Шпаргалки по "Деньги, кредит, банки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 02:15, шпаргалка

Описание работы

1. Объекты, предметы и особенности дисциплины «Деньги. Кредит. Банки»; связь её с другими учебными дисциплинами.
Дисциплина д.к.б. корреспондируется с различными дисциплинами экономического характера: финансы, экономика организаций и предприятий, экономическая история. Особенность дисциплины д.к.б. заключается в том, что она рассматривает свои объекты и предметы как некоторый фрагмент целостного образования. В качестве такого образования выступает рынок, т.е. под рынком имеется в виду страна.

Файлы: 1 файл

Dengi_Krediit_Banki-Shpory (4).doc

— 710.50 Кб (Скачать файл)

 Довольно активное  восстан-е послевоенной эк-ки в зап европ странах, Японии и разв-е внеш рын отн-й обуславливало все большую потребность в амер долларах, обслуживающих эти отн-я. В то же время у США заметно замедлились темпы роста запасов золота. Это постепенно приводило к тому, что кажд последующая партия эмиссион ср-в ( в) США, вводимых во внеш рын оборот, была все менее обеспечена золотом; это при обязательстве США свободной конвертации амер долларов на соотв-щее кол-во золота. Нарастание этого противоречия вынудило к началу 70-х сначала девальвировать доллар, т.е.понизить кол-во золота в 1 ден. Ед-це, а затем приостановить(1971) и, наконец, полностью отказаться от свободной конвертации амер долларов на соотв-щее кол-во золота. Тем самым был нанесен удар по основам Бреттон-вудской мир валютн системы, и соотв-но возникла необх-ть формир-я новой системы на новых усл-ях. Для реш-я этого вопроса в 1976г.в Кингстоне(столица Ямайки) была созвана след междунар монетарн конференция, кот сформулир-ла новую мир валютн систему – Ямайскую.


 

45. Ямайская валютная система и проблемы формирования новой мировой валютной системы.

Ямайская валютная система  — современный международный  валютный механизм.

В 1976г.в Кингстоне(столица  Ямайки) была созвана след междунар монетарн конференция, кот сформулир-ла новую мир валютн систему – Ямайскую. Осн положения данной системы сводятся к след:

1)отменялась конвертация  нац валют всех стран в золота. И тем самым становилось очевидным,  что деньги – не золото, не  всеобщ эквивалент, как считалось  на протяжении всей предшествующей рын истории и истории эк мысли.

2)отменялся фиксир  обмен курс нац валют по  золотому обеспеч-ю ден ед-цы  и устанавл-ся плавающий обмен  курс нац валют в соотв-ии  с их рын обеспечением.

3)в кач-ве ср-ва  для проведения расчетов во  внеш рын связях стала исп-ся валюта не одних только США, но и валюты Великобр, ФРГ, Франции и Японии. Эти страны, валюта кот стала свободно конвертируемой, также принимали на себя об-ва ее эмиссии в объеме, требуемом для осущ-я в нем рын оборота и пополнения валютн резервов тех стран, у кот своя валюта не была свободно конвертируемой.

4)при этом МВФ предоставлялись  доп полномочия по контролю  над валютн политикой стран-участниц  новой мир валютн системы.

Т.о.в рамках данной валютн системы теперь уже не одни США, а  и целый ряд др стран брали на себя об-ва собственно нарушать треб-я закона ден обращ-я. Одно из положений данного закона сост в том, что страна может пустить во внеш рын оборот своей нац валюты не облее того кол-ва, кот явл практич-ки излишним для обслуж-я внутр рын оборота. Превыш-е этого предела несет в себе опасность возникновения информ процессов в стране; вместе с тем такая как бы сверхнормативная валюта, обращающаяся за рамками страны, явл не вполне обеспеченной; и в последующем она становится все более лишь декларативно обеспеченной рын покрытием страны-эмитента. Для введения нов эмиссион средств во внеш рын оборот страны–эмитенты свободно конвертируемые валюты составляют свои платежн балансы и гос бюджеты с дефицитом, покрываю их своими эмиссион средствами. Более того, неолиберальная школа эк мысли даже утверждает, что нал-е дефицита гос бюджета и платежн баланса даже допустимо в опред границах. Совр же практика пок-ет, что следование положениям данной школы привело на грань банкротства целый ряд гос-в, долг которых уже приблизился или превышает размер НВП, и выхода из этого состояния практич-ки нет.

