Анализ объемов производства и продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 06:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить методику анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции.
Задачи: - рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции;
- сравнить различные методики анализа объемов производства и продаж продукции;
- исследовать методику анализа динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции;
- изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции;
- дать характеристику методики анализа качества продукции;
- определить резервы повышения объемов производства и продаж;

Содержание работы

Введение 3
1. Обзор литературы 4
1.1. Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции 4
1.2. Методика анализа объемов производства и продаж продукции 6
1.3. Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции 10
1.4. Анализ ассортимента и структуры продукции 13
1.5. Анализ качества продукции 15
2. Общая характеристика предприятия 18
3. Анализа объемов производства и продаж продукции 23
4. Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции 25
5. Анализ ассортимента и структуры продукции 27
6. Анализ качества продукции 30
7. Резервы увеличения объема производства 32
Выводы и предложения 35
Библиографический список 37
Приложения 40

Файлы: 1 файл

Анализ объемов производства и продаж ассортимента и качества продукции ИТОГ.doc

— 538.00 Кб (Скачать файл)

 

Рассчитаем интегральный показатель:

 » 0,8655 или 86,55%.

Таким образом, маркетинговая  стратегия ЗАО «Сибирь» привела  к снижению эффективности деятельности на 13,45%, при этом объем реализации снизился почти на 30%.

Необходимо пересмотреть маркетинговую стратегию предприятия, чтобы устранить выявленные негативные тенденции к снижению ритмичности  работы, ассортиментной политики, влияния сезонности.

4. Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции

 

 

Анализируя динамику объема продажи услуг (табл. 4.1), необходимо учитывать показатели в сопоставимых ценах. Учет показателей в фактически действующих ценах может привести к искажению результатов анализа, подпадающих под воздействие стоимостного (ценового) фактора.

 

Таблица 4.1

Динамика производства и продажи продукции 

ЗАО «Сибирь» за 2009-2011 гг.

 

Год

Объем производства продукции в  текущих ценах, тыс.

Индекс цен

Объем производства продукции в  пенах базисного

Темпы роста, %

Объем реализации, тыс.

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2009

29305

1

29 305

100

 

28 730

100

 

2010

34028

1,135

29 981

102,31

102,31

33361

116,12

116,12

2011

30420

1,235

24 634

84,06

82,17

23400

81,45

70,14


 

Анализ данных, представленных в табл. 3, свидетельствует о том, что  в 2011 г. происходит снижение объема реализуемой продукции, в большем  объеме в сравнении с 2010 г.

 

70,14% < 82,17%

 

Это негативно отражается на результатах финансово-хозяйственной деятельности организации, так как средства извлечены из оборота и находятся в виде остатков залежалой готовой продукции на складах. В  2010г. положение было благоприятное – реализации опережала производство по темпам роста

 

116,12% > 102,31%

 

Комплексную оценку выполнения плана по производству и продаже  продукции за период можно провести с помощью данных табл. 4.2.

 

 

Таблица 4.2

Оценка выполнения плана  по выпуску и продажи продукции 

в ЗАО «Сибирь» в 2011 г.

 

Наимено-вание продукции

Объем производства продукции  в плановых ценах, тыс. руб.

Продажа продукции в  плановых ценах, тыс. руб.

план

факт

+, -

% к плану

план

факт

+, -

% к плану

мужские и женские  перчатки

5679,36

6530,47

851,10

14,99

6689,83

5265,00

-1424,83

-21,30

рукавицы из натураль-ной  кожи

3943,41

2266,33

-1677,08

-42,53

5129,75

4375,80

-753,95

-14,70

куртки кожаные для  летного состава

3600,50

4039,97

439,47

12,21

4548,02

4305,60

-242,42

-5,33

портфели штурман-ские

7158,14

8572,62

1414,48

19,76

8355,67

7090,20

-1265,47

-15,15

перчатки и рукавицы рабочие

1050,15

3224,59

2174,44

207,06

1718,73

2363,40

644,67

37,51

Итого

21431,56

24633,97

3202,42

14,94

26442,00

23400,00

-3042,00

-11,50


 

Анализ данных табл. 4.2 свидетельствует о том, что за отчетный 2011  год план по выпуску продукции перевыполнен на 14,94%, а по продаже недовыполнен на 11,5%, что негативно отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности, так как в организации существуют остатки залежалой (нереализованной) продукции на складе.

Для своевременного принятия управленческих решений в организации  проводится оперативный анализ производства и отгрузки продукции. Этот вид анализа  осуществляется на основе расчета, в  котором отражаются плановые и фактические  сведения о выпуске и отгрузке по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана.

