Анализ объемов производства и продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 06:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить методику анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции.
Задачи: - рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции;
- сравнить различные методики анализа объемов производства и продаж продукции;
- исследовать методику анализа динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции;
- изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции;
- дать характеристику методики анализа качества продукции;
- определить резервы повышения объемов производства и продаж;

Содержание работы

Введение 3
1. Обзор литературы 4
1.1. Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции 4
1.2. Методика анализа объемов производства и продаж продукции 6
1.3. Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции 10
1.4. Анализ ассортимента и структуры продукции 13
1.5. Анализ качества продукции 15
2. Общая характеристика предприятия 18
3. Анализа объемов производства и продаж продукции 23
4. Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции 25
5. Анализ ассортимента и структуры продукции 27
6. Анализ качества продукции 30
7. Резервы увеличения объема производства 32
Выводы и предложения 35
Библиографический список 37
Приложения 40

Файлы: 1 файл

Анализ объемов производства и продаж ассортимента и качества продукции ИТОГ.doc

— 538.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Как показывают данные табл. 5.2, отклонение за счет изменения структуры составило 2 071,27 тыс. руб.

Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 1,053% по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, общий объем производства в ценах плана составил бы 21 432 тыс. руб. При фактической же структуре он выше на 2071,27 тыс. руб. Это означает, что в общем объеме выпуска продукции увеличилась доля дорогой продукции.

 

6. Анализ качества продукции

 

Качество – один из основных факторов, способствующих росту реализации и определяющих конкурентоспособность выпускаемой продукции и самого предприятия. Однако повышение качества, как правило, требует дополнительных затрат и увеличения себестоимости единицы продукции.

Для оценки выполнения плана  по качеству определим средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня найдемпроцент выполнения плана по качеству (балльный метод).

Анализ обобщающих показателей  качества продукции по первому методу представлен в табл. 6.1.

Таблица  6.1

Анализ обобщающих показателей  качества продукции

ЗАО «Сибирь» за 2011 г.

 

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

план

факт

Средневзвешенный балл качества продукции

0,73

0,9

0,81

Удельный вес, %:

     

продукции высшей категории качества

80,0

90,0

90,0

экспортируемой продукции

0,8

1,3

1,1

забракованной продукции

0,5

0,3

0,3

зарекламированной продукции

0,3

0,5

0,4


 

Как показывает таблица 6.1, за отчетный год предприятие ЗАО «Сибирь» проделало определенную работу по повышению качества продукции и ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса экспортируемой продукции и продукции высшей категории качества, к которой относятся куртки кожаные для летного состава и портфели штурманские.

Предприятие ЗАО «Сибирь» выпускает мужские и женские перчатки двух сортов (первого и второго) в зависимости от используемой кожи.

Сортовой состав за 2011 г. по этому виду продукции изменился, расчеты ведутся по второму методу.

Изменение качества затрагивает, прежде всего, изменение цены и себестоимости продукции, поэтому вначале рассчитывается, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным ниже алгоритмам определяется влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации:

 

DВП=(Ц1– Ц0) × VBПк,     (6.1)

 

DВ = (Ц1 – Ц0) × РПк     (6.2)

 

DП=[(Ц1 – Ц0) × VВПк] – [(С1 – С0) × РПк],   (6.3)

 

где Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0, С1 — себестоимость изделия до и после изменения качества;

VВПк – количество произведенной продукции повышенного качества;

РПк – количество реализованной продукции повышенного качества.

В стоимостном выражении  расчет влияния сортового состава  продукции на объем ее производства определяется способом абсолютных разниц (табл. 6.2): изменение удельного веса по каждому сорту (DУдi) умножается на цену соответствующего сорта (Цi), результаты складываются и умножаются на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении (VВПобщ.ф):

 

DВП сорт = å (DУДi × Цi) × VВПобщ.ф   (6.4)

 

Таблица 6.2

Оценка влияния сортового  состава на изменение среднего уровня цены перчаток ЗАО «Сибирь»

Сорт продукции

Цена, руб.

Структура продукции

Изменение средней цены

План

Факт

 

Первый

750

0,59

0,48

-0,11

-82,5

Второй

600

0,41

0,52

0,11

66

Всего

680

1,00

1,00

 

-16,5


 

Из табл. 6.2 видно, что в связи со снижением качества продукции (снижением доли первого сорта и увеличением, соответственно, доли второго сорта) средняя цена реализации по изделию стала ниже плановой на 16,5 руб.

Фактический выпуск перчаток составил в 2011 г. в размере 10 530 шт. Тогда стоимость фактического выпуска перчаток снизилась на 173,75 тыс. руб.

 

10530 × 16,5 : 1000 = 173,75 тыс. руб.

 

Остальные виды продукции  не разделяются по сортам.

Аналогично можно рассчитать изменение себестоимости продукции  за счет изменения сортности.

7. Резервы увеличения объема производства

 

Величина выручки от реализации ЗАО «Сибирь» функционально зависит от разных факторов:

– от  натурального объема продаж и цены на единицу каждого товара;

– от общей суммы затрат на проданные товары и прибыль  от продаж;

– от величины товарных запасов и  их оборачиваемости;

– от сезонности продаж.

