Анализ затрат по производству и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Произошедшие за последнее десятилетие коренные экономические преобразования резко изменили характер функционирования российских предприятий. Они получили практически полную хозяйственную самостоятельность, движение товаров и цен все больше подчиняется рыночным требованиям, создается рыночная инфраструктура в денежно-финансовой сфере — широкая сеть коммерческих банков, финансовый и фондовый рынки. Значительная часть предприятий выведена из государственной собственности. Российский производитель имеет возможность выходить на внешние рынки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ
1.1. Классификация затрат
1.2. Анализ затрат и их взаимосвязи с объемом производства и прибылью
2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
2.1. Цели и содержание управления себестоимостью
2.2. Факторный анализ себестоимости
3. ТИПОВОЙ РАССЧЕТ
3.1. Себестоимость, ценообразование, прибыль
3.2. Оценка ФЭС предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 970.00 Кб (Скачать файл)

 

. (1)

 

Детализируя порядок  расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем  виде:

 

 (2)

 

Чтобы найти  точку безубыточности (порог рентабельности), необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка организации, чтобы прибыль стала нулевой? Нельзя просто сложить переменные и  постоянные затраты, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся.

Для определения точки  безубыточности (порога рентабельности) методом уравнений воспользуемся  следующим примером.

Организация выпускает  товар А и имеет показатели, приведенные ниже (Таблица 4).

 

Таблица 4 Показатели, характеризующие выпуск товара А

Показатели

Объем производства, 32155 шт.

всего

на единицу

Объем продаж, тыс.руб.

434817, 0

13,5225

Переменные затраты, тыс.руб.

350435,5

10,8983

Маржинальный доход, тыс.руб.

84381,5

2,6242

Постоянные затраты, тыс.руб.

64216,2

-

Прибыль, тыс.руб.

20165,3

-


 

В точке безубыточности прибыль равна нулю, поэтому эта  точка может быть найдена при  условии равенства продаж и суммы переменных и постоянных затрат.

 

13,5225х = 10,8983х  + 64216,2;

2,6242х = 64216,2;

х = 2447,

 

где х - точка безубыточности;

13,52 - цена единицы продукции, тыс.руб.

10,9 - переменные затраты на единицу продукции, тыс.руб.;

64216,2 - общая сумма постоянных затрат, тыс.руб.

Как видно из приведенного примера, безубыточность продаж товара А достигается при объеме 24471 штука.

Точку безубыточности можно рассчитать также в денежных единицах. Для этого достаточно умножить количество единиц продукции в точке безубыточности на цену единицы продукции: 13,5225 х = 13,5225* 24471 = 330909 тыс.руб.

Запас финансовой прочности  показывает, на сколько можно снизить  объемы продаж товара прежде, чем будет  достигнута точка безубыточности. Если рентабельность отрицательная, то и показатель запаса финансовой прочности не рассматривается (запаса нет).

Маржинальный запас прочности - это величина, показывающая превышение фактического объема продаж над пороговым, обеспечивающий безубыточность продаж, т.е. отношение разности между текущим объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности к текущему объему продаж, выраженное в процентах (Financial safety margin):

 

(3)

 

Запас финансовой прочности организации показывает, в каких пределах можно уменьшать выпуск продукции за год, оставаясь при этом безубыточным. Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для организации. Для предыдущего примера маржинальный запас прочности по товару А составляет: [(434817 - 330909) /434817] *100% = 23,9%.

Значение маржинального  запаса прочности 23,9% показывает, что  если в силу изменения рыночной ситуации (сокращение спроса, ухудшение конкурентоспособности) выручка организации сократится менее, чем на 23,9%, то организация  будет получать прибыль, если более, чем на 23,9% окажется в убытке.

Для определения  цены продукции при безубыточной реализации можно воспользоваться  следующей формулой:

 

 (4)

 

Для иллюстрации  воспользуемся данными предыдущего  примера. В нашем случае цена безубыточности единицы изделия равна 10,29 тыс.руб. (330909 тыс.руб. / 32155 шт.). Зная формулу цены безубыточности, всегда можно установить необходимую цену продажи единицы товара для получения определенной величины прибыли при установленном объеме продаж.

Производственный  леверидж (leverage в дословном переводе - рычаг) - это механизм управления прибылью организации, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли организации в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Необходимым условием применения механизма производственного  левериджа является использование  маржинального метода, основанного  на подразделении затрат организации  на постоянные и переменные. Чем  ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат организации, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения объема продаж организации. Операционный рычаг – это количественная оценка изменения прибыли в зависимости от изменения объема продаж.

