Анализ затрат на производство и реализацию продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести анализ затрат на производство и реализацию продукции на предприятии.
Объектом исследования данной курсовой работы является предприятие ОАО «Самараэнерго», созданное с целью получения прибыли, основным видом деятельности которого, является обеспечение населения электрической энергией.
Приемами аналитического исследования явились прием сравнения, расчет аналитических показателей.

Файлы: 1 файл

Анализ затрат САмараэнерго.docx

— 154.49 Кб (Скачать файл)

      По оценке структуры текущих  затрат самый большой удельный  вес приходится на материальные  затраты, который составил более  50% в 2007 году. На основании этого можно сделать вывод о том, что услуги данного предприятия являются материалоемкими.

      Анализ эффективности использования  материальных затрат позволяют  сделать вывод об эффективном  и интенсивном использовании  материальных затрат. Материалоотдача  значительно больше единицы и  наблюдается ее постепенное увеличение. Весь перерасход материальных  ресурсов в 2007 году как по сравнению с 2005 годом, так и с 2006 годом полностью оправдан, потому, что произошел по причине увеличения объема реализации услуг и незначительным снижением материалоемкости.

      Исследование системы организации  и анализа управления текущими  затратами на предприятии показал,  что темпы роста выручки выше  темпов роста себестоимости. Темпы  роста переменных затрат значительно  опережают к  темпам роста  постоянных затрат, что можно  отнести к положительному моменту  деятельности предприятия. Так  же положительным моментом является  снижение удельного веса постоянных  затрат к выручке.

      На предприятии увеличивается  порог рентабельности в 2007 году по сравнению с 2005годом так и по сравнению с 2006 годом на 36455 тыс. руб. или 15,7% и 20796 тыс. руб. или 8,4%. Запас финансовой прочности возрастает на 29145 тыс. руб. или 83,7% по сравнению с 2005 годом и 15682 тыс. руб. или 32,5%.

      Это все можно отнести к  отрицательным моментам деятельности  предприятия за три исследуемых  года. Анализ динамики безубыточности  объема продаж на предприятии  показал, что цены на оказываемые  услуги ежегодно увеличиваются,  это способствовало увеличению  общей суммы выручки, но в  натуральном выражении наблюдается  снижение объема реализации услуг.

      Маржинальный доход в 2007 году увеличился на 22000 тыс. руб. или 26,6% по сравнению с 2005 годом и 7418 тыс. руб. или 7,6% по сравнению с 2006 годом.

      Критический объем продаж в  2007 году по сравнению с 2005 годом уменьшился на 55,7 тыс. руб. или 23%, а по сравнению с 2006 годом на 18,6 тыс. руб. или 9,1%. Это отрицательный момент  деятельности предприятия.

      Предприятию необходимо усилить  контроль за управлением текущими  затратами предприятия. 

      Роль финансовой службы в управлении  расходами уже гораздо более  значима, чем управление доходами. Если уровень доходов в значительной  степени определяется коньюктурой  рынка, то видами и уровнем  расходов можно управлять путем  установления более или менее  жестких внутренних нормативов  по отдельным статьям расходов. Именно это реализуется в ходе  формирования плановой себестоимости,  расчета фактической себестоимости,  анализа отклонений фактических  данных от плановых значений, выявление причин произошедших  отклонений и разработки мероприятий  по установлению причин, обусловленных  появление необоснованных расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Мероприятия по совершенствованию  управления текущими затратами

 

     3.1Финансовая политика и бюджетирование предприятия

 

      Финансовая политика как искусство  влияния на объект управления  через распределение и перераспределение  денежной формы вновь создаваемой  стоимости нуждается в системе  бюджетирования.

      Бюджетом в широком понимании  принято считать роспись денежных  доходов и расходов государства,  юридического и физического лица  на определенный период. Применительно  к управлению финансами организации  бюджет – это план деятельности, выраженной в экономических, финансовых  и имущественных показателях,  формирующих денежные доходы  и расходы организации за определенный  период времени.