Соответственно выручку  можно рассматривать либо как  произведение натурального объема продаж на цены по всей номенклатуре продукции, либо как сумму затрат и прибыли от продаж, либо как произведение товарооборачиваемости на величину запасов, либо как показатель предыдущего периода скорректированный на коэффициент сезонности продаж.

К основным факторам снижения выручки от продаж за счет изменения структуры продукции можно отнести:

– изменение спроса на продукцию различных категорий потребителей;

– недостаточную обеспеченность предприятия необходимым оборудованием и материальными ресурсами;

– нехватку персонала необходимых профессий и квалификаций;

– стремление организации производить менее трудоемкие и более высокорентабельные виды продукции.

Кроме того на выпуск продукции  и выручку от реализации влияет нарушение ритмичности, которое ухудшает очень многие экономические показатели: снижается качество продукции, увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость капитала, не выполняются поставки по договорам, и организации приходится платить штрафы за несвоевременную отгрузку продукции. В результате несвоевременно поступает выручка, имеет место излишний расход фонда заработной платы, поскольку в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы. Все это повышает себестоимость продукции, уменьшает сумму прибыли, ухудшает финансовое состояние организации. Неритмичная работа способна привести к банкротству малые и средние по размерам организации и может обесценить преимущества, которые получают крупные организации за счет действия эффекта масштаба. Следовательно, характеристику размера и мощности организации необходимо дополнить анализом ритмичности.

Основными причинами  неритмичной работы организации  могут быть: отсутствие спроса на продукцию, неэффективное использование производственных ресурсов, наличие избыточной производственной мощности, превышающей потребности населения в данных видах услуг, и др.

При снижении качества продукцкии также снижается выручка от продаж, так как снижается технический уровень продукции; появляются отклонения технического уровня отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем или нормативным; усиливаются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции.

Резервы роста объема производства в ЗАО «Сибирь» возможны за счет  улучшения использования ресурсов предприятия.

1. Приращение продукции  в результате создания дополнительных рабочих мест.

2. Приращение объема  продукции от ввода нового швейного оборудования.

3. Приращение объема продукции от ликвидации потерь рабочего времени.

4. Приращение объема  продукции от ликвидации потери времени работы оборудования.

5. Приращение продукции  от внедрения мероприятий по  совершенствованию маркетинговой стратегии, технологии и организации производства и труда.

6. Приращение выпуска продукции от снижения норм расхода сырья и материалов в результате внедрения новых технологий.

По каждому направлению  анализа проведем расчеты, результаты которых поместим в таблицу 7.1. Проведенный анализ позволяет оценить возможность предприятия по увеличению выпуска продукции.

 

Таблица 7.1

Резервы роста выпуска  продукции ЗАО «Сибирь»

 

Показатели

До мероприятия

После мероприятия

1

2

3

1. Создание дополнительных рабочих  мест

Количество рабочих мест, чел.

128

130

Годовой  объем выручка, тыс. руб.

23400

 

Среднегодовая выработка рабочего, тыс. руб.

182,81

 

Прирост объема выручка, тыс. руб.

 

365,63

2. Ввод новых швейных комплексов

Количество вводимого оборудования

 

2

Полезное время работы, машино-час

 

1394,4

Выработка продукции за 1 маш-час, тыс. руб.

 

3,2

Прирост объема выручка, тыс. руб.

 

8924,16


 

 

Продолжение таблицы 7.1

1

2

3

3. Ликвидация потерь рабочего  времени

Количество потерянных часов

2944

 

Среднечасовая выработка, тыс. руб.

0,09

 

Прирост объема выручка, тыс. руб.

 

270,18

4. Ликвидация потерь времени  работы оборудования

Количество потерянных часов времени  оборудования

26

 

Среднечасовая выработка

32

 

Прирост объема выручка, тыс. руб.

 

832

5.  Совершенствование маркетинговой  стратегии, улучшение организации производства

Среднечасовая выработка

0,09

0,11

Количество часов, отработанных всеми  рабочими

 

254976

Прирост объема выручка, тыс. руб.

 

3510

6. Снижение норм расхода сырья  и материалов

Нормы расходов

0,8

0,75

Плановая цена единицы сырья, тыс. руб.

0,314

 

Планируемый выпуск продукции, шт.

34246

 

Прирост объема выручка, тыс. руб.

 

538,2


 

Как видно из таблицы 7.1, резервы роста выпуска продукции по каждому виду ресурсов неодинаковы: если в результате расширения и лучшего использования трудовых ресурсов выпуск продукции может возрасти на 365,63 тыс. руб., то за счет средств труда – на 8 924,16 тыс. рублей. Таким образом, реальное увеличение объема выпуска продукции возможно только в объеме 8 924,16 тыс. руб. Это означает, что часть трудовых ресурсов будет использоваться неэффективно. Отсюда следует вывод о необходимости расширения средств труда или о сокращении трудовых ресурсов.

 

Выводы и предложения

 

Подведем  итог выполненному исследованию и сделаем выводы.

Объем производства и реализации продукции являются важнейшими показателями деятельности любого предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Информация о работе Анализ объемов производства и продаж