Анализ объемов производства и продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 06:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить методику анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции.
Задачи: - рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции;
- сравнить различные методики анализа объемов производства и продаж продукции;
- исследовать методику анализа динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции;
- изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции;
- дать характеристику методики анализа качества продукции;
- определить резервы повышения объемов производства и продаж;

Содержание работы

Введение 3
1. Обзор литературы 4
1.1. Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции 4
1.2. Методика анализа объемов производства и продаж продукции 6
1.3. Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции 10
1.4. Анализ ассортимента и структуры продукции 13
1.5. Анализ качества продукции 15
2. Общая характеристика предприятия 18
3. Анализа объемов производства и продаж продукции 23
4. Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции 25
5. Анализ ассортимента и структуры продукции 27
6. Анализ качества продукции 30
7. Резервы увеличения объема производства 32
Выводы и предложения 35
Библиографический список 37
Приложения 40

Файлы: 1 файл

Анализ объемов производства и продаж ассортимента и качества продукции ИТОГ.doc

— 538.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

К важнейшим показателям, характеризующим результаты производственной деятельности предприятия и его  структурных подразделений, относятся  объём выпущенной продукции и  объем продаж.

Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и продаж продукции (работ, услуг), так как производство и реализация являются важнейшими аспектами их функционирования. От объема, ассортимента, качества выпущенной и реализованной продукции зависят издержки, прибыль, рентабельность, конкурентоспособность и рыночная активность организации. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. Поэтому анализ объема производства и реализации продукции имеет огромное значение.

В настоящее время  большое значение приобретает качество продукции и наличие возможности  выбора товара из предлагаемого ассортимента. Именно поэтому управление ассортиментом  и качеством – это одни из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.

Также одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции. Повышение качества продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Цель работы: изучить методику анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции.

Задачи:

- рассмотреть задачи  и информационное обеспечение  анализа объемов производства  и продаж продукции;

- сравнить различные  методики анализа объемов производства и продаж продукции;

- исследовать методику  анализа динамики и выполнения  плана объемов производства и  реализации продукции;

- изучить методику  анализа ассортимента и структуры  продукции;

- дать характеристику  методики анализа качества продукции;

- определить резервы повышения объемов производства и продаж;

- провести анализ основных  экономических показателей деятельности  предприятия.

Методологическая основа исследования: учебники и учебные пособия, статьи отечественных и зарубежных экономистов.

Методы: монографическое исследование, сводка и группировка, сравнение, графический метод, факторный анализ.

1. Обзор литературы

1.1. Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции

 

Согласно точке зрения Н.П. Любушина [14, с.183], целью анализа объемов производства и продаж продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации по сравнению с конкурентами, расширять долю рынка при максимальном использовании производственных мощностей и в результате – увеличить прибыль организации.

Содержательный анализ экономической литературы позволяет  сделать вывод о том, что дискуссионным  моментом является определение основных задач анализа объемов производства и реализации продукции. Основными задачами анализа, по мнению Н.П. Любушина [14, с. 183], являются:

1. оценка степени выполнения  производственной программы и  плана продаж продукции;

2. оценка динамики  выпуска и продаж продукции;

3. оценки выполнения договоров  по объему, ритмичности поставок, качеству и комплектности продукции;

4. установление причин снижения  объемов производства и неритмичности  выпуска;

5. выявление внутрихозяйственных  резервов увеличения выпуска  и реализации продукции.

Другие авторы, такие как Савицкая Г.В., Чуев И.Н. и Чуева Л.Н., Войтоловский Н.В. [21, с. 103; 25, с. 87; 5 с. 183] дополнительно выделяют еще одну задачу: разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.

Также Савицкая Г.В., Любушин Н.П., Чуев И.Н. и Чуева Л.Н. [21, с. 103; 14, с. 184; 25 с. 87]  выделяют следующие объекты анализа:

- объем производства и реализации  продукции в целом и по     ассортименту;

-   качество и конкурентоспособность  продукции;

-   структура производства  и реализации продукции;

-   ритмичность производства  и реализации продукции.

Для измерения объемов производства и продаж в экономическом анализе  используются различные показатели. Г.В. Савицкая выделяет следующие показатели [22, с. 4]:

-стоимостные;

- натуральные (штуки, метры, тонны и т. д.);

- условно-натуральные (тонны условного  топлива, тонно-километры и т.д.);

- трудовые (нормо-часы затрат труда).

Натуральные показатели используют при  анализе объемов производства и  реализации продукции по отдельным  видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Например, на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок т.д.

Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции – в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства невозможно выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.

Объем производства характеризуется  валовой и товарной продукцией, а объем продаж – реализованной или проданной продукцией.

В настоящее время  предприятия самостоятельно планируют  свою деятельность и определяют перспективы  развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. Ориентиры для деятельности любой организации задают ее планы производства и продаж производимых товаров, план развития и т. д.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции, по мнению И.Н. Чуева[25, с. 87], служат:

- бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики;

- отчетность ф. №1-П  (годовая) «Отчет по продукции», ф. №1-П (квартальная) «Квартальная  отчетность промышленного предприятия  (объединения) о выпуске отдельных  видов продукции в ассортименте»,  ф. №1-П (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции», ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.

