Эффективность управления коммерческим банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка ОАО «Уралсиб». Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи: - раскрыть сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческих банков;
- выделить принципы организации системы расчетов и виды платежных операций; - обозначить основные этапы открытия и ведения счетов юридических лиц; - охарактеризовать основные аспекты проведения кассовых операций;
- проследить современные тенденции в технологии банковского обслуживания; - дать характеристику организации работы с юридическими лицами в банке ОАО «Уралсиб»;

Содержание работы

Введение… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 3
Глава 1.Расчетно-кассовое обслуживание клиентов
Банковский счет и проведение операций по нему… … … … … … …5
Безналичные расчеты… … … … … … … … … … … … … … … … 9
Прибыль и риски банка при осуществлении расчетно-кассового обслуживания… … … … … … … … … … … … … … … … … … 18
Глава 2. Анализ деятельности расчетно-кассового обслуживания клиентов на примере ОАО «УРАЛСИБ»
2.1. Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ»… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 21
2.2. Анализ расчетно-кассового обслуживания клиентов… … … … … 26
Заключение… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 33
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

ЧГПУ.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …  … 3

         Глава 1.Расчетно-кассовое обслуживание клиентов

    1. Банковский счет и проведение операций по нему… … … … … … …5
    2. Безналичные расчеты… … … … … … … … … … … … … … … … 9
    3. Прибыль и риски банка при осуществлении расчетно-кассового обслуживания… … … … … … … … … … … … … … … … … … 18

         Глава 2. Анализ деятельности расчетно-кассового обслуживания   клиентов на примере ОАО «УРАЛСИБ»

2.1.    Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ»… … … … … … … … … … … … … … … … … … … …   21

2.2.    Анализ расчетно-кассового  обслуживания клиентов… … … … … 26

Заключение… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 33

Список использованной литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Расчетно-кассовые операции являются основными, базовыми операциями для  современных коммерческих банков.

В рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов, кредитные  организации предлагают широкий  спектр операций с наличностью, а  также перечисление денежных средств по поручениям клиента с использованием новейших технических и технологических приемов и средств.

С целью сохранения конкурентных позиций  на денежных рынках банки стремятся  предлагать клиентам наиболее выгодные ценовые условия платежных операций, конвертации валют и широкие возможности платежных систем банка в рамках глобальной расчетной системы и собственных клиринговых центров и корреспондентских сетей.

Отличительной особенностью современных  операционных подразделений банков является не только организация расчетно-кассового обслуживания и осуществление расчетов, но и профессиональное сопровождение и консультации клиентов по любым вопросам банковской деятельности, связанной с расчетами и платежными операциями.

В современной банковской практике применяются различные виды расчетно-платежных операций. Предложение банком той или иной банковской услуги определяется рядом факторов: потребностью клиентов банка в данных форме и виде платежа, направлении расчетов; срочности; продолжительности договорных обязательств в рамках которых осуществляются платежи; требований, предъявляемых клиентом к обслуживанию своей деятельности.

Актуальность изучения особенностей и проблем расчетно-кассового  обслуживания корпоративных клиентов определена следующими положениями.

Во-первых, специфика банковской деятельности заключается в ограниченной роли собственного капитала (как правило 10-20% в пассивах банков) в формировании банковских ресурсов. Значительный сегмент  свободных ресурсов, то есть таких  ресурсов, которые можно разместить с целью получения максимальной прибыли, составляют привлеченные средства. В свою очередь, в формировании привлеченных средств большое значение, помимо депозитных операций, играют операции по счетам клиентов, обсуживающихся в данном банке и, особенно, корпоративных клиентов, как имеющих наибольшие обороты по своим счетам и использующих широкий спектр расчетно-платежных операций.

Во-вторых, российские банки с целью  укрепления платежной системы нашей  страны и международных стандартов обслуживания своих клиентов, должны в рамках правового поля реализовывать такие схемы осуществления расчетов и предлагать такие банковские расчетно-платежные услуги, чтобы через банковскую систему проходило максимальное количество платежей и расчетов. Это позволило бы не только сделать прозрачной российскую экономику, но и стабилизировать платежную систему и поднять уровень доверия к банкам.