В рамках комплексного анализа  продукции необходимо провести анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам оборачивается для организации потерей выручки, выплатой штрафов, потерей деловой репутации и, как следствие, рынков сбыта.

Также важным направлением комплексного анализа является оценка риска невостребованности продукции. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба организации, вызванного этой причиной.

5. Анализ ассортимента и структуры продукции

 

Основными причинами, обуславливающими невыполнение плана по ассортименту, являются как внутренние причины (недостатки в системе организации и управления производством; плохое техническое состояние оборудования; простои; аварии; недостаток средств; недостатки в системе управления и материального стимулирования), так и внешние причины (изменение конъюнктуры рынка; спрос на отдельные виды продукции; состояние материально-технического обеспечения; несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам).

Оценка выполнения плана  по номенклатуре основывается на сопоставлении  планового и фактического выпуска продукции по основном видам, включенным в номенклатуру.

По данным табл. 5.1 проводится анализ выполнения плана по ассортименту. При этом необходимо помнить, что продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, в выполнение плана по ассортименту не засчитывается.

 

Таблица 5.1

Выполнение плана по ассортименту продукции ЗАО «Сибирь»

 

Изделие

Товарная продукция в плановых ценах, тыс. руб.

Выполнение плана, %

Товарная продукция, зачтенная  в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.

план

факт

мужские и женские перчатки

5679,36

6530,47

114,99

5679,36

рукавицы из натуральной кожи

3943,41

2266,33

57,47

2266,33

куртки кожаные для летного  состава

3600,50

4039,97

112,21

3600,50

портфели штурманские

7158,14

8572,62

119,76

7158,14

перчатки и рукавицы рабочие

1050,15

3224,59

307,06

1050,15

Итого

21431,56

24633,97

114,94

19754,48


 

Оценка выполнения плана  по ассортименту может производиться:

 

по способу наименьшего  процента (57,47% для рассматриваемого примера в табл. 5.1);

 

по удельному весу в общем перечне наименований изделий,по которому выполнен план выпуска  продукции (20%);

 

по способу среднего процента по формуле:

 

ВПас = ВПф – ВПпл,    (5.1)

где ВПас – выполнение плана по ассортименту, %;

ВПф – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

Впл – плановый выпуск продукции.

 

По данным табл. 5 видно, что план по ассортименту выполнен на 92,17%.

 

ВПас = 19 754,48 : 21 431,56 ×  100 = 92,17%.

 

Так как план по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий, в рассматриваемом примере план по ассортименту не выполнен.

Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры  продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Структура продукции  – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска.

Выполнение плана по структуре означает сохранение в  фактическом выпуске продукции  запланированного соотношения отдельных ее видов.

Для расчета влияния  структурных сдвигов с целью  устранения их влияния на экономические  показатели используют метод прямого  счета по всем видам изделий, метод  средних цен, а также метод  цепной подстановки.

По методу прямого счета изменение объема выпуска продукции за счет структуры (DВПс) определяется по формуле:

 

DВПс = ВП1  – ВП1,0     (5.2)

 

где   ВП1 –   фактический   выпуск   продукции   при   фактической структуре;

ВП0  – фактический выпуск продукции при плановой структуре.

ВП1,0 рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции (табл. 6) или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

Если коэффициент недовыполнения плана равен 1,053

 

34 246 : 32 530 = 1,0528,

то фактический выпуск по первой группе изделий, пересчитанный  на плановую структуру, составит 7753  тыс. руб. (7364 × 1,053).

Таблица 5.2

Анализ структуры товарной продукции ЗАО «Сибирь» в 2011 г.

Изделие

Оптовая цена изделия, руб.

Объем производства продукции, шт.

Структура продукции, %

Выпуск продукции в  ценах плана, тыс. руб.

Изменение выпуска продукции  за счет структуры, тыс. руб.

план

факт

план

факт

план

факт при плановой структуре

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

мужские и женские  перчатки

680

10830

10530

33,29

30,75

7364

7753

7160

-592,48

рукавицы из натуральной  кожи

230

8100

7200

24,90

21,02

1863

1961

1656

-305,28

куртки кожаные для  летного состава

2100

4500

5983

13,83

17,47

9450

9948

12564

2615,80

портфели штурманские

1255

1300

1563

4,00

4,56

1632

1718

1962

244,00

перчатки и рукавицы рабочие

144

7800

8970

23,98

26,19

1123

1182

1292

109,23

Итого

32530

34246

100

100

21432

22563

24634

2071,27

Информация о работе Анализ объемов производства и продаж