Эффективность управления коммерческим банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка ОАО «Уралсиб». Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи: - раскрыть сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческих банков;
- выделить принципы организации системы расчетов и виды платежных операций; - обозначить основные этапы открытия и ведения счетов юридических лиц; - охарактеризовать основные аспекты проведения кассовых операций;
- проследить современные тенденции в технологии банковского обслуживания; - дать характеристику организации работы с юридическими лицами в банке ОАО «Уралсиб»;

Содержание работы

Введение… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 3
Глава 1.Расчетно-кассовое обслуживание клиентов
Банковский счет и проведение операций по нему… … … … … … …5
Безналичные расчеты… … … … … … … … … … … … … … … … 9
Прибыль и риски банка при осуществлении расчетно-кассового обслуживания… … … … … … … … … … … … … … … … … … 18
Глава 2. Анализ деятельности расчетно-кассового обслуживания клиентов на примере ОАО «УРАЛСИБ»
2.1. Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ»… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 21
2.2. Анализ расчетно-кассового обслуживания клиентов… … … … … 26
Заключение… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 33
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

ЧГПУ.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

Чек- это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем— лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком— банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Порядок и условия использования  чеков в платежном обороте  регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а в части, им не урегулированной,-другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Расчеты по инкассо представляют собой  банковскую операцию, посредством которой банк (далее-банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (далее— исполняющий банк).

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (сакцептом) или без его распоряжения (вбезакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (вбесспорном порядке).

Платежное требование является расчетным  документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через  банк.

Платежные требования применяются  при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Расчеты посредством платежных  требований могут осуществляться с  предварительным акцептом и без  акцепта плательщика.

Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:

1)установленных законодательством;

2)предусмотренных сторонами по  основному договору при условии  предоставления банку, обслуживающему  плательщика, права на списание  денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Срок для акцепта платежных  требований определяется сторонами  по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее трех рабочих дней.

При оформлении платежного требования кредитор (получатель средств) по основному договору в поле “Срок для акцепта” указывает количество дней, установленных договором для акцепта платежного требования. При отсутствии такого указания сроком для акцепта считаются три рабочих дня. На всех экземплярах принятых исполняющим банком платежных требований ответственный исполнитель банка в поле “Срок платежа” проставляет дату, по наступлении которой истекает срок акцепта платежного требования. День поступления в банк платежного требования в расчет указанной даты не принимается.

Последний экземпляр платежного требования используется в качестве извещения для акцепта и передается плательщику в тот же день, если документы поступили в операционное время, либо не позже следующего рабочего дня при поступлении документов по истечении операционного времени. Передача платежных требований плательщику осуществляется исполняющим банком в порядке, предусмотренном договором банковского счета.

Платежные требования помещаются исполняющим  банком в картотеку по внебалансовому счету №90901 “Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты” до получения акцепта плательщика либо наступления срока платежа.

Плательщик вправе отказаться полностью  или частично от акцепта платежных  требований по основаниям, предусмотренным  в основном договоре, в том числе  в случае несоответствия применяемой формы расчетов заключенному договору, с обязательной ссылкой на пункт, номер, дату договора и указанием мотивов отказа.

Вплатежном требовании на безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков на основании законодательства в поле “Условие оплаты” получатель средств проставляет “без акцепта”, а также делает ссылку на закон (суказанием его номера, даты принятия), на основании которого осуществляется взыскание. Вполе “Назначение платежа” взыскателем в установленных случаях указываются показания измерительных приборов и действующие тарифы.

В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств на основании  договора в поле “Условие оплаты”  получатель средств указывает “без акцепта”, а также дату, номер  основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право безакцептного списания.

Безакцептное списание денежных средств  со счета в случаях, предусмотренных  основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского  счета условия о безакцептном списании денежных средств либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке, наименовании товаров, работ или услуг, за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания).

Отсутствие условия о безакцептном списании денежных средств в договоре банковского счета либо дополнительного  соглашения к договору банковского  счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и  иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате платежного требования без акцепта. Данное платежное требование оплачивается в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта три рабочих дня.

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

1)в случаях, когда бесспорный  порядок взыскания денежных средств  установлен законодательством, в  том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

2)для взыскания по исполнительным  документам;

3)вслучаях, предусмотренных сторонами  по основному договору, при условии  предоставления банку, обслуживающему  плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Настоящая глава не распространяется на взыскание денежных средств в пользу взыскателя- физического лица по предъявленному им исполнительному документу непосредственно в банк, обслуживающий должника. Порядок такого взыскания устанавливается отдельным нормативным актом Банка России.

Безналичные расчеты с использованием вексельной формы расчетов представляет собой расчеты между поставщиком  и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа – векселя.

С векселями могут совершаться  следующие операции :

принятие к учёту ;

принятие в обеспечение по кредитным  договорам ;

принятие в счёт погашения просроченной задолженности по кредитным договорам.

Это удобная форма расчетов между  физическими и юридическими лицами, а также между предприятиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Прибыль и риски банка при осуществлении расчетно-кассового       обслуживания клиентов.

 Риски, связанные со спецификой  клиентов банка.