Главный блок фактической  информации – данные бухгалтерского учета. Они включают документы и регистры учета продукции: приемо-сдаточные накладные, ведомости выпуска продукции за месяц, карточки складского учета, накладные на отгрузку продукции, счета-фактуры и т. д., так пишет автор Войтоловский Н.В. [5, с. 116].

Важными исходными документами для анализа являются хозяйственные договоры с покупателями продукции (работ, услуг). Они содержат информацию о номенклатуре, объеме, качестве, комплектности, упаковке, цене, сумме договора, порядке и сроках отгрузки, порядке расчетов и доставки, санкциях за нарушение условий. На основании договоров предприятия формируют портфель заказов по объему и номенклатуре продукции и, исходя из своих производственных возможностей, планируют объемы производства продукции, составляют графики сдачи ее на склад и отгрузки покупателям.

Детальный план с расшифровкой объемов и сроков выпуска продукции  называется производственной программой. Производственная программа – основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития предприятия. При разработке производственной программы учитываются потребности отечественного и мирового рынков в товарах организации, общая рыночная ситуация, состояние конкурентных организаций и отраслей. Производственная программа обеспечивает сбалансированность производства и продаж в течение планируемого года.

1.2. Методика  анализа объемов производства и продаж продукции

 

На сегодняшний день существует множество разных методик  анализа объемов производства и  продаж продукции. Авторы выделяют разное количество этапов для проведения анализа.

Г.В. Савицкая [21, с.102] в работе «Экономический анализ» выделяет следующие 5 этапов:

1. Анализ динамики  и выполнения плана производства  и реализации продукции. Данный этап предполагает:

- анализ динамики выпуска  и реализации продукции;

- оценка выполнения плана по производству и реализации продукции;

- оперативный анализ  производства и отгрузки продукции;

- анализ выполнения  договорных обязательств по поставкам  продукции;

- оценка риска невостребованной  продукции.

2. Анализ ассортимента  и структуры продукции.

3. Анализ качества  продукции.

4. Анализ ритмичности  работы предприятия.

5. Анализ факторов  и резервов увеличения выпуска  и реализации продукции.

В работе «Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности»  Г.В. Савицкая [22, с. 3] дополнительно рассматривает еще несколько этапов:

1. Анализ положения  товаров на рынках сбыта;

2. Анализ конкурентоспособности  продукции.

Важнейшим направлением внутрихозяйственного анализа деятельности предприятия является контроль за выполнением  производственной программы выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении. Поэтому авторы под редакцией Л.Т. Гиляровской [6, с. 445] уделяют особое внимание следующим аналитическим процедурам: исследование и оценка выполнения плана по производству продукции, а так же его динамики в целом по предприятию и подразделениям – цехам основного производства.

А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий [1, с. 173] в работе «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» уделяют большое внимание анализу ассортимента и качеству продукции. Однако, не смотря на большое разнообразие подходов к анализу объемов производства и продаж продукции, следует отметить тождественность этих методик. Авторы, в том числе Г.В. Савицкая, Н.П. Любушин, Н.В. Войтоловский, А.П. Калинина и другие, для анализа объемов производства и продаж продукции обязательно выделяют следующие этапы.

- анализ динамики и  выполнения плана производства  и реализации продукции;

- анализ ассортимента и структуры  продукции;

- анализ качества продукции;

- анализ ритмичности работы  предприятия;

- анализ факторов и резервов  увеличения выпуска и реализации  продукции.

Анализ динамики и выполнения плана  объемов производства и реализации продукции, анализ ассортимента и структуры  продукции, анализ качества продукции, анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции далее будет рассмотрен подробнее. Поэтому далее рассмотрим анализ ритмичности работы предприятия, анализ положения товаров на рынках сбыта и анализ конкурентоспособности продукции.

По мнению Г.В. Савицкой [22. с.19], ритмичность – это равномерный выпуск, продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренной производственной программой.

Ритмичная работа является важным условием своевременного выпуска и продажи товаров. Ритмичность свидетельствует о рациональной организации производства и труда. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество товаров, увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовых товаров на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала. Не выполняются поставки по договорам, и организация платит штрафы за несвоевременную отгрузку товаров. Перерасходуется фонд оплаты труда в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости товаров, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния организации.

Для оценки ритмичности, И.Н. Чуев, Г.В. Савицкая, А.И. Алексеева, Ю.В. [25, с. 113; 21, с. 120; 1, с. 196], выделяют прямые и косвенные показатели.

Прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент аритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства товаров за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес производства товаров за каждый месяц к квартальному объему и т.д.

Косвенные показатели ритмичности – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку товаров, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовых товаров на складах.

Одним из распространенных показателей оценки ритмичности  работы предприятия является коэффициент ритмичности. И.Н. Чуев и Л.Н. Чуева [25, с. 113] предлагают рассчитать его несколькими способами:

1. Коэффициент ритмичности  определяется делением объема  производства товаров, который  зачтен в выполнение плана  по ритмичности, на плановый  объем производства. При этом  в выполнение плана по ритмичности  засчитывается объем производства, но не более запланированного. Желательное значение коэффициента ритмичности равно 1.

Информация о работе Анализ объемов производства и продаж