Анализ затрат на производство и реализацию продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести анализ затрат на производство и реализацию продукции на предприятии.
Объектом исследования данной курсовой работы является предприятие ОАО «Самараэнерго», созданное с целью получения прибыли, основным видом деятельности которого, является обеспечение населения электрической энергией.
Приемами аналитического исследования явились прием сравнения, расчет аналитических показателей.

Файлы: 1 файл

Анализ затрат САмараэнерго.docx

— 154.49 Кб (Скачать файл)

5. Прочие затраты (арендная плата, страховые платежи, проценты по кредитам, налоги, включаемые в себестоимость, отчисления во внебюджетные фонды и др.).

   Группировка затрат по  элементам необходима для того, что бы  изучить материалоемкость,  энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации.

Группировка затрат по назначению, т. е. по статьям  калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.

Затраты на производство продукции  составляют наибольший удельный вес во всех расходах предприятия. Предприятия  также производят затраты на реализацию (сбыт) продукции, т.е. осуществляют внутрипроизводственные,  или коммерческие расходы (транспортные, упаковка, хранение) и т.д. Все вместе это составляет полную или коммерческую себестоимость продукции.

Кроме затрат, включаемых в себестоимость  продукции, предприятие несет затраты, производимые за счет отчислений от прибыли.

При определении себестоимости  отдельных видов продукции (работ, услуг) используется группировка затрат на единицу продукции по статьям калькуляции, необходимая в процессе ценообразования на различные виды продукции.

    Для оценки  текущих затрат  необходимо провести анализ себестоимости  товарной продукции. На основе  плановых и отчетных калькуляций определяется плановая и фактическая себестоимость всей товарной продукции. Себестоимость всей товарной продукции определяется как совокупная себестоимость всех намеченных к производству на плановый период или фактически произведенных в отчетном периоде видов готовой продукции и полуфабрикатов, предназначенных к поставке или поставленных на сторону, а также работ промышленного характера, выполняемых на сторону, для собственного капитального строительства и непромышленного хозяйства.

При анализе выполнения плана по себестоимости продукции может использоваться показатель изменения уровня себестоимости сравниваемой товарной продукции.

      Снижение или повышение  себестоимости сравниваемой товарной продукции определяется по отношению к среднегодовой себестоимости этой продукции за предыдущий год.

    Для определения изменения себестоимости  сравниваемой товарной продукции против уровня прошлого года эта продукция оценивается по среднегодовой отчетной себестоимости соответствующих видов продукции за прошлый и текущий (отчетный) годы. Разница между показателями среднегодовой себестоимости продукции за прошлый и текущий годы представляет экономию (удорожание) от снижения себестоимости сравниваемой товарной продукции.

    Отношение экономии (удорожания) от  снижения (повышения) себестоимости сравниваемой товарной продукции по среднегодовой себестоимости прошлого года, выраженное в процентах, представляет относительную величину снижения (повышения) себестоимости сравниваемой товарной продукции.

       Затраты на один рубль товарной  продукции исчисляются как частное от деления себестоимости всей товарной продукции на тот же объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия.

      Расчет затрат  на один рубль товарной продукции  и сопоставление их с тем же показателем за предыдущий год имеет целью:

  • определить по сравнению с предыдущим годом изменение уровня затрат (снижение или повышение) по всей производимой продукции с учетом ее качества;

обеспечить  увязку между планом по себестоимости  и планом по товарной продукции в ценах с учетом принятых в плане.

    Одним из основных общих показателей  для оценки выполнения плана по себестоимости продукции на предприятии является показатель затрат на 1 руб. товарной продукции. Обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты на рубль товарной продукции - очень универсальный, так как может рассчитываться в любой отрасли производства, и наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.

      Показатель затрат на 1 руб. товарной  продукции  представляет отношение полной себестоимости всей товарной продукции  к стоимости этой же продукции.  Этот показатель характеризует как уровень себестоимости, так и рентабельность производства. На него оказывают влияние как обыкновенные и субъективные, так и внешние и внутренние факторы.  Величина отклонения затрат на 1 руб. товарной продукции зависит: от изменения ассортимента (структуры) продукции, оптовых цен на продукцию и уровня себестоимости отдельных видов продукции.

      Для установления влияния изменения  сдвигов в структуре продукции  на изменение затрат, необходимо  фактический выпуск и ассортимент продукции пересчитать по себестоимости и оптовым ценам и в этих условиях определить затраты на 1 руб. товарной продукции.

   Сопоставляя полученные показатели  с плановыми, определяется влияние сдвигов в структуре продукции на затраты на 1 руб. товарной продукции. Это свидетельствует о повышении удельного веса продукции с большей рентабельностью. Для правильного определения затрат на один рубль товарной продукции и обоснования уровня затрат, принятого в плане, необходимо соблюдать следующие основные условия.

Один  и тот же объем товарной продукции  по составу принимается как в ценах, так и по себестоимости. Обеспечивается единство методологии определения товарной продукции в ценах по себестоимости.

   Учитывается  влияние на уровень  затрат  изменений по сравнению  с показателями предыдущего года  структуры продукции, цен и тарифов на сырье, материалы, топливо и энергию, а также готовую продукцию исследуемого  предприятия.

Выполнение плана по себестоимости  продукции отдельными цехами и участками производства определяется путем сопоставления фактической себестоимости продукции в части, зависящей от работы цеха (участка), с плановой себестоимостью этой продукции.