       По своей сути  банк — это коммерческое предприятие.  Основным принципом взаимоотношений  “Банк — Клиент” является  принцип получения прибыли банком при меньших затратах и принцип минимизации всех видов риска. Банк на самом деле может рисковать ( и он рискует ежедневно в процессе своей деятельности) своим собственным капиталом, но не капиталом клиента, его прибылью. С целью минимизации риска банк должен:

— диверсифицировать портфель своих  клиентов, что ведет к диверсификации всех видов риска, т.е. к его рассредоточению;

— стараться предоставлять кредиты  в виде более мелких сумм большему количеству клиентов;

— предоставлять большие суммы клиентам на консорциональной основе.

Уровень риска банка в зависимости  от размера клиента

       В зависимости  от размеров предприятия клиенты классифицируются на три группы:  мелкие,  средние и крупные.

Мелкие и средние заемщики более  гибкие, быстрее могут отреагировать на потребности рынка, клиента. Их структура более легкая, что дает им возможность быстрее менять направления своей деловой активности, получать высокую прибыль. Но мелкие и средние предприятия обычно имеют небольшой собственный капитал, что приводит к банкротству в условиях жесткой конкуренции, каких-то непредвиденных изменений политического и экономического характера (риск форс-мажорных обстоятельств). Часто они имеют небольшое количество клиентов, контролируют небольшие рыночные окна, ниши и сегменты. Поэтому количество банкротств выше для мелких и средних предприятий. Согласно статистическому анализу американских экономистов обычно около 50% вновь созданных мелких и средних предприятий разоряются в течение первых двух лет, и, как правило, не больше 10% из них продолжают существовать 7 лет после своего создания.

       Крупные предприятия,  наоборот, более инертны. Они не  реагируют быстро на изменения  в потребностях рынка и конкретного  потребителя. Они не часто меняют  направления своей деловой активности, но они имеют весомый собственный капитал и могут ”пережить” некоторые благоприятные экономические ситуации. Они имеют возможность осуществлять все виды гарантийного и послегарантийного сервисного обслуживания, тратить большие средства на разного рода рекламу. Иными словами, они почти всегда обеспечивают среднюю прибыль и рентабельность. Такие предприятия имеют возможность создавать дочерние фирмы, филиалы, расширять свой рынок, превратить его в международный.

 

 Уровень риска банка в зависимости от принадлежности клиента к различным видам собственности.

       По принадлежности  к различным видам собственности  производители могут быть  разделены  на следующие группы — государственные,  частные, кооперативные, акционерные.  Последние два вида могут быть совместными (транснациональными) и мононациональными. В зависимости от этого различные виды рисков приобретают большую или меньшую значимость в процессе их деятельности. Задачей банка является подбирать портфель своих клиентов таким образом, чтобы самому иметь оптимальное соотношение между активными и пассивными операциями, сохранять уровень своей ликвидности и рентабельности на необходимом для бесперебойной деятельности уровне.

       Для этой цели  необходимо, на наш взгляд, проводить  регулярный анализ уровня всех рисков, определять их оптимальное значение для каждого конкретного момента и использовать весь набор способов управления ими.

       И, наконец,  можно отметить еще несколько  способов управления уровнем  риска деятельности банков  и банковских учреждений. К ним можно отнести :

— предварительную оценку возможных  потерь с помощью прогнозных методов  анализа имеющейся статистической и динамической достоверности информации о деятельности самих банков, их клиентов, контрагентов, их поставщиков и посредников, конкурентов и различных групп контактных аудиторий. Для этой цели коммерческим банкам необходимо создать отделы, занимающиеся анализом уровня рисков и вырабатывающие меры по управлению ими в системе маркетинга.

— динамику процентных ставок, которые при увеличении степени риска увеличиваются, и наоборот, т.е. ставки по свободно обращающимся инструментам ниже ставок по инструментам с ограниченной обратимостью; ставки по пассивным операциям и операциям на межбанковском рынке обычно ниже ставок по активным операциям и кредитным операциям с клиентурой; чем стабильнее заемщик, тем ниже процентные ставки; долгосрочные меняются более плавно (с учетом временного сглаживания), чем краткосрочные; ставки по кредитам с обеспечением  и краткосрочными операциями ниже, чем ставки без обеспечения и по краткосрочным операциям;

— страхование кредита как гарантию на случай неблагоприятных обстоятельств;

— хеджирование (страхование риска);

— отказ от предложений заемщика при слишком большом риске;

— расчет условий кредита, применяемый в основном в случаях небольших займов и личного кредитования;

— диверсификацию риска, представляющую собой его рассредоточение. Она        может проявляться в различных  видах :

        а) предоставление  кредитов более        мелкими        суммами большему количеству клиентов при сохранении общего объема кредитования;            

       б) предоставление  кредитов на консорциональной  основе, когда для выдачи        большой суммы кредита объединяются  несколько банков, образуя консорциум;

       в) привлечение  депозитных вкладов, ценных бумаг  более мелкими суммами от        большего числа вкладчиков;

       г) получение  достаточного обеспечения по  выданным кредитам. Важными условиями  реализации последнего требования  являются наличие залогового права; умение правильно анализировать и оценивать платежеспособность заемщиков; правильная ориентация по оперативному взысканию долга; применение системы нормативов по активным и пассивным операциям. Они устанавливаются Центральным Банком и обязательны для выполнения.

Информация о работе Эффективность управления коммерческим банком