Эффективность управления коммерческим банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка ОАО «Уралсиб». Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи: - раскрыть сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческих банков;
- выделить принципы организации системы расчетов и виды платежных операций; - обозначить основные этапы открытия и ведения счетов юридических лиц; - охарактеризовать основные аспекты проведения кассовых операций;
- проследить современные тенденции в технологии банковского обслуживания; - дать характеристику организации работы с юридическими лицами в банке ОАО «Уралсиб»;

Содержание работы

Введение… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 3
Глава 1.Расчетно-кассовое обслуживание клиентов
Банковский счет и проведение операций по нему… … … … … … …5
Безналичные расчеты… … … … … … … … … … … … … … … … 9
Прибыль и риски банка при осуществлении расчетно-кассового обслуживания… … … … … … … … … … … … … … … … … … 18
Глава 2. Анализ деятельности расчетно-кассового обслуживания клиентов на примере ОАО «УРАЛСИБ»
2.1. Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ»… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 21
2.2. Анализ расчетно-кассового обслуживания клиентов… … … … … 26
Заключение… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 33
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

ЧГПУ.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

После подписания договора банковского  счета клиент — владелец счета может осуществлять любые виды операций, предусмотренные этим договором и действующим законодательством. Для осуществления любых операций по счету клиент предоставляет в обслуживающий его банк расчетные документы установленного образца, которые имеют свою специфику в зависимости от вида применяемых операций. Одним из основных видов операций, проводимых с помощью банковского счета, является, как уже было сказано, осуществление безналичных расчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Безналичные расчеты

Безналичные расчеты – это денежные расчеты, производимые путем записей на счетах в банках, когда денежные суммы списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты организовываются по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета) (далее, в зависимости от необходимости,— счета или счет), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные  организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:

1)корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;

2)корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;

3)счетов участников расчетов, открытых  в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;

4)счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной  организации.

Списание денежных средств со счета  осуществляется по распоряжению его  владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных  законодательством.

Списание денежных средств со счета  осуществляется на основании расчетных  документов, составленных в соответствии с требованиями Положения, в пределах имеющихся на счете денежных средств, если иное не предусмотрено в договорах, заключаемых между Банком России или кредитными организациями и их клиентами.

Порядок оформления, приема, обработки  электронных платежных документов и осуществления расчетных операций с их использованием регулируется отдельными нормативными актами Банка России, за исключением случаев, указанных в Положении, и заключаемыми между Банком России или кредитными организациями и их клиентами договорами, определяющими порядок обмена электронными документами с использованием средств защиты информации.

При недостаточности денежных средств  на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, установленной законодательством:

в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим  перечисление или выдачу денежных средств  со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или  выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и  оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, выплате вознаграждений по авторскому договору;

в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим  перечисление или выдачу денежных средств  для расчетов, по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Государственный фонд занятости населения РФ;

в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим  удовлетворение других денежных требований;

в шестую очередь производится списание по платежным документам в порядке календарной очередности.

Ограничение прав владельца счета  на распоряжение находящимися на нем  денежными средствами не допускается, за исключением случаев, предусмотренных  законодательством.

Формы безналичных расчетов:

- расчеты платежными поручениями;

- расчеты по аккредитиву;

- расчеты чеками;

- расчеты по инкассо;

- расчеты с использованием банковских карт;

- вексельная форма расчетов;

Формы безналичных расчетов применяются  клиентами кредитных организаций, учреждений и подразделений расчетной сети Банка России (далее- банки, за исключением прямого указания в тексте только на кредитные организации или учреждения и подразделения расчетной сети Банка России), а также самими банками.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (далее по тексту- основной договор).

В рамках форм безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются  плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии  по расчетам между плательщиком и  получателем средств, кроме возникших  по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков. Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.

Расчетный документ представляет собой  оформленное в виде документа  на бумажном носителе или в установленных  случаях электронного платежного документа:

-распоряжение плательщика (клиента  или банка) о списании денежных  средств со своего счета и  их перечислении на счет получателя  средств;

- распоряжение получателя средств  (взыскателя) на списание денежных  средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

Расчетные документы действительны  к предъявлению в обслуживающий  банк в течение десяти календарных  дней, не считая дня их выписки и  предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. При приеме банком расчетных документов осуществляется их проверка в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения бухгалтерского учета и Положением. Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат.

