Анализ объемов производства и продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 06:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить методику анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции.
Задачи: - рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции;
- сравнить различные методики анализа объемов производства и продаж продукции;
- исследовать методику анализа динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции;
- изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции;
- дать характеристику методики анализа качества продукции;
- определить резервы повышения объемов производства и продаж;

Содержание работы

Введение 3
1. Обзор литературы 4
1.1. Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции 4
1.2. Методика анализа объемов производства и продаж продукции 6
1.3. Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции 10
1.4. Анализ ассортимента и структуры продукции 13
1.5. Анализ качества продукции 15
2. Общая характеристика предприятия 18
3. Анализа объемов производства и продаж продукции 23
4. Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции 25
5. Анализ ассортимента и структуры продукции 27
6. Анализ качества продукции 30
7. Резервы увеличения объема производства 32
Выводы и предложения 35
Библиографический список 37
Приложения 40

Файлы: 1 файл

Анализ объемов производства и продаж ассортимента и качества продукции ИТОГ.doc

— 538.00 Кб (Скачать файл)

Номенклатура – это систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров).

Целью анализа ассортимента и структуры продукции Г.В. Савицкая [21, с. 108] видит в выработке рекомендаций по изменению ассортимента и структуры продукции на предстоящий период с учетом потребностей рынка и возможностей предприятия. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента продукции, по ее мнению, включает в себя следующие основные моменты:

1) определение текущих  и перспективных потребностей  покупателей;

2) оценку уровня конкурентоспособности  выпускаемой или планируемой  к выпуску продукции;

3) изучение жизненного  цикла изделий и принятие своевременных  мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

4) оценку экономической  эффективности и степени риска  изменений в ассортименте продукции.

Изменения в ассортименте продукции показывает коэффициент ассортиментности. 

Г.В. Савицкая, И.Н. Чуев и  Л.Н. Чуева [21, с. 109; 25, с.99] предлагают рассчитать данный коэффициент следующим образом:

 

Кас = Nас/Nпл,      (1.7.),

 

где Кас – коэффициент  ассортиментности;

Nас – объем продукции, принятый в расчет;

Nпл – плановый объем  производства.

Савицкая Г.В. также  предлагает рассчитать коэффициент обновления ассортимента продукции путем деления объема выпуска новых изделий на общий выпуск продукции:

 

Коб.ас. = Nн/N,      (1.8.),

 

где Коб.ас – коэффициент обновления ассортиментности;

Nн – объем выпуска новых изделий;

N – общий выпуск продукции.

Оценка выполнения задания  по ассортименту предполагает выявление  причин недовыполнения плана по ассортименту и определение мероприятий по обеспечению выполнения плана. Причины, влияющие на данный показатель, И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева [25, с. 100] делят на две группы: внешние и внутренние.

К внешним причинам относят конъюнктуру рынка, востребованность продукции по видам изделий, состояние материально-технического обеспечения, состояние рынка сырья.

Внутренними причинами являются низкий уровень организации производства и труда, низкое техническое состояние активной части основных фондов, непроизводительные потери рабочего времени, недостатки в системе управления и материального стимулирования работников.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и  сокращение по другим видам продукции  приводит к изменению ее структуры.

Согласно точке зрения А.И. Алексеевой [1, с. 184], структура – это удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме их выпуска. Анализ структуры товаров предполагает изучение удельного веса каждого вида товаров в плановом и фактическом их объеме, то есть плановой и фактической структуры выпускаемых товаров, степени выполнения плана по структуре.

Изменение структуры  выпуска и реализации изменяет все  показатели работы: объем выпуска  и реализации, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность, финансовую устойчивость. При нарастании удельного веса дорогостоящей продукции увеличивается объем выпуска в стоимостном выражении, и наоборот. Возрастание удельного веса высокорентабельной продукции приводит к увеличению прибыли, и наоборот.

Проведя содержательный анализ экономической литературы, следует  отметить, что большинство авторов тождественны в области методики анализа ассортимента и качества продукции. Анализ ассортимента и структуры товаров играют огромную роль, так как их изменение влияет на основные экономические показатели и положение организации на рынке.

1.5. Анализ качества продукции

 

Важным показателем  деятельности промышленных предприятий  является качество продукции.

А.И. Алексеева [1, с. 192] качество продукции определила как совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих конкретную потребность.

Повышение качества продукции, работ, услуг – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества способствует повышению спроса и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. Поэтому оценка качества является важнейшей составляющей экономического анализа.

Основными задачами анализа  качества продукции, по мнению Л.Н. Чечевицина [26, с. 206] являются:

1) оценка качества  выпускаемой продукции;

2) выявление причин снижения качества;

3) установление влияния  изменения качества на объем  выпуска продукции.

Качество продукции  подтверждается сертификатами соответствия. Сертификация дает возможность установить, что должным образом идентифицированные продукция, процесс, услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

При успешном прохождении  сертификации предприятию-производителю  выдается сертификат соответствия, и  устанавливается право маркировать  изделие и (или) упаковку знаком соответствия. С целью установления того, что сертифицированная продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, производится инспекционный контроль.

Г.В. Савицкая [22, с. 13] показатели, характеризующие качество продукции, подразделяет на обобщающие, индивидуальные и косвенные. Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

- удельный вес новой  продукции в общем ее выпуске;

- удельный вес продукции  высшей категории качества;

- средневзвешенный балл продукции;

- средний коэффициент  сортности (отношение стоимости  произведенной продукции к ее  стоимости по ценам первого  сорта);

- удельный вес аттестованной  и неаттестованной продукции;

- удельный вес сертифицированной  продукции;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой  продукции, в том числе в  высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

- полезность (жирность  молока, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.);

- надежность (долговечность,  безотказность в работе);

- технологичность, т.е.  эффективность конструкторских  и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

- эстетичность изделий.