 Т.о.мир хоз-во, следуя  положениям Яамйской мир валютн  системы, оказалось в кризисе,  тупике. Следоват-но, необходима новая  мир валютн система, основанная  на принципиально иных усл-ях. 1 из таких усл-й явл безусловное следование требованиям объективного закона развития рынка – закона ден обращения.

 Это означает в  т.ч.то, что никакой мир резервной  валюты не м.б.в принципе. Валюта  каждой страны должна обеспечиваться всем тем потенциалом, которым располагает та или иная страна.


 

46. Понятие  платёжного и расчётного баланса  страны в системе валютного  регулирования.

Платежный баланс – это соотношение фактических платежей, произведенных данной страной за границей, и поступлений, полученных ею из-за границы, за определенный период времени.

В совр усл-ях практич  ни 1 страна мира не производит весь спектр товаров, необходимых для удовл-я  производствен, личных и гос потребностей. Вместе с тем, в отраслевой структуре  нац эк-ки большинства стран мира имеются такие отрасли, в рамках кот производится объем товаров, превышающий потребности данного рынка, что обуславливает необх-ть экспорта товаров, производимых компаниями данной отрасли.

Кроме того, совр ур-нь мировой  эк интеграции обуславливает относит свободу миграции инвест средств; а также относит свободную миграцию труд ресурсов.

 Движение товаров,  инвест средств, людей, выраженное  в ден форме, отражается в  платежн балансе стран.

Состояние и структура  этого баланса явл отражением как общ состояния рынка, так и текущего состояния в деле создания НВП. Платежн баланс можно определить как за некот период времени, так и на конкретн дату. Кроме того, его так же, как и размер гос бюджета, ур-нь оплаты труда, ур-нь инфляции, прогнозируют(составляют) на год. Платежн баланс, составленный на предстоящий срок(1 год), наз расчетным балансом. Рынок – есть саморегулир-ся образ-е, но в его рамках есть орган, кот призван прогнозир-ть и регулир-ть развитие рын процессов, в т.ч.в части внеш рын связей страны. Таковым органом явл гос-во, а его представителем, занимающимся прогнозир-ем и контролем над платежн балансом, выступает центр банк страны. Именно в его компетенции нах-сся составление расчетного баланса страны.

При составлении этого  баланса гос-во(ЦБ) должно исходить из след положений:

1)размер средств, участвующих  во внеш рын обороте и отражающихся  в платежн балансе страны, по  оценкам специалистов не должен  превышать 20% от вел-ны создаваемого  НВП. В противном случае страна  окажется в чрезмерной зав-ти от тех обстоятельств, кот не нах-ся под контролем гос-ва(правит-ва страны).

Так, превышение этой меры в странах Зап Европы привело  не только к созданию нового гос  образования – ЕС, но и к утрате определенной части суверенитета стран-участниц этого образ-я. В частности, у этих стран не стало не только нац валюты, но и платежн баланса; теперь он составляется в целом по ЕС.

2)платежн(расчетный)  баланс страны должен быть  сбалансированным, равновесным. Он  м.б.не таковым в отн-ях с  отдельными странами, т.е.с какими-то быть профицитным, а с какими-то дефицитным, но в целом он должен быть равновесным, т.е.профициты и дефициты с отдельными странами должны взаимно погашаться.

Нал-е равновесного платежн  баланса страны явл 1 из важнейщ усл-й  равновесного развития рынка в целом.


 

47. Статьи платёжного баланса страны.