      На предприятии ОАО «Самараэнерго»  не составляется бюджет организации.  Считаем это большим недостатком  в системе предприятия и так  далее в частности.

     Бюджет организации – эффективное  средство планирования и контроля  над ее доходами и расходами,  а также обеспечения соответствия  расходов доходам для предотвращения  дефицита или отвлечения из  оборота ресурсов, то есть средств,  возможностей и источников доходов,  обеспечивающих работу организации  и получение прибыли.

     Процесс разработки, согласования, утверждения бюджетов и контроль  за их исполнением называют  бюджетированием. Под бюджетированием  понимают совокупность управленческих  процессов, обеспечивающих жизненный  цикл бюджета:

    - разработка бюджета;

    - контроль над его исполнением  (оценка соответствия плановых  и фактических данных);

    - анализ причин отклонений фактических  данных от плановых.

      Бюджетирование образует систему  планирования, учета, контроля и  анализа сбыта, производства и  производственных издержек, нацеленную  на достижение плановых показателей  по издержкам и прибыли.

      Система бюджетирования представляет  собой совокупность таких элементов,  как структура бюджетов, процедуры  формирования, согласования, утверждения  бюджетов и контроль над фактическим  исполнением, нормативная база (нормы,  нормативы, лимиты); типовые процедуры  и механизмы принятия управленческих  решений. Таким образом, бюджетирование  формирует систему финансовых  рычагов, типовых процедур и  механизмов построения и проведения  финансовой политики.

       Основными задачами финансовой  политики и бюджетирования  на предприятии ОАО «Самараэнерго» должны быть следующими :

     - экономически обоснованное планирование  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия, при котором формируется  видение будущего, отраженного в  конкретных цифрах;

     - оперативное отслеживание отклонений  фактических результатов деятельности  предприятия ОАО «Самараэнерго»  и ее структурных подразделений  от поставленных целей, выявление  и измерение влияния факторов  этих отклонений, своевременное  и аргументированное принятие  решений о проведении регулирующих  мероприятий;

     - эффективный контроль над расходованием  материальных и финансовых ресурсов;

     - прогнозирование возможных финансовых  последствий принятия тех или  иных управленческих решений  и выбор наиболее рациональных  условий их реализации.

      Решение этих задач финансовой политики предприятия ОАО «Самараэнерго» обеспечивается выполнением функций бюджетирования. Основными функциями системы бюджетирования являются:

     - планирование и координация;

     - принятие решений и делегирование  полномочий;

     - оценка деятельности;

     - оценка и переоценка тенденций;

     - взаимодействие и мотивация  персонала;

     - контроль и анализ.

      Функции планирования и координации должны составлять на предприятии ОАО «Самараэнерго» основу бюджетирования. С одной стороны, они конкретизируют стратегические планы организации, а с другой - консолидируют информацию тактического и оперативного характера, связывая стратегическую и оперативно- тактическую составляющие планирования.

      Принятие решений и делегирование  полномочий будут обусловлены тем, что система бюджетирования четко определяет процедуры принятия управленческих решений и разграничивают ответственность по ним. Такое разграничение снижает нагрузку руководителей высшего уровня в части принятия решений, находящихся в компетенции подчиненных.

      Оценка деятельности будет производится на основе показателей исполнения бюджета, которые могут служить одной из характеристик текущей деятельности организации и качества ее результатов. Достижение запланированных показателей свидетельствует о финансовых успехах, устойчивости и стабильности.

    Оценка и переоценка тенденций на предприятии ОАО «Самараэнерго» будет связана с тем, что построение бюджетов основывается на прогнозах, и прежде всего на прогнозе продаж, поэтому в бюджете организации отражается состояние «внешней среды», а точнее, производится прогнозирование и оценка динамики развития бизнес- процессов в будущем.

      Взаимодействие и мотивация персонала ОАО «Самараэнерго» обеспечивается тем, что деятельность по формированию, корректированию, контролю и анализу бюджета предусматривает тесное общение сотрудников различных служб организации.