Списание банком денежных средств  со счета производится на основании  первого экземпляра расчетного документа.

Неисполненные расчетные документы  могут быть отозваны из картотеки  в полной сумме, частично исполненные- в сумме остатка. Частичный отзыв сумм по расчетным документам не допускается. Отзыв расчетных документов осуществляется на основании представленного в банк заявления клиента, составленного в двух экземплярах в произвольной форме, с указанием реквизитов, необходимых для осуществления отзыва, включая номер, дату составления, сумму расчетного документа, наименование плательщика или получателя средств (взыскателя). Оба экземпляра заявления на отзыв подписываются от имени клиента лицами, имеющими право подписи расчетных документов, заверяются оттиском печати и представляются в банк, обслуживающий плательщика,- по платежным поручениям или получателя средств (взыскателя)- по платежным требованиям и инкассовым поручениям. Один экземпляр заявления на отзыв помещается в документы дня банка, второй возвращается клиенту в качестве расписки в получении заявления на отзыв. Банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя), осуществляет отзыв платежных требований и инкассовых поручений путем направления в банк плательщика письменного заявления, составленного на основании заявления клиента.

Отозванные платежные поручения  возвращаются банками плательщикам; расчетные документы, полученные в  порядке расчетов по инкассо,— получателям  средств (взыскателям) после их поступления от банков, обслуживающих плательщиков.

Возврат расчетных документов из картотеки  по внебалансовому счету №90902 “Расчетные документы, не оплаченные в срок”  в случае закрытия счета клиента  осуществляется в следующем порядке.

Платежные поручения возвращаются плательщику. При возврате платежных поручений на перечисление платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды банк одновременно с возвратом платежных поручений плательщику направляет органам, осуществляющим контроль за этими платежами, уведомление о возврате указанных платежных поручений клиентов в связи с закрытием счета.

Расчетные документы, поступившие  в банк в порядке расчетов по инкассо, возвращаются получателям средств (взыскателям) через обслуживающий  их банк с указанием даты закрытия счета. При возврате расчетных документов в регистрационном журнале делается запись с указанием даты и причины возврата.

При невозможности возврата расчетных  документов в случае отсутствия информации о местонахождении плательщика  или получателя средств (взыскателя) они подлежат хранению вместе с юридическим делом клиента, счет которого закрывается.

При возврате банком принятых, но не исполненных  по тем или иным причинам расчетных  документов отметки банка перечеркиваются, а на оборотной стороне первого экземпляра делается отметка о причине возврата, проставляются дата возврата, штамп банка, а также подписи ответственного исполнителя и контролирующего работника с указанием фамилий.

Расчеты платежными поручениями - это  распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, если это установлено договором банковского счета.

Платежными поручениями могут  производиться:

а)перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

б)перечисления денежных средств в  бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

в)перечисления денежных средств в  целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов  по ним;

г)перечисления по распоряжениям физических лиц или в пользу физических лиц (в том числе без открытия счета);

д)перечисления денежных средств в  других целях, предусмотренных законодательством  или договором.

В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.

К указанным расчетам относятся, в  частности, расчеты по распоряжениям  физических лиц, осуществляемые кредитными организациями. Такие расчетные  операции регулируются договором, заключаемым  между кредитной организацией и  клиентом- физическим лицом при представлении последним расчетного документа для перечисления денежных средств на условиях, предлагаемых кредитной организацией, включая обязательства и ответственность сторон, а также платность расчетных услуг.

Форма расчетного документа, предназначенная для заполнения физическими лицами, разрабатывается кредитными организациями самостоятельно с таким условием, что в нем должны быть предусмотрены все необходимые для перечисления средств реквизиты, на основании которых кредитной организацией заполняется платежное поручение.

Аккредитив представляет собой  условное денежное обязательство, принимаемое  банком (далее— банк-эмитент) по поручению  плательщика, произвести платежи в  пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее— исполняющий банк) произвести такие платежи.

Банками могут открываться следующие  виды аккредитивов:

- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

- отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет  за счет средств плательщика или  предоставленного ему кредита сумму  аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Отзывным является аккредитив, который  может быть изменен или отменен  банком-эмитентом на основании письменного  распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Информация о работе Эффективность управления коммерческим банком