Анализ затрат по производству и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Произошедшие за последнее десятилетие коренные экономические преобразования резко изменили характер функционирования российских предприятий. Они получили практически полную хозяйственную самостоятельность, движение товаров и цен все больше подчиняется рыночным требованиям, создается рыночная инфраструктура в денежно-финансовой сфере — широкая сеть коммерческих банков, финансовый и фондовый рынки. Значительная часть предприятий выведена из государственной собственности. Российский производитель имеет возможность выходить на внешние рынки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ
1.1. Классификация затрат
1.2. Анализ затрат и их взаимосвязи с объемом производства и прибылью
2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
2.1. Цели и содержание управления себестоимостью
2.2. Факторный анализ себестоимости
3. ТИПОВОЙ РАССЧЕТ
3.1. Себестоимость, ценообразование, прибыль
3.2. Оценка ФЭС предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 970.00 Кб (Скачать файл)


 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ
1.1. Классификация затрат
1.2. Анализ затрат и их взаимосвязи с объемом производства и прибылью
2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ  ПРОДУКЦИИ
2.1. Цели и содержание управления себестоимостью
2.2. Факторный анализ себестоимости

3. ТИПОВОЙ РАССЧЕТ

3.1. Себестоимость,  ценообразование, прибыль

3.2. Оценка ФЭС предприятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Произошедшие за последнее  десятилетие коренные экономические  преобразования резко изменили характер функционирования российских предприятий. Они получили практически полную хозяйственную самостоятельность, движение товаров и цен все больше подчиняется рыночным требованиям, создается рыночная инфраструктура в денежно-финансовой сфере — широкая сеть коммерческих банков, финансовый и фондовый рынки. Значительная часть предприятий выведена из государственной собственности. Российский производитель имеет возможность выходить на внешние рынки.

Россия имеет широкие  потенциальные возможности для  обеспечения социально-экономического роста: квалифицированные кадры ученых, инженеров, рабочих, подавляющее большинство видов минерально-сырьевых ресурсов, созданные производственные мощности. Однако этот потенциал не может быть задействован без коренного улучшения экономического обоснования принимаемых решений.

На современном этапе  для обеспечения экономического роста необходимо, прежде всего, добиться существенного повышения эффективности  управления организациями. Однако организации  различных форм собственности функционируют  в определенной экономической среде, создаваемой государством посредством налоговой и таможенной политики, норм и правил банковской деятельности, межбюджетных отношений и отношений собственности. В этих условиях задача повышения эффективности управления организациями должна решаться по всей управленческой вертикали от федерального Центра, через субъекты Федерации и до каждого конкретной организации. При этом особая роль отводится комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятий.

Квалифицированный бухгалтер, аудитор, налоговый инспектор, экономист, менеджер, финансист должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности. Каждое направление анализа имеет в своей основе самостоятельную область знаний, формируется как особое направление общей области научных знаний экономического анализа.

Однако если требования знания и владения методами анализа является общепризнанными, то признание экономического анализа как самостоятельной науки долгое время и часто до сих пор вызывает дискуссию. Достаточно напомнить, что в системе научных дисциплин многих зарубежных стран экономический анализ рассматривается как неотъемлемая часть бухгалтерского учёта, который в свою очередь разделяется на финансовый, предназначенный для внешнего использования, и управленческий, раскрывающий особенности формирования затрат организации.

При этом нужно отличать общетеоретический экономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на макроуровне (на уровне общественно-экономической формации, на государственном уровне национальной экономики и ее отдельных отраслей), и конкретно-экономический анализ на микроуровне — анализ хозяйственной деятельности, который применяется для изучения экономики отдельных организаций. Если общетеоретический экономический анализ как научный подход значительное развитие получил в трудах экономистов еще прошлого столетия, то анализ хозяйственной деятельности как наука (специальная отрасль знаний) выделился сравнительно недавно. Становление анализа хозяйственной деятельности обусловлено общими объективными требованиями и условиями, которые свойственны возникновению любой отрасли знаний.

Во-первых, это необходимо для удовлетворения практической потребности, которая возникла в связи с развитием производительных сил, совершенствованием производственных отношений, расширением масштабов производства. Интуитивный анализ, примерные расчёты, прикидки в памяти, которые применялись на кустарных и полукустарных предприятиях, стали недостаточными в условиях крупных производственных единиц. Без всестороннего комплексного анализа невозможно управлять сложными экономическими процессами в современных условиях деятельности организаций.

Во-вторых, это связано  с развитием экономической науки  вообще. Как известно, с развитием  любой науки происходит дифференциация ее отраслей. Экономический анализ хозяйственной деятельности сформировался в результате дифференциации общественных наук. Раньше функции экономического анализа рассматривались в рамках существовавших в то время таких научных дисциплин, как балансоведение, бухгалтерский учет, финансы, статистика. В рамках этих наук появились первые простейшие способы аналитического исследования. Однако для обоснования долгосрочных и краткосрочных планов экономического и социального развития организаций появилась потребность в комплексном и всестороннем исследовании их деятельности, что обусловило необходимость выделения анализа хозяйственной деятельности в самостоятельную отрасль знаний. В дальнейшем роль экономического анализа возрастала, началось комплексное аналитическое изучение производства, и анализ стал основой планового управления экономикой организации, выявления резервов повышения эффективности производства.

В связи с  этим, основное назначение данной курсовой – не только представить теоретический  материал, но и детально рассмотреть  наиболее применяемые методы и методики анализа затрат на производство и реализацию продукции.

 

1. УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ

1.1. Классификация затрат

 

Особенности управления производством в современных  условиях хозяйствования заключаются  в том, что каждой организации  в процессе производственной деятельности необходимо постоянно соизмерять доходы с затратами, просчитывать свои возможности и прежде, чем принимать какое-либо решение, касающееся своего производства, руководитель должен знать, - принесут ли эти изменения дополнительный доход.

Цена продукции  на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело - затраты, они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.

В настоящее  время организация должна самостоятельно принимать решение, в каких разрезах классифицировать затраты; насколько  детализировать места возникновения  затрат и каким образом их увязать с центрами ответственности; вести учет фактических либо плановых (нормативных), полных либо частичных (переменных, прямых, ограниченных) затрат.

Затраты – это выраженные в денежной форме расходы организаций на производство, обращение, сбыт товаров.

Важной информацией для анализа затрат являются отчетные данные; данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и сбыт продукции и отдельных изделий (работ, услуг). Основными первичными документами, на основе которых производится отражение в учёте затрат на производство и обращение продукции, являются договор на приобретение продукции, материалов, услуг; счета-фактуры, авансовые отчеты и другие документы, оформленные с соблюдением предусмотренных Законом о бухгалтерском учёте требований, подтверждающие факт совершения хозяйственной операции.

Состав материалов, необходимых для проведения анализа  затрат, приведен в таблице 1.

 

Таблица 1 Состав информационной базы для анализа затрат

Группы источников информации

 

Источники информации

Планово-нормативная 

документация

Сметы: затрат на производство; себестоимости реализованной продукции; прямых материальных затрат; расходов на оплату труда; накладных расходов

Плановые (нормативные) калькуляции  себестоимости единицы продукции

Нормативы по видам затрат

Ценники; данные о ставках  и тарифах на услуги

Отчетность

Бухгалтерская: разд.6 «Расходы по обычным видам деятельности»  формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»

Статистическая: форма 5-з  «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции»; «Отчет по труду»;

«Сведения о численности, заработной плате и движении работников» и др.

Данные бухгалтерского учета

Учетные регистры: журналы-ордера № 10 и 10/1, данные аналитического учета  по счетам затрат

Первичная документация: наряд-заказы, данные табельного учета, маршрутные листы, накладные на отпуск материалов, лимитно-заборные карты и т.п.

Внеучетные данные

Акты инвентаризаций, ревизий и иных проверок.

Отчеты аудиторов

Статистическая информация, данные других предприятий, материалы  публикаций


 

 

Одни затраты непосредственно  связаны с производством товаров (затраты сырья, материалов, оплата труда рабочих и др.), другие – с управлением и обслуживанием производства (расходы на содержание аппарата управления, на обеспечение производственного процесса необходимыми ресурсами, на содержание основных средств в рабочем состоянии и т.д.), а третьи, не имея непосредственного отношения к производству, все-таки по действующему законодательству включаются в издержки производства (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, социальные нужды населения и др.). Кроме того, часть затрат прямо включается в себестоимость конкретных видов готовых изделий, а другая часть, в связи с производством нескольких видов продукции, – косвенно. Поэтому для эффективного управления необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат по определенным признакам.

Целью такой классификации затрат является оказание помощи руководителю в принятии правильных, обоснованных решений, поскольку менеджер, принимая решения, должен знать, какие затраты  и выгоды они за собой повлекут. Поэтому суть процесса классификации затрат – это выделить ту часть затрат, на которые может повлиять руководитель.

Обобщенно классификация  затрат организации для целей  управления ими может быть представлена в следующем виде (Таблица 2)

 

Таблица 2 Классификация затрат для целей управления

Классификационные

признаки с учетом

функций управления

Виды затрат

1. Процесс принятия  управленческих решений

Явные и альтернативные; релевантные и нерелевантные; эффективные  и неэффективные

2. Процесс прогнозирования

Краткосрочные и долгосрочные

3. Процесс планирования

Планируемые и не планируемые

4. Процесс нормирования

Стандарты, нормы, нормативы  и отклонение от них

5. Процесс координации

По местам и сферам возникновения; функциям деятельности и центрам ответственности

6. Процесс учета

Одноэлементные и комплексные; по статьям калькуляции и экономическим  элементам; постоянные и переменные; основные и накладные; прямые и косвенные; текущие и единовременные

7. Процесс контроля

Контролируемые и неконтролируемые

8. Процесс регулирования

Регулируемые и нерегулируемые

9. Процесс стимулирования

Обязательные и поощрительные

10. Процесс анализа

Фактические; прогнозные, плановые; сметные; стандартные; общие  и структурные; полные и частичные


 

С точки зрения тактики и стратегии развития организации значимым является разделение затрат на явные и альтернативные, релевантные и нерелевантные, эффективные и неэффективные.

Явные (расчетные) затраты - это выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения товаров или услуг. Затраты же, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого, называют альтернативными (вмененными) затратами. Они означают упущенную выгоду, когда выбор одного действия исключает появление другого действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы не ограничены, вмененные издержки равны нулю. Альтернативные затраты иногда называют дополнительными.

В зависимости от специфики  принимаемых решений затраты  подразделяются на релевантные и  нерелевантные. Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя.

Информация о работе Анализ затрат по производству и реализации продукции