Согласно 5-му изданию «Руководство по платежному балансу» от 1993 г., принятым МВФ, платежный  баланс страны включает в себя 2 раздела:

1)Счет текущих операций. Представляет собой соотношение  между притоком валюты в страну в виде:

-Экспортной выручки,  получаемой от нерезидентов за  приобретенные ими товары и  услуги.

-Выручки, получаемой  от иностранцев, приезжающих в  страну в туристические поездки,  служебные поездки и т.п.

-Выручки, получаемой  гражданами страны за рубежом и присылаемее своим семьям, проживающим в данной стране.

-Доходов от инвестиций, ранее сделанных резидентами  за рубежом и присылаемых в  страну.

-Текущих трансфертов.

2)Счет операций с  капиталом и финансовыми инструментами.  Отток валюты из страны в виде:

-Расходов резидентов  на импорт товарных продуктов,  услуг.

-Расход граждан данной  страны, выезжающих за рубеж в  туристические поездки, служебные  поездки и т.п.

-Расходов от компаний, функционирующих в стране, на  оплату труда иностранных рабочих и высылаемых ими за рубеж своим семьям.

-Доходов от инвестиций, ранее сделанных нерезидентами  в данной стране и высылаемых  ими за рубеж.

-Текущих трансфертов.

Соотношение между размером валюты, полученной от нерезидентов в  виде экспортной выручки и величины валюты, полученной резидентами на импорт товарных продуктов, услуг составляет торговый баланс страны (правильнее было бы сказать,  внешнеторговый баланс). Данный баланс составляет часть счета текущих операций.

Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами включает в себя следующие статьи:

-Капитальные трансферты, выступающие в вид, например, передачи  основного капитала в пользу  иностранного лица, списания долгов  и т.п.

-Прямые инвестиции (более  10% акций).

-Портфельные инвестиции (менее 10% акций).

Все операции, которые не входят в состав прямых и портфельных инвестиций отражаются в статье «Прочие инвестиции».

В связи с тем, что  данные о размере притока и  оттока валюты фиксируются разными  государственными ведомствами (таможенный комитет, ЦБ, Минфин), практически невозможно в текущем периоде точно определить соотношение различных частей платежного баланса страны. Поэтому в него введена специальная статья «Чистых ошибок и пропусков».

Кроме того, в платежном  балансе страны принято включать изменения размеров резервов иностранной свободно конвертируемой валюты, запасов монетарного золота, SDR (специальные права заимствования), резервных средств в МВФ, кредиты МВФ.


 

48. Дефицит платёжного баланса страны.

Дефицит платежного баланса может иметь место в любом его сегменте: как разница между экспортом и импортом гражданских товаров; разница между экспортом и импортом военной продукции; в целом по торговому балансу; разница между экспортом и импортом услуг и т. д.

Одной из важнейших задач  МВФ явл рег-е междунар валютн отн-й и, прежде всего, в части платежн балансов стран – участников мировой валютн системы.

 Преимущ-но такое  рег-е в отн-и стран, не имеющих  собствен свободно конверт валюты, сводится к предоставлению кредитов  в случае дефицита платежн  баланса той или иной страны.

 Т.е.МВФ заботится  о поддержании в равновесном  состоянии платежн балансов стран.

 Между тем, он  предоставляет кредиты не под  нулевые %, а под %, соответствующие  текущей мировой хоз конъюктуре.

 Соотв-но, в последующем  в стране, покрывшей в текущем плане дефицит платежн даланса заемными средствами( от МВФ), в последующем придется изыскивать средства на покрытие не только того удельного веса платежн баланса страны, кот был дефицитным в текущ периоде, но и на погашение своей КЗ перед МВФ, в т.ч.в части %, под которые МВФ предоставил свои кредиты. В рез страны, обратившиеся за помощью к МВФ, оказываются перед ними в пост долгу. И зачастую просят новые займы на погашение существующей КЗ.