     Контроль и анализ будет осуществляться регулярнее сопоставление достигнутых результатов с запланированными. Анализ отклонений дает возможность своевременно принимать необходимые решения. Анализ изменения внешних условий обязывает вносить в бюджет необходимые коррективы.

      При организации финансовой политики  в системе бюджетирования всех  сотрудников, предприятия ОАО  «Самараэнерго» задействованных  в бюджетном процессе, группируют  по типам:

     - администратор- финансовый специалист, работающий на предприятии и  отвечающий за весь бюджетный  процесс на уровне организации  в целом;

     - консолидатор – финансовый или  функциональный специалист, отвечающий  за бюджетирование на уровне  функционального подразделения  или региональной структуры; 

     - планировщик – рядовой сотрудник, ведущий отдельный участок учета и планирования в одном из финансово-экономических или функциональных подразделений.

      Должен быть сформулирован комбинированный  подход, сначала определяют общие  цели, вытекающие из стратегии  предприятия ОАО «Самараэнерго»  и рыночных прогнозов по принципу  сверху вниз, а затем составляют  реальный бюджет по принципу  снизу вверх. Необходимость комбинированного  подхода в политике составления  бюджета вызвана тем, что на  практике бюджет, построенный снизу  вверх, редко одобряют с первого  раза, так как низовые звенья  могут не учесть информацию, которой  располагает высшее руководство.

      Важным для проведения финансовой  политики бюджетирования является  психологический фактор, выраженный  в мобилизирующей функции бюджета  и его роли в мотивации персонала.

 

 

 

Заключение

     Тема, выбранная для исследования: «Анализ затрат на производство и реализацию продукции( услуг) на предприятии ОАО «Самараэнерго»» является актуальной, так как текущие затраты оказывают решающее влияние на формирование практически всех финансовых показателей. Они являются объектом финансового планирования и контроля со стороны финансовых служб предприятия.

      В ходе выполнения дипломной работы были изучены теоретические основы управления текущими затратами в системе финансового менеджмента предприятия.

        Во- первых,  предприятие в процессе своей деятельности несет различные по экономическому содержанию и целевому назначению затраты: связанные с текущей деятельностью, относимые на себестоимость продукции (затраты на производство и реализацию товаров, продукции, работ, услуг); затраты капитального характера, то есть инвестиционные затраты (на воспроизводство основного и увеличение оборотного капитала).

      Затраты на производство  и реализацию продукции занимают  значительный вес в общей сумме  затрат предприятий. Они полностью  возмещаются после завершения  кругооборота за счет выручки  от реализации продукции.

       Необходимость  изучения затрат предприятия  вытекает из того факта, что  в конечном итоге их совокупность  оказывает решающее влияние на  формирование практически всех  финансовых показателей, они являются  объектом финансового планирования  и контроля со стороны финансовых  служб предприятия. Также затраты  предприятия имеют классификацию  по различным: экономическому  содержанию, характеру затрат, экономическим  элементам расходов, сформированных  затратами в соответствии с  бухгалтерским учетом (п.8 ПБУ 10/99, экономическим элементам расходов, сформированных затратами в соответствии  с налоговым учетом (ст.253 п.2 НК  РФ).

       Во- вторых,  можно сказать что, основу любой науки составляют ее предмет и метод. Предмет финансового анализа, это то, что изучается в рамках данной науки, в том числе финансовые ресурсы и их потоки. Содержание и основная целевая установка финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта, с помощью рациональной финансовой политики.

      Необходимо отметить, что планирование и учет себестоимости  на предприятии ведут по элементам  затрат и калькулированным статьям  расходов. Группировка затрат по  элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат.

      В- третьих в процессе предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты осуществляют разнообразные затраты, необходимые для организации производства и реализации продукции.

        В финансовом  менеджменте управление текущими  затратами рассматривают в жесткой  связи с результатами производственной  деятельности. Для принятия решения  о планировании состава, структуры  и величины текущих затрат  используют: фактические данные  о себестоимости продукции и  полученной прибыли за истекший  период и детальную информацию  об ожидаемых затратах и доходах.

Информация о работе Анализ затрат на производство и реализацию продукции на предприятии