 

1.3. Методические подходы к управлению   затратами на предприятии

 

     В процессе предпринимательской  деятельности хозяйствующие субъекты  осуществляют разнообразные затраты,  необходимые для организации  производства и реализации продукции.  В экономической литературе, экономическое  содержание по целевому назначению  предложено условно разделить  на три группы:

-   текущие затраты;

-   текущие расходы;

-  капитальные вложения.

       Текущие затраты связаны с производством и реализацией продукции. Они занимают наибольший удельный вес во всех затратах предприятия и содержат затраты по использованию в процессе производства продукции сырья и материалов, основных производственных фондов, комплектующих изделий, топлива и энергии, по оплате труда и т.д. Текущие затраты возвращаются предприятию по завершении цикла производства и реализации продукции в составе выручки от реализации продукции.

    Состав текущих затрат  разнообразен и классифицируется  в зависимости от способа отнесения на себестоимость продукции, влияния на объем производства, от их однородности. В финансовом менеджменте управление текущими затратами рассматривается в жесткой связи с результатами производственной деятельности.

        Для принятия  решения о планировании состава,  структуры и величины текущих  затрат используют: фактические  данные о себестоимости продукции  и полученной прибыли за истекший  период и детальную информацию  об ожидаемых затратах и доходах.

       Если существенной  разницы в объеме производства  и реализации не планируется, то для принятия решения о размере затрат можно использовать данные истекшего периода с применением ним индекса инфляции.

        При существенных  изменениях производственной программы  необходим детальный анализ содержания затрат, их состава, структуры с тем, чтобы рассмотреть альтернативные варианты, оценить их эффективность в зависимости от изменения объема производства продукции, ее цены, оплаты труда и других факторов.

     С этих позиций  в финансовом менеджменте все  текущие затраты предприятия подразделяются на:

-    условно-переменные;

-  условно-постоянные;

-  смешанные.

    Условно-переменные затраты зависят от объема производства продукции и изменяются прямо пропорционально изменению объема производства. С ростом объема производства они увеличиваются и, наоборот, снижаются при уменьшении объема производства. Следует иметь в виду, что переменные затраты на единицу продукции постоянны, а совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от объема производства.

Условно-переменные затраты могут  носить производственный и непроизводственный характер.

           К  условно-переменным затратам производственного  назначения относятся затраты  на приобретение сырья и материалов, технологического топлива и энергии, основную заработную плату производственных рабочих и т.п.

        К условно-переменным  затратам непроизводственного назначения относятся транспортные издержки, торгово-комиссионные сборы за продажу и другие расходы, которые зависят от величины выручки от реализации продукции.  Следует заметить, что название «условно-переменные затраты» говорит о том, что отнесение затрат к жестко зависимым от изменения объема производства условно. На практике нередко возникают ситуации, когда затраты по той или иной статье переменных затрат изменяются не в тех темпах, что объем производства. Например, при покупке сырья его стоимость может иметь отклонения в зависимости от закупаемой партии. Как известно, чем больше партия закупки, тем меньше цена. На рисунке 1 показана зависимость условно-переменных затрат от объема производства.

Рис.1  Зависимость условно-переменных затрат от объема производства

  

   Условно-постоянные затраты — те, что не зависят от динамики объема производства за определенный период времени. К ним относятся: амортизационные отчисления, заработная плата управленческого персонала,  расходы на отопление и освещение помещений, арендная плата, денежные расходы на административно-хозяйственные нужды и другие. Уровень условно-постоянных затрат в расчете на единицу продукции, являясь неизменным для общего объема производства имеет тенденцию к относительному уменьшению с ростом объема производства и, наоборот, относительному увеличению при снижении объема производства.

         Условно-постоянные  затраты могут изменяться под  воздействием факторов, не связанных с изменением объема производства. К таким факторам можно отнести рост цен, переоценку основных фондов, изменение норм амортизационных отчислений, которые влекут за собой увеличение условно-постоянных затрат.

         Кроме того, отдельные виды затрат,  в определенных  условиях,  можно отнести либо  к постоянным, либо к переменным. Например,  в  зависимости  от формы оплаты труда, эти затраты могут быть как переменными, так и постоянными. При сдельной форме оплаты труда расходы на заработную плату относят к условно-переменным затратам; а при твердом окладе эти затраты считаются постоянными. Зависимость условно-постоянных затрат от объема производства показана на рисунке 2.

 

Рис.2. Зависимость условно-постоянных затрат от объема производства

        Смешанные затраты включают в себя как постоянные, так и переменные затраты. К ним относятся: почтовые и телеграфные расходы, затраты на текущий - ремонт оборудования, командировочные расходы, затраты на материально-техническое обеспечение и т.д. В зависимости от величины и возможности планирования их можно либо не учитывать, либо в каждом конкретном случае выделить в них постоянные и переменные затраты.

          Как  показывает практика классификация  затрат на постоянные и переменные  необходима для принятия управленческих решений и помогает финансовому менеджеру решать следующие задачи:

-  оценить окупаемость затрат;

-  оптимизировать сумму прибыли;

-  определить запас финансовой  прочности предприятия.

        Сопоставление  выручки от реализации продукции  с совокупными затратами дает возможность определить прибыль, которую можно получить при заданном объеме производства и соотношения переменных и постоянных затрат.

       Для оптимизации  суммы прибыли финансовый менеджер  должен определить влияние изменения объема производства на прибыль при заданном соотношении постоянных и переменных затрат.

       Изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами в пределах возможностей предприятия, можно решить вопрос оптимизации прибыли. Эта зависимость носит название «эффект производственного рычага».

    Сила воздействия производственного рычага определяется как частное от деления выручки от реализации за минусом переменных затрат на прибыль от реализации:

=          (1.7)

Информация о работе Анализ затрат на производство и реализацию продукции на предприятии