Такая рег-щая деят-ть МВФ привела к тому, что многие развивающиеся страны практически уже не смогут рассчитаться по своей КЗ перед МВФ. 1 из фундаментальных причин такого положения дел кроется в теории вопроса о платежном балансе, предложенной самим МВФ. Эта теория вопроса допускает нал-е дефицита платежн баланса страны. Причем, она допускает его нал-е не только у развивающихся, но и у эк развитых стран, обладающих собствен свободно конверт валютой. Нал-е дефицита платежн баланса у эк развитых стран со свободно конверт валютой не только допускается теорией баланса, предложенной МВФ, но и явл собственно вынужденной мерой в рамках сущ-щей, т.е.ямайской мир валютн системой. Согласно положениям этой системы страны, располагающие собствен свободно конверт валютой, приняли на себя об-ва обеспечивать его мировой рын(хоз) оборот, а также пополнение золотовалют резервов стран, не располагающих собствен свободно конверт валютой. Такое об-во эк развитых стран обуславливает необх-ть эмиссии своей валюты в нарушении требований закона ден обращ-я, т.е.ее эмиссия в размере значит-но превышающем ее пределы, допускающиеся требованиями названного закона развития рынка.

 Введение этих эмиссион  средств(этой свободно конверт  валюты) в мир хоз оборот происходит  посредством финансир-я эк развитыми  странами дефицитов своих гос  бюджетов, а также платежн балансов своих стран. Такое положение дел в мировом хоз-ве приводит к тому, что одни страны залезают в долги, а др пополняют на неэквивалентной основе свои рынки импортными товарами.

 Дело в том, что  затраты на эмиссию свободноконверт  валюты несопоставимо меньше затрат на произв-во товаров, импортируемых в страны – эмитенты свободноконверт валюты. Такое состояние мир хоз-ва, обусловленное сущностью совр мир валютн системой и теорией платежн баланса(МВФ), можно охар-ть как несправедливое. Причем, негативные последствия от такого положения дел испятявают не только развивающиеся, но и эк развитые страны, все мир хоз-во, обреченное в рамках ямайской мир валютн системы на пост повторение мировых хозяйственных кризисов, которые заведут (уже завели) мировое хоз-во в тупик.


 

49. Способы  преодоления дефицита платёжного  баланса страны.

Для снижения дефицита платеж баланса стран, не располагающих  собствен свободно конверт валютой, совр теория платеж баланса предлагает использ-е такого инструмента, как манипуляции с обмен курсом нац валюты, т.е. его девальвация(ревальвация) по отношению к иностр валютам.

 Однако, как показывает  практич вся мир хоз практика, ни 1 стране еще не удавалось  преодолеть проблемы (дефицит платежн  баланса) посредством девальвации(ревальвации) нац валюты, обмен курс нац валюты (в действит-ти) явл не инструментом рег-я проблем платежн баланса, а пок-лем развития(эк) страны. Согласно положениям отеч(нац-органической теории) школы эк мысли обмен курс нац валюты должен нах-ся не столько в сфере стихийного рег-я мировых рын процессов, сколько под контролем гос-ва, призванного отстаивать интересы гос-ва.

 След недостатком  теории платежн баланса (МВФ)  явл возможность компенсир-я дефицита  внешнеторг баланса профицитом  счета операций с капиталом и финн инструментами; и наоборот. Однако, и такое положение дел будет негативно сказываться на обеспечении равновесного развития рынка. Кажд статья платежн баланса страны должна быть равновесной сама по себе.

 Кроме того, представляется  необоснованным включение в состав платежн баланса страны статьи «изменение валютн резервов». Первые 2 статьи платежн баланса («счет текущ операций»; «счет операций с капиталом и финн инструментами») составляют часть НВП, экспортируемого, который компенсир-ся импортируемыми валовыми продуктами др стран. И подобно тому, как в рамках страны(рынка, нац капиталистич организма) не ставится под одной рубрикой НВП и обращающаяся ден масса, так и в рамках платежн баланса такого смешения не должно происходить. Валютн баланс страны должен иметь автономность от внешнеторг баланса страны.

Информация о работе Шпаргалки по "Деньги, кредит, банки"