Производственный  леверидж определяется с помощью  следующей формулы:

 

ЭПЛ = МД / П (5)

либо

ЭПЛ = (ЗПОСТ + П ) / П = 1 + (ЗПОСТ / П), (6)

 

где ЭПЛ - эффект производственного левериджа;

МД - маржинальный доход;

ЗПОСТ - постоянные затраты;

П - прибыль.

Найденное с  помощью формулы 5 значение эффекта  производственного левериджа в  дальнейшем используется для прогнозирования  изменения прибыли в зависимости  от изменения выручки организации. Для этого используют следующую формулу:

 

ЭПЛ = ∆S / ∆П (7)

 

где ∆S - изменение объема продаж, %,

∆П - изменение прибыли, %.

Для наглядности  рассмотрим эффект производственного  левериджа на следующем примере. Организация производит и продает товар А. В таблице приведены данные, характеризующие его деятельность (Таблица 5).

 

Таблица 5 Данные для расчета эффекта производственного левериджа

Показатели

Значение

1.Объем продаж, тыс.руб.

434817, 0

2.Переменные затраты, тыс.руб.

350435,5

3. Маржинальный доход,  тыс.руб. (п. 1 - п. 2)

84381,5

4. Постоянные затраты,  тыс.руб.

64216,2

5. Прибыль, тыс.руб. (п.3 - п.4)

20165,3

6. Объем продаж, шт.

32155, 0

7. Цена за единицу,  тыс.руб.

13,5225

8. Эффект производственного левериджа (п.3/п.5)

4,18


 

Используя механизм производственного левериджа, спрогнозируем  изменение прибыли организации  в зависимости от изменения объема продаж, а также определим точку  безубыточной продажи. Для нашего примера  эффект производственного левериджа составляет 4,18 единиц (84381,5 / 20165,3). Это означает, что при снижении объема продаж организации на 1 % прибыль сократится на 4,18 %, а при снижении объема продаж на 23,9% мы достигнем порога рентабельности, т.е. прибыль станет нулевой. Предположим, что объем продаж сократится на 10 % и составит 391335,3 руб. (434817-434817 * 10 / 100). В этих условиях прибыль организации сократится на 41,8% и составит 11736,2 тыс.руб. (20165,3 - 20165,3 * 41,8 / 100). Производственный леверидж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию организации в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием:

  • цены и объема продаж;
  • переменных и постоянных затрат;
  • комбинации любых перечисленных факторов.

Рассмотрим влияние  каждого фактора на эффект производственного  левериджа на основе вышеприведенного примера (Таблицы 6 – 8).

 

Таблица 6 Анализ влияния цены продажи на эффект производственного левериджа

Показатели

Фактичес-

кое

значение

При увеличении цены

продажи на 10%

Условное 

значение

Изменение от

фактического

(+\-)

%

1.Объем продаж, тыс.руб.

434817

478298,7

43481,7

110

2.Переменные затраты,  тыс.руб.

350436

350435,5

-

100

3.Маржинальный доход, тыс.руб. (п. 1 - п. 2)

84381,5

127863,2

43481,7

151,53

4.Постоянные затраты,  тыс.руб.

64216,2

64216,16

-

100

5.Прибыль, тыс.руб. (п.3 - п.4)

20165,3

63647,04

43481,7

315,63

6.Объем продаж, шт.

32155

32155

-

100

7.Цена за единицу,  тыс.руб.

13,52

14,87

1,35

110

8.Точка безубыточности, шт.(п.4 * п.6 / (п.1 - п.2))

24471

16149,06

-8321,9

65,99

9. Пороговый объем  продаж, тыс.руб. (п.7*п.8)

330909,1

240213,2

-90696

72,59

10.Маржинальный доход  в расчете на единицу товара, тыс.руб. (п.3/п.6)

2,62

3,98

1,36

151,8

11. Маржинальный запас  прочности ((п.6 - п.8)/ п.6)*100%

23,9

49,8

25,9

208,3

12. Эффект производственного  левериджа (п.3/п.5)

4,18

2,01

-2,17

48,06


 

Увеличение цены продажи на 10 % (до 14,87 тыс.руб. за единицу) приведет к увеличению объема продаж до 478298,7 тыс.руб., маржинального дохода - до 127863,2 тыс.руб. и прибыли до 63647,04 тыс. руб. При этом также увеличится маржинальный доход в расчете на единицу товара с 2,62 тыс.руб. до 3,98 тыс.руб. В этих условиях для покрытия постоянных затрат потребуется меньший объем продаж: точка безубыточности составит 16149 шт., а маржинальный запас прочности организации увеличится 108,3%. Как следствие, организация может получить дополнительную прибыль в сумме 43481,7 тыс. руб. При этом эффект производственного левериджа снизится с 4,18 до 2,01единиц.