Таким образом, очевидна необходимость  всестороннего изучения и применения на практике современных банковских продуктов и услуг в области расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов, как способствующих развитию и укреплению российской платежной системы, с одной стороны, и формированию банковских ресурсов и укреплению конкурентных позиций банка на финансовых рынках - с другой.

При разработке проблемы в работе широко использовались труды российских ученых в области банковского  дела и финансового менеджмента. Это работы О.И. Лаврушина, Е.П. Жарковской, Е.Ф. Жукова, В.М. Усоскина, И.Т. Балабанова, Л.П. Кроливецкой, Г.В. Толоконцевой, А.М. Тавасиева и др.

Цель исследования состоит в  проведении анализа расчетно-кассового  обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере  банка ОАО «Уралсиб».

Для достижения цели исследования в  работе поставлены и решены следующие задачи:

- раскрыть сущность и функции  расчетно-кассовых операций коммерческих  банков;

- выделить принципы организации  системы расчетов и виды платежных  операций;

- обозначить основные этапы  открытия и ведения счетов  юридических лиц;

- охарактеризовать основные аспекты проведения кассовых операций;

- проследить современные тенденции  в технологии банковского обслуживания;

- дать характеристику организации  работы с юридическими лицами  в банке ОАО «Уралсиб»;

- проанализировать операции расчетно-кассового обслуживания банка ОАО «Урабсиб»;

- сформулировать рекомендации  по совершенствованию расчетно-кассового  обслуживания в ОАО «Уралсиб».

Предметом исследования являются банковские операции как процесс предоставления банковских продуктов и услуг  в рамках расчетно-кассового обслуживания клиентов.

Объектом исследования являются операции расчетно-кассового обслуживания корпоративных  клиентов коммерческих банков на примере  банка ОАО «Уралсиб».

Методологической основой проведенного исследования является диалектический метод как общий подход к научному познанию проблем комплексного управленческого анализа и его информационного обеспечения.

 

Глава1.Расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

1.1  Банковский счет и проведение операций по нему.

В соответствии с действующим законодательством расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием физических лиц могут осуществляться как в наличной, так и в безналичной форме. Задача по проведению безналичных расчетов между экономическими субъектами возложена на банки. С этой целью банки осуществляют расчетно-кассовое обслуживание клиентов: юридических и физических лиц.

Для того чтобы стать клиентом банка  и встать на расчетно-кассовое обслуживание в нем, юридические и физические лица должны открыть в банке счет и заключить договор на расчетно-кассовое обслуживание.

Банковский счет служит для хранения денежных средств, принадлежащих клиенту  — владельцу счета, посредством  которого осуществляется учет поступлений  и изъятий денежных средств клиентами  банка. Можно выделить следующие виды банковских счетов:

1) Расчетные счета;

2) Временные расчетные счета;

3) Субрасчетные счета;

4) Текущие счета;

5) Бюджетные счета;

6) Рублевые счета;

7) Транзитные счета;

8) Корреспондентские счета.

 

Расчетные счета открываются юридическим  лицам — резидентам, являющимся по российскому законодательству коммерческими организациями, а также гражданам-предпринимателям, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющим свою деятельность, но не как юридическое лицо. Расчетные счета предназначены для: зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг); учета внереализационных доходов и сумм, полученных от банков кредитов и иных поступлений; осуществления расчетов с поставщиками, с бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, с работниками по выплате им заработной платы, с внебюджетными фондами по отчислениям в них, с банками по полученным от них кредитам и процентам по ним; а также осуществления платежей по решению суда и иных органов, правомочных принимать решение о бесспорном списании средств с расчетного счета юридического лица, и др.

Временные расчетные счета открываются  вновь создаваемым юридическим  лицам (прошедшим первоначальную регистрацию  и получившим временное свидетельство  о регистрации) и предназначены для аккумулирования взносов учредителей в уставный капитал создаваемой организации. Платежи с таких счетов, как правило, не производятся, за исключением возврата взносов лицам, выходящим из числа учредителей организации до ее окончательной регистрации. После окончательной регистрации данной организации (после выдачи ей постоянного свидетельства о регистрации) временный расчетный счет переводится в режим обычного расчетного счета.

