвенные методы вкл в себя, например, индикативное план-ние, краткие и среднесроч прогнозы развития или иных рын процессов, сообщение о запасах золотовалют резервов и т.п.


 

32. Понятие наличных денежных средств. Денежные знаки.

Одна из важнейших  структур ден обращения заключается  в том, что она включает в себя две основные части: нал и безнал ден обращения. Нал ден средства - то кол-во ден единиц, которое обозначено на всех ден знаках. Эти знаки - законные внешние носители ден единиц. Их законность обуславливается и подтверждается наличием в них определенных обозначений, которые часто именуют как степени защиты от подделки. Бум ден знаки должны быть произведены в таком кол-ве, с такими степенями защиты от подделки, которые не доступны для воспр-ва. Наличие таких обозначений составляет одну из основных частей издержек их про-ва.  Они должны достаточно просто обнаруживаться с помощью определенной орг. Техники. На бум и метал ден знаках чаще всего, кроме номинала, изображается то, что символ-ет единство и величие нации (портреты здравствующего государя или отцов-основателей дан гос-ва; объекты матер-ной, культур и дух жизни нации). Частый переход этих знаков из рук в руки усугубляет их относительно быстрое изнашивание. Поэтому они должны эмис-ным центром про-ться из особо прочного материала. В зависимости от номинала определяется его срок исп-ния. Общая тенденция состоит в том, что бум ден знаки большего номинала ветшают медленнее и потому находятся в обращении более длительный срок. Ветхие банкноты должны выводиться из обращения эмис-ым центром на компенсационной основе. Но, структура кол-ва ден единиц, выпускаемых эмис-ым центром в обращении, может быть иной. Ден цена метал ден знаков значительно превышает номинала изображаемого на них. Но вследствие увеличения продол-сти исп-ния таких знаков, затраты на их про-во оправдывается.


 

33. Участники  и принципы организации наличного  денежного обращения.

Наличными денежными  средствами располагают практически  все участники рыночных отношений – ЦБ, коммерческие банки, компании национальной экономики, государственные унитарные предприятия, общественные организации, население, местные и региональные органы управления; наиболее же крупным участником наличного денежного обращения выступает государство, представлено, прежде всего, Минфином.

Первым, кто начинает оперировать наличными денежными средствами является ЦБ. Он производит эмиссию этих средств и вводит их в оборот тем или иным путем, например, рефинансирую коммерческие банки.

Коммерческие  банки свои средства содержат в 2-х видах: безналичной и наличной. Наличные денежные средства находятся в операционных кассах, которые обязаны соблюдать определенный регламент работы, остановленный ЦБ. Получение наличных денежных средств коммерческими банками от ЦБ и от компаний происходит в основном по средствам инкассации.

У частных  компаний, государственных унитарных предприятий, некоммерческих и общественных организаций наличные денежные средства, как и у банков, находятся в кассе. Для них устанавливается лимит остатка наличных средств. Средства, превышающие этот лимит, должны быть сданы в банк, обслуживающий компанию.

Наиболее широкое использование  наличных денежных средств осуществляется населением, большую часть которого составляют наемные работники. С одной стороны, населении в наличной форме получает плату за труд, либо обналичивает банковские карты в банкоматах, а, с другой стороны, использует наличные средства при оплате товарных продуктов на предприятия розничной торговли и в сфере услуг.

Самым крупным объемом  наличных денежных средств располагает  и оперирует государство, представленное Минфином. Оно проводит налоговую, бюджетную, казначейскую и государственную инвестиционную политику. налоги собираются, доходы распределяются и направляются бюджетополучателю в большей части в наличной форме.

Организует и регламентирует проведение наличного денежного оборота в стране ЦБ, устанавливающий порядок ведения кассовой дисциплины. Этот порядок включает в себя общее правило формы первичных кассовых документов, различные формы отчетности, которыми должны руководствоваться все компании и организации, осуществляющие оборот наличных денежных средств через свои кассы.

Контроль над соблюдением  порядка ведения кассовой дисциплины у коммерческих банков осуществляет сам ЦБ, а у компаний и организаций  налоговая служба, а в некоторых  странах КБ.

Информация о работе Шпаргалки по "Деньги, кредит, банки"