Косвенные показатели:

- штрафы за некачественную  продукцию;

- объем и удельный  вес забракованной продукции;

- удельный вес продукции,  на которую поступили претензии  (рекламации) от покупателей;

- потери от брака  и др.

Проведя содержательный анализ литературных источников можно отметить тождественность научных определений в области методики анализа качества продукции. Большинство авторов сходятся во мнении о том, что анализ качества продукции необходимо начинать с определения обобщающих показателей, и изучается их динамика. По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности. При оценке выполнения плана по структуре фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент  сортности Любушин [14, с. 197] предлагает рассчитать двумя способами:

- отношением количества  продукции 1 сорта к общему количеству;

- отношением стоимости  продукции всех сортов к возможной  стоимости продукции по цене 1 сорта.

Важным косвенным показателем  качества продукции, по мнению А.И. Алексеевой [1, с. 195] , является брак. Он делится на: – исправимый и неисправимый;

- внутренний (выявленный  в организации) и внешний (выявленный  у потребителя).

Выпуск бракованного товара ведет к росту себестоимости  и снижению объема товара, прибыли  и рентабельности. В процессе анализа  изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товаров, определяют потери от брака.

Основными причинами  понижения качества продукции, по мнению А.И. Алексеевой, являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии, организации  производства и квалификации рабочих  и др. После изучения причин снижения качества и допущенного брака разрабатываются мероприятия по их устранению.

В настоящее время  недостаточно контролировать качество конечного продукта и отдельных  составляющих производственного процесса. Кочергов Д. [12, с.35] в статье «Система первой необходимости» говорит о создание системы качества.

Единственно верный путь к сердцам потребителей, по мнению Кочергова Д., лежит через систематическое повышение качества продукции. Система качества представляет собой совокупность всех аспектов (ресурсы, персонал, оргструктура и т.д.) влияющих на качество конечной продукции. Принцип системности позволяет выстроить четкие и прозрачные схемы взаимодействия всех элементов производства и реализации продукции.

 

 

2. Общая характеристика предприятия

 

Закрытое акционерное  общество «Сибирь» зарегистрировано Постановлением Главы администрации Центрального района г.Омска № 1183 от 04.09.1992г.(код ОКПО 05242417, ИНН 5503011209, регистрационный номер 38200220), редакция устава принята в связи с приведением в соответствие с Федеральным Законом №120-ФЗ от 07 августа 2001г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об акционерных обществах». Акционерное общество «Сибирь», в дальнейшем именуемое Общество, является закрытым акционерным обществом.

Общество является юридическим  лицом и действует на основании  устава и Федерального закона «Об  акционерных обществах» от 26.12.95 г., имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе, включая имущество, переданное ему акционерами в счет оплаты акций.

Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Полное фирменное наименование общества: Закрытое акционерное общество «Сибирь». Сокращенное фирменное  наименование общества: ЗАО «Сибирь».

Место нахождения общества: 644031 г. Омск-31, ул. Звездова, 129.

Целью общества является извлечение прибыли.

Основными видами деятельности Общества являются:

  • производство и продажа товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения.

Кожгаланрейное предприятие ЗАО «Сибирь» от Урала до Камчатки является единственным предприятием, занимающимся производством перчаток из натуральной кожи. Основанное в 1938 г. предприятие многие десятилетия удерживает первенство среди родственных организаций и обеспечивает своей продукцией весь Западно-Сибирский регион.

Основным видом продукции  для ЗАО «Сибирь» является выпуск рукавично-перчаточных изделий из натуральной кожи на различных видах  подкладки, а также одежда, сумки  и прочая галантерея, выполненная  из натуральной кожи.

Предприятие принимает  заказы на пошив рабочей одежды и  перчаточно-рукавичных изделий спецназначения.

Рынок товаров легкой промышленности, в том числе кожгалантерейных изделий, относится к числу рынков с развитой конкуренцией. Это обусловлено  значительным количеством предприятий, выпускающих данную продукцию, большим количеством оптовых поставщиков и высокой долей импорта.

Организационная структура  предприятия (Приложение А) включает в себя:

  • совет директоров;
  • дирекцию (генеральный директор, заместители генерального  директора по сбыту, производству, главный бухгалтер и главный инженер);
  • производственно-технический отдел;
  • производство: а) раскройный участок; б) пошивочный участок; в) отдел технического контроля (ОТК);
  • инженерно-технический отдел;
  • отдел снабжения и продаж; а) склад; б) гараж;
  • планово-экономический отдел;
  • отдел кадров;
  • юридический отдел.

Возглавляет ЗАО «Сибирь» Генеральный директор, являющийся единоличным исполнительно-распорядительным лицом Общества, который представляет все его интересы и действует от его имени без доверенности. В компетенцию Директора входит обеспечение выполнения текущих и перспективных планов Общества; совершение всякого рода сделок; выдача доверенностей; утверждение структуры, штатного расписания, должностных инструкций сотрудников Общества, подписание приказов и указаний, обязательных для исполнения всеми работниками Общества; издание приказов о назначении на должности работников Общества, об их переводе и увольнении, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий; осуществление иных полномочий, не отнесенных к исключительной компетенции общего собрания участников Общества. Трудовые отношения работников ЗАО «Сибирь» регулируются действующим трудовым законодательством, трудовыми договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями работников.

Информация о работе Анализ объемов производства и продаж