Субрасчетные счета открываются  филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям коммерческих организаций, расположенным вне места нахождения юридического лица. Они открываются на основании ходатайства владельца основного счета по распоряжению банка, в котором ведется расчетный счет данной организации. Кроме ходатайства, в банк, в котором открывается субрасчетный счет, предоставляется положение о филиале или представительстве. Эти счета используются, как правило, для аккумулирования выручки с целью последующего перечисления на основной расчетный счет организации.

Текущие счета открываются учреждениям  и организациям, не занимающимся предпринимательской  деятельностью (общественные, религиозные, благотворительные фонды и др.). Они предназначены для проведения расчетов в соответствии с уставными  целями деятельности указанных организаций. В предусмотренных законодательством случаях текущие счета могут быть использованы для зачисления выручки от реализации товаров (работ, услуг), осуществления расчетов с поставщиками, с бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, с работниками по выплате им заработной платы, с внебюджетными фондами по отчислениям в них, с банками по полученным от них кредитам и процентам по ним, а также для осуществления платежей по решению суда и иных органов, правомочных принимать решение о бесспорном списании средств с расчетного счета юридического лица, и др. Текущие счета могут также открываться филиалам и представительствам юридических лиц и кооперативов при предоставлении их ходатайства, в котором будет указан характер проводимых по счету операций. В этом случае текущие счета могут быть использованы для совершения расчетных операций, связанных с оплатой труда, административно-хозяйственными расходами и т.д.

Бюджетные счета открываются предприятиям и организациям, которым выделяются средства за счет федерального или местного бюджета для их целевого использования.

Рублевые счета нерезидентов открываются  нерезидентам только в уполномоченных банках, т.е. в банках, имеющих лицензию на право совершения банковских операций в иностранной валюте. Документы, предоставляемые нерезидентами в банк для открытия этих счетов, должны быть легализованы, т.е. переведены и должным образом заверены в консульских учреждениях МИД России. Существуют следующие виды рублевых счетов нерезидентов: рублевые счета типа «Т» (текущие), рублевые счета типа «И» (инвестиционные), специальные рублевые счета типа «С».

 

Текущие валютные счета отрываются предприятиям и организациям различных  форм собственности, а также предпринимателям без образования юридического лица. Текущие валютные счета могут быть открыты только в уполномоченных банках. Чтобы облегчить клиенту учет валютных средств, банк может открыть ему один или несколько (в зависимости от числа используемых валют) текущих валютных счетов. Текущие валютные счета могут быть открыты и нерезидентам при предоставлении ими необходимых документов.

 

Транзитные валютные счета открываются  в уполномоченных банках предприятиям и организациям-экспортерам для  зачисления в полном объеме поступлений  в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг — экспортная выручка) с условием обязательной продажи части этой валюты на внутреннем валютном рынке РФ. После обязательной продажи части валютных средств с транзитных валютных счетов оставшаяся часть средств переводится по поручению владельцев счетов на их текущие валютные счета.

 

Корреспондентские счета — счета, которые банки открывают друг у друга, в том числе в Центральном  банке РФ. Корреспондентские счета  могут открываться как в рублях, так и в иностранной валюте. Различают два вида корреспондентских счетов:

— ностро — счет банка, открытый в  другом банке («наш счет у них»),

— лоро — счет другого банка, открытый в нашем банке («их счет у нас»).

При соответствии предоставленных  документов предъявляемым к ним  требованиям, банк открывает клиенту счет, присваивает этому счету персональный номер и заключает с клиентом договор на расчетно-кассовое обслуживание (договор банковского счета). В этом договоре банк и клиент согласовывают друг с другом конкретные условия обслуживания счета, порядок й сроки зачисления поступающих на счет денежных средств, порядок и сроки выполнения банком распоряжений клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведения иных операций по счету. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента. Банк может использовать имеющиеся на счете клиента денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.

Информация о работе Эффективность управления коммерческим банком