 

Таблица 7 Анализ влияния переменных затрат на эффект производственного левериджа

Показатели

Фактичес-

кое

значение

При снижении переменных затрат на 10%

Условное 

значение

Изменение от

фактического

(+\-)

%

1.Объем продаж, тыс.руб.

434817

434817

-

100

2.Переменные затраты,  тыс.руб.

350435,5

315392

-35043,5

90

3.Маржинальный доход,  тыс.руб. (п. 1 - п. 2)

84381,5

119425,05

35043,6

141,53

4.Постоянные затраты,  тыс.руб.

64216,16

64216,16

-

100

5.Прибыль, тыс.руб. (п.3 - п.4)

20165,3

55209

35043,7

273,782

6.Объем продаж, шт.

32155,00

32155

-

100

7.Цена за единицу,  тыс.руб.

13,52

13,52

-

100

8.Точка безубыточности, шт.(п.4 * п.6 / (п.1 - п.2))

24471

17290,1

-7180,9

70,66

9. Пороговый объем продаж, тыс.руб. (п.7*п.8)

330909,10

233805,43

-97103,67

70,66

10.Маржинальный доход  в расчете на единицу товара, тыс.руб. (п.3/п.6)

2,62

3,71

1,09

141,76

11. Маржинальный запас  прочности ((п.6 - п.8)/ п.6)*100%

23,90

46,23

22,33

193,45

12. Эффект производственного левериджа (п.3/п.5)

4,18

2,16

-2,02

51,75


 

Снижение переменных затрат на 10 % (с 350435,5 тыс.руб. до 315392 тыс.руб.) приведет к увеличению маржинального  дохода до 119425 тыс.руб. (434817-315392) и прибыли  до 55209 тыс.руб. (119425-64216). В результате этого точка безубыточности (порог рентабельности) увеличится до 257186 руб., что в натуральном выражении составит 17290 шт.. (233805,43: 13,52). Как следствие, маржинальный запас прочности организации составит 46,23%. В этих условиях эффект производственного левериджа в организации снизится до 2,16 единиц, что составит 51,75% к фактическому уровню.

По данным таблицы 7 при снижении постоянных затрат на 10 % (с 64216,16 тыс.руб. до 57794,54 тыс.руб.) прибыль  организации увеличится до 26586,96 тыс.руб. (434817-350435,50-57794,54) или на 31,85 %. В этих условиях точка безубыточности в денежном выражении составит 297814 тыс.руб., а в натуральном выражении – 22024 шт. При этом маржинальный запас прочности организации будет соответствовать 31,51%. Как следствие, в результате снижения постоянных затрат на 10 % эффект производственного левериджа составит 3,17единиц и по сравнению с первоначальным уровнем снизится на -1,01 единиц и составит 75,93% к фактическому уровню.

 

Таблица 8 Анализ влияния постоянных затрат на эффект производственного левериджа

Показатели

Фактичес-

кое

значение

При снижении постоянных затрат на 10%

Условное 

значение

Изменение от

фактического

(+\-)

%

1.Объем продаж, тыс.руб.

434817

434817

-

100

2.Переменные затраты,  тыс.руб.

350435,50

350435,50

-

100

3.Маржинальный доход,  тыс.руб.(п.1 - п.2)

84381,50

84381,50

-

100

4.Постоянные затраты,  тыс.руб.

64216,16

57794,54

-6421,62

90

5.Прибыль, тыс.руб. (п.3 - п.4)

20165,30

26586,96

6421,66

131,85

6.Объем продаж, шт.

32155,00

32155,00

-

100

7.Цена за единицу,  тыс.руб.

13,52

13,52

-

100

8.Точка безубыточности, шт.(п.4 * п.6 / (п.1 - п.2))

24471

22024

-2447

90

9. Пороговый объем  продаж, тыс.руб. (п.7*п.8)

330909,10

297814

-33095,1

90

10.Маржинальный доход  в расчете на единицу товара, тыс.руб. (п.3/п.6)

2,62

2,62

-

100,16

11. Маржинальный запас  прочности ((п.6 - п.8)/ п.6)*100%

23,90

31,51

7,61

131,85

12. Эффект производственного  левериджа (п.3/п.5)

4,18

3,17

-1,01

75,93


 

Анализ приведенных  расчетов позволяет сделать вывод  о том, что в основе изменения эффекта производственного левериджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат организации. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной в организациях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат организации, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения объема продаж организации.

Информация о работе Анализ затрат по производству